Я -будущий педагог

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я -будущий педагог.doc

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Я -будущий педагог»

                                                        

                                                         Срок реализации: 2 года

Возраст:14 -17 лет

                                                   Содержание

1.1.            Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Я- будущий педагог» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к осознанному выбору будущей профессии.

1.2.Актуальность.

Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы оптимальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно.

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Не спланировав свою личную профессиональную карьеру, подростки часто совершают ошибки в выборе дальнейшего образовательного маршрута. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Все это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределенности, либо сделали свой сомнительный и примитивный профессиональный выбор. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизился престиж педагогических специальностей. Быть педагогом стало не модно, не престижно: зарплата невысокая, а ответственность за человеческие судьбы огромная. А также поступая в педагогические учебные заведения, часть абитуриентов слабо представляют деятельность педагога и часто становятся случайными студентами в данной сфере профессионального образования. В этой связи особенно важным этапом подготовки педагогических кадров является профориентационная работа в школе, выявление и развитие школьников, имеющих склонности к педагогической деятельности.

Новизна, преимущества программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Я- будущий педагог» основана на положениях советских и российских психологов: Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Р.С. Немова, Е.А. Климова, И.Л. Соломина, Н.С. Пряжникова о закономерностях развития личности ребенка и процесса профессионального самоопределения.  Обучающиеся 14 – 18 лет входят в стадию «оптации». (Климов Е.А.) Учебные интересы старших школьников начинают опосредоваться их профессиональными намерениями. Учение приобретает личностный смысл. Профессиональная направленность, в свою очередь, опирается на индивидуально- психологические особенности. Профессиональное становление проходит ряд этапов. Если в детском возрасте ребенок примеряет на себя различные профессиональные роли в игре, то подросток начинает фантазировать и примерять на себя различные профессиональные роли в мечтах. На следующем этапе происходит предварительный выбор профессии, когда подросток руководствуется своими интересами, далее – способностями и, наконец, ценностями. На последующем этапе происходит выбор конкретной специальности. 

 

 1.3. Отличительные особенности программы

Данная программа представляет собой пропедевтический, профориентационный курс педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, необходимые для их осознанного выбора профессии педагога по окончании школы. На теоретическом и практическом уровне обучающиеся знакомятся с основами педагогической деятельности, приобретают необходимые знания, умения и навыки профессии педагога, развивают свои способности и организаторские умения.

Большое внимание в программе уделяется работе с родителями (законными представителями). В течение учебного года проводятся тематические родительские собрания, индивидуальные консультации по заявленным вопросам, а также по итогам диагностических обследований старшеклассников.

1.4. Адресат программы

Программа предназначена  для  обучающихся 14-17 лет

 

 1.5. Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 учебных года. Программа состоит из тематических блоков, каждый из них направлен на раскрытие какой-либо темы, связанной с профориентацией. Групповые занятия с детьми организуются 1 раз в неделю. Длительность занятия 40- 45 минут..

 

1.6. Форма обучения

очная

 

1.7. Особенности организации образовательного процесса

Занятие проводят два специалиста: педагог- психолог  и  педагог дополнительного образования. Каждый модуль образовательной программы рассчитан на 1 год обучения, имеет законченный цикл, но, вместе с тем, 2-ой модуль  является логическим продолжением 1-го, что позволяет решать проблему преемственности обучения по данной программе

 

1.8. Ожидаемые результаты

По окончании реализации дополнительной общеобразовательной программы «Я- будущий педагог»  обучающиеся должны

иметь представления о:

-возникновении и развитии педагогической профессии;

-социальной значимости труда учителя;

-педагогических учебных заведениях;

-роли и сущности педагогической профессии.

Знать:

-требования, предъявляемые к личности педагога;

-причины возникновения педагогических конфликтов;

-права и обязанности в получении профессионального образования;

- правила поступления в педагогическое учебное заведение.

Уметь:

-анализировать свою деятельность;

-организовывать жизнь и деятельность детей;

-осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю.

 

1.9. Цель и задачи программы

    Изучение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я – будущий педагог» направлено на достижение:

Цели: формирование у обучающихся устойчивого интереса к профессии, основных умений и навыков,  необходимых для педагогической  деятельности.

Задачи:

·  способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей педагогической профессии;

·  содействовать получению  обучающимися  первичных психолого-педагогических знаний и навыков;

·  формировать практические умения и навыки организации групповой деятельности у старшеклассников через проведение профессионально- педагогических проб: коллективные творческие дела, участие в подготовке и проведении  уроков, занятий, культурно- досуговых программ, игр, конкурсов;

·  развивать коммуникативные, организационные умения и навыки, личностные качества, необходимые в педагогической профессии;

·  определять динамику развития личностных качеств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности.

