"Я – гражданин России"
Россия без каждого из нас обойдется, но никто из нас
без нее обойтись не может.
И.С. Тургенев
Цели:
Оборудование:
Ход урока
Учитель: Тема нашего урока: «Я – гражданин России». Сегодня мы продолжим размышления по теме «Гражданство»
Вступительная беседа. Вопросы:
Учитель: В последние годы вопросы приобретения гражданства стали очень актуальны. Почему? (После распада Советского Союза многие русские оказались на территории сопредельных государств, люди получили возможность выезжать за границу, заключать браки с иностранцами).
Учитель: Сегодня закон «О гражданстве» для многих людей один из самых важных. Поэтому сегодня мы закрепим имеющиеся знания в форме игры.
Игра называется «Юридическая консультация».
Представьте себе, что вы являетесь работниками юридической консультации. Я – ваш непосредственный руководитель.
Ежедневно мы разъясняем своим клиентам их права. Очень много накопилось вопросов по закону «О гражданстве». Поэтому всем отделам юридической консультации предлагаю поработать только в этом направлении.
Для удобства предлагаю разбиться на группы. В каждой группе выберите старшего, обозначьте название, чтобы не путаться, распределите обязанности. – 2 мин. Ответственные за лицевой счет заполняют таблицу, учитывают участие членов группы в ходе урока.
Нам предстоит ответить на вопросы граждан, исправить неточности в документах в связи с принятием нового закона в 2002 году, дополнить имеющиеся материалы, чтобы они стали более понятны населению.
Результатом нашей работы будет оформление мини-справочника, в котором в доступной форме нашим клиентам будет изложено самое главное из того, что они должны знать.
В ходе работы используйте Конституцию, закон «О гражданстве».
Задание 1 группы. Устраните имеющиеся неточности:
Задание 2 группы. Заполните пропуски.
Что может быть основанием для приобретения российского гражданства?
Задание 3 группы.
Задание 4 группы.
Работа с вопросами клиентов. Каждая группа получает по вопросу.
Пенсионерка Иванова.
Моему внуку 13 лет. Его родители переезжают в США, собираются принять американское гражданство. Внук хотел бы остаться в России и сохранить Российское гражданство. Что для этого нужно сделать?
Приезжий из Украины.
Я проживаю и работаю в Украине. По национальности я татарин. Подскажите мне, каким образом я могу стать гражданином республики Татарстан.
Семья
Собираемся выехать в Израиль всей семьей. Нашего ребенка мы усыновили в возрасте 6 месяцев, т.к. его собственные родители были лишены родительских прав. Опасаемся, что они не дадут согласие на перемену гражданства ребенком. Подскажите, что делать.
Директор детского дома.
В январе 2008 года в наш детский дом поступил мальчик, оставленный на вокзале станции Бурея. Возраст ребенка предположительно 10 месяцев. Родители ребенка неизвестны. Как определить его гражданство?
Учитель: Всем спасибо за работу. Надеюсь, нам удалось оказать нужную юридическую помощь населению. Сдайте рабочие материалы. Наш секретарь займется оформлением справочника.
Учитель: Гражданство имеет не только юридический смысл. Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия «гражданин» сколько его духовно-нравственный смысл.
Для россиянина понятие «гражданственность» тесно связана с понятием патриотизм, ответственность, неравнодушное отношение к судьбе Родины. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России, отдавали свои знания, талант на благо Отечества, а годы суровых испытаний отдавали и жизни за Родину.
Примеров высокой гражданственности в истории нашей страны очень много.
На дом вы получили задание: используя помощь родителей, учителей, старших товарищей, печатные источники подобрать примеры высокого служения обществу граждан нашей страны в разное время. Давайте послушаем ваши сообщения. Кого бы вы могли назвать настоящим гражданином страны?
Группы представляют свои сообщения, сопровождающиеся презентацией.
Возможные варианты:
Вопрос: Что объединяет этих людей? (Ответственное отношение к судьбе Отчизны. Интересы России, ее народа у них на первом месте)
Учитель:
Учитель. Подводя итоги нашего сегодняшнего разговора предлагаю составить портрет настоящего гражданина. Просьба сделать это в виде синквейна. Одна группа – один синквейн.
Пример.
1
строка – тема (Гражданин.)
2 строка определение к нему в 2-х прилагательных (Ответственный, свободный)
3 строка – 3 глагола показывающие характерные действия. (Протестует, действует,
защищает)
4 фраза из 4-х слов, показывающая отношение автора. (На таких держится Россия)
Учитель: Ивану Сергеевичу Тургеневу принадлежит следующее высказывание: «Россия без каждого из нас обойдется, но никто из нас обойтись без нее не сможет». Согласны ли вы с мнением И.С. Тургенева?
Вывод: Гражданские поступки совершаются не только в чрезвычайных ситуациях. Наша жизнь будет гораздо красивее, гармоничнее если каждый из нас не будет равнодушным и безразличным к происходящему кругом. Если мы будем людьми ответственными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.