Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Я -будущий педагог»
Срок реализации: 2 года
Возраст:14 -17 лет
Содержание
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Я- будущий педагог» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности и способствует повышению социальной адаптации и готовности подростков к осознанному выбору будущей профессии.
1.2.Актуальность.
Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы оптимальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно.
Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Не спланировав свою личную профессиональную карьеру, подростки часто совершают ошибки в выборе дальнейшего образовательного маршрута. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.
Все это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределенности, либо сделали свой сомнительный и примитивный профессиональный выбор. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизился престиж педагогических специальностей. Быть педагогом стало не модно, не престижно: зарплата невысокая, а ответственность за человеческие судьбы огромная. А также поступая в педагогические учебные заведения, часть абитуриентов слабо представляют деятельность педагога и часто становятся случайными студентами в данной сфере профессионального образования. В этой связи особенно важным этапом подготовки педагогических кадров является профориентационная работа в школе, выявление и развитие школьников, имеющих склонности к педагогической деятельности.
Новизна, преимущества программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Я- будущий педагог» основана на положениях советских и российских психологов: Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Р.С. Немова, Е.А. Климова, И.Л. Соломина, Н.С. Пряжникова о закономерностях развития личности ребенка и процесса профессионального самоопределения. Обучающиеся 14 – 18 лет входят в стадию «оптации». (Климов Е.А.) Учебные интересы старших школьников начинают опосредоваться их профессиональными намерениями. Учение приобретает личностный смысл. Профессиональная направленность, в свою очередь, опирается на индивидуально- психологические особенности. Профессиональное становление проходит ряд этапов. Если в детском возрасте ребенок примеряет на себя различные профессиональные роли в игре, то подросток начинает фантазировать и примерять на себя различные профессиональные роли в мечтах. На следующем этапе происходит предварительный выбор профессии, когда подросток руководствуется своими интересами, далее – способностями и, наконец, ценностями. На последующем этапе происходит выбор конкретной специальности.
1.3. Отличительные особенности программы
Данная программа представляет собой пропедевтический, профориентационный курс педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, необходимые для их осознанного выбора профессии педагога по окончании школы. На теоретическом и практическом уровне обучающиеся знакомятся с основами педагогической деятельности, приобретают необходимые знания, умения и навыки профессии педагога, развивают свои способности и организаторские умения.
Большое внимание в программе уделяется работе с родителями (законными представителями). В течение учебного года проводятся тематические родительские собрания, индивидуальные консультации по заявленным вопросам, а также по итогам диагностических обследований старшеклассников.
1.4. Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 14-17 лет
1.5. Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 учебных года. Программа состоит из тематических блоков, каждый из них направлен на раскрытие какой-либо темы, связанной с профориентацией. Групповые занятия с детьми организуются 1 раз в неделю. Длительность занятия 40- 45 минут..
1.6. Форма обучения
очная
1.7. Особенности организации образовательного процесса
Занятие проводят два специалиста: педагог- психолог и педагог дополнительного образования. Каждый модуль образовательной программы рассчитан на 1 год обучения, имеет законченный цикл, но, вместе с тем, 2-ой модуль является логическим продолжением 1-го, что позволяет решать проблему преемственности обучения по данной программе
1.8. Ожидаемые результаты
По окончании реализации дополнительной общеобразовательной программы «Я- будущий педагог» обучающиеся должны
иметь представления о:
-возникновении и развитии педагогической профессии;
-социальной значимости труда учителя;
-педагогических учебных заведениях;
-роли и сущности педагогической профессии.
Знать:
-требования, предъявляемые к личности педагога;
-причины возникновения педагогических конфликтов;
-права и обязанности в получении профессионального образования;
- правила поступления в педагогическое учебное заведение.
Уметь:
-анализировать свою деятельность;
-организовывать жизнь и деятельность детей;
-осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю.
1.9. Цель и задачи программы
Изучение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я – будущий педагог» направлено на достижение:
Цели: формирование у обучающихся устойчивого интереса к профессии, основных умений и навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
· способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей педагогической профессии;
· содействовать получению обучающимися первичных психолого-педагогических знаний и навыков;
· формировать практические умения и навыки организации групповой деятельности у старшеклассников через проведение профессионально- педагогических проб: коллективные творческие дела, участие в подготовке и проведении уроков, занятий, культурно- досуговых программ, игр, конкурсов;
· развивать коммуникативные, организационные умения и навыки, личностные качества, необходимые в педагогической профессии;
· определять динамику развития личностных качеств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности.
