ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Источники и движущие силы становления и развития экологической сферы
Выделение тех или иных элементов в структуре какой-либо системы ещё не даёт основания судить о характере её целостности, о качественных особенностях. В этом случае ситуация похожа на ту, которую характеризовал Гегель: «...части выступают как самостоятельные по отношению друг к другу и к целому...», а для познания сложных явлений действительности «...внешнего и механического отношения частей недостаточно» [2, с. 302]. Именно так пока обстоит дело с осмыслением феномена экологической сферы, которая предстаёт как совокупность отдельных частей и элементов, внутреннюю зависимость которых ещё предстоит раскрыть. Путь к этому состоит в выявлении источника, основных причин возникновения экологического отношения как «существенного» отношения, его движущих сил, в раскрытии его своеобразия по отношению к другим видам отношений.
Известно, что источником всякого развития является противоречие, а его чертами - наличие взаимопредполагающих и одновременно взаимоисключающих сторон, т.е. «единство и борьба противоположностей». Экологическая сфера, имея внутренние источники и причины развития, возникает и развивается также под воздействием внешних по отношению к ней причин и факторов. В таком качестве выступают все другие сферы в единстве их противоречий и свойств, а также общество и природа как системы предельного уровня в отношении их. Рассматривая сущность диалектического единства общества и природы, А.И. Корнеева отмечает, что общество «...встало в противоречие с природой в двух отношениях: во-первых, оно есть социальная действительность, т.е. нечто иное, чем сама природа, и, во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя её» [7, с. 28].
Следуя марксистской традиции, исследователи указывают на имманентный характер противоречий общества и природы. При этом часто цитируется известное высказывание К. Маркса: «Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства» [9, т. 25, ч. II, с. 387]. Диалектика взаимодействия общества и природы имеет различные уровни проявления. Они охарактеризованы как «внешний» и «внутренний». Первый касается взаимоотношений общества, взятого как целостное образование, с внешней природой, т.е. такой природой, которая окружает человека, является его средой. Внутренний аспект диалектики общества и природы специфичен тем, что природное в этом взаимодействии стало внутренним и необходимым компонентом общественной жизни, а общественное наиболее полно выражает своеобразие социального, человеческого содержания общественной жизни.
Взаимодействия первого вида применительно к экологическим явлениям анализирует и С.Э. Крапивенский, но в несколько иной трактовке. Одну из их разновидностей он называет экологическим противоречием, своеобразие которого в том, что оно не может рассматриваться ни как сугубо социальное, общественное, ни как сугубо природное, поскольку активностью обладают обе стороны противоречия. Конкретным выражением охарактеризованного противоречия, по его мнению, выступает экологическая ситуация, одна из разновидностей которой - экологический кризис - «...тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия системы «общество-природа», крайним обострением её основного противоречия, делающим необходимым изменение связей внутри системы посредством экологической деятельности. Являясь кризисом системы, он находит своё выражение и в состоянии подсистем, в развитии их внутренних противоречий. В движении этих подсистем, в их взаимодействии заложена возможность экологического кризиса, но от них зависит и его разрешение» [8, с. 162].
По своему происхождению кризисы бывают природные и антропогенные. Последние - это сотворённые человеческой деятельностью, направленной на подчинение и преобразование природы. Сущность современной экологической ситуации (а она обрела черты экологического кризиса) автор данной концепции связывает с быстрым истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, увеличением численности населения. Главный источник этих процессов - в логике и характере развития технико-технологического базиса, которые человечество не в состоянии пока регулировать и использовать в своих интересах. Возможность решения возникшего противоречия, по мнению автора, зависит от уровня зрелости прогрессивных сил, а также от совершенствования человеческой культуры [8, с. 167].
Столь подробное воспроизведение точки зрения данного автора оправдано потому, что это пока одна из немногих развёрнутых характеристик экологического противоречия. Следует заметить: представленный во взглядах С.Э. Крапивенского «внешний» характер диалектики взаимодействия общества и природы должен быть дополнен анализом «внутренней» диалектики взаимодействия общества и природы, выявлением субъектов исторического процесса как экологической, так и антиэкологической направленности. Характеристику современной экологической ситуации, даваемую данным исследователем, следует дополнить следующими чертами:
- превращение человеческой, производственной и иных видов деятельности в совокупную геологическую силу (то, что в начале века было прогнозом В.И. Вернадского, сегодня - реальность), а значит, возрастание масштабов и темпов воздействия человека на природу;
- углубление экологической и экономической взаимозависимости стран и регионов;
- изменение характера субъекта экологических противоречий, в этом качестве стали выступать не только отдельные государства, общества и субкультуры, но и всё человечество, как развитые в экономическом отношении страны, так и слаборазвитые;
- появление «индивидуальной экологической угрозы», так как антиэкологическая (дизэкологическая) деятельность даже отдельного человека может иметь громадные негативные последствия;
- состояние многих природных систем предельное, критическое, за гранью которого могут последовать негативные необратимые изменения (исчерпание, исчезновение определённых видов растений, животных, минералов, чистой воды и т.д.), способные охватить все природные системы с непредсказуемыми негативными последствиями для общества.
Как видно, основное содержание противоречий между обществом и природой ныне состоит в остром конфликте между масштабами, интенсивностью и динамизмом преобразовательной деятельности человечества и неспособностью природных процессов к адекватному саморазвитию и самовосстановлению. Всё это чревато подрывом естественных основ, сложившихся в ходе эволюции форм жизни на Земле. Если экологические противоречия - это одна из разновидностей противоречий между обществом и природой, то разновидностью первых выступают социально-экологические противоречия. Они выражают «внутренний» аспект диалектики природного и социального, характер их взаимопроникновения и взаимовлияния, сопряжённый с активностью социального субъекта в системе общественных связей.
