Взаимосвязь
сурдопедагогики с другими отраслями знаний
Сурдопедагогика как одна из отраслей
специальной педагогики тесно связана со
всем блоком психолого-педагогических дисциплин.
Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей
педагогики, ее категориальную
систему, принципы, методы и формы организации
учебно-воспитательного процесса,
передовой педагогический опыт, сурдопедагогика вносит
существенные поправки в
методику и технологию применения педагогических знаний,
в содержание обучения и
воспитания детей и подростков в соответствии с природой
и характером их дефекта,
разрабатывая свои приемы и методы
коррекционно-развивающего воздействия.
В настоящее время установилась тесная связь
сурдопедагогики с педагогической
психологией, что позволяет широко внедрять психологические концепции в
практику
обучения детей с нарушениями слуха, по-новому
конструировать учебный процесс и
изучать специфику психологических закономерностей
образовательно-воспитательной
работы в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях I и II вида.
Совместная работа – один из реальных путей дальнейшей
интеграции специальной
педагогики и психологии.
Актуальными в настоящее время являются реализация идей
личностно
ориентированного подхода, формирование личности в условиях
сотрудничества и
оптимизации межличностных отношений в коллективе,
ценностных ориентаций
школьных групп и т. д.
Без знаний основ общей
психологии человека трудно организовать
коррекционную
работу, тем более что результаты исследования
закономерностей психического развития
ребенка показывают, что они идентичны как для нормы,
так и для патологии.
Коррекционно-педагогическую деятельность,
дифференцированное обучение и
воспитание невозможно осуществить, не зная природы
нарушения у ребенка, не выявив и
не изучив причины его отклонений в поведении и
развитии. Вместе с тем для детей с
недостатками слухового развития характерны такие
особенности психики, которые не
всегда можно встретить у слышащих детей: замедленность,
слабость и малоподвижность
нервных процессов, неполное (фрагментарное) восприятие
окружающего мира и др.
Такое диалектическое единство общего и особенного,
обыденного и необычного в
психическом состоянии детей и подростков подводит нас к
констатации взаимосвязи
сурдопедагогики и философии. Кропотливая
коррекционная работа, повседневное
педагогическое воздействие на дефект в психическом или
физическом развитии приводит
к проявлению философской закономерности перехода
количества в качество, к
уменьшению отклонений или к компенсации физического недостатка
за счет активизации
деятельности здоровых органов или не имеющих нарушений,
а также нахождения
дополнительных путей компенсации недостатков слуховой
функции.
В сурдопедагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой,
предметом которой является исследование воспитательных
сил общества и способов их
актуализации, путей интеграции возможностей
общественных, государственных и
частных организаций в целях создания условий для
развития и позитивной
самореализации человека.
Связь с социальной
психологией состоит в том, что она изучает
закономерности
поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их
включения в социальные
группы, а также разносторонней психологической
характеристикой самих этих групп.
Одна из особенностей современного развития
сурдопедагогики – ее интеграция с
социологией воспитания и образования. В настоящее время интенсивно развивается
социология образования, изучающая образование как
социальный институт. Она помогает
сурдопедагогике в анализе широкого круга вопросов:
отражение в системе образования
интересов социальных групп, влияние системы образования
на процессы социальной
мобильности, мотивы получения образования, социальное
положение преподавателей,
ценностные ориентации школьных групп и т. д. Социология
рассматривает не только
состояние изучаемых вопросов в системе специального
образования, но также тенденции
их развития в XXI в.
Итак, мы видим довольно разностороннюю взаимосвязь
сурдопедагогики с
философскими и социально-педагогическими науками,
которая обусловливается и
определяется теми задачами, которые призвана решать
сурдопедагогика.
Каждое отклонение, каждый дефект в развитии и поведении
имеют свои
особенности, обусловленные как
социально-педагогическими, так и психологическими
причинами. Поэтому выявление специфических особенностей
отклонений развития
требует глубокого знания этиопатогенеза, структуры
дефекта, диагностических методик,
критериев отграничения одних состояний от других.
Таким образом, залог
эффективности коррекционно-педагогической
деятельности – опора на невропатологию, патофизиологию,
иммунологию, а также
отоларингологию, аудиологию и другие медицинские науки.
С медицинской точки зрения базой для
сурдопедагогики является педиатрия,
которая изучает здоровье ребенка и процесс его
развития, физиологию, патологию,
методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих
его гармоничному развитию
или представляющих опасность для жизни детского
организма.
При коррекции и реабилитации нарушенных психических
функций не обойтись без
планомерных психических воздействий на человека, т. е.
без психотерапии, без комплекса
психических воздействий на человека, направленного на
активизацию его сил в
преодолении последствий нарушения, на создание
охранно-восстановительного режима,
исключающего психическую травматизацию.
Сложность формирования у детей с недостатками слуха
речевых навыков
определяет необходимость тесной взаимосвязи
сурдопедагогики и лингвистики, а также
психолингвистики.
В настоящее время возникает проблема изучения
взаимосвязи и взаимодействия с
новыми интегративными дисциплинами – кибернетикой, информатикой, общей
теорией систем.
Таков перечень тех областей научных знаний, с которыми
взаимосвязана
сурдопедагогика.
Эти междисциплинарные связи позволяют осуществить
многостороннее
исследование особенностей и возможностей человека с
недостатками функционирования
слухового анализатора.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.