Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждый взрослый человек в нашей стране для удостоверения своей личности имеет паспорт – паспорт гражданина Российской Федерации. А что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, в первую очередь, это осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее государственные символы. Сегодня мы поговорим именно об отличительных знаках нашего государства.
Иконка файла материала классный час.doc
Я ­ ГРАЖДАНИН РОССИИ Цели:  воспитание   чувства   патриотизма,   эстетическое   воспитание;   развитие речи, памяти и логического мышления учащихся. Оборудование:  плакаты   с   государственной   символикой   России;   эмблемы команд; памятка гражданину России; компьютер и проектор, экран, диск с записью гимнов,   цифровая   фотокамера   для   фотосъемки   и   видеокамера   для   видеозаписи мероприятия; оценочный лист. Ход классного часа Классный   руководитель:  Каждый   взрослый   человек   в   нашей   стране   для удостоверения   своей   личности   имеет   паспорт   –   паспорт   гражданина   Российской Федерации.   А   что   значит   быть   гражданином   своей   страны?   Я   думаю,   в   первую очередь, это осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее государственные символы. Сегодня мы поговорим именно об отличительных знаках нашего государства. 1­й ведущий:  Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека.   Гордость   за   свою   Родину,   понимание   неповторимости   и   богатства   ее культурных традиций играет огромную роль в становлении личности человека. 2­й   ведущий:  Чувство   собственного   достоинства   и   уверенности   в   себе невозможны без уважения к истории своего Отечества. Ее тысячелетиями создавали наши предки,  они  формировали  государственность,  по  крупицам  собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что   нам   досталось   от   прошлых   поколений,   добыто   трудом   и   кровью   миллионов людей. I. Сообщения команд. 1. О гербе России. 1­й   ученик:  В   геральдике   (науке   о   гербах)   символы   нашего   герба   имеют следующее значение: а) красный цвет – неустрашимость, великодушие, любовь, огонь; б) золото – сила, богатство, могущество, справедливость; в) орел – власть, прозорливость, великодушие; г) двуглавый орел – охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии; д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели   в   царской   России),  сейчас   их   можно   трактовать   как   символы   трех   ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной; е) скипетр – это символ защиты суверенитета; ж) держава – символ единства, целостности государства; з) на груди орла – древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, – это символ победы добра над злом.2­й ученик: Использование герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных   столбах   и   в   пунктах   пропуска   через   государственную   границу Российской Федерации, на знаменах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации. 3­й ученик: Впервые двуглавый орел появился на российском гербе в XV веке, когда Московский князь Иван III Васильевич, женившись на византийской царевне, племяннице   последнего   византийского   императора,   Софье   Палеолог,   принял   этот символ   как   знак   преемственности   религиозных   и   государственных   ценностей Великого Рима и Византии. Именно в это время произошло объединение русских земель   вокруг   Москвы,   присоединение   к   великому   Московскому   княжеству Новгородского, Владимирского, Тверского и других русских княжеств, а также было свергнуто татаро­монгольское иго. Независимость, силу и мощь нового государства и символизировал новый герб – черный двуглавый орел.  4­й ученик:  Детали герба со временем изменялись. При Иване IV Грозном на гербе была одна корона с православным крестом, а на груди орла появился древний московский герб – всадник, поражающий копьем змея. При первом царе династии Романовых,   Михаиле   Федоровиче,   в   герб   внесли   три   короны.   При   Алексее Михайловиче орел расправил крылья, а в его лапах  появились символы власти – скипетр и держава. При Петре I на красном фоне был помещен золотой орел. При Екатерине I орел снова стал черного цвета, но помещен на золотом фоне. Позднее на крыльях орла появились гербы российских земель. После Февральской революции символом России был размещенный в круге белый орел с опущенными крыльями. После   Октябрьской   революции   двуглавый   орел   как   государственный   герб   был отменен и появился снова уже в 90­е годы. 5­й ученик:  В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР, в которой было   записано:   «Герб   Российской   Социалистической   Федеративной   Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотого серпа и   молота,   помещенных   крест­накрест   рукоятками   книзу,   окруженных   венцом колосьев   с  надписями:   а)   Российская   Социалистическая   Федеративная   Советская Республика; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Первый государственный герб СССР   был  принят  в 1923  году,  вот  его   описание: «Государственный   герб   Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном   в   лучах   солнца   и   обрамленном   колосьями,   с   надписью   на   языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда». 