"Взаимосвязь сурдопедагогики с другими областями"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний.docx

 

Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний
Сурдопедагогика как одна из отраслей специальной педагогики тесно связана со
всем блоком психолого-педагогических дисциплин.
Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную
систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса,
передовой педагогический опыт, сурдопедагогика вносит существенные поправки в
методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и
воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта,
разрабатывая свои приемы и методы коррекционно-развивающего воздействия.
В настоящее время установилась тесная связь сурдопедагогики с
педагогической
психологией
, что позволяет широко внедрять психологические концепции в практику
обучения детей с нарушениями слуха, по-новому конструировать учебный процесс и
изучать специфику психологических закономерностей образовательно-воспитательной
работы в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I и II вида.
Совместная работа – один из реальных путей дальнейшей интеграции специальной
педагогики и психологии.
Актуальными в настоящее время являются реализация идей личностно
ориентированного подхода, формирование личности в условиях сотрудничества и
оптимизации межличностных отношений в коллективе, ценностных ориентаций
школьных групп и т. д.
Без знаний основ
общей психологии человека трудно организовать коррекционную
работу, тем более что результаты исследования закономерностей психического развития
ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии.

Коррекционно-педагогическую деятельность, дифференцированное обучение и
воспитание невозможно осуществить, не зная природы нарушения у ребенка, не выявив и
не изучив причины его отклонений в поведении и развитии. Вместе с тем для детей с
недостатками слухового развития характерны такие особенности психики, которые не
всегда можно встретить у слышащих детей: замедленность, слабость и малоподвижность
нервных процессов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.
Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в
психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи
сурдопедагогики и
философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное
педагогическое воздействие на дефект в психическом или физическом развитии приводит
к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к
уменьшению отклонений или к компенсации физического недостатка за счет активизации
деятельности здоровых органов или не имеющих нарушений, а также нахождения
дополнительных путей компенсации недостатков слуховой функции.
В сурдопедагогике прослеживается тесная взаимосвязь с
социальной педагогикой,
предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их
актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и
частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной
самореализации человека.
Связь с
социальной психологией состоит в том, что она изучает закономерности
поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные
группы, а также разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.
Одна из особенностей современного развития сурдопедагогики – ее интеграция с
социологией воспитания и образования. В настоящее время интенсивно развивается
социология образования, изучающая образование как социальный институт. Она помогает
сурдопедагогике в анализе широкого круга вопросов: отражение в системе образования
интересов социальных групп, влияние системы образования на процессы социальной
мобильности, мотивы получения образования, социальное положение преподавателей,
ценностные ориентации школьных групп и т. д. Социология рассматривает не только
состояние изучаемых вопросов в системе специального образования, но также тенденции
их развития в XXI в.
Итак, мы видим довольно разностороннюю взаимосвязь сурдопедагогики с
философскими и социально-педагогическими науками, которая обусловливается и
определяется теми задачами, которые призвана решать сурдопедагогика.
Каждое отклонение, каждый дефект в развитии и поведении имеют свои
особенности, обусловленные как социально-педагогическими, так и психологическими
причинами. Поэтому выявление специфических особенностей отклонений развития
требует глубокого знания этиопатогенеза, структуры дефекта, диагностических методик,
критериев отграничения одних состояний от других.
Таким образом,
залог эффективности коррекционно-педагогической
деятельности – опора на невропатологию, патофизиологию, иммунологию, а также
отоларингологию, аудиологию и другие медицинские науки.
С медицинской точки зрения базой для сурдопедагогики является педиатрия,
которая изучает здоровье ребенка и процесс его развития, физиологию, патологию,
методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию
или представляющих опасность для жизни детского организма.
При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не обойтись без
планомерных психических воздействий на человека, т. е. без психотерапии, без комплекса
психических воздействий на человека, направленного на активизацию его сил в
преодолении последствий нарушения, на создание охранно-восстановительного режима,
исключающего психическую травматизацию.
Сложность формирования у детей с недостатками слуха речевых навыков

определяет необходимость тесной взаимосвязи сурдопедагогики и лингвистики, а также
психолингвистики.
В настоящее время возникает проблема изучения взаимосвязи и взаимодействия с
новыми интегративными дисциплинами –
кибернетикой, информатикой, общей
теорией систем
.
Таков перечень тех областей научных знаний, с которыми взаимосвязана
сурдопедагогика.
Эти междисциплинарные связи позволяют осуществить многостороннее
исследование особенностей и возможностей человека с недостатками функционирования
слухового анализатора.