2. Содержание программы
2.1.Учебно – тематический план и содержание программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я- будущий педагог»
(первый год обучения)
п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
теоретических |
практических |
||||
1. |
Мир профессий и место педагогической деятельности в нем |
12 |
5 |
7 |
|
1.1 |
Основы выбора профессии |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос |
1.2 |
Введение в мир педагогических профессий |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
1.3 |
Зарождение и развитие педагогики как науки |
1 |
1 |
- |
Опрос, тестирование |
1.4 |
Выдающиеся педагоги прошлого |
2 |
1 |
1 |
Опрос, |
1.5 |
Педагог- ключевая фигура образования |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
1.6 |
Педагогические профессии дошкольной образовательной организации (экскурсия, мастер- класс) |
1 |
- |
1 |
Опрос, рефлексия |
1.7 |
Педагогические профессии образовательных организаций дополнительного образования (экскурсия, мастер- класс) |
1 |
- |
1 |
Опрос, рефлексия |
1.8 |
Педагогические профессии общеобразовательной организации - школы (экскурсия, мастер- класс) |
1 |
- |
1 |
Опрос, рефлексия |
1.9 |
Пути получения профессионального образования (педагогические колледжи) |
2 |
1 |
1 |
Опрос, рефлексия |
2 |
Введение в психологию |
11 |
5,5 |
5,5 |
|
2.1 |
Психология, как наука. Основные понятия психологии |
1 |
1 |
- |
Опрос, тестирование |
2.2 |
Методы психологического исследования |
2 |
1 |
1 |
Опрос, тестирование |
2.3 |
Общая характеристика познавательных процессов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.4 |
Внимание и память |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.5 |
Мышление и воображение |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.6 |
Темперамент и характер |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.7 |
Способности |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.8 |
Формирование и развитие личности |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.9 |
Потребности и мотивы |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.10 |
Знакомство с деятельностью педагога- психолога (мастер-класс) |
1 |
- |
1 |
Опрос, рефлексия |
3 |
Этика педагога |
6 |
3 |
3 |
|
3.1 |
Педагогическое взаимодействие |
1 |
1 |
- |
Опрос, тестирование |
3.2 |
Педагогическое общение |
2 |
1 |
1 |
Опрос, тестирование |
3.3 |
Педагогические ситуации и способы выхода из них |
3 |
1 |
2 |
Опрос, тестирование |
4 |
Мастерство обучения и воспитания детей |
4 |
2,5 |
1,5 |
|
4.1 |
Особенности пришкольного детского лагеря |
2 |
1,5 |
0,5 |
Опрос |
4.2 |
Игровая деятельность детей
|
2 |
1 |
1 |
Опрос |
5 |
Итоговое занятие
|
3 |
1 |
2 |
Диагностика, представление портфолио |
|
Итого |
36 |
17 |
19 |
|
Содержание программы
1.Тема: Основы выбора профессии
Теория. Формирование мотивации в рамках ведения программы; знакомство с задачами, содержанием основных разделов и организацией работы на занятиях. Знакомство с формулой выбора профессии (Автор: Е.А.Климов).
Практика. Определение формы своего профессионального выбора. Диагностика сферы профессиональных интересов с использованием методик:
- «Карта интересов» (Автор: А.Е. Голомшток, модификация А.А. Азбель)
- «Опросник профессиональных предпочтений» (Автор: Л.Н.Кабардова)
- «Профессиональные интересы и склонности» (Автор: Г.В. Резапкина);
- Самостоятельная обработка результатов диагностики, заполнение таблицы «Мои профессиональные интересы и склонности».
2. Тема: Введение в мир педагогических профессий.
Теория. Формирование представлений о многообразии мира педагогических профессий.
Практика. Определение понятий «профессия», «специальность», «должность» и разбор специфики этих понятий на конкретных примерах. Методика исследования «Склонности к педагогической деятельности» (Автор: Е.М. Павлютенков).
3.Тема: Зарождение и развитие педагогики как науки и основ педагогических знаний.
Теория. Формирование представлений о возникновении и этапах развития педагогики как науки (презентация).
4. Тема: Выдающиеся педагоги прошлого.
Теория. Формирование представлений о педагогах, внесших значительный вклад, в развитие педагогической мысли, начиная с античных времен (презентация).
Практика. Подготовить сообщение (презентацию) об одном из выдающихся педагогов прошлого.
5.Тема: Педагог- ключевая фигура образования.
Теория. Роль педагога в становлении личности.
Практика. Встреча с педагогами- ветеранами педагогического труда.
