Я сельский учитель
Оценка 4.9

Я сельский учитель

Оценка 4.9
pdf
27.03.2023
Я сельский учитель
Я сельский учитель_Плехов_Омская область.pdf

Плехов Сергей Александрович, 

Омская область, Седельниковский район, с. Кейзес, МБОУ «Кейзесская СШ»

Эссе «Я сельский учитель»

 

Я живу Сибири, в маленьком селе на севере Омской области. Работаю в небольшой школе: чуть больше сотни учеников. И, конечно, как и многие другие живущие здесь, я неоднократно задавал себе вопрос: что я до сих пор делаю в тайге?  Возможность уехать представлявшаяся мне неоднократно никогда мной не рассматривалась. Что-то непреодолимое удерживало меня здесь. Такое простое, но в то же время сложное и глубокое, мною не сразу понятое. То, что понять, осознать и сформулировать для себя, мне помогла моя работа в школе, мои уроки и кружки, мои ученики… Попробую и вам об этом рассказать.

Шесть лет назад после окончания педагогического университета, а затем и службы в армии я вернулся в родные места и стал работать учителем истории и обществознания, руководителем школьного музея. Конечно, мне повезло в том, что в нашей школе существовал и существует краеведческий музей, имеющей пятидесятилетнюю историю существования. Это целое  хранилище, вобравшее в себя целые эпохи: переселенцы, гражданская война и партизанское движение, создание «всем миром» и разрушение Кейзесской церкви Николая Чудотворца, годы коллективизации          и первых пятилеток, Великая Отечественная    война, репрессированные        немцы, годы        социалистических соревнований,   участники локальных конфликтов. Школьный         музей          стал главным хранителем истории нашего       села. Было бы нелогично не воспользоваться

Рисунок 1 Урок в музее имеющимся богатейшим краеведческим материалом для

своей педагогической практики. Ведь история – это история людей. Всем известна истина: когда используются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры, учебный материал становится более осмысленным, личностным и близким. Это иллюстрация народной мудрости – своя рубашка ближе к телу. Поэтому на уроках и внеклассных занятиях я часто использовал материалы музея, вещественные источники и письменные. 

Удивительно, как это работает! Так, на уроке, посвященном событиям Гражданской войны, однажды я дал информацию ребятам о существовании места расстрела партизан в селе Кейзес, приводя данные различных документов, хранящихся в музее.  Интерес побудил школьников к более подробному изучению события, повлекшего трагическую развязку для его участников. Мы стали изучать истории конкретных человеческих судеб, близких нам людей – земляков, их обыденной жизни с её живыми подробностями. Мы сочувствовали им, сопереживали, и нам было не важно белые они или красные. Мы относились к каждому из них как людям современникам одной из самых трагических страниц нашей истории. Людям, которые писали эту историю. Более того среди ребят школьников нашлись и потомки этих героических людей. А потом мы с ребятами из сообщества «Юные исследователи» и поискового отряда «Наследники великой Победы» решили восстановить забытое памятное место в селе, запустив проект

«Память». Отмечу, что нашлось и немало         взрослых    людей, поддержавших проект.       В результате        на      заброшенном       с советских времен неухоженном, забытом пустыре, с молчаливым укором хранившем в себе отсветы былого внимания людей, был установлен         памятник    с мемориальной табличкой «Место расстрела партизан», и 7 ноября школьники сами инициировали     Рисунок 2 Открытие памятника "Место расстрела

культурное событие – митинг, на партизан"

который       почтить      память      о

погибших пришли многие односельчане. Наверное, как не патетично это звучит, именно морально-нравственные, гражданские и ностальгические моменты, связывающие нас (и ребят, и взрослых) с этим памятником не позволили нам дать ему разрушиться окончательно.

Парадоксально, но именно жизнь в небольшом селе, находящемся в тысячах километрах от столицы, позволяет увидеть мне, как учителю истории, и моим ученикам, что от прошлого к настоящему «рукой подать», до какой степени все близко и взаимосвязанно в реке времени. Вот мы, сегодняшние потомки наших прапрадедов, приехавших раскорчевывать Сибирь, ищущих себе земли и сумевших поднять полуказарменный городок-крепость Омск до крупнейшего центра торговли продуктами сельского хозяйства. А мы бережно с ребятами изучаем истории первых переселенческих семей, копии документов о выделении им земельных наделов. У каждого из нас живущего здесь есть такой предок, приехавший в Сибирь в «столыпинском вагоне».

 А вот мы потомки тех, кто уходил на фронта Великой Отечественной войны под заливистый голос гармошки и слезы жен и матерей. И мы с ребятами  храним и исследуем учетные карточки, награды фронтовиков, анкеты, собранные до нас.   Далеко не все сведения есть в музее, поэтому мы идем дальше к односельчанам, в архивы, военкоматы, обращаемся к электронным базам данных Министерства Обороны. Так появились альбомы «Дети-сироты ВОВ», «Кейзесский детский дом», эвакуированный из Ленинграда в 1942 году и т.д. Собранные нами сведения оказались полезными при создании многотомника «А вслед нам токовали глухари» районного поискового движения, посвященного судьбам людей, чьими руками  в тыла и на фронтах была добыта победа в Великой отечественной войне. 

И сегодня находясь в маленьком таежном селе мои ребята реализовали проект «Священная земля городов-героев» создав новую экспозицию в музее с образцами земли с полей яростных сражений с фашистскими захватчиками эта акция стала той ниточкой, которая соединила ребят с их земляками, живущими во всех уголках нашей огромной страны, Белоруссии и Украины обществом омского землячества в Москве.

Жизнь в селе не дает уснуть нашей родовой памяти, заложенной в каждом из нас с рождения. А работа учителя именно в сельской школе дает замечательную возможность опираться на эту память в воспитании детей. Я убежден, что изучение своего края нужно не для того, чтобы уметь сопоставлять со   знакомой местностью образовательный материал, а для того, чтобы его по-настоящему полюбить. Ведь нельзя заставить любить, нельзя научить любви к своей малой Родине, особенно детей. Учителю можно и нужно лишь постоянно напоминать о болевых точках в нашей памяти. И тогда рано или поздно каждый найдет ответ на  вопросы: кто я?, откуда?, почему я такой?, почему я здесь?, чем и почему дорожу? куда я иду и с кем?, что и для чего сохранил от предков и что оставлю после себя потомкам?  

 Можно каждый день бесконечно долго жаловаться   на сельскую жизнь, и говорить, что здесь совершенно нечего делать молодёжи, что все плохо и нет никаких перспектив. А можно показать что может быть по-

Рисунок 3 Встреча с председателем Омского другому: обустраивать свой дом и землячества Л. Козловской свое село, восстанавливать памятники и храмы, участвовать в общественной

жизни региона и даже просто помогать соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба — важные опоры и основы нашей родовой памяти, нашей любви к родному краю. 

Все просто и сложно одновременно. Мне не уехать из моей любимой тайги. Здесь жили мои предки, здесь живу я. Здесь мои ученики. Я сельский учитель, я учу ребят тому, что им предстоит «писать» историю нашего села, края и страны, от них зависит то, какими будут наше и общество и государство.

 

 

Плехов Сергей Александрович,

Плехов Сергей Александрович,

Удивительно, как это работает!

Удивительно, как это работает!

А мы бережно с ребятами изучаем истории первых переселенческих семей, копии документов о выделении им земельных наделов

А мы бережно с ребятами изучаем истории первых переселенческих семей, копии документов о выделении им земельных наделов

А можно показать что может быть по-

А можно показать что может быть по-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023