В подсистеме «общество» категория «социально-экологическое противоречие» отражает такую систему взаимосвязей природного и социального, где активную (разрушительную или созидательную) роль играет деятельность людей как представителей определённых общностей, как социально активных личностей. Социальные силы экологической направленности - это такие социальные общности и их представители, которые в силу социально-экономического положения, ценностных ориентации, образа жизни заинтересованы и практически участвуют в улучшении, приумножении и сохранении природных экологических систем. Например, существование крестьянства невозможно без знания и рационального использования законов существования почвы, сельскохозяйственных растений, животных и т.д. Оно изменяет своей экологической ориентированности только в экстремальных социальных условиях.
Антиэкологические (дизэкологические) силы - это социальные общности людей, отдельные индивиды, разрушающие природные экологические системы в силу каких-либо объективных или субъективных причин (пассионарные толчки, бедственное экономическое положение, экологическая безграмотность, политические амбиции, ценностные установки и т.п.). Причины социально-экологических противоречий не в природе, а во взаимоотношениях социальных общностей людей по поводу роли и значения тех или иных элементов природы в их социальном бытии, существовании. Результатом их развития может быть выпадение отдельных природных экологических систем из бытия, изменение под их воздействием форм общественной жизни. Последнее может способствовать как прогрессу, так и регрессу общества.
Развитие каменных орудий в период неолитической революции создало кризис в жизни племён, главным средством существования которых была охота на крупных копытных и мамонтов. Дефицит, а затем и полное уничтожение ряда видов животных привели к поиску новых форм взаимодействия с природой. Ими стали земледелие, связанное с ним скотоводство, ирригация и др. Изменение экологической ситуации в ряде регионов планеты в древний период, появление первых форм праэкологической деятельности стали импульсом к образованию ранних рабовладельческих государств в Египте, Месопотамии, Китае и др.
История человечества даёт немало примеров и другого порядка. Люди уничтожали не только природные условия своего существования, но и как бы сами исключали себя из исторического процесса. Хрестоматийным примером в этом плане стала судьба древнеамериканских цивилизаций майя и инков, полинезийцев, в частности, населявших остров Пасхи в Тихом океане, и др. Когда полинезийцы поселились на острове Пасхи, он был лесистым. Через четыреста лет после этого, в XVIII веке, европейцы застали здесь лишь равнинную безлесную местность, над которой возвышались каменные статуи. Причиной гибели данного сообщества стали нещадная эксплуатация лесов, последовавшая за этим эрозия почвы, сокращение возможностей земледелия и рыболовства (не из чего стало строить лодки), часто возникавшие стычки из-за средств к существованию. Таким образом, островитяне сами вызвали деградацию природных систем, а за ней собственное вымирание.
Имманентные системе «общество-природа» экологические противоречия, своеобразно проявлявшиеся на ранних этапах человеческой истории, в специфических условиях XX столетия обусловили необходимость формирования особой подсистемы общественной жизни - экологической сферы. Она сложилась на базе экологической деятельности и экологических отношений. Её главная функция - обеспечение необходимых условий для разрешения социально-экологических противоречий путём поддержания, воспроизводства и улучшения природных и социоприродных систем в целях обеспечения общественного прогресса.
Данная функция реализуется эффективно в результате комплексного развития и использования субъектами исторического процесса всех элементов экологической сферы: специализированного вида деятельности, экологически ориентированных духовных ценностей, специализированных управленческих и властных структур, соответствующей материально-технической базы. Все перечисленные элементы сферы функционально взаимосвязаны. Они поддерживают социальные силы, способствующие оптимальному характеру взаимоотношений общества и природы. Часть из них служат цели предупреждения антиэкологических действии и устранения их негативных последствий в природной среде и в жизни самого общества.
Социально-экологические противоречия, представляющие собой разновидность объективных противоречий общества и природы, выступают как источник развития экологической сферы, а совместная экологически ориентированная деятельность различных социальных общностей людей есть движущая сила этой сферы. В качестве движущих сил развития экологической сферы выступают исторически сложившиеся социально-экологические общности (объединения) людей: экологически ориентированные классы и профессиональные группы, этносы, политические партии, иные общественные организации и движения. В этом же качестве могут быть объединения спортивной, творческой, познавательной, оздоровительной и т.д. направленности, производственные коллективы и др.
Деятельность экологически ориентированных сил, а также сил антиэкологической направленности выражает диалектику глобальных противоречий общества и природы, условий существования конкретных социальных общностей, степени интеграции природного и социального в их жизни. Взаимодействие социальных общностей (сотрудничество или антагонизм) во многом определяет характер решения социально-экологических противоречий, влияя тем самым на взаимоотношения общества и природы в целом.
Социально-экологические противоречия, пути и способы
их разрешения
Социально-экологические различия, противоположности и противоречия возникают и разрешаются в результате деятельности людей, которая составляет главную движущую силу общества, причину его прогресса или регресса. Основным её видом является трудовая, материально-производственная деятельность, реализующаяся в определенных исторических типах отношения общества к природе. В XX в. природопотребляющий способ производства материальных благ начал подрывать естественные условия существования социума, создал угрозу для дальнейшего существования людей. Стали поляризоваться интересы, цели и действия экологически ориентированных и антиэкологических (дизэкологических) сил, образуя основу социально-экологических противоречий.
Развитой формой проявления этой разновидности противоречий стала экологическая эксплуатация. Она возникла в связи с конкретно-историческими особенностями природопользования как совокупности всех форм и видов использования природно-ресурсного потенциала. Экологическая эксплуатация - это присвоение государствами, социальными общностями людей, отдельными людьми элементов природы, их комплексов, а также связанных с ними и обусловливаемых ими материальных и духовных благ, составляющих основу существования и благополучия человечества.