6.Тема: Педагогические профессии дошкольной образовательной организации.
Теория. Формирование представлений о педагогических профессиях дошкольного образования (воспитатель, музыкальный работник, педагог- психолог, учитель- логопед, инструктор по физической культуре).
7.Тема: Педагогические профессии организации дополнительного образования
Теория. Формирование представлений о педагогических профессиях дополнительного образования (педагог- дополнительного образования, тренер).
8. Тема: Педагогические профессии общеобразовательной организации- школы.
Теория. Формирование представлений о педагогических профессиях общеобразовательного учреждения- школы (учитель начальных классов, учитель- предметник, воспитатель, социальный педагог, педагог- психолог, учитель- логопед).
9. Пути получения профессионального образования (средне- специальные учреждения: педагогические колледжи).
Теория. Знакомство с рынком образовательных услуг Ярославской области для получения педагогической профессии; формирование стратегии выбора профессионального образования.
Практика. «Решение о выборе профессионального образования», специальность «Дошкольное образование».
10.Тема: Психология, как наука. Основные понятия психологии.
Теория. Формирование представлений о психологии, как науке. Значение психологии для практики работы педагога (презентация).
11.Тема: Методы психологического исследования.
Теория. Знакомство с методами психологического исследования. Основные методы психологии (наблюдение и эксперимент). Вспомогательные методы (тестирование, опрос, шкалирование, проективные методики и др.).
Практика. Проведение самотестирования с последующей обработкой результатов.
12.Тема: Общая характеристика познавательных процессов.
Теория. Формирование представлений о познавательных процессах и их роли в профессиональной деятельности.
Практика. Определение значения познавательных процессов в профессиональной деятельности педагога.
13.Тема: Внимание и память.
Теория. Определение понятий «внимание» и «память»; формирование представления о роли внимания и памяти в профессиональной деятельности.
Практика. Выявление индивидуальных особенностей внимания: 1.«Корректурная проба». 2.Упражнение «Муха». Выявление индивидуальных особенностей памяти: определение объема зрительной и слуховой памяти: «10 слов», «10 картинок».
14.Тема: Мышление и воображение.
Теория. Формирование представления о мышлении, его типах, роли в профессиональной деятельности. Формирование представления о воображении.
Практика. Изучение индивидуальных особенностей мышления, воображения: «Сложные аналогии», «Творческое мышление», субтесты Дж. Гилфорда
15. Тема: Темперамент и характер.
Теория. Формирование представления о темпераменте, формировании характера. Изучение индивидуальных особенностей темперамента. Развернутая характеристика типов темперамента с указанием преимуществ и ограничений каждого типа в профессиональной деятельности.
«Практика. Тест «Акцентуация характера» (Автор А.Е. Личко), таблица «Темперамент и выбор профессии», работа с рисунками Х.Бидструпа.
16.Тема: Способности.
Теория. Формирование понятия о способностях. Виды способностей: общие и специальные; репродуктивные и творческие. Условия развития способностей.
Практика. Изучение индивидуальных склонностей и способностей: методика «КОС» (Авторы: В.В. Синявский, В.А. Федорошин), «Методика определения общих способностей».
17. Тема: Формирование и развитие личности.
Теория. Расширение представления об индивидуальных особенностях личности и их значения в деятельности человека. Знакомство с понятиями «индивид», «личность», «индивидуальность». Практика. Обработка результатов теста и интерпретация результатов опросника Айзенка с использованием «Круга Айзенка».
18.Тема: Потребности и мотивы.
Теория. Повторение формулы выбора профессии с акцентированием внимания на факторах «Хочу» и «Могу»; влияние личностных характеристик, способностей, состояния здоровья и пр. на принятие решения о выборе профессии и успешность дальнейшей профессиональной деятельности.
Практика. Таблица «Основные составляющие факторов «Хочу» и «Могу». Упражнение «Представление».
19.Тема: Знакомство с деятельностью педагога- психолога.
Теория. Формирование представлений о педагогических деятельности педагога- психолога в образовании.
Практика. Экскурсия по структурному подразделению Службы психолого- медико- педагогического сопровождения Центра «Эдельвейс».
20.Тема: Педагогическое взаимодействие.
Теория. Формирование понятия о педагогической этике в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми.
21.Тема: Педагогическое общение.
Теория. Знакомство со понятием и стилями педагогического общения.
Практика.упражнение «Публичное выступление», тренинговое упражнение «Невербальные средства общения».
22.Тема: Педагогические ситуации и способы выхода из них.