 

2. Содержание программы

2.1.Учебно – тематический план  и содержание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я- будущий педагог»

                                                (первый год обучения)

 

п/п

Наименование раздела, темы

Всего  часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1.

Мир профессий и место педаго­гической деятельности в нем

12

5

7

 

1.1

Основы выбора профессии

1

0,5

0,5

Опрос

1.2

Введение в мир педагогических профессий

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

1.3

Зарождение и развитие педагогики как науки

1

1

-

Опрос, тестирование

1.4

Выдающиеся педагоги прошлого

2

1

1

Опрос,

1.5

Педагог- ключевая фигура образования

2

1

1

Опрос

1.6

Педагогические профессии дошкольной образовательной организации (экскурсия, мастер- класс)

1

-

1

Опрос,

рефлексия

1.7

Педагогические профессии образовательных организаций  дополнительного образования (экскурсия, мастер- класс)

1

-

1

Опрос,

рефлексия

1.8

Педагогические профессии общеобразовательной организации  - школы (экскурсия, мастер- класс)

1

-

1

Опрос,

рефлексия

1.9

Пути получения профессионального образования (педагогические колледжи)

2

1

1

Опрос,

рефлексия

2

Введение в психологию

11

5,5

5,5

 

2.1

Психология, как наука. Основные понятия психологии

1

1

-

Опрос, тестирование

2.2

Методы психологического исследования

2

1

1

Опрос, тестирование

2.3

Общая характеристика  познавательных процессов.

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.4

Внимание и память

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.5

Мышление и воображение

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.6

Темперамент и характер

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.7

Способности

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.8

Формирование и развитие личности

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.9

Потребности и мотивы

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.10

Знакомство с деятельностью педагога- психолога (мастер-класс)

1

-

1

Опрос, рефлексия

3

Этика педагога

6

3

3

 

3.1

Педагогическое взаимодействие

1

1

-

Опрос, тестирование

3.2

Педагогическое общение

2

1

1

Опрос, тестирование

3.3

Педагогические ситуации и способы выхода из них

3

1

2

Опрос, тестирование

4

Мастерство обучения и воспитания детей

4

2,5

1,5

 

4.1

Особенности пришкольного детского лагеря

2

1,5

0,5

Опрос

4.2

Игровая деятельность детей

 

2

1

1

Опрос

5

Итоговое занятие

 

3

1

2

Диагностика, представление портфолио

 

Итого

36

17

19

 

 

 

Содержание программы

1.Тема: Основы выбора профессии

 

Теория. Формирование мотивации в рамках ведения программы; знакомство с задачами,  содержанием основных разделов и организацией работы на занятиях. Знакомство с формулой выбора профессии (Автор: Е.А.Климов).

Практика. Определение формы своего профессионального выбора. Диагностика сферы профессиональных интересов с использованием методик:

- «Карта интересов» (Автор: А.Е. Голомшток, модификация А.А. Азбель)

- «Опросник профессиональных предпочтений» (Автор: Л.Н.Кабардова)

- «Профессиональные интересы и склонности» (Автор: Г.В. Резапкина);

- Самостоятельная обработка результатов диагностики, заполнение таблицы «Мои профессиональные интересы и склонности».

2. Тема: Введение в мир педагогических профессий.

Теория. Формирование представлений о многообразии мира педагогических профессий.

Практика. Определение понятий «профессия», «специальность», «должность» и разбор специфики этих понятий на конкретных примерах. Методика исследования «Склонности к педагогической деятельности» (Автор: Е.М. Павлютенков).

3.Тема: Зарождение и развитие педагогики как науки и основ педагогических знаний.

Теория. Формирование представлений о возникновении и этапах развития педагогики как науки (презентация).

4. Тема: Выдающиеся педагоги прошлого.

Теория. Формирование представлений о педагогах, внесших значительный вклад, в развитие педагогической мысли,  начиная с античных времен (презентация).

Практика. Подготовить сообщение (презентацию)  об одном из  выдающихся педагогов прошлого.

5.Тема: Педагог- ключевая фигура образования.

Теория. Роль педагога в становлении личности.

Практика. Встреча с педагогами- ветеранами педагогического труда.

6.Тема: Педагогические профессии дошкольной образовательной организации.

Теория. Формирование представлений о педагогических профессиях дошкольного образования (воспитатель, музыкальный работник, педагог- психолог, учитель- логопед, инструктор по физической культуре).