Формы экологической эксплуатации разнообразны, но во всех случаях через присвоение и использование природных элементов происходит ущемление интересов других людей и их общностей. Это могут быть: «экономия» отдельных собственников или государства на природоохранных мероприятиях, на средствах защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды; использование территорий зависимых государств для захоронения вредных для среды и здоровья людей отходов производства, военно-промышленного комплекса; строительство загрязняющих производств; интенсивное использование определённых видов ресурсов вплоть до их исчерпания; ориентация экономики на использование монокультур и др.
Как правило, экономически и политически господствующие классы и социальные слои эксплуатируют другие социальные слои не только непосредственно в социальных формах, но и опосредованно, через эксплуатацию природной среды. Наиболее обнажёно это выступает в системе капиталистического способа производства и образа жизни, когда природа оказывается лишь средством для физического существования, полезной вещью. В совокупности подобные действия ведут к деградации природных экологических связей и сокращению видового многообразия природы планеты. В этом качестве они выступают формой проявления экологических противоречий.
Население современной планеты всё более отчетливо дифференцируется в зависимости от экологических условий труда и быта. Экологические потребности различных социальных слоев удовлетворяются далеко не одинаково. Единство и общность природной среды - среды обитания человека как биологического существа отнюдь не исключает, а, наоборот, предполагает наличие качественных различий в среде обитания различных общественных классов. Пока что обеспеченные слои имеют возможность работать и проживать в лучших экологических условиях, чем менее богатые сограждане. Однако с ухудшением глобальной экологической ситуации и распространением её «вширь», «бегство» от её отрицательных последствий потребует ещё больше усилий и ресурсов и опять-таки за счёт ущемлённых в экономическом и политическом отношении слоёв. Такая дифференциация - не только социально-классовая, но и политическая, территориальная, этническая. Страны Северной Америки (США и Канада) ведут более благополучное существование за счёт нещадной эксплуатации природных ресурсов стран Центральной и Южной Америки, а отчасти и всего остального мира. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) приводились данные, подтверждающие именно такой характер развития. 75% человечества ведёт борьбу за существование. Дети, родившиеся в странах третьего мира, потребляют в 20-30 раз меньше ресурсов, чем их сверстники из развитой части мира [6, с. 7]. По последним данным, каждый пятый землянин проживает в зонах экологического бедствия. На социально-экономическую и политическую нестабильность регионов и отдельных стран влияет появление такой социальной общности, как экологические беженцы. Увеличивается численно и такая категория людей, как экологические маргиналы.
Экологические беженцы - люди, вынужденные покинуть место своего жительства из-за деградации природной среды, создающей прямую угрозу их здоровью, приводящей к ухудшению условий удовлетворения не только витальных, но и различных социальных потребностей (трудоустройство, транспорт, структура расходов, состояние здоровья и т.д.). По данным ООН только в 1984-1985 гг. около 10 млн африканцев покинули свои дома, спасаясь прежде всего от голода, безработицы, связанных с обезлесиванием и нехваткой сельскохозяйственной земли [10, с. 262]. В начале 1990-х гг. приблизительно 1,1 млрд человек нашей планеты проживали в экологически опасных районах. В последнее время беженцы заполонили Европу.
Зоны экологических бедствий способствуют росту численности экологических маргиналов. Это люди, порывающие с устойчивыми социальными связями по месту исконного проживания, бытовавшими там традициями и обычаями, вынужденные из-за деформаций природной среды жить в непривычных для них природных и социально-культурных условиях (вне семьи, производственных коллективов, без постоянного места жительства). Имеются и другие свидетельства расширяющейся базы экологических противоречий. Экологические противоречия - это высшая степень «борьбы» общества и природы на различных этапах и уровнях их существования и взаимодействия.
Такая их характеристика позволяет ответить на вопрос: могут ли противоречия между обществом и природой обостриться до антагонистических? По-видимому, следует разделить точку зрения тех исследователей, которые на данный вопрос отвечают утвердительно (А. Козинг, Г.В. Платонов и др.). Являясь выражением интересов враждебных классов, их непримиримой борьбы, социально-экологические противоречия могут обретать антагонистический характер. Крайнее проявление экологических антагонизмов - экологические войны. Войны всегда были связаны с разрушением, деградацией природной среды. Но в современных условиях они превратились в масштабные, целенаправленно организуемые действия в отношении природных факторов с целью достижения военных, а, в конечном счете, политических и экономических целей (последнее чем далее, тем более становится сомнительным). Их результат - подрыв жизне- и социообеспечивакщих факторов действий войск и существования населения противника. По объекту своей направленности среди них можно выделить: биоцид - истребление живого на большой территории, экоцид - преднамеренное разрушение среды обитания всего живого, геноцид - истребление отдельных групп населения.
В зависимости от разновидности и характера используемых природных систем экологические войны имеют специфические проявления: географические, климатические, погодные войны и т.д. В первом случае военные действия осуществляются путём использования элементов природной среды и воздействия на них, во втором - воздействием враждующих сторон на элементы природной среды, определяющие многолетний режим погоды, в третьем - воздействием на природные элементы, детерминирующие состояние атмосферы. Глобальные негативные последствия для человечества будет иметь ядерная война. По самым оптимистическим прогнозам, она нанесёт гибельные удары природной среде и социально-экономическим структурам человеческого общества. Возврат после этого к предвоенному состоянию окажется невозможен. В конечном же счёте следует предполагать возможную деградацию и крушение общества.
