Рабочая программа по окружающему миру для 1 «А» класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12 2012г.
2. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2018 г. N 345" Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
4. Авторская программа А.А. Плешакова Окружающий мир. 1-4 классы.- М.: «Просвещение»,2018.
5. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ « СОШ №9 г.Благодарного на 2020-2021
6. Положение о рабочей программе МОУ « СОШ №9 г.Благодарного
7. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам МОУ « СОШ №9 г.Благодарного
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект «Школа России»
Состав УМК:
А.А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс в 2-х ч. - М.: «Просвещение», 2019.
В году – 66ч, в неделю- 2 ч
РАЗДЕЛ 1
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся
научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· положительное отношение к школе и учебной деятельности;
· представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
· умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
· ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
· первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
· представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
· потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Обучающийся получит возможность сформировать:
· представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
· представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
· представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
· представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
· этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
· этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.
РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Раздел «Где и когда?» (11ч)
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
календарНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окружающему миру. Автор – А. А. плешаков
№ п/п |
Тема раздела /урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности (формы работы) |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
При мечание |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные (формирование УУД) |
|||||||
1 |
Задавайте вопросы! Р\к
Экскурсия №1 «Знакомство со школой»
ПДД «Мы идём в школу»
|
Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. |
Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. |
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем). |
1 |
|
|
|
2 |
Раздел «Что и кто?» (20 часов)
Что такое Родина? Р\к
ПДД Город, где мы живём. |
Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. |
Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. |
1 |
|
|
|
3 |
Что мы знаем о народах России? Р\к
|
Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. |
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе. |
Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями. |
1 |
|
|
|
4 |
Что мы знаем о Москве? Р\к
ПДД Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт. |
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;
|
Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы-полнить. |
Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д.) |
1 |
|
|
|
5 |
Проект «Моя малая Родина». Р\к
|
С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.
|
Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
1 |
|
|
|
6 |
Что у нас над головой?
|
Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради). |
Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). |
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. |
1 |
|
|
|
7 |
Что у нас под ногами? Практическая работа №1 |
Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. |
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. |
1 |
|
|
|
8 |
Что общего у разных растений? Практическая работа №2 |
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний. |
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. |
1 |
|
|
|
9 |
Что растёт на подоконнике? Практическая работа №3 |
Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. |
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. |
1 |
|
|
|
10 |
Что растёт на клумбе? Р\к Практическая работа №4 |
Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.
|
Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). |
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. |
1 |
|
|
|
11 |
Что это за листья? Р\к
Экскурсия №2 «Узнай дерево!» Практическая работа №5
ППДКакие опасности возникают на улицах и дорогах. |
Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. |
Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
|
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. |
1 |
|
|
|
12 |
Что такое хвоинки? Р\к
|
Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. |
Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работы. |
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. |
1 |
|
|
|
13 |
Кто такие насекомые? Р\к
|
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам. |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
|
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. |
1 |
|
|
|
14 |
Кто такие рыбы? Р\к |
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре, извлекать необходимую информацию из различных источников. |
Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
|
1 |
|
|
|
15 |
Кто такие птицы? Р\к Практическая работа №6 |
Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. |
Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. |
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. |
1 |
|
|
|
16 |
Кто такие звери?
|
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя. |
Перерабатывать полученную информацию; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.). |
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. |
1 |
|
|
|
17 |
Что окружает нас дома?
|
Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность.
|
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. |
1 |
|
|
|
18 |
Что умеет компьютер?
|
Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. |
Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации. |
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. |
1 |
|
|
|
19 |
Что вокруг нас может быть опасным?
ОБЖ Один дома!
|
Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
|
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
|
1 |
|
|
|
20 |
На что похожа наша планета?
|
Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. |
Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. |
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли. |
1 |
|
|
|
21 |
Проверочная работа №1 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина». |
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
|
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
1 |
|
|
|
22 |
Раздел «Как, откуда и куда?» (11 часов)
Как живёт семья? Проект «Моя семья». Р\к
|
Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий. |
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. |
Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с |
1 |
|
|
|
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
ОБЖ Опасность использования загрязнённой воды. Практическая работа №7 |
Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. |
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. |
1 |
|
|
|
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество?
ОБЖ Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов |
Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии.
|
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.
|
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям.. |
1 |
|
|
|
25 |
Как путешествует письмо?
Экскурсия №3 «Познакомьтесь-почтальон!»
ПДД Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. |
Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. |
Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. |
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. . |
1 |
|
|
|
26 |
Куда текут реки? Р\к ОБЖ Правила поведения в водоёме. |
Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. |
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. |
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.
|
1 |
|
|
|
27 |
Откуда берутся снег и лёд?
ОБЖ Опасная сосулька! Практическая работа №8 |
Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
|
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. |
1 |
|
|
|
28 |
Как живут растения? Р\к
ОБЖ Ядовитые растения Практическая работа №9 |
Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. |
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. |
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. |
1 |
|
|
|
29 |
Как живут животные?
|
Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка.
|
Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.
|
Животные, как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. |
1 |
|
|
|
30 |
Как зимой помочь птицам?