7.Тема: Педагогические профессии организации дополнительного образования

Теория. Формирование представлений о педагогических профессиях дополнительного образования (педагог- дополнительного образования, тренер).

8.  Тема: Педагогические профессии общеобразовательной организации- школы.

Теория. Формирование представлений о педагогических профессиях общеобразовательного учреждения- школы (учитель начальных классов, учитель- предметник, воспитатель, социальный педагог, педагог- психолог, учитель- логопед).

9. Пути получения профессионального образования (средне- специальные учреждения: педагогические колледжи).

Теория. Знакомство с рынком образовательных услуг Ярославской области для получения педагогической профессии; формирование стратегии выбора профессионального образования.

Практика. «Решение о выборе профессионального образования», специальность «Дошкольное образование».

10.Тема: Психология, как наука. Основные понятия психологии.

Теория. Формирование представлений о психологии, как науке.  Значение психологии для практики работы педагога  (презентация).

11.Тема: Методы психологического исследования.

Теория. Знакомство с методами психологического исследования. Основные методы психологии (наблюдение и эксперимент). Вспомогательные методы (тестирование, опрос, шкалирование, проективные методики и др.).

Практика. Проведение самотестирования с последующей обработкой результатов.

12.Тема: Общая характеристика  познавательных процессов.

Теория. Формирование представлений о познавательных процессах и их роли в профессиональной деятельности.

Практика. Определение значения познавательных процессов в профессиональной деятельности педагога.

13.Тема: Внимание и память.

Теория. Определение понятий «внимание» и «память»; формирование представления о роли внимания и памяти в профессиональной деятельности.

Практика. Выявление индивидуальных особенностей внимания: 1.«Корректурная проба». 2.Упражнение «Муха». Выявление индивидуальных особенностей памяти: определение объема зрительной и слуховой памяти: «10 слов», «10 картинок».

14.Тема: Мышление и воображение.

Теория. Формирование представления о мышлении, его типах, роли в профессиональной деятельности. Формирование представления о воображении.

Практика. Изучение индивидуальных особенностей мышления, воображения: «Сложные аналогии», «Творческое мышление», субтесты Дж. Гилфорда

15. Тема: Темперамент и характер.

Теория. Формирование представления о темпераменте, формировании характера. Изучение индивидуальных особенностей темперамента. Развернутая характеристика типов темперамента с указанием преимуществ и ограничений каждого типа в профессиональной деятельности.

«Практика. Тест «Акцентуация характера» (Автор А.Е. Личко), таблица «Темперамент и выбор профессии», работа с рисунками Х.Бидструпа.

16.Тема: Способности.

Теория. Формирование понятия о способностях. Виды способностей: общие и специальные; репродуктивные и творческие. Условия развития способностей.

Практика. Изучение индивидуальных склонностей и способностей: методика «КОС» (Авторы: В.В. Синявский, В.А. Федорошин), «Методика определения общих способностей».

17. Тема: Формирование и развитие личности.

Теория. Расширение представления об индивидуальных особенностях личности и их значения в деятельности человека. Знакомство с понятиями «индивид», «личность», «индивидуальность». Практика. Обработка результатов теста и интерпретация результатов опросника Айзенка с использованием «Круга Айзенка».

18.Тема: Потребности и мотивы.

Теория. Повторение формулы выбора профессии с акцентированием внимания на факторах «Хочу» и «Могу»; влияние личностных характеристик, способностей, состояния здоровья и пр. на принятие решения о выборе профессии и успешность дальнейшей профессиональной деятельности.

Практика. Таблица «Основные составляющие факторов «Хочу» и «Могу». Упражнение «Представление».

19.Тема: Знакомство с деятельностью педагога- психолога.

Теория. Формирование представлений о педагогических деятельности педагога- психолога в образовании.

Практика. Экскурсия по структурному подразделению Службы психолого- медико- педагогического сопровождения Центра «Эдельвейс».

20.Тема: Педагогическое взаимодействие.

Теория. Формирование понятия о педагогической этике в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми.

21.Тема: Педагогическое общение.

Теория. Знакомство со понятием и стилями педагогического общения.

Практика.упражнение «Публичное выступление», тренинговое упражнение «Невербальные средства общения».

22.Тема: Педагогические ситуации и способы выхода из них.

Теория. Знакомство с понятием «педагогическая ситуация». Способы предупреждения конфликтных ситуаций.

23.Тема: Особенности пришкольного детского лагеря.

Теория. Формирование представлений об организации деятельности педагога (воспитателя, вожатого) в рамках детского лагеря.

Практика. Игры на знакомство и сплочение детского коллектива.