2. О Государственном флаге Российской Федерации. 1­й   ученик:  В   соответствии   с   Федеральным   конституционным   законом   «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».Флаг   является   символом   объединения.   Наука   о   флагах   называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие. Геральдические значения цветов флага таковы: белый означает мир, чистоту, благородство;   синий   –   честность,   верность,   безупречность;   красный   –   силу   и смелость, неустрашимость. 2­й   ученик:  Государственный   флаг   постоянно   находится   на   зданиях,   где находятся   органы   всех   ветвей   и   уровней   государственной   власти,   в   кабинетах высших   должностных   лиц   государственной   власти,   на   зданиях   дипломатических представительств   за   границей.   В   дни   праздников,   торжественных   мероприятий   и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах. Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен.   Лица,   виновные   в   осквернении   Государственного   флага,   несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. 3­й ученик:  В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать)   войско   в   бою,   а   поверженный   вражеский   стяг   означал   победу.   В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексея Михайловича. 4­й ученик:  Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в XVII веке впервые на Руси появился бело­сине­красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело­сине­ красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага. 5­й ученик:  В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации. На   плакатах   представлены   являющиеся   официальными   символами   Знамя Победы,   водруженное   в   мае   1945   года   над   поверженным   Берлином,   Знамя Вооруженных сил и Знамя Военно­Морского Флота России. 3. О Государственном гимне Российской Федерации. 1­й   ученик:  В   соответствии   с   Федеральным   конституционным   законом   «О Государственном   гимне   Российской   Федерации»   от   22   марта   2001   года Государственным гимном России является музыкально­поэтическое произведение на музыку А. В. Александрова и стихи С. В. Михалкова. (Звучит гимн РФ.) Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность   Президента,   руководителей   субъектов   РФ,   руководителей   местного самоуправления; при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведенииофициальных и торжественных церемоний, торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. 2­й   ученик:  Немного   –   о   создателях   Государственного   гимна   Российской Федерации. Александр Васильевич АЛЕКСАНДРОВ родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино   Захаровского   уезда   Рязанской   губернии,   умер   8   августа   1946   года   в Берлине.   Начальное   музыкальное   образование   получил   в   регентских   классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, в Московской консерватории по классу композиции (окончил в 1913   году)   и   пения   (окончил   в   1916   году).   Параллельно   с   учебой   работал хормейстером в Твери и основал там музыкальную школу. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил Краснознаменный ансамбль песни и   пляски   Советской   Армии   (ныне   носящий   его   имя),   завоевавший   огромную популярность   и  в  СССР,   и  за  рубежом.  А.  В.  Александров   был  удостоен  звания народного   артиста   СССР,   награжден   орденами   Ленина,   Трудового   Красного Знамени,   Красной   Звезды,   являлся   лауреатом   Государственных   премий.   Написал большое   количество   разнообразных   музыкальных   произведений,   к   высшим достижениям   песенного   творчества   принадлежат   «Священная   война»,   ставшая музыкальным   символом   Великой   Отечественной   войны,   и   Государственный   гимн Советского Союза. 3­й ученик: Сергей Владимирович МИХАЛКОВ родился в 1913 и здравствует и поныне. Поэт и писатель, автор произведений для детей. «Дядя Степа» – цикл книг об этом знаменитом герое знают все дети. Михалков – автор многих драматических произведений и киносценариев, басен и сатирических комедий, книг, статей «Все начинается   с   детства»   и   «Приметы   времени».   