Экскурсия №4 «Птицы нашего двора» Р\к
ПДД Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Практическая работа №10 |
Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц. |
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. |
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. |
1 |
|
|
|
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор? Р\к
|
Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. |
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.
|
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
|
1 |
|
|
|
32 |
Откуда в снежках грязь?
ОБЖ Кишечные заболевания Практическая работа №11 |
Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему. |
Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. |
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. |
1 |
|
|
|
33 |
Раздел «Где и когда?» (11 часов)
Когда учиться интересно?
|
Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
|
Формулировать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
|
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса |
1 |
|
|
|
34 |
Проверочная работа №2 Проект «Мой класс и моя школа» Р\к.
|
Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). |
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
1 |
|
|
|
35 |
Когда придёт суббота?
|
Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; |
Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. |
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. |
1 |
|
|
|
36 |
Когда наступит лето? Р\к
ПДД Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? |
Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради. |
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации. |
Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. |
1 |
|
|
|
37 |
Где живут белые медведи?
ОБЖ Обморожение Практическая работа №12 |
Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. |
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. |
1 |
|
|
|
38 |
Где живут слоны?
ОБЖ Солнце-друг и враг! |
Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
|
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. |
1 |
|
|
|
39 |
Где зимуют птицы?
|
Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. |
Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. |
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. |
1 |
|
|
|
40 |
Когда появилась одежда?
ОБЖ Одевайся по погоде! |
Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. |
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. |
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная). |
1 |
|
|
|
41 |
Когда изобрели велосипед?
ПДД Внимание-велосипед на дороге!
|
Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде. |
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. |
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. |
1 |
|
|
|
42 |
Когда мы станем взрослыми?
|
Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков. |
Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.
|
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. |
1 |
|
|
|
43 |
Проверочная работа №3 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
|
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. |
1 |
|
|
|
44 |
Раздел «Почему и зачем?» (23 часа)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
|
Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. |
Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. |
Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. |
1 |
|
|
|
45 |
Почему Луна бывает разной?
|
Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. |
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. |
Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. |
1 |
|
|
|
46 |
Почему идёт дождь и дует ветер?
ОБЖ Профилактика гриппа |
Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
|
Причины возникновения дождя и ветра. Значение этих природных явлений для человека, растений и животных. |
1 |
|
|
|
47 |
Почему звенит звонок?
ОБЖ Берегите уши!
|
Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха. |
Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. |
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. |
1 |
|
|
|
48 |
Почему радуга разноцветная?
|
Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок. Знание последовательности цветов радуги. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.
|
Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. |
1 |
|
|
|
49 |
Почему мы любим кошек и собак?
ОБЖ Берегись - острые когти!
|
Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. |
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. |
1 |
|
|
|
50 |
Проект «Мои домашние питомцы» Р/к ОБЖ Безопасное общение с животными. |
Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). |
Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. |
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
1 |
|
|
|
51 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
ОБЖ Как вести себя в природе |
Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. |
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. |
1 |
|
|
|
52 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Экскурсия №5 «Парки нашего города»
ПДД Пешеходный переход. Что такое перекрёсток? |
Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе. |
Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. |
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. |
1 |
|
|
|
53 |
Зачем мы спим ночью?
|
Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. |
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. |
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. |
1 |
|
|
|
54 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Р\к
|
Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. |
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. |
1 |
|
|
|
55 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
ОБЖ Чистые руки - залог здоровья!
|
Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены. |
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. |
1 |
|
|
|
56 |
Зачем нам телефон и телевизор?
ОБЖ Вредное воздействие телефона на организм человека. |
Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. |
Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. |
Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет. |
1 |
|
|
|
57 |
Зачем нужны автомобили?
ПДД Что означают дорожные знаки. |
Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. |
Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. |
Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. |
1 |
|
|
|
58 |
Зачем нужны поезда?
ОБЖ. Переходим через железнодорожный переезд |
Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания. |
Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями. |
Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. |
1 |
|
|
|
59 |
Зачем строят корабли?
|
Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля. |
Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради. |
Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения Устройство корабля. |
1 |
|
|
|
60 |
Зачем строят самолёты?
|
Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. |
Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения Устройство самолёта. |
1 |
|
|
|
61 |
Почему в автомобиле и поезде, на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
ОБЖ
|
Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. |
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). |
1 |
|
|
|
62 |
Промежуточная аттестация. |
Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. |
Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. |
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. |
1 |
|
|
|
63 |
Зачем люди осваивают космос?
|
Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос». |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации. |
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, |
1 |
|
|
|
64 |
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Экскурсия №6 «Река нашего города Мокрая Буйвола»
|
Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. |
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. |
1 |
|
|
|
65
66 |
Проверочная работа №4 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».
Урок – викторина по изученным темам.
ОБЖ Опасный клещ! |
Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. |
Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. |
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. |
2 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.