24.Тема: Игровая деятельность детей.

Теория. Формирование представлений об игровой деятельности детей, классификация игр по С.А. Шмакову.

Практика. Проигрывание игр различных видов: физические и психологические игры,  тренинги и интеллектуально-творческие игры.

25.Тема: Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов работы за учебный год. Формирование представления о портфолио, как об одном из видов презентационных документов (назначение, структура, содержание). Освоение умения формировать портфолио.

Практика. Формирование различных портфолио с последующим анализом подготовленных вариантов. Представление собственного портфолио.

 

Календарно-учебный  график

№ п/п

 

 

 

Месяц

 

Число

Время проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

              

Форма контроля

 

 

1

 

 

В соответствии с расписанием учреждения

Инструктаж

беседа с диагностиками

1

Основы выбора профессии

 

Зал для групповых работы

опрос, тестирование

2

 

 

Мозговой штурм

1

Введение в мир педагогических профессий.

опрос, тестирование

3

 

 

лекция

1

Зарождение и развитие педагогики как науки и основ педагогических знаний.

опрос, тестирование

4

 

 

лекция

2

Выдающиеся педагоги прошлого.

 

опрос, тестирование

5

 

 

Экскурсия в Пошехонский народный музей.

2

Педагог- ключевая фигура образования.

 

опрос, тестирование

6

 

 

Экскурсия в детский сад

1

Педагогические профессии дошкольной образовательной организации

опрос, тестирование

7

 

 

Экскурсия  в МБУ ДО Центр «Эдельвейс».

1

Педагогические профессии организации дополнительного образования

опрос, тестирование

8

 

 

Педагогическая гостиная

1

Педагогические профессии общеобразовательной организации- школы

опрос, тестирование

9

 

 

Экскурсия в ГПОУ ЯО Пошехонский аграрно-политехнический колледж

2

Пути получения профессионального образования (средне- специальные учреждения: педагогические колледжи).

 

опрос, тестирование

10

 

 

Мозговой штурм, лекция

1

Психология, как наука. Основные понятия психологии

опрос, тестирование

11

 

 

Лекция, самотестирование

2

Методы психологического исследования

 

опрос, тестирование

12

 

 

Лекция, самообследование

1

Общая характеристика  познавательных процессов.

 

опрос, тестирование

13

 

 

Лекция, самообследование

 

1

Внимание и память

 

опрос, тестирование

14

 

 

Лекция, самообследование

 

1

Мышление и воображение.

 

опрос, тестирование

15

 

 

Лекция, самообследование

1

Темперамент и характер.

 

опрос, тестирование

 

16

 

 

Лекция, самообследование

1

Способности.

 

опрос, тестирование

 

17

 

 

 

Лекция, самообследование

 

1

Формирование и развитие личности.

 

 

 

 

опрос, тестирование

18

 

 

 

 

Лекция, самообследование

1

Потребности и мотивы.

 

опрос, тестирование

 

19

 

 

Мастер-класс от педагога -психолога

1

Знакомство с деятельностью педагога- психолога.

 

опрос, тестирование

20

 

 

Мозговой штурм

1

Педагогическое взаимодействие.

 

 

опрос, тестирование

21

 

 

Диспут: «Что мешает плодотворному общению педагогов и учеников?»

2

Педагогическое общение.

 

опрос, тестирование

 

22

 

 

Тренинг «Педагогические ситуации».

 

 

 

3

Педагогические ситуации и способы выхода из них.

 

опрос, тестирование

 

23

 

 

Лекция, с элементами игро-тренинга

 

2

Особенности пришкольного детского лагеря.

 

опрос, тестирование

24

 

 

Тренинг

 

2

Игровая деятельность детей.

 

 

25

 

 

 

Конкурс портфолио

3

Итоговое занятие.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

1.Сформирован у обучающихся интерес  к профессиям педагогической направленности.

2.Спроектирован образовательный маршрут для получения будущей педагогической профессии;

         3. Владеют начальными психолого- педагогических знаниями и навыками;

4.Владеют практическими  умениями  и навыками организации групповой деятельности;

5. Знают известных педагогов Пошехонского муниципального района.

Учебный план

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я- будущий педагог»

(второй год обучения)

№ п/п

Наименование блоков (разделов)

Всего  часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Введение в педагогическую профессию

12

6

6

 

1.1

Особенности профессионального становления

2

1

1

Тестирование Диагностика

1.2

Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка педагога к уроку

2

1

1

Опрос

1.3

Сущность процесса воспитания в современной школе

2

1

1

Опрос

1.4

Педагогические технологии

2

1

1

Опрос

1.5

Педагогическая техника учителя

1

1

-

Опрос

1.6

Встреча с ветеранами педагогического труда

1

-

1

Беседа

1.7

Способы получения педагогического образования (ВУЗы и педагогические  колледжи)

2

1

1

Опрос

Рефлексия

 

2

Психология

17

10

7

 

2.1

Что изучает социальная психология.