Можно полагать, что экологические противоречия по своей природе не антагонистичны, но они могут обретать такое качество в специфических социальных условиях. «Пусковым механизмом» при этом выступают те или иные действия общества по отношению к природным факторам. В дальнейшем природные экологические связи развиваются в соответствии с присущими им закономерностями и могут не поддаваться регулированию со стороны общества. Для последнего это может обернуться катастрофой.
Социально-экологическая ситуация не обязательно носит характер противоречий, реализующихся в ситуации социально-экологического кризиса или катастрофы. В истории имели место такие формы разрешения противоречий, которые способствовали прогрессу общества, минуя катаклизмы. Ситуация хронического напряжённого состояния во взаимоотношениях общества и природы порождает механизмы разрешения противоречий, способные предотвратить острые социальные столкновения. В этом качестве выступают социально-экологическая деятельность и социально-экологические отношения. Они направлены на сохранение эволюционно и исторически обусловленной роли природных факторов в системе общественных связей или их замещение в случае деградации, как и полного исчерпания.
Социально-экологические деятельность и отношения могут быть многообразными по форме, но определёнными по сущности и носить предупреждающий, профилактический характер, выступать нейтрализующими или устраняющими вредные для общества последствия разрушений природной среды, создавать и развивать компенсирующие или более совершенные социоприродные системы, взаимосвязанные с функционированием общественных институтов. Общим остаётся, однако, сохранение места и роли того или иного экологического компонента в системе природных процессов, взаимосвязанных с общественными отношениями.
В этих функциях и роли экологические деятельность и отношения предстают не как нечто исключительное, а как разновидность общественных отношений, которые наряду с экономическими, социальными, политическими и духовными видами деятельности и отношений обеспечивают целостность общества и его прогресс. Они связаны с реализацией экологических целей и задач специализированными субъектами исторического процесса. Благодаря специализированной системе отношений этот вид человеческой активности связан с другими видами общественных отношений, с духовными ценностями общества. Если раньше социально-экологические отношения выступали в качестве аспекта иных видов отношений, играя при этом вспомогательную, дополнительную роль, то теперь они имеют самостоятельное значение и исполняют специфическую роль в жизни общества, дополняя в этой связи другие сферы общества. Диспропорции и рассогласованность экологической деятельности и отношений могут способствовать вызреванию социально-экологических конфликтов общества. Как разновидность социальных конфликтов они выражают скрытое или явное противоборство интересов, целей, действий социальных субъектов по поводу состояния элементов природной среды или их использования.
Подобно другим разновидностям явлений аналогичного плана экологические конфликты могут стать дестабилизирующей силой в обществе, а могут способствовать формированию нового качества общественной жизни, быть фактором прогресса. Осмысление этих проблем в социально-экологическом аспекте ещё только начинается. Необходимо отграничение понятия «проблемная экологическая ситуация» от близкого к нему по смыслу - «конфликтная экологическая ситуация». Они, безусловно, близкие, но в первом случае акцент делается как на природные, так и на антропогенные изменения, а во втором - преимущественно на антропогенные (различные виды загрязнений, деградация элементов природной среды), рассматриваемые в качестве общественно опасных. Экологические конфликты способны перерастать в экономические, политические, духовные и др. Такое развитие получили конфликты на севере нашей страны - вокруг полигона на Новой Земле, космодрома в Плесецком районе, в связи с Чернобыльской аварией.
В документах и материалах Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) экологические проблемы рассматриваются как источник конфликтов, являющихся причиной неустойчивого развития отдельных стран и регионов, мирового развития в целом. Острые конфликты могут порождаться в результате переселения части людей в малопригодные для жизни районы и возникновения вслед за этим вспышек недовольства. Напряжённость возникает и возрастает в том случае, если политические решения не приводят к устранению экологических проблем, сопрягающихся с экономическими, социальными и т.п., возникающих, например, в результате эрозии почвы и опустынивания. В этом случае экологические проблемы могут стать важной частью причинных связей конфликтов, а в некоторых случаях играть роль катализатора, быть фактором социального недовольства.
Эффективное решение социально-экологических диспропорций любого уровня, от локальных до глобальных, от частного конфликта до кризисного состояния, возможно, как показывает общественная практика, в результате комплексных усилий и использования возможностей всех социальных институтов и сил, заинтересованных в конструктивном решении социально-экологических проблем. Эту задачу позволяет осуществить такая подсистема общественной жизни, как экологическая сфера. Каждый из составляющих её элементов играет при этом весьма важную роль. Часть из них связана с факторами материально-технического и организационного порядка: с созданием и совершенствованием природоохранной техники, технологий, научных разработок, подготовкой и использованием специалистов в данной сфере деятельности. Другая часть элементов связана с духовными ориентирами и ценностями общества. Связующим их фактором является экологический субъект специализированной сферы. Экологическая сфера выступает как качественно своеобразная потому, что она противостоит другим основным сферам общества, связана с ними и обусловлена ими, в том смысле, что выполняет в обществе специфические функции.
Экологическая сфера в системе основных подсистем общества
Гегель в «Энциклопедии философских наук» писал: «Всё, что существует, находится в отношении, и это отношение есть истина всякого существования. Благодаря отношению существующее не абстрактно для себя, а есть лишь в другом, но и в этом другом оно есть отношение с собой, и отношение есть единство отношения с собой и отношения с другими» [2, с. 301].
Применительно к проблеме своеобразия экологической сферы это означает, что как целостная система связей она проявляется не только в том, что «есть отношение с собой» (единство её внутренних противоречий и свойств), но и в отношениях с другими целостными системами, т.е. с другими сферами общественной жизни. Во взаимоотношениях с ними проявляется её качественное своеобразие.
