Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения.
Оценка 4.6

Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
15.02.2023
Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения.
Обучение пространственной ориентировке детей с нарушением зрения..docx

 

 

 

Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения.

 

 

 

 

 

 

Учитель- дефектолог МАОУ « СОШ № 25 г. Челябинска»

Глухова Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               План:

1.     Трудности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

2.     Методические подходы к дифференциации обучения ориентировке в пространстве младших школьников с нарушением зрения.

3.     Основные задачи обучения пространственной ориентировке младших школьников с нарушением зрения.

4.     Экспериментальная часть. Диагностика детей.

5.     Таблица взаимосвязи в работе тифлопедагога, учителя и воспитателя при обучении ориентировке в пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Трудности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

 

Ориентирование в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации школьников с нарушением зрения. Успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах. Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у школьников с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность в сферах деятельности.

Многочисленные исследования (Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева) показали, что дети с нарушением зрения спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

В то время, как обучение ориентировке в пространстве слепых младших школьников разработано достаточно хорошо, в отношении слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией такой литературы мало.

Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях развития двигательной сферы. Это вызывает у них трудности в пространственной ориентировке.

 

Основные причины трудностей пространственной ориентировки младших школьников с амблиопией и косоглазием.

1.     Переоценка детьми своих зрительных возможностей.

2.     Искажение восприятия глубины пространства, удалённости предметов, расстояния между ними в связи с нарушением бинокулярного зрения.

3.     Неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке.

4.     Недостаточный запас предметных и пространственных представлений.

5.     Сложность анализа и синтеза получаемой через сохранные анализаторы информации об окружающем пространстве.

6.     Непрочная связь между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесными обозначениями.

7.     Нарушение микро и макро координации движений.

 

 

2.     Методические подходы к дифференциации обучения ориентированию в пространстве младших школьников с нарушением зрения.

 

Анализ трудностей пространственной ориентировки у детей, обусловленных их зрительной патологией, позволил определить некоторые методические подходы к дифференциации обучения.

При обучении ориентировке в пространстве прежде всего необходимо поставить понятные и доступные выполнению цели, а так же обеспечить безопасность детей при передвижении в пространстве и действий в нём.

В школе для детей с амблиопией и косоглазием огромное значение имеет работа по развитию зрительно-пространственного восприятия. Необходимо научить детей сравнивать окружающие предметы по сходству и различию признаков, выделять с помощью зрения заданные объекты среди других.

У младших школьников с амблиопией и косоглазием большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры, требующие оценки детьми глубины пространства, удалённости предметов и объектов и расстояния между ними. Например, такие, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол. Достаточно высокая острота зрения у детей данной категории позволяет им участвовать в таких играх.

Подобный игры по рекомендации тифлопедагога могут проводить с детьми на уроках физкультуры, а так же во внеурочное время.

Важнейшей задачей обучения пространственному ориентированию младших школьников с нарушением зрения является широкое ознакомление детей с окружающими предметами, их пространственными признаками и расположением в пространстве в процессе действий с ними. Осуществляется эта работа с использованием всей сенсорики детей: нарушенного зрения и сохранных анализаторов. Необходимо так же обу4чение использованию в практической ориентировке информации об окружающем, получаемой ими с помощью всех анализаторов. Детей следует учить осмысливать свои восприятия, соотносить их с объектами, расположенными в окружающем пространстве.

Научив детей узнавать окружающие предметы с использованием и нарушенного зрения, и сохранных анализаторов, следует упражнять их в определении и сравнении конкретных пространственных признаков и отношений. Это могут быть дидактические упражнения и игры на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространстве относительно ребёнка и друг друга. Значимость этой работы обусловлена тем, что обучение ориентированию в пространстве основывается на накоплении детьми чувственного опыта действий с окружающими предметами, на практическом выделении их пространственных признаков и пространственных отношений. В обучении детей со зрительной патологией это особенно актуально, так как их запас представлений об окружающем значительно   беднее, чем у детей с нормальным зрением.

Обучение младших школьников с нарушением зрения словесным обозначениям пространства   крайне важно. Осуществляется оно на всех видах занятий в школе: на специальных коррекционных занятиях, на общеобразовательных уроках и во внеурочное время.

 

3.     Основные задачи обучения пространственной ориентировке младших школьников с нарушением зрения.

·        Развитие сенсорики.

·        Развитие зрительного восприятия глубины пространства, удалённости воспринимаемых объектов, расстояния между ними.

·        Формирование навыков получения информации о пространстве и расположенных в нём объектах в практической ориентировке.

·        Обучение ориентировке в пространстве.

·        Обучение ориентировке в замкнутом пространстве.

·        Обучение ориентировке в процессе передвижения по маршрутам внутри школы и на пришкольном участке.

·        Обучение ориентировке в замкнутом пространстве с применением схем пространства.

·        Обучение ориентированию в процессе передвижения по схемам пути.

 

 

Конечная цель обучения:

1.     Формирование навыков свободного самостоятельного ориентирования в помещениях школы, на пришкольном участке, на ближайших к школе улицах.

2.     Формирование навыков, позволяющих свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в незнакомом пространстве.