1

1

-

Опрос, тестирование

2.2

Особенности малых групп. Уровни развития малых групп. Взаимодействие в группе

2

1

1

Опрос, тестирование

2.3

Положение человека в группе. Лидерство

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.4

Общение виды. Функции

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.5

Механизм межличностного восприятия

1

1

-

Опрос, тестирование

2.6

Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения.

2

1

1

Опрос, тестирование

2.7

Особенности публичного выступления. Самопрезентация

2

1

1

Опрос, тестирование

2.8

Барьеры общения. Конфликт. Как разрешать конфликт

2

1

1

Опрос, тестирование

2.9

Что изучает возрастная психология

1

1

-

Опрос, тестирование

2.10

Характеристика раннего детства. Характеристика дошкольника

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.11

Характеристика младшего школьника

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.12

Характеристика  подростка и старшеклассника

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

2.13

Характеристика юности и взрослости

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

3

Педагог, как  организатор  деятельности детей

4

1,5

2,5

 

3.1

Организаторская деятельность и её структура. Стили руководства

1

0,5

0,5

Опрос, тестирование

3.2

Этапы и методы организаторской работы. Правила организаторской работы

3

1

2

Опрос, тестирование

4

Итоговое занятие

3

1

2

Самопрезентация (зачетная работа, портфолио), диагностика

 

ИТОГО

36

18,5

17,5

 

Система работы с родителями (законными представителями)

№ п/п

Наименование блоков (разделов)

Всего  часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

 

Работа с родителями (законными представителями)

11.

Родительское собрание «Введение в педагогическую профессию»

2

1

1

 

22.

Родительское собрание

«Будущая профессия наших детей»

2

1

1

 

33.

Индивидуальное консультирование

в течение учебного года

 

 

 

 

Содержание программы

1.Тема: «Особенности профессионального становления»   

Теория. Формирование представления о понятии «профессиональное становление». Стадии профессионального становления личности (по Э.Ф.Зееру).

Практика. работа с картой («Фазы профессионального становления», автор Е. А. Климов).

2.Тема: «Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка педагога к уроку»

Теория. Формирование представления о понятии «Обучение». Организация процесса обучения в современной школе. Урок как основная форма организации обучения.

Практика. Мастер- класс «Подготовка учителя к уроку» (составление плана урока).

3.Тема: «Сущность процесса воспитания в современной школе»

Теория. Формирование представления о понятии «Воспитание». Содержание воспитания учащихся в современной школе. Критерии воспитанности обучающихся.

Практика. методики- показатели воспитанности: «Сфера интересов учащихся», «Самоанализ и анализ личности» (О.И. Мотков), «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г.).

4.Тема: Педагогические технологии.

Теория. Понятие «педагогические технологии», классификация и виды. Современные технологии в современной школе.

Практика. Здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии исследовательской деятельности, личностно-ориентированные технологии, технология портфолио, игровая технология.

5.Тема: Педагогическая техника учителя.

Теория. Понятие о педагогической технике, ее структура, компоненты (по Ю.П. Азарову).  Сущность и сферы проявления педагогического мастерства и педагогической техники.

6.Тема: Встреча с ветеранами педагогического труда.

Практика. Встреча с педагогами- ветеранами педагогического труда.

7. Тема: Способы получения педагогического образования (ВУЗы и педагогические  колледжи).

Теория. Знакомство с рынком образовательных услуг Ярославской области для получения педагогической профессии; формирование стратегии выбора профессионального образования.

Практика. Экскурсия в ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»: «День открытых дверей».

8.Тема: Что изучает социальная психология.

Теория. Понятие социальной психологии. Основные разделы социальной психологии:  социальная психология групп; социальная психология общения; социальная психология личности (по Г. М. Андреевой).

9.Тема: Особенности малых групп. Уровни развития малых групп. Взаимодействие в группе.

Теория. Социальная психология групп. Виды групп и их функции. Психологическая совместимость в группе. Групповой подход к принятию решений.

Практика. Развитие навыков рефлексии поведения в ситуации группового взаимодействия. Игра «Кораблекрушение».

10.Тема: Положение человека в группе. Лидерство

Теория. Знакомство с понятиями «Лидер» и «Группа». Классификации лидерских качеств.