До сих пор идея существования специфической экологической сферы как одной из основных сфер общественной жизни не получила должного признания. Уделяя большое внимание проблеме анализа сфер общества, в качестве основных можно назвать четыре сферы: материально-производственную, социальную, политическую и духовную, правда, не отрицая того, что данный перечень может быть продолжен. Здесь возможны два вида взаимосвязи. В одном из них экологическая сфера представляет собой необходимое социоприродное образование, следствие, результат функционирования других сфер, своеобразное продолжение их достоинств и недостатков. В другом - экологическая сфера востребывает и использует для обеспечения эффективного существования общества свойства и механизмы, присущие другим сферам общественной жизни, придавая им экологическую направленность. Указанные аспекты функционирования экологической сферы практически не исследовались. Показано, что каждая из основных сфер по отношению к другим сферам обладает качествами либо причины, либо следствия, либо качествами того и другого одновременно. Сфера-причина определяет сущность сферы-следствия, её основную качественную характеристику. Она же является источником (причиной) возникновения сферы-следствия или её составных элементов. Преобразование в сфере-причине обусловливает качественные преобразования в сфере-следствии.
Качественная определённость той или иной сферы может быть выявлена как в системе «парных связей», так и в системе «причинной цепи». Последнее означает такие связи и взаимодействия, когда следствие, порождённое некоторой причиной, само становится причиной другого явления и т.п. [1, ч. I, с. 195, 207]. Исследователь также обосновывает положение о причинной роли материально-производственной сферы по отношению к другим сферам и о том, что познание их следует начинать именно с материально-производственной сферы. Путь к выявлению своеобразия экологической сферы, как нам представляется, в данном аспекте не составляет исключения и первый шаг к этому - раскрытие её связей с материально-производственной сферой. Их взаимосвязь исторически обусловлена и несёт на себе печать всех превратностей антропосоциогенеза. Ибо первичной формой отношения человека к природе выступало материальное производство, обусловленное необходимостью поддержания «телесной организации» «живых человеческих индивидов».
Как подчеркивали К.Маркс и Ф.Энгельс: «Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которыми они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории» [9, т. 3, с. 191]. Это означает, что и генетически (исторически) и как система причинных связей материально-производственная сфера обусловливала возникновение отдельных элементов экологической жизни, а затем экологической сферы как целенаправленно формируемой целостности. Во второй половине XX столетия экологическая сфера предстает как довольно зрелый феномен общественной жизни, выступающий не только в качестве следствия других сфер, но и существенно влияющий на другие сферы, в том числе и на породившую её материально-производственную подсистему общества.
Как в своём генезисе, так и в нынешнем существовании обе сферы выступали и выступают по отношению друг к другу как противоположности, противоречия. Такой характер связей обусловлен тем, что материально-производственная деятельность, как правило, есть природопотребление, природоразрушение. Праэкологические, а затем и собственно экологические факторы и экологическая деятельность всегда выступали по отношению к материально-производственной сфере и её структурным элементам в качестве корректирующей, ограничивающей и других сторон.
Взаимопроникновение, взаимовлияние экономики и экологии с наибольшей очевидностью проявляется в ресурсной проблеме человечества. Она предстает или как природоразрушение с различного рода социально-экологическими последствиями, или как природосбережение. Создаются организационные и материально-технические структуры, направленные на управление рациональным природопользованием. Они являются частями как материально-производственной, так и экологической сфер. Ни одну из экономических или экологических программ нельзя решать, не учитывая особенностей другой противоположности. Абсолютизация экономических приоритетов с очевидностью привела человечество на грань экологической катастрофы.
В то же время всё больше свидетельств бесперспективности альтернативной ей концепции «нулевого роста», которая ориентирует на стабилизацию производственной деятельности человечества, а также на различные ограничения в других сферах общественной жизни. Реализация её принципов будет означать консервацию сложившегося социально-экономического неравенства между странами и народами, в частности, ущемление интересов развивающихся стран. Сегодня их население составляет три четверти обитателей планеты, а потребляет всего одну треть общемировой продукции, причём разрыв в потреблении на душу населения, по сравнению с развитыми странами, продолжает расти. Мировое сообщество в лице своих представителей в Рио-де-Жанейро сделало выбор в пользу комплексного подхода, состоящего в «сбалансированности развития и состояния окружающей природной среды с ориентацией на повышение уровня жизни населения всей планеты на основе удовлетворения основных потребностей человека» [6, с. 32].
Необходимость сбалансированного развития обеих сфер вызвала к жизни соответствующие механизмы регулирования, учитывающие особенности той или иной из них, их экологический потенциал. Так, социально-экологические процессы могут регулироваться экономическими средствами с помощью цен на ресурсы и экологически чистую продукцию, штрафных санкций, налогов и налоговых льгот, целевых займов и др. Изменения, происходящие в материально-производственной и экологической сферах, развитие экологической инфраструктуры оказывают значительное влияние на изменение образа жизни людей, возникновение социальных общностей и обслуживающих их экологические потребности и интересы социальных учреждений. Тем самым, материально-производственная и экологическая сферы выступают причинным фактором по отношению к социальным структурам экологической направленности, влияя на экологизацию социальной сферы в целом.
В рамках социальной сферы возникают специализированные общности людей, соответствующие организационные структуры, обслуживающие экологические потребности людей в зависимости от их социального положения. Взаимоотношения социально-экологических общностей принимают крайне противоречивый, порою антагонистический характер. Их отношения могут выступать, как мы это показали ранее, в формах экологической эксплуатации. Организационно-управленческие учреждения, возникающие для урегулирования взаимоотношений людей, обусловленных наличием и состоянием ресурсов и иными жизне- и социообеспечивающими природными факторами, образуют основу экологически ориентированной структуры социальной сферы, её экологического потенциала.