 

 

На коррекционных занятиях по обучению ориентировке в пространстве

тифлопедагог имеет возможность создавать специальные условия, позволяющие решать задачи формирования у детей определённых представлений. Например, тифлопедагог предъявляет детям группы предметов, изображающих различные пространственные отношения, учит детей обследовать и узнавать их с привлечением нарушенного зрения и словесно обозначать их пространственное расположение.

 

 На общеобразовательных уроках осуществляется попутное решение задач обучению детей элементам пространственного ориентирования, тесно связанного с изучением определённых разделов программы по данному предмету.

 Так , например, на математике при ознакомлении детей с объёмными геометрическими фигурами учат узнавать их с помощью зрения, находить сходство и различия между ними, определять их расположение в  макропространстве.

 

Во внеурочное время воспитатель учит детей ориентироваться в классе, в столовой, во дворе школы.

 

Задача тифлопедагога- обеспечить взаимосвязь и преемственность в обучении младших школьников с нарушением зрения ориентировке в пространстве на специальных занятиях, на общеобразовательных предметах, во внеурочное время.

 

Приведу пример взаимосвязи тифлопедагога, учителя и воспитателя при обучении пространственной ориентировке на примере 1 класса.

 

 

Отношения между предметами и множествами предметов.

Геометрический материал

 

Коррекционные занятия

Общеобразовательные уроки

Внеурочное время.

Научить детей определять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и их пространственное расположение; видеть и обозначать в речи разницу в их расположении по отношению к себе и друг другу.

Учить располагать предметы в заданном положении в микро пространстве.

Сравнение с помощью зрения контрастные по величине предметы.

Находить предметы названной величины, словесно обозначать величину предметов.

Способ приложения-как один из видов сравнения предметов по величине.

 Расположение предметов (слева, справа).

 Расположение предметов на плоскости (друг за другом, рядом, около).

 

 

 

 Расположение предметов на плоскости (под, над, перед, между, левее, правее).

 

 

 

Сравнение предметов по величине (больше, меньше, таких же и т.д.)

Сравнение предметов по величине (способ приложения).

 

Закрепление, автоматизация, совершенствование сформированных у детей приёмов и способов пространственной ориентировки на плоскости.

 

Игры: « Закрась названные карточки», ориентировка по клеточкам,  занимательные задания.

 

Сравнение предметов, находящихся в ближайшем от ребёнка пространстве, по величине в условиях непосредственного контакта с ними, проведение игр, занимательных заданий на сравнение предметов.

Дифференциация формы, величины, массы предметов. Сортировка мелких предметов по массе.

Сравнение предметов по величине на основе мышечных ощущений.

Игра « Магазин». Знакомство с массой различных предметов. Занимательные игры.

Направление ближнего пространства с точкой отчёта (направо, налево)

Сравнение групп предметов (столько же, больше, меньше)

Закрепление и использование в речи слов, данных на уроке и коррекционном занятии.

Расположение и сравнение предметов в ближайшем от себя пространстве. Использование в речи слов, данных на уроке математике по этой теме.

Сравнение групп предметов (каждый, все остальные, любой)

Различные игры и занимательные задания на сравнение групп предметов.

1.     Ознакомление с геометрическими эталонами.

·        Зрительно-осязательное обследование геометрических фигур.

·        Выделение характерных признаков.

·        Сравнение геометрических фигур.

·        Узнавание заданной геометрической фигуры среди других.

Сравнение геометрических фигур ( узнавание, называние)

Автоматизация, совершенствование в быту сформированных у детей навыков нахождения предмета заданной формы среди окружающих предметов.

2.Соотненсение окружающих предметов с геометрическими фигурами.

При соотнесении формы предмета с геометрическим эталоном обратить внимание на характерные признаки предмета ( стороны, углы).

2.     Нахождение предмета по заданной форме среди окружающих.

3.     При затруднении соотнести форму предмета с геометрическим эталоном.

Сравнение геометрических фигур ( узнавание, называние).

Задания типа: « Нарисуй на веточках нужные фигуры», « Измени форму или цвет предмета».

Закреплять данную тему ежедневно.

 

Подобные таблицы нужно составлять для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках по ориентировке в пространстве у детей.

Опираясь на знания, полученные на коррекционных занятиях, общеобразовательных предметах и во внеурочное время, ребёнок намного легче и эффективнее усваивает материал, что способствует лучшей интеграции в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения

Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения

План: 1. Трудности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

План: 1. Трудности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Трудности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Трудности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Методические подходы к дифференциации обучения ориентированию в пространстве младших школьников с нарушением зрения

Методические подходы к дифференциации обучения ориентированию в пространстве младших школьников с нарушением зрения

В обучении детей со зрительной патологией это особенно актуально, так как их запас представлений об окружающем значительно беднее, чем у детей с нормальным зрением

В обучении детей со зрительной патологией это особенно актуально, так как их запас представлений об окружающем значительно беднее, чем у детей с нормальным зрением

На общеобразовательных уроках осуществляется попутное решение задач обучению детей элементам пространственного ориентирования, тесно связанного с изучением определённых разделов программы по данному предмету

На общеобразовательных уроках осуществляется попутное решение задач обучению детей элементам пространственного ориентирования, тесно связанного с изучением определённых разделов программы по данному предмету

Учить располагать предметы в заданном положении в микро пространстве

Учить располагать предметы в заданном положении в микро пространстве

Ознакомление с геометрическими эталонами

Ознакомление с геометрическими эталонами

Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения.

Взаимосвязь и преемственность обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023