Н. А. Лозовская,
Абакан, Хакасия
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОКА И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
С появлением новых образовательных стандартов на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности. Чтобы развить такую личность, только учебной деятельности на уроках недостаточно. В Федеральных государственных образовательных стандартах ООО особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников. Ей определено пространство и время в школьном образовательном процессе. Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений учителя и детей, детей между собой. Она ориентирована на создание условий для неформального общения учителя и учащихся.
Внеурочная деятельность иногда понимается преимущественно как деятельность для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Но не только это. Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе многоплановая, она направлена на решение задач нравственно-эстетического и патриотического воспитания, на развитие общекультурных интересов школьников, их социализацию и многое другое.
Остановимся на значении внеурочной деятельности в музыкальном воспитании детей. Известно, что при одном часе музыки в неделю трудно достигаема цель получения высоких образовательных результатов. Еще Д. Б. Кабалевский писал: «Урок музыки – это урок жизни, следовательно, то лучшее, что рождается в душе ребенка на уроке, должно непременно найти отражение в жизни, реализоваться и быть востребованным, дать положительные результаты» [2]. Опыт работы показывает, что все успеть и охватить на уроке музыки невозможно. На помощь приходит внеурочная деятельность.
Л. В. Школяр в работе «Содержание и формы внеурочной деятельности детей» подчеркивает, что деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время должна осуществляться на единых принципах и вести к цели музыкального образования, которая является общей, независимо от форм и методов ее достижения (урок или внеклассное занятие, лекция-концерт, кружок и пр.). «Все требования, которые предъявляются к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к внеурочным формам…дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества – вот характерные черты занятий искусством во внеурочное время» [3, с. 33].
В моем опыте как учителя музыки с учетом интересов и выбора детей определились следующие направления внеурочной деятельности: хоровое пение и исследовательская деятельность. Хоровой кружок «Поющие голоса» работает в начальных классах. Главная задача хорового кружка – привить детям интерес и любовь к пению, воспитывать певческую культуру. В течение учебного года в школьной жизни проводятся различные мероприятия, праздники, на которых учащиеся хорового кружка принимают активное участие. Кроме того, учащиеся хорового кружка результативно участвовали в конкурсах муниципального, регионального уровня: 3 место во II Вокальном конкурс «Пою тебе, моя Хакасия»., 3 место в Конкурс вокально-хорового пения «Пою тебе, мой край родной!» в рамках фестиваля детского творчества «Я люблю тебя, Россия, стали дипломатами регионального конкурса вокально-хорового пения «Пою тебе, мой край родной! Различные выступления хористов дают им опыт сценического исполнения, преодоления волнения, благотворно влияют на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствуют развитию культурной и гармоничной личности. Важно создавать благоприятные условия для того чтобы учащиеся проявляли свою творческую активность, эмоциональную отзывчивость, заинтересованность в конечном результате.
Методика работы по развитию певческого голоса в хоре включает в себя следующие основные положения, сформулированные известным хормейстером В. С. Поповым, которых придерживаюсь в своей работе.
1. Постоянная направленность внимания учащихся на эталоны певческого звучания в соответствии возрастными особенностями.
2. Пение свободное, непринужденное, льющееся, лишенное всякого перенапряжения. Вместе с тем – это процесс, требующий собранности, активности, строжайшего соблюдения певческой установки.
3. Спокойный, не судорожный вдох, ровный, экономный выдох.
4. Устойчивое положение гортани как фактор особой важности.
5. Мягкая атака как основной способ звукообразования.
6. Активная разработка мягкого неба.
7. Правильное формирование гласных, четкое, короткое произношение согласных.
8. Выразительность, музыкальность пения, опирающаяся на возможно более глубокое прочувствование и понимание музыкального произведения.
9. Пение в диапазоне, соответствующем возрастным и индивидуальным особенностям детей с исключением крайних и неблагоприятных тесситурных условий.
10. Оптимальная эмоционально-эстетическая настроенность в течение всего занятия. В кульминационной части занятия необходим художественный результат.