Потребности людей и их общностей, инфраструктура, организационные звенья экологической направленности - лишь одна (и далеко не главная) из составляющих социальной сферы. В большей степени экологические потребности членов общества могут быть удовлетворены за счёт ресурсов и возможностей экологической сферы. Социальная сфера в данной системе связей, таким образом, выступает одним из факторов возникновения и функционирования экологической сферы. Социально-экологические общности - составляющие субъекта экологической сферы, а в социальной сфере они - один из элементов социальной структуры общества. Будучи взаимосвязанными, социальные и экологические факторы, особенно проявляющиеся в деятельности дизэкологических сил, способны создавать социально-экологическую напряжённость в обществе. Через деформации природной среды они провоцируют социально-экономические и политические конфликты, а то и катаклизмы.
Указанные, а также иные процессы способствовали формированию специализированных организационно-управленческих и властных структур экологической ориентации, их вписыванию в структуру политической сферы общества. Тем самым, политическая сфера экологизировалась. В то же время она стала оказывать значительное влияние на существование экологической сферы, консолидируя силы экологической направленности и подавляя антиэкологические социальные силы и группы. О глубине взаимопроникновения обеих сфер свидетельствует то, что связанные с экологией государственные структуры, политические партии, общественные организации и движения и др. в качестве элементов входят в структуру обеих подсистем. Скажем, министерства, ведомства по охране окружающей природной среды и природных ресурсов, воплощая интересы общества и являясь органом реализации управленческих, властных функций, то есть элементами политической сферы, служат средством реализации специфических функций, присущих экологической сфере общества.
Специфическую (особенную) систему причинно-следственных связей представляет духовная сфера общества. Одна из её составляющих, представленная духовными ценностями, идеалами, понятиями и установками, ориентированными на экологизацию общественных отношений, уже в силу своих отражательных функций выступает как следствие. Это системное образование функционирует как экологическое сознание. Если в системе духовной сферы - это лишь одна из форм общественного сознания, то в экологической сфере - это один из необходимых её системообразующих элементов.
Экологическое сознание синтетично по своей природе. Оно отражает особенности социоприродных процессов, происходящих во всех сферах общественной жизни, а также их влияние на природные процессы. В системе общественного сознания, через специфические, синтетические и всеобщие категории духовная сфера воздействует на все остальные подсистемы общественной жизни. Всё более значительную роль в этом аспекте играет экологическое сознание, обусловливая экологизацию всех проявлений духовности.
Экологические теории и концепции, складываясь под влиянием различных факторов общественного бытия, оказывают существенное влияние на реальные взаимоотношения людей, закрепляют в категорийном аппарате одни явления, уточняют особенности других, прогнозируют третьи. Так, например, категория «экология», которую ввёл в научный оборот естествоиспытатель Э. Геккель, обозначала науку о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ друг с другом и с окружающей средой. Сегодня это понятие употребляют и в более широком смысле. С.Н. Глазачев, проанализировавший более 100 определений экологии, начиная от приведенного ранее, даёт следующее определение: «Экология - наука (система знаний) о воспроизводстве жизни и гео-, биосоциальных факторов этого воспроизводства» [3, с. 24]. Автор данного определения констатирует, что биологическая по происхождению наука трансформировалась в науку, исследующую особенности социоприродного бытия общества. Экологическое сознание наряду с экологической деятельностью и экологическими отношениями служит фундаментом экологической сферы.
В системе «парных» взаимодействий, как мы это смогли проследить, экологическая сфера в сопряжении с материально-производственной выступает в качестве причины социальной, политической и духовной сфер, сама, являясь порождением и следствием существования материально-производственной сферы. В системе же связей «причинной цепи», когда каждая предшествующая подсистема выступает причиной каждой последующей подсистемы, экологическая сфера, хотя генетически отпочковывается от материально-производственной, возникает как следствие взаимодействия всех остальных сфер при ведущей роли материально-производственной сферы, то есть она является реакцией на общий кризис взаимоотношений человека с природой. Функционально экологическая сфера - это развитие экологических функций других подсистем, а, сформировавшись, реализует её как главную, опираясь на все свои структурные элементы. Она воспроизводит такие связи и взаимодействия в обществе, которые поддерживают его существование со стороны природных жизне- и социообеспечивающих факторов. При этом экосфера использует не только специализированные механизмы и инфраструктуру, но и механизмы и инфраструктуру других сфер с учётом возможностей каждой из них.
Экологическая сфера общества и медицина
Малоисследованным аспектом проблемы места и роли экологической сферы в системе противоположностей общественной жизни является изучение её взаимосвязи со сферой медицины. И это несмотря на то, что причины этой тенденции становятся всё более очевидными. Проблема сохранения здоровья населения планеты трансформировалась во второй половине XX столетия в одну из глобальных проблем, тесно взаимосвязанную со всеми другими, в том числе и с экологической. Причём, вопросы последней выступают по отношению к целому ряду проблем медицины и к её функционированию как феномена общественного бытия в качестве причинного фактора.
Число патологий, обусловленных действием экологических факторов, постоянно растёт. Это так называемые «экологические болезни»: «минамата», «итаита», «юшо», «экологические» и др. Некоторые заболевания переходят в хронические для определённых регионов - астма, онкологические, аллергические и др. Развиваются мутагенные заболевания, сокращается рождаемость вполне здоровых детей. Всё большая часть населения планеты уже от рождения несёт на себе печать деградации природной среды под воздействием предыдущих поколений. Факторы экологического порядка сопрягаются с другими факторами, негативными для здоровья людей, что и обусловило актуальность проблемы выживания человечества. Её масштабы и острота востребовали изменение акцентов в обоих видах деятельности современного общества - экологической и медицинской.