Теория. Знакомство с понятием «педагогическая ситуация». Способы предупреждения конфликтных ситуаций.
23.Тема: Особенности пришкольного детского лагеря.
Теория. Формирование представлений об организации деятельности педагога (воспитателя, вожатого) в рамках детского лагеря.
Практика. Игры на знакомство и сплочение детского коллектива.
24.Тема: Игровая деятельность детей.
Теория. Формирование представлений об игровой деятельности детей, классификация игр по С.А. Шмакову.
Практика. Проигрывание игр различных видов: физические и психологические игры, тренинги и интеллектуально-творческие игры.
25.Тема: Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы за учебный год. Формирование представления о портфолио, как об одном из видов презентационных документов (назначение, структура, содержание). Освоение умения формировать портфолио.
Практика. Формирование различных портфолио с последующим анализом подготовленных вариантов. Представление собственного портфолио.
Календарно-учебный график
№ п/п
|
Месяц
|
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения
|
Форма контроля
|
1 |
|
|
В соответствии с расписанием учреждения |
Инструктаж беседа с диагностиками |
1 |
Основы выбора профессии
|
Зал для групповых работы |
опрос, тестирование |
2 |
|
|
Мозговой штурм |
1 |
Введение в мир педагогических профессий. |
опрос, тестирование |
||
3 |
|
|
лекция |
1 |
Зарождение и развитие педагогики как науки и основ педагогических знаний. |
опрос, тестирование |
||
4 |
|
|
лекция |
2 |
Выдающиеся педагоги прошлого.
|
опрос, тестирование |
||
5 |
|
|
Экскурсия в Пошехонский народный музей. |
2 |
Педагог- ключевая фигура образования.
|
опрос, тестирование |
||
6 |
|
|
Экскурсия в детский сад |
1 |
Педагогические профессии дошкольной образовательной организации |
опрос, тестирование |
||
7 |
|
|
Экскурсия в МБУ ДО Центр «Эдельвейс». |
1 |
Педагогические профессии организации дополнительного образования |
опрос, тестирование |
||
8 |
|
|
Педагогическая гостиная |
1 |
Педагогические профессии общеобразовательной организации- школы |
опрос, тестирование |
||
9 |
|
|
Экскурсия в ГПОУ ЯО Пошехонский аграрно-политехнический колледж |
2 |
Пути получения профессионального образования (средне- специальные учреждения: педагогические колледжи).
|
опрос, тестирование |
||
10 |
|
|
Мозговой штурм, лекция |
1 |
Психология, как наука. Основные понятия психологии |
опрос, тестирование |
||
11 |
|
|
Лекция, самотестирование |
2 |
Методы психологического исследования
|
опрос, тестирование |
||
12 |
|
|
Лекция, самообследование |
1 |
Общая характеристика познавательных процессов.
|
опрос, тестирование |
||
13 |
|
|
Лекция, самообследование |
1 |
Внимание и память
|
опрос, тестирование |
||
14 |
|
|
Лекция, самообследование |
1 |
Мышление и воображение.
|
опрос, тестирование |
||
15 |
|
|
Лекция, самообследование |
1 |
Темперамент и характер.
|
опрос, тестирование |
||
16 |
|
|
Лекция, самообследование |
1 |
Способности.
|
опрос, тестирование |
||
17 |
|
|
|
Лекция, самообследование |
1 |
Формирование и развитие личности.
|
|
опрос, тестирование |
18 |
|
|
Лекция, самообследование |
1 |
Потребности и мотивы.
|
опрос, тестирование |
||
19 |
|
|
Мастер-класс от педагога -психолога |
1 |
Знакомство с деятельностью педагога- психолога.
|
опрос, тестирование |
||
20 |
|
|
Мозговой штурм |
1 |
Педагогическое взаимодействие.
|
|
опрос, тестирование |
|
21 |
|
|
Диспут: «Что мешает плодотворному общению педагогов и учеников?» |
2 |
Педагогическое общение.
|
опрос, тестирование |
||
22 |
|
|
Тренинг «Педагогические ситуации». |
3 |
Педагогические ситуации и способы выхода из них.
|
опрос, тестирование |
||
23 |
|
|
Лекция, с элементами игро-тренинга |
2 |
Особенности пришкольного детского лагеря.
|
опрос, тестирование |
||
24 |
|
|
Тренинг |
2 |
Игровая деятельность детей. |
|
|
|
25 |
|
|
|
Конкурс портфолио |
3 |
Итоговое занятие.
|
|
|
Ожидаемые результаты
1.Сформирован у обучающихся интерес к профессиям педагогической направленности.