11.Отбор музыкального материала с учетом возрастных возможностей, певческой подготовленности, общей музыкальной культуры учащихся, педагогических задач [4].
Сошлемся на современных исследователей, которые пишут «Потребность в интеграции урока и «внеурочки» требует, чтобы репертуар нравился детям, легко перемещался из урока в кружковое занятие, массовое воспитательное дело», – пишут С. И. Дорошенко и Т. Ю. Леванова [1, с. 152].
Опыт внеурочной деятельности хорового кружка показал, что ученики, занимающиеся хоровым искусством, глубже постигают музыкальный материал на обычных уроках музыки. При правильно организованной работе вокально-хорового коллектива создаются условия для выработки и проявления у учащихся определённых норм поведения, общения друг с другом, уважения к труду учителя, дисциплины, чувства ответственности и целеустремлённости, серьёзного отношения, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового пения: «Как здорово оно оживляет умственные силы детей, как оно быстро организует! В песне есть нечто воспитывающее душу, и особенно чувства» [6].
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Оно помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.
За пределами урока музыки многие учащиеся нашей школы вовлечены в исследовательскую деятельность, которая организуется с 5 по 7 класс на занятиях кружка «Юный исследователь». Школа после уроков – это порыв творчества, проявление и раскрытие ребенком своих интересов и увлечений. Ученик должен не только уметь учиться, самостоятельно овладевать знаниями и умениями, но и проявлять интеллектуальные и творческие способности, готовность к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.
Организуя исследовательскую работу во внеурочной деятельности, опираюсь на тематизм школьной программы как главный принцип уроков искусства, организации учебно-воспитательного процесса. Услышанное и увиденное на уроках музыки соединяется в живой исследовательской работе ученика. Естественно, что теория, соединенная с практикой, дает высокий уровень проникновения в смысл и красоту музыки. Содержание исследовательских проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни. Существует множество тем для исследовательских работ. Главное – тема должна быть актуальной, интересной для учащихся и иметь практическую значимость. Кроме того, темы проектов могут определяться самими учениками. Например, «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Цвет и музыка» и другие были инициированы самими школьниками.
В исследовательских работах мы обязательно выявляем проблему, формулируем цель и задачи, предположения и пути достижения цели, методов доказательства предположений. К примеру, в теме исследовательского проекта «Человек в мире музыки» ребятами приводились реальные факты из жизни героев, простых людей, из произведений искусства, которые показывали, каким образом жизнь человека может быть изменена под воздействием музыки.
Выполнение исследовательских работ учащихся положительно сказывается на их деятельности на уроках музыки, на итоговой оценке в конце четверти. С исследовательскими проектами наши учащиеся принимают участие в конкурсах разного уровня и вида. Кроме того, в 7 классе итогом обучения по предмету «Музыка» является публичная защита исследовательского проекта, который может быть индивидуальным и коллективным. Подчеркнем, что исследовательские работы учащихся способствуют формированию ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых, личностных, предметных.
Таким образом, взаимосвязь урока музыки и внеурочной деятельности приносит положительные результаты: знания, полученные на уроке, умения и навыки, приобретенные в учебной деятельности, закрепляются и находят практическое применение во внеурочной деятельности, и наоборот: опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности.
Библиографический список
1. Дорошенко С. И., Леванова Т. Ю. В. Н. Шацкая об интеграции урока музыки и внеурочной музыкально-воспитательной деятельности // Музыкальное искусство и образование. № 3. 2015. С. 148–158.
2. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1982. 224 с.
3. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 232 с.
4. Попов В. С. О развитии певческого голоса младших школьников // Музыкальное воспитание в школе». Вып. 16, сост. О. А. Апраксина. М.: Изд-во «Музыка», 1985. С. 31–36.
5. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития». (Москва,7-11 декабря 1999года) /Под ред. Е. Д. Критской, Л. В. Школяр. М.: Флинта,1999. 296 с.
6. Ушинский К. Д. о художественном образовании // Проблемы современного образования. № 3. 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.