Как было показано выше, уже в отношении экологической деятельности проблема выживания человечества первоначально зарождалась как деятельность охранительная, запретительная относительно использования обществом определённых видов природных ресурсов. В настоящее время этот вид человеческой активности выступает в функции нормативной формы взаимодействия с природой, а развитой структурой её существования выступает экологическая сфера. Её основная функция - природосбережение. Аналогичный процесс получил развитие в медицине, также применительно к её объекту. Его сущность и характер отражает валеология - наука о здоровье и его сохранении.
Медицина и экология сходны также и в «терапевтической» и «профилактической» функциях - устранении последствий вторжения общества и его институтов в природные процессы и предупреждении их негативных последствий. Если первый вид деятельности связывает всё с показателями здоровья, то второй - с его природо- и социообеспечивающими факторами.
Сходным у обоих видов деятельности является и возрастание их значения в жизни современного человечества. И экологическая и медицинская деятельность развиваются как важные факторы поддержания устойчивого существования общества, через обеспечение общественного и индивидуального здоровья людей. Так, по данным ВОЗ, здоровье населения планеты на 18-20% обусловливается состоянием окружающей среды, на 7-12% состоянием здравоохранения. И экологическая и медицинская деятельность выражают конструктивную, созидательную направленность человеческой активности, сущность её ноосферного потенциала.
Если феномен экологической сферы в определённой степени обрисован в ряде публикаций последних лет, то реализация сферного подхода в отношении изучения медицины и здравоохранения ещё ждёт своего исследователя. Пока же здесь рассматриваются вопросы правомерности применения сферного подхода в анализе феномена медицины и здравоохранения, а также их методологическое и гносеологическое значение. Эти вопросы актуальны, так как существует специальная научная дисциплина, исследующая обозначенные явления как социальные. Для её обозначения употребляют различные понятия: «Социология медицины», «Общественное здоровье», «медицинская социология» и др. В последнее время наиболее признано понятие «Социальная гигиена (медицина)».
Учёные стремятся рассмотреть медицину и здравоохранение с позиций социальной экологии и одного из её аспектов - учения о сферах общества. Определённые трудности составляет то обстоятельство, что явление медицины её исследователи характеризуют неоднозначно. Можно утверждать, что это система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Центральным понятием здесь является «здоровье». Им характеризуют состояния физического (телесного), социального и психического благополучия. Обеспечение общественного и индивидуального здоровья - основная социальная функция медицины.
Структура медицины как подсистемы общественной жизни имеет много общего с основными подсистемами общества. Она складывается из аналогичных элементов, имеющих вполне выраженные и устоявшиеся формы и признаки, отличающиеся, однако, функциями. Медицина основывается на специализированной деятельности людей, образующих соответствующие сообщества. Это деятельность врачевания, лечения. Мерилом её эффективности является здоровье населения. В соответствии с данным видом деятельности складываются многообразные связи между людьми, образуя специфический вид общественных отношений, можно сказать, медицинских отношений - и это будет верно, но, как нам кажется, несмотря на несколько тысячелетий существования медицины, выражавшие её смысл отношения так и не обрели адекватного словесного выражения.
Осуществляет медицинскую деятельность специфический субъект, обладатель специальных знаний и навыков. Работники медицины функционируют как довольно замкнутое корпоративное сообщество, объединенное общностью образования, деятельности, образа жизни; своеобразием отношений с другими социальными общностями, а также со всеми теми, кто не медик, но потенциально всегда может стать пациентом; социальной ролью и статусом в обществе и др. Причём, это и численно достаточно многочисленная общность людей.
Медикам присуща особая духовно-ценностная ориентация. Своеобразие её в определённой степени выражает понятие милосердия, обозначающее сострадательную деятельную направленность повседневного существования, в основе которого готовность помогать каждому нуждающемуся в специализированной помощи. Они носители специфических знаний и навыков. Общественные требования к деятельности и индивидуальные способности конкретизируются в понятии «клиническое мышление». Всё это позволяет говорить об особой сфере общественного сознания - медицинской. Ю.М. Хрусталев предпринял интересную попытку охарактеризовать понятие «врач» как философскую категорию, а также указал на ряд специфических черт медицинского мировоззрения. Оно связано с диагностической деятельностью, которая, по сути, приравнивается к научно-исследовательской, и с философско-медицинским мышлением как «наиценнейшей частью духовного (внутреннего) мира высокообразованного медика» [12, с.339].
Существуют специализированные институты управления и материально-техническая база, обеспечивающие функционирование медицинской деятельности. Для поддержания, воспроизводства и обогащения медицинской деятельности, согласно расчётам ВОЗ, государствам мира необходимо ежегодно выделять 5-6% от ВВП. В последние годы в США на эти цели выделялось 13,6% ВВП, в России - от 2,3 до 3,2%. Приведенные данные свидетельствуют о существовании медицины как специфической подсистемы общества и правомерности рассмотрения её в качестве одной из сфер общественного бытия наряду с такими, как экономическая, социальная, политическая, духовная, экологическая.
Выявление характерных форм и механизмов взаимодействия медицины с другими сферами даёт возможность усилить аргументацию в пользу вывода о существовании медицины как одной из сфер или подсистем бытия общества. Пока рассмотрим диалектику экологической и медицинской сфер. Обе сферы и, соответственно, науки о них объединяет проблема человека. В обоих случаях он и субъект, и главный объект деятельной и творческой активности. Они взаимосвязаны, прежде всего, потому, что выступают средством предотвращения, нейтрализации отрицательных последствий вмешательства людей в природные процессы. Экологическая сфера активно использует экологический потенциал медицинской сферы. Он включает в себя возможности всех структурных элементов медицины (образования, науки, лечебных учреждений, специалистов и т.д.) способствовать устранению или ослаблению социальных последствий экологических заболеваний, а также в профилактике антиэкологических действий.