2.Спроектирован образовательный маршрут для получения будущей педагогической профессии;
3. Владеют начальными психолого- педагогических знаниями и навыками;
4.Владеют практическими умениями и навыками организации групповой деятельности;
5. Знают известных педагогов Пошехонского муниципального района.
Учебный план
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я- будущий педагог»
(второй год обучения)
№ п/п |
Наименование блоков (разделов) |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
теоретических |
практических |
||||
1 |
Введение в педагогическую профессию |
12 |
6 |
6 |
|
1.1 |
Особенности профессионального становления |
2 |
1 |
1 |
Тестирование Диагностика |
1.2 |
Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка педагога к уроку |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
1.3 |
Сущность процесса воспитания в современной школе |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
1.4 |
Педагогические технологии |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
1.5 |
Педагогическая техника учителя |
1 |
1 |
- |
Опрос |
1.6 |
Встреча с ветеранами педагогического труда |
1 |
- |
1 |
Беседа |
1.7 |
Способы получения педагогического образования (ВУЗы и педагогические колледжи) |
2 |
1 |
1 |
Опрос Рефлексия
|
2 |
Психология |
17 |
10 |
7 |
|
2.1 |
Что изучает социальная психология. |
1 |
1 |
- |
Опрос, тестирование |
2.2 |
Особенности малых групп. Уровни развития малых групп. Взаимодействие в группе |
2 |
1 |
1 |
Опрос, тестирование |
2.3 |
Положение человека в группе. Лидерство |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.4 |
Общение виды. Функции |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.5 |
Механизм межличностного восприятия |
1 |
1 |
- |
Опрос, тестирование |
2.6 |
Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения. |
2 |
1 |
1 |
Опрос, тестирование |
2.7 |
Особенности публичного выступления. Самопрезентация |
2 |
1 |
1 |
Опрос, тестирование |
2.8 |
Барьеры общения. Конфликт. Как разрешать конфликт |
2 |
1 |
1 |
Опрос, тестирование |
2.9 |
Что изучает возрастная психология |
1 |
1 |
- |
Опрос, тестирование |
2.10 |
Характеристика раннего детства. Характеристика дошкольника |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.11 |
Характеристика младшего школьника |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.12 |
Характеристика подростка и старшеклассника |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
2.13 |
Характеристика юности и взрослости |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
3 |
Педагог, как организатор деятельности детей |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
3.1 |
Организаторская деятельность и её структура. Стили руководства |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос, тестирование |
3.2 |
Этапы и методы организаторской работы. Правила организаторской работы |
3 |
1 |
2 |
Опрос, тестирование |
4 |
Итоговое занятие |
3 |
1 |
2 |
Самопрезентация (зачетная работа, портфолио), диагностика |
|
ИТОГО |
36 |
18,5 |
17,5 |
|
Система работы с родителями (законными представителями)
№ п/п |
Наименование блоков (разделов) |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
теоретических |
практических |
||||
|
Работа с родителями (законными представителями) |
||||
11. |
Родительское собрание «Введение в педагогическую профессию» |
2 |
1 |
1 |
|
22. |
Родительское собрание «Будущая профессия наших детей» |
2 |
1 |
1 |
|
33. |
Индивидуальное консультирование |
в течение учебного года |
|
|
|
Содержание программы
1.Тема: «Особенности профессионального становления»
Теория. Формирование представления о понятии «профессиональное становление». Стадии профессионального становления личности (по Э.Ф.Зееру).
Практика. работа с картой («Фазы профессионального становления», автор Е. А. Климов).
2.Тема: «Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка педагога к уроку»
Теория. Формирование представления о понятии «Обучение». Организация процесса обучения в современной школе. Урок как основная форма организации обучения.
Практика. Мастер- класс «Подготовка учителя к уроку» (составление плана урока).
3.Тема: «Сущность процесса воспитания в современной школе»
Теория. Формирование представления о понятии «Воспитание». Содержание воспитания учащихся в современной школе. Критерии воспитанности обучающихся.
Практика. методики- показатели воспитанности: «Сфера интересов учащихся», «Самоанализ и анализ личности» (О.И. Мотков), «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г.).
4.Тема: Педагогические технологии.
Теория. Понятие «педагогические технологии», классификация и виды. Современные технологии в современной школе.
Практика. Здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии исследовательской деятельности, личностно-ориентированные технологии, технология портфолио, игровая технология.
5.Тема: Педагогическая техника учителя.