Практика. Тренинг «Развитие лидерских качеств».

11.Тема: Общение виды. Функции.

Теория. Знакомство с понятием, видами и функциями общения.

Практика. Методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко),  «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский), «Умеете ли вы слушать?» (И. Атватер).

12.Тема: Механизм межличностного восприятия.    

Теория. Термин «социальная перцепция» (по Дж. Брунером). Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия.

13.Тема: Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения.

Теория. Понятие и виды профессионального общения. Правила общения. Преодоление трудностей общения.

Практика. Составление рекомендаций по ведению эффективного межличностного общения (буклет для обучающихся школы).

14.Тема: Особенности публичного выступления. Самопрезентация.

Теория. Навыки эмоционально-психологического саморегулирования. Особенности публичного выступления. Самопрезентация.

Практика. Упражнения на отработку навыков публичного выступления, эмоционально-психологического саморегулирования

15.Тема: Барьеры общения. Конфликт. Как разрешать конфликт.

Теория. Знакомство с понятиями «Барьеры общения», «Конфликт». Виды конфликтов, особенности педагогических конфликтов, причины и способы разрешения конфликтов. Роль школьной службы медиации (примирения) в  практике решения конфликтных ситуаций в школе.

Практика. Разработка и проигрывание классного часа «Что такое конфликт?»  для учеников начальной школы, с дальнейшим проведением в своей образовательной организации.

16.Тема: Что изучает возрастная психология.

Теория. Формирование представлений о возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.

17.Тема: Характеристика раннего детства. Характеристика дошкольника.

Теория. Психологическая характеристика развития ребенка преддошкольного и дошкольного возраста. Новообразования в развитии, основной вид деятельности. 

18.Тема: Характеристика младшего школьника.

Теория. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Новообразования в развитии, основной вид деятельности. 

19.Тема: Характеристика  подростка и старшеклассника. 

Теория. Психолого-педагогическая характеристика развития подростка. Новообразования в развитии, основной вид деятельности. 

20.Тема: Характеристика юности и взрослости.

Теория. Психолого-педагогическая характеристика развития. Ведущая деятельность в юности - профессиональное самоопределение. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.

21.Тема: Организаторская деятельность и её структура. Стили руководства.

Теория. Организаторская деятельность педагога. Определение стилей руководства. Практика. Методика выявления степени развития у будущего педагога организаторских способностей.

22.Тема: Этапы и методы организаторской работы. Правила организаторской работы.

Теория. Этапы и правила организаторской работы (по А.Н. Лутошкину, Л.И. Уманскому).

Практика. «Как разработать «Лист организатора»?».

23.Тема: Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов работы за учебный год. Самопрезентация.

Практика. Подготовка и представление образовательно-  профессионального проекта «Я- будущий педагог». Представление портфолио. Диагностический комплекс:  «Готовность к выбору профессии» (адаптация А.П. Чернявской); Анкета «Сформированность профессионального плана».

 

Календарный учебный график

 

Начало учебного года – 01.09.2019г., окончание – 25.05.2020г.

Срок реализации: 2 года (14-15 лет – первый год обучения; 15-17 лет – второй год обучения).

Продолжительность ведения программы в течение учебного года –  36 недель (два года по 36 часов- всего 72 часа).

Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность- 40- 45 минут.

 

№ п/п

 

 

 

Месяц

 

Число

Время проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

              

Форма контроля

 

 

1

 

 

В соответствии с расписанием учреждения

круглый стол

2

«Особенности профессионального становления»

Зал для групповых работы

опрос, тестирование

2

 

 

Мастер-класс

2

«Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка педагога к уроку»

опрос, тестирование

3

 

 

диспут

2

«Сущность процесса воспитания в современной школе»

опрос, тестирование

4

 

 

Лекционно-практическая

2

Педагогические технологии.

опрос, тестирование

5

 

 

Лекционно-практическая

1

Педагогическая техника учителя.

 

опрос, тестирование

6

 

 

Педагогическая гостиная

1

Встреча с ветеранами педагогического труда.

опрос, тестирование

7

 

 

Экскурсия

2

Способы получения педагогического образования (ВУЗы и педагогические  колледжи).

опрос, тестирование

8

 

 

Лекционно-практическая

1

Что изучает социальная психология.

опрос, тестирование

9

 

 

Тренинг

2

 Особенности малых групп. Уровни развития малых групп. Взаимодействие в группе.

опрос, тестирование

10

 

 

Мозговой штурм, тренинг

1

Положение человека в группе. Лидерство.   