Медицина уже стала перестраиваться с учётом экологизации всех сфер бытия современного человечества, включая в понятие здоровья также и фактор экологического благополучия. Это тем более актуально потому, что медицина стала обретать «социально-конструктивный» характер, связанный с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей. Медицина болезней трансформируется в медицину здоровья, а это востребует внимание к экологическим факторам. Эта сторона процесса отмечена, в частности, в монографии И.И. Орехова. Автор утверждает, что современная медицина «...включает в орбиту профессионального рассмотрения не только медико-биологический (организменный) уровень человека, но и его медико-социальный уровень (факторы социально-экологического окружения человека, его образ жизни, этнокультурное многообразие» [11, с. 93].
Возникновение и рост числа социально-экологических патологий, потребности их клиники обусловили возникновение ряда медицинских научных дисциплин экологической направленности. Это - медицинская экология, экологическая медицина, экологическая физиология, экологическая психология, радиоэкология, экология человека и др. Некоторые из них имеют прикладное значение, а иные претендуют на широкие, социально-медицинские, экосоциомедицинские, а то и предельные социологические обобщения. Так, В.П. Казначеев считает, что экология человека призвана изучать «... место человека в социально-природном, космопланетарном мире, состояние здоровья, а также коллективы (человеческие популяции) в связи с современным динамическим изменением общеэкологической ситуации, ростом глобальных проблем, эскалацией кризисных экологических состояний и даже экологических катастроф...»; осуществлять «... анализ взаимосвязанных социально-природных процессов, которые влияют на здоровье человека как фундамент его жизнедеятельности, определяют перспективы существования феномена человека в будущем, ставят вопрос о его возможном исчезновении» [4, с. 29].
А.А. Келлер и В.И. Кувахин конкретизируют понятие другой науки - медицинской экологии. Они характеризуют её предмет и социальную роль следующим образом: это «...отрасль науки, находящаяся на стыке медицины и экологии, изучающая общие закономерности взаимодействия окружающей среды... с людьми в сфере их здоровья; её объектом являются окружающая среда, пространственно-территориальные антропо (медико) - экологические системы, а предметом - их свойства, проявляющиеся во влиянии на здоровье, экологические предпосылки здоровья и болезней людей; её целью служат разработки мероприятий, обеспечивающих сохранение (восстановление) оптимального для здоровья людей экологического баланса на конкретных территориях» [5, с. 15]. Под несколько иным углом зрения смотрит на проблему взаимосвязи экологии и медицины Н.А. Агаджанян и другие соавторы словаря-справочника по экологии человека, трактуя понятие «экологическая медицина». Это - «комплексная научная дисциплина, рассматривающая все аспекты воздействия окружающей человека среды на его здоровье с акцентом внимания к факторам, непосредственно ведущим к ухудшению самой среды» [13, с. 92].
Каждое из приведенных выше определений выражает характер взаимоотношений экологических и медицинских факторов, которые проявляются на локальном, региональном и глобальном уровнях. Здоровье общественное и индивидуальное - это комплексный показатель биосоциального благополучия человека и его социальных общностей. Медицина как социальный институт является механизмом поддержания существования человечества со стороны его природо- и социообеспечивающих факторов. Она реагирует на изменение здоровья людей под влиянием антропогенных воздействий на его природообеспечивающие факторы, вырабатывая определённый характер клинических и профилактических действий. В теоретической своей части медицина прогнозирует тенденции и виды появления патологий и их распространение в связи с определёнными социальными факторами, которые и исследует социальная экология.
Существование человека, как известно, развёртывается между понятиями - «здоровье» и «болезнь». Между ними существует масса переходных состояний типа - «предболезнь» или неполного здоровья, изменения, которые происходят в результате влияния социально-экологических, экологических и иных факторов, наряду с другими, из числа экономической, социальной, политической, духовной сфер.
Обретение сферного статуса означает, что человечество не должно относиться к медицине как к вынужденной форме жизнедеятельности, которая появляется только там и тогда, где и когда появляются болезни. Наряду с экологической и другими видами деятельности это одно из средств поддержания динамического равновесия общества и дальнейшего обеспечения его прогресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с.
2. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук, том 1, Наука логики. - Москва. - Изд-во соц.-эконом. Литературы «Мысль», 1974. - 452 с.
3. Глазачев С.Н. Экология: Учебная книга // Экология и жизнь. - 1997. - № 2-3.
4. Казначеев В., Спирин Е. Идеи В. Вернадского и экология человека // Вестник высшей школы. - 1990. - № 12. - С. 29-34.
5. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. - СПб., «Петроградский и К°», 1999. - 256 с.
6. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.): Информационный обзор. - Новосибирск, 1993. - 54 с.
7. Корнеева А.И. Общество и окружающая среда. - Москва, 1985. - 286 с.
8. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебное пособие для вузов. - Волгоград, Изд-во Вол ГУ, 2004. - 320 с.
10. Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. /Под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета. - М., 1989. - 372 с.
11. Орехов И.И. Философские основания экологии человека. - Ставрополь, 1999.
12. Хрусталёв Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов; под ред. Л. В. Жарова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 541 с.
13. Экология человека: Словарь-справочник / Авт. Состав: Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др.; Под общ. Ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: ММП «Экоцентр», издательская фирма «Крук», 1997. - 208 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.