Теория. Понятие о педагогической технике, ее структура, компоненты (по Ю.П. Азарову). Сущность и сферы проявления педагогического мастерства и педагогической техники.
6.Тема: Встреча с ветеранами педагогического труда.
Практика. Встреча с педагогами- ветеранами педагогического труда.
7. Тема: Способы получения педагогического образования (ВУЗы и педагогические колледжи).
Теория. Знакомство с рынком образовательных услуг Ярославской области для получения педагогической профессии; формирование стратегии выбора профессионального образования.
Практика. Экскурсия в ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»: «День открытых дверей».
8.Тема: Что изучает социальная психология.
Теория. Понятие социальной психологии. Основные разделы социальной психологии: социальная психология групп; социальная психология общения; социальная психология личности (по Г. М. Андреевой).
9.Тема: Особенности малых групп. Уровни развития малых групп. Взаимодействие в группе.
Теория. Социальная психология групп. Виды групп и их функции. Психологическая совместимость в группе. Групповой подход к принятию решений.
Практика. Развитие навыков рефлексии поведения в ситуации группового взаимодействия. Игра «Кораблекрушение».
10.Тема: Положение человека в группе. Лидерство
Теория. Знакомство с понятиями «Лидер» и «Группа». Классификации лидерских качеств.
Практика. Тренинг «Развитие лидерских качеств».
11.Тема: Общение виды. Функции.
Теория. Знакомство с понятием, видами и функциями общения.
Практика. Методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский), «Умеете ли вы слушать?» (И. Атватер).
12.Тема: Механизм межличностного восприятия.
Теория. Термин «социальная перцепция» (по Дж. Брунером). Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
13.Тема: Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения.
Теория. Понятие и виды профессионального общения. Правила общения. Преодоление трудностей общения.
Практика. Составление рекомендаций по ведению эффективного межличностного общения (буклет для обучающихся школы).
14.Тема: Особенности публичного выступления. Самопрезентация.
Теория. Навыки эмоционально-психологического саморегулирования. Особенности публичного выступления. Самопрезентация.
Практика. Упражнения на отработку навыков публичного выступления, эмоционально-психологического саморегулирования
15.Тема: Барьеры общения. Конфликт. Как разрешать конфликт.
Теория. Знакомство с понятиями «Барьеры общения», «Конфликт». Виды конфликтов, особенности педагогических конфликтов, причины и способы разрешения конфликтов. Роль школьной службы медиации (примирения) в практике решения конфликтных ситуаций в школе.
Практика. Разработка и проигрывание классного часа «Что такое конфликт?» для учеников начальной школы, с дальнейшим проведением в своей образовательной организации.
16.Тема: Что изучает возрастная психология.
Теория. Формирование представлений о возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
17.Тема: Характеристика раннего детства. Характеристика дошкольника.
Теория. Психологическая характеристика развития ребенка преддошкольного и дошкольного возраста. Новообразования в развитии, основной вид деятельности.
18.Тема: Характеристика младшего школьника.
Теория. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Новообразования в развитии, основной вид деятельности.
19.Тема: Характеристика подростка и старшеклассника.
Теория. Психолого-педагогическая характеристика развития подростка. Новообразования в развитии, основной вид деятельности.
20.Тема: Характеристика юности и взрослости.
Теория. Психолого-педагогическая характеристика развития. Ведущая деятельность в юности - профессиональное самоопределение. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
21.Тема: Организаторская деятельность и её структура. Стили руководства.
Теория. Организаторская деятельность педагога. Определение стилей руководства. Практика. Методика выявления степени развития у будущего педагога организаторских способностей.
22.Тема: Этапы и методы организаторской работы. Правила организаторской работы.
Теория. Этапы и правила организаторской работы (по А.Н. Лутошкину, Л.И. Уманскому).
Практика. «Как разработать «Лист организатора»?».
23.Тема: Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы за учебный год. Самопрезентация.
Практика. Подготовка и представление образовательно- профессионального проекта «Я- будущий педагог». Представление портфолио. Диагностический комплекс: «Готовность к выбору профессии» (адаптация А.П. Чернявской); Анкета «Сформированность профессионального плана».
Календарный учебный график
Начало учебного года – 01.09.2019г., окончание – 25.05.2020г.
Срок реализации: 2 года (14-15 лет – первый год обучения; 15-17 лет – второй год обучения).
Продолжительность ведения программы в течение учебного года – 36 недель (два года по 36 часов- всего 72 часа).
Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность- 40- 45 минут.