 

опрос, тестирование

11

 

 

Лекционно-практическая

1

Общение виды. Функции

опрос, тестирование

12

 

 

Лекционно-практическая

1

Механизм межличностного восприятия   

опрос, тестирование

13

 

 

Лекционно-практическая

 

1

 Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения.

опрос, тестирование

14

 

 

Тренинг

2

Особенности публичного выступления. Самопрезентация.

опрос, тестирование

15

 

 

Лекционно-практическая

2

Барьеры общения. Конфликт. Как разрешать конфликт.

опрос, тестирование

 

16

 

 

 

 

Лекционно-практическая

1

Что изучает возрастная психология

 

опрос, тестирование

 

17

 

 

 

Экскурсия в детский сад

1

Характеристика раннего детства. Характеристика дошкольника

 

 

 

опрос, тестирование

18

 

 

 

 

исследование

1

Характеристика младшего школьника

опрос, тестирование

 

19

 

 

Мозговой штурм

1

Характеристика  подростка и старшеклассника.           

опрос, тестирование

20

 

 

Мозговой штурм

 

1

Характеристика юности и взрослости.

 

опрос, тестирование

21

 

 

лекция

1

Организаторская деятельность и её структура. Стили руководства.

опрос, тестирование

22

 

 

 

 

лекция

3

Этапы и методы организаторской работы. Правила организаторской работы.

опрос, тестирование

23

 

 

 

3

Итоговое занятие.

 

Диагностика

 

Ожидаемые результаты

1.Сформирован у обучающихся интерес  к профессиям педагогической направленности.

2.Разработан образовательный маршрут для получения  педагогической профессии;

         3. Владеют знаниями возрастной психологии;

4.Владеют начальными знаниями содержания педагогических технологий и умеют применять их на практике;

5.Сформированы навыки самоанализа, знают, умеют определять динамику развития личностных качеств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности.

3.Условия реализации программы

3.1.Материально – техническое обеспечение

При проведении занятий необходим класс с мультимедийным оборудованием, канцелярские принадлежности. Обучающимся предлагается вести тетради, для записи основных определений и ключевых понятий темы занятия, а также для рабочих записей во время выполнения тестов, упражнений, самостоятельной и домашней работы.

3.2.Информационное обеспечение

Диагностические компьютерные тестовые  комплексы «Лонгитюд+»,  «Effecton Studio».

3.3. Кадровое обеспечение

Требования к квалификации педагогов, реализующих данную программу.

Программа проводится педагогом-психологом и социальным педагогом, имеющими опыт работы с обучающимися старших классов. К работе подключаются педагоги школы: классные руководители, ответственные за проведение профориентационной работы, социальные педагоги (по мере необходимости

3.4.Мониторинг

Критериями эффективности программы будут являться повышение уровня автономности, информированности, осознанного принятия решений в планировании профессионального маршрута.

Также показателем эффективности проводимой работы будет являться наличие у учащихся самостоятельно составленного плана профессионального образовательного маршрута с учетом индивидуальных интересов, способностей и требований рынка труда. В результате проведенных занятий можно будет оценить способность ставить цели, планировать свой профессиональный образовательный маршрут, развитие коммуникативных умений.

В анкете «Сформированность профессионально плана» предусмотрен блок вопросов на получение обратной связи от обучающихся.  

Для отслеживания эффективности проводимой работы на последнем занятии проводится блок диагностических методик: Методика «Готовность к выбору профессии» (адаптация А.П. Чернявской); Анкета «Сформированность профессионального плана», а также выполнения творческих заданий в ходе реализации программы, ведения «Профессионального портфолио».

 

4.Методическое обеспечение программы

4.1.Методы и приемы организации образовательного процесса

Словесные – рассказ, объяснение, беседа, диалог, консультация, тест, лекция, дискуссия, тренинг.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов.

Практические- выполнение практических заданий, игровые ситуации, тест, тренинг, конкурсы. Акции, дискуссии, оказание помощи пожилым людям.

Метод контроля - контроль усвоения материала проходит в течение всего периода обучения начало сентября – входной контроль, февраль – текущий,  конец мая – итоговый.

Метод стимулирования: похвала, дипломы, поощрение, благодарственные письма, в конце учебного года подарки.

 

4.2.Формы  учебных занятий.

Семинары (обучающие,  практические, проблемно-тематические), тренинги, игры (деловые, ролевые, подвижные), лекции, беседы, встречи со специалистами, дискуссии, круглые столы, конкурсы, тесты, тематические дискотеки, акции, экскурсии, самообразование, просмотр и обсуждение видеофильмов, создание рекламной информационной продукции (выпуск информационных листов, буклетов, плакатов, листовок) и работа с литературой.

