«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Занятие по физкультурно-оздоровительному направлению в 1 классе,
учитель – дефектолог МОБУ СОШ № 100, город Сочи,
Маркова Татьяна Юрьевна
Цель:
Формирование потребности детей в здоровом образе жизни, пропаганда физической культуры и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1.Формировать знания о правильной осанке, познакомить с основными правилами по профилактике нарушения осанки.
2.Развивать умение владеть своим телом в покое и в движении.
3. Воспитывать у детей чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Оборудование:
· картины «Гимнаст», «Балерина», «Военный»;
· памятка «Основные правила для формирования правильной осанки» - для каждого ученика;
· плакат «Сиди правильно»;
· музыкальное сопровождение;
· мультимедийная презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент, самокоррекция.
– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
II. Оздоровительная минутка.
· Растираем ладони, каждый пальчик;
· Умыли ручки, потерли щечки: от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы, от переносицы к ушам;
· Погладим руки, плечи в направлении к плечам;
· Погладим живот круговыми движениями по часовой стрелке;
· Хлопаем ручками по телу, начиная с ног;
· Поднимаемся на носочки;
· Дыхательная гимнастика: глубокий вдох – 5 с., задержка дыхания – 3с, медленный выдох – 5с.
III. Актуализация знаний и целеполагание.
1.Вступительная беседа (слайд1)
Дети рассматривают картины, вывешенные на доске («Гимнаст», «Балерина», «Военный»).
- Что объединяет этих людей? (Ответы детей.)
- Можем ли мы сказать то же самое о своей фигуре?
- Нет.
-А можем ли мы тоже иметь такую фигуру? Что для этого нужно делать?
(Заниматься физкультурой, следить за своей спиной во время сидения, ходьбы, стояния.)
- Сегодня мы должны ответить на вопросы: (слайд 2)
Что такое осанка?
От чего бывают нарушения осанки?
Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?
Как контролировать свою осанку?
IV.Работа над новым материалом.
1. Рассказ учителя. (3-8 слайды)
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
- А давайте проверим вашу осанку.
2. Практическая работа.
Проверь свою осанку.
А)В положении стоя:
Встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.
(Выходят 3-4 ученика, встают к стене и показывают, как надо проверять свою осанку)
- Чтобы у вас была правильная осанка, не меньше двух раз в день вставать к стене и проверять свою осанку. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь, небольшую книгу или мешочек с песком. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, предмет упадет.
Б) В положении сидя (слайд 9)
- Как сидит мальчик? Какие правила посадки он нарушил?
- Если он будет так сидеть постоянно, как это отразится на его здоровье?
- Как надо правильно сидеть за столом?
3.Работа с плакатом «Сиди правильно»
- Давайте вместе придумаем правила, как правильно сидеть за столом и организовать своё место, чтобы удобно и хорошо работалось?
(Ответы детей.)
Спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см , локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.
(Все ученики принимают такое положение)
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно. (С.Маршак «Школьнику на память»)
- Каждый раз при чтении книг или при письме проверяйте себя таким образом.
4.Причины нарушения осанки (слайды 10-13)
5.Музыкальная физминутка (с презентацией)
6.Чтение рассказа « Молодой старичок» (по А. Дорохову).
Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старичок.
А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и, конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.
А почему?
Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята идут трудиться – зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью - новые деревья, он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамейке у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.
Вот так он и стал молодым старичком.
- Что же нужно делать, чтобы не стать «молодым старичком»?
(Ответы детей.)
Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы.
В теле человека 650 мышц. 200 из них используется при ходьбе, 17 – чтобы улыбнуться. Мышцы будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, физкультурой, спортом. Главный враг мышц – неподвижность, а лучший друг – движение.
V. Закрепление изученного.
Сейчас мы с вами выполним упражнения для профилактики нарушения осанки.
1.Выполнение комплекса упражнений
В путь пойдём спозаранку,
Не забудем про осанку.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Высоко подняв колени,
Все шагают как олени.
Мы с приятелем вдвоём
Через речку поплывём
Стилем «брасс».
Вот так здорово! Вот класс!
Я стремителен и спор,
Потому что я боксёр.
Ноги будем поднимать,
Поднимать и опускать.
А теперь, ребята,
Дружно шагай,
Смотри, не зевай.
1, 2, 3.
Стой!
2. Ходьба по кругу:
А) на носках, руки вверх;
Б) на пятках, руки за голову.
3. Упражнения в группах.
1-я группа:
И.п. – стоя, ноги вместе, скакалку держать внизу за концы.
1. – скакалку поднять вверх, правую ногу назад вверх, прогнуться.
2 –и.п.
3 – то же другой ногой.
2-я группа
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, скакалка на плечах.
1-2 – приседания на носках, не сгибая спину.
3-я группа
И.п. – лёжа на полу
1 – поднимаем ноги вверх;
2 – сгибаем ноги;
3 – выпрямляем ноги;
4 – и.п.
4-я группа
И.п.– стоя, ноги вместе, скакалку держать внизу;
1 – руки вверх, правой ногой выпад вперёд, прогнуться;
2 – и.п.
3 – то же другой ногой.
4. Правильная осанка-это прежде всего здоровье. И об этом говорят нам народные пословицы. А какие - вы сейчас сами прочитаете.
Составление из слов пословицы в группах.
1 группа – Где здоровье, там и красота.
2 группа - Двигайся больше – проживёшь дольше.
3 группа – Болен - лечись, а здоров –берегись.
4 группа – Без осанки конь-корова.
V. Подведение итогов.
-Давайте составим и напишем памятку о том, как сохранить свою осанку красивой на всю жизнь:
Памятка.
· за партой или столом сидите прямо, слегка наклонившись вперед, голову низко не опускайте, поставьте руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза.
· не упирайтесь грудью в край стола или парты, между краем стола и грудью должна свободно проходить кисть руки;
· сидеть нужно не на краешке стула, а полностью занимать сиденье;
· следите за равномерной нагрузкой на обе половины таза;
· предплечья должны симметрично и свободно, без напряжения лежать на столе;
· не опускайте одно плечо ниже другого;
· ноги должны быть согнуты в коленях под прямым или тупым углом, стоять на полу или подножке всей ступней.
· ходите и стойте не опуская плеч, втянув живот и слега приподняв голову;
· учебники носить в ранце или в рюкзачке на спине, а не в портфеле;
· спите на твёрдой постели и плоской подушке;
· делайте зарядку, занимайтесь спортом, укрепляя мышцы шеи, спины, живота.
- А сейчас проверим, как вы запомнили правила.
Все встаньте и примите правильную осанку. Доктор Красивая Осанка проверит вашу осанку. (Подготовленный ученик в белом халате проходит по рядам и делает замечания.)
-Теперь сядьте правильно. (Доктор Красивая Осанка называет правильно сидящих учеников.)
-Чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми и стройными, вспомним заветные слова:
Хором: Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Доктор Красивая Осанка прощается с вами и желает вам быть здоровыми и красивыми.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.