№ п/п
|
Месяц
|
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения
|
Форма контроля
|
|
1 |
|
|
В соответствии с расписанием учреждения |
круглый стол |
2 |
«Особенности профессионального становления» |
Зал для групповых работы |
опрос, тестирование |
|
2 |
|
|
Мастер-класс |
2 |
«Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка педагога к уроку» |
опрос, тестирование |
|||
3 |
|
|
диспут |
2 |
«Сущность процесса воспитания в современной школе» |
опрос, тестирование |
|||
4 |
|
|
Лекционно-практическая |
2 |
Педагогические технологии. |
опрос, тестирование |
|||
5 |
|
|
Лекционно-практическая |
1 |
Педагогическая техника учителя.
|
опрос, тестирование |
|||
6 |
|
|
Педагогическая гостиная |
1 |
Встреча с ветеранами педагогического труда. |
опрос, тестирование |
|||
7 |
|
|
Экскурсия |
2 |
Способы получения педагогического образования (ВУЗы и педагогические колледжи). |
опрос, тестирование |
|||
8 |
|
|
Лекционно-практическая |
1 |
Что изучает социальная психология. |
опрос, тестирование |
|||
9 |
|
|
Тренинг |
2 |
Особенности малых групп. Уровни развития малых групп. Взаимодействие в группе. |
опрос, тестирование |
|||
10 |
|
|
Мозговой штурм, тренинг |
1 |
Положение человека в группе. Лидерство.
|
опрос, тестирование |
|||
11 |
|
|
Лекционно-практическая |
1 |
Общение виды. Функции |
опрос, тестирование |
|||
12 |
|
|
Лекционно-практическая |
1 |
Механизм межличностного восприятия |
опрос, тестирование |
|||
13 |
|
|
Лекционно-практическая |
1 |
Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения. |
опрос, тестирование |
|||
14 |
|
|
Тренинг |
2 |
Особенности публичного выступления. Самопрезентация. |
опрос, тестирование |
|||
15 |
|
|
Лекционно-практическая |
2 |
Барьеры общения. Конфликт. Как разрешать конфликт. |
опрос, тестирование |
|||
16 |
|
|
Лекционно-практическая |
1 |
Что изучает возрастная психология
|
опрос, тестирование |
|||
17 |
|
|
|
Экскурсия в детский сад |
1 |
Характеристика раннего детства. Характеристика дошкольника |
|
опрос, тестирование |
|
18 |
|
|
исследование |
1 |
Характеристика младшего школьника |
опрос, тестирование |
|||
19 |
|
|
Мозговой штурм |
1 |
Характеристика подростка и старшеклассника. |
опрос, тестирование |
|||
20 |
|
|
Мозговой штурм |
1 |
Характеристика юности и взрослости.
|
опрос, тестирование |
|||
21 |
|
|
лекция |
1 |
Организаторская деятельность и её структура. Стили руководства. |
опрос, тестирование |
|||
22 |
|
|
|
лекция |
3 |
Этапы и методы организаторской работы. Правила организаторской работы. |
опрос, тестирование |
||
23 |
|
|
|
3 |
Итоговое занятие.
|
Диагностика |
|||
Ожидаемые результаты
1.Сформирован у обучающихся интерес к профессиям педагогической направленности.
2.Разработан образовательный маршрут для получения педагогической профессии;
3. Владеют знаниями возрастной психологии;
4.Владеют начальными знаниями содержания педагогических технологий и умеют применять их на практике;
5.Сформированы навыки самоанализа, знают, умеют определять динамику развития личностных качеств, необходимых для профессиональной педагогической деятельности.
3.Условия реализации программы
3.1.Материально – техническое обеспечение
При проведении занятий необходим класс с мультимедийным оборудованием, канцелярские принадлежности. Обучающимся предлагается вести тетради, для записи основных определений и ключевых понятий темы занятия, а также для рабочих записей во время выполнения тестов, упражнений, самостоятельной и домашней работы.
3.2.Информационное обеспечение
Диагностические компьютерные тестовые комплексы «Лонгитюд+», «Effecton Studio».
3.3. Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагогов, реализующих данную программу.
Программа проводится педагогом-психологом и социальным педагогом, имеющими опыт работы с обучающимися старших классов. К работе подключаются педагоги школы: классные руководители, ответственные за проведение профориентационной работы, социальные педагоги (по мере необходимости
3.4.Мониторинг
Критериями эффективности программы будут являться повышение уровня автономности, информированности, осознанного принятия решений в планировании профессионального маршрута.