В процессе проведения занятия применяются следующие формы организации: групповая, индивидуальная, работа в парах.

 

4.3.Педагогические технологии

При организации дополнительного образования обучающихся применяются как традиционные, так и инновационные технологии.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации в учебно-воспитательном процессе.

1.Групповые технологии:

-        дидактические игры;

-занятия-путешествия, экскурсии и пр.

2.Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

-        личностно-ориентированное обучение;

-       технология индивидуального обучения (индивидуальный подход,

индивидуализация обучения);

-        коллективный способ обучения;

- игровые технологии.

3.          Культуро-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам обучающихся, включающая в себя:

-        ежегодный опрос обучающихся, родителей (законных представителей)

-       тестирование развития специальных способностей;

-       определение готовности и области интересов вновь поступающего обучающегося;

-        определение интересов и других показателей для дифференциации.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями обучающихся.

4. Объяснительно-иллюстративные технологии.

Главные методы данного обучения - объяснение в сочетании с наглядностью, а видыдеятельности обучающихся - слушание и запоминание.

5. Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

6. Коррекционно-развивающие технологии, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.

7. Технологии проблемного обучения.

Направлена на развитие всесторонне гармонической личности обучающегося. Предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.

8. Проектная технология.

9. Здоровьесберегающие технологии

10. Информационные и коммуникационные технологии

4.4.Алгоритм учебного занятия

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка обучающихся к

работе на занятии

Организация начала занятия,создание психологического

настроя на учебную

деятельность и активизация внимания

Восприятие

2

Проверочный

Установление

правильности и

осознанности

выполнения

домашнего задания

(если таковое было),

выявление пробелов и

их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического),

проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Самооценка, оценочная

деятельность педагога

Основной

3

Подготовительный

(подготовка к новому

содержанию)

Обеспечение

мотивации и принятие

детьми цели учебно-

познавательной

деятельности

Сообщение темы, цели

учебного занятия и мотивация

учебной деятельности детей (например, эвристический

вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного

начала работы

 

4

Усвоение новых знаний

и способов действий

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания связей и

отношений в объекте

изучения

Использование заданий и

вопросов, которые

активизируют познавательную

деятельность обучающихся

Освоение новых знаний

5

Первичная проверка

понимания изученного

Установление

правильности и осознанности усвоения

нового учебного

материала, выявление

ошибочных или

спорных

представлений и их

коррекция

Применение пробных

практических заданий, которые  сочетаются с объяснением

соответствующих правил или

обоснованием

Осознанное усвоение

нового учебного материала

6

Закрепление новых

знаний, способов

действий и их

применение

Обеспечение усвоения

новых знаний,

способов действий и

их применения

Применение тренировочных

упражнений, заданий, которые

выполняются самостоятельно

обучающимися

Осознанное усвоение

нового материала

7

Обобщение и

систематизация знаний

Формирование

целостного

представления знаний

по теме

Использование бесед и

практических заданий

Осмысление выполненной

работы

 

8

Контрольный

Выявление качества и

уровня овладения

знаниями,

самоконтроль и

коррекция знаний и

способов действий

Использование тестовых

заданий, устного

(письменного) опроса, а также

заданий различного уровня

сложности (репродуктивного,

творческого, поисково-

исследовательского)

Рефлексия, сравнение

результатов собственной

деятельности с другими,

осмысление результатов

Итоговый

9

Анализ и оценка

успешности

достижения цели,

определение

перспективы

последующей работы

Анализ и оценка

успешности

достижения цели,

определение

перспективы

последующей работы

Педагог совместно с детьми

подводит итог занятия.

Самоутверждение обучающихся в

успешности

10

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивный

 

 

 

 

 

Мобилизация  обучающихся на

Самооценку

 

 

 

 

 

Самооценка  обучающих своей работоспособности,

психологического состояния, причин некачественной

работы, результативности работы, содержания и

полезности учебной работы.

Проектирование детьми

собственной деятельности

на последующих занятиях

 

11

Информационный

Обеспечение

понимания цели,

содержания

домашнего задания,

логики дальнейшего

занятия.

 

Информация о содержании и конечном результате

домашнего задания,

инструктаж по выполнению,

определение места и роли

данного задания в системе

последующих занятий

Определение перспектив

Деятельности.

 

4.5.Дидактические материалы

 

-Карточки  «педагогические ситуации», анкеты: «Карта интересов» (А. Голомштока), «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова), «Определение профессионального типа личности» (авторская модификация методики Д. Холланда)


Скачано с www.znanio.ru