Также показателем эффективности проводимой работы будет являться наличие у учащихся самостоятельно составленного плана профессионального образовательного маршрута с учетом индивидуальных интересов, способностей и требований рынка труда. В результате проведенных занятий можно будет оценить способность ставить цели, планировать свой профессиональный образовательный маршрут, развитие коммуникативных умений.
В анкете «Сформированность профессионально плана» предусмотрен блок вопросов на получение обратной связи от обучающихся.
Для отслеживания эффективности проводимой работы на последнем занятии проводится блок диагностических методик: Методика «Готовность к выбору профессии» (адаптация А.П. Чернявской); Анкета «Сформированность профессионального плана», а также выполнения творческих заданий в ходе реализации программы, ведения «Профессионального портфолио».
4.Методическое обеспечение программы
4.1.Методы и приемы организации образовательного процесса
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, диалог, консультация, тест, лекция, дискуссия, тренинг.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов.
Практические- выполнение практических заданий, игровые ситуации, тест, тренинг, конкурсы. Акции, дискуссии, оказание помощи пожилым людям.
Метод контроля - контроль усвоения материала проходит в течение всего периода обучения начало сентября – входной контроль, февраль – текущий, конец мая – итоговый.
Метод стимулирования: похвала, дипломы, поощрение, благодарственные письма, в конце учебного года подарки.
4.2.Формы учебных занятий.
Семинары (обучающие, практические, проблемно-тематические), тренинги, игры (деловые, ролевые, подвижные), лекции, беседы, встречи со специалистами, дискуссии, круглые столы, конкурсы, тесты, тематические дискотеки, акции, экскурсии, самообразование, просмотр и обсуждение видеофильмов, создание рекламной информационной продукции (выпуск информационных листов, буклетов, плакатов, листовок) и работа с литературой.
В процессе проведения занятия применяются следующие формы организации: групповая, индивидуальная, работа в парах.
4.3.Педагогические технологии
При организации дополнительного образования обучающихся применяются как традиционные, так и инновационные технологии.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации в учебно-воспитательном процессе.
1.Групповые технологии:
- дидактические игры;
-занятия-путешествия, экскурсии и пр.
2.Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- личностно-ориентированное обучение;
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход,
индивидуализация обучения);
- коллективный способ обучения;
- игровые технологии.
3. Культуро-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам обучающихся, включающая в себя:
- ежегодный опрос обучающихся, родителей (законных представителей)
- тестирование развития специальных способностей;
- определение готовности и области интересов вновь поступающего обучающегося;
- определение интересов и других показателей для дифференциации.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями обучающихся.
4. Объяснительно-иллюстративные технологии.
Главные методы данного обучения - объяснение в сочетании с наглядностью, а видыдеятельности обучающихся - слушание и запоминание.
5. Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
6. Коррекционно-развивающие технологии, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.
7. Технологии проблемного обучения.
Направлена на развитие всесторонне гармонической личности обучающегося. Предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.
8. Проектная технология.
9. Здоровьесберегающие технологии
10. Информационные и коммуникационные технологии
4.4.Алгоритм учебного занятия
Блоки |
Этапы |
Этап учебного занятия |
Задачи этапа |
Содержание деятельности |
Результат |
Подготовительный |
1 |
Организационный |
Подготовка обучающихся к работе на занятии |
Организация начала занятия,создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
Восприятие |
2 |
Проверочный |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция |
Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия |
Самооценка, оценочная деятельность педагога |
|
Основной |
3 |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию) |
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно- познавательной деятельности |
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) |
Осмысление возможного начала работы |
|
4 |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения |
Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся |
Освоение новых знаний |
5 |
Первичная проверка понимания изученного |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция |
Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием |
Осознанное усвоение нового учебного материала |
|
6 |
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение |
Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения |
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно обучающимися |
Осознанное усвоение нового материала |
|
7 |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование целостного представления знаний по теме |
Использование бесед и практических заданий |
Осмысление выполненной работы |
|
|
8 |
Контрольный |
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий |
Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково- исследовательского) |
Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов |
Итоговый |
9 |
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы |
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы |
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. |
Самоутверждение обучающихся в успешности |
10
|
Рефлексивный
|
Мобилизация обучающихся на Самооценку
|
Самооценка обучающих своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы. |
Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях |
|
|
11 |
Информационный |
Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия.
|
Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий |
Определение перспектив Деятельности. |
4.5.Дидактические материалы
-Карточки «педагогические ситуации», анкеты: «Карта интересов» (А. Голомштока), «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова), «Определение профессионального типа личности» (авторская модификация методики Д. Холланда)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.