Герой   Социалистического   Труда, пятикратный   лауреат   Государственных   премий,   много   лет   возглавлял   Союз писателей РСФСР, был депутатом Верховного Совета СССР, создал сатирический киножурнал   «Фитиль»,   является   автором   поэтических   текстов   Государственных гимнов СССР (в редакциях 1944 и 1977 годов). 4­й ученик: Слово «гимн» греческого происхождения, оно означало хвалебную торжественную   песнь,   часто   связанную   с   религиозными   обрядами.   До   нас   дошли древнеегипетские   и   древнегреческие   гимны.   Позднее   появление   национальных   и государственных гимнов было связано с национально­освободительной борьбой. В XVII–XVIII   веках   многие   страны   Европы     использовали     мелодию     английского гимна  «Боже,  храни  Короля!». Именно на мелодию этого гимна в 1814 году пишет стихотворение «Боже, Царя храни!» Василий Андреевич Жуковский. Но для страны –   победительницы   Наполеона   и   освободительницы   Европы   был   необходим собственный   гимн,   его   музыку   написал   Алексей   Федорович   Львов.   Впервые   этот первый   российский   гимн   был   исполнен   в   Санкт­Петербурге   в   1834   году   при открытии монумента, названного позднее Александрийским столпом. (Звучит гимн «Боже, Царя храни!»)5­й   ученик:  В   феврале   1917   года   гимном   России   стала   французская «Марсельеза»,   а   в   ноябре   того   же   года   в   качестве   гимна   был   утвержден «Интернационал».   В   декабре   1943   года,   в   переломный   период   Великой Отечественной   войны,   был   создан   новый   Государственный   гимн   СССР:   музыку написал Александр Александров, текст – поэты Сергей Михалков и Гарольд Эль­ Регистан. Этот гимн был впервые исполнен в новогоднюю ночь 1944 года. В 1977 году с принятием новой Конституции СССР на ту же мелодию написан новый текст. (Звучит гимн 1977 года.) П. Вопросы для закрепления: 1. Что означает слово «гимн»? 2. Когда был впервые исполнен гимн на музыку А. В. Александрова? 3. Как называется сатирический киножурнал, возглавляемый С. В. Михалковым? 4. Как называется наука о гербах? 5. Когда на гербе русских князей появилось изображение орла? 6. Что держит орел в своих лапах на гербе России? 7. Как называется наука о флагах? 8. Когда впервые появился на Руси бело­сине­красный флаг (триколор)? 9.   Как   назывался   корабль,   над   которым   впервые   был   поднят   российский триколор? Ведущими определяется победитель опроса. III. Заключительное слово классного руководителя. Сегодня мы поговорили о трех государственных символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти – это Конституция Российской Федерации – ее Основной закон. Сегодня в своих сообщениях ребята цитировали отдельные статьи Конституции РФ. Надеюсь, что всем присутствующим запомнятся факты отечественной истории, которые связаны с государственными символами нашего государства. Предлагаю закончить наш классный час исполнением гимна России. Государственный гимн Российской Федерации Сл. С. В. Михалкова Муз. А. В. Александрова Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена. Славься, Отечество наше свободное. Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая, Хранимая Богом родная земля. Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!ВЫСОКАЯ ДУША РОССИИ Оборудование: репродукции; аудиозаписи; диафильм; призы. План классного часа 1. Вступительное слово классного руководителя. 2. Устный журнал «Высокая душа России»: Первая страница. Литературный конкурс. Вторая страница. Живопись России. Третья страница. Музыкальный кроссворд. 3. Подведение итогов. Ход классного часа I. Вступительное слово классного руководителя. На протяжении всех лет учебы на наших классных часах я старалась по мере сил знакомить вас с искусством и его творцами: композиторами и музыкантами, поэтами и писателями, художниками, скульпторами, архитекторами.  Считаю  знакомство   с искусством одним из важнейших средств развития души молодого человека: ведь именно   в   произведении   искусства   автор   раскрывает   душу   в   ее   наивысшем, наилучшем проявлении, и эти «души прекрасные порывы» находят отклик в наших сердцах. Мы говорили о мировом искусстве, в том числе и об отечественном. В лучших произведениях   отечественного   искусства   и   отражена   высокая   душа   России.   Об искусстве России и пойдет сегодня речь. Мы   проведем   своеобразное   «повторение   пройденного»   в   форме   устного журнала, каждая страничка которого будет посвящена одному из видов искусства и даст вам возможность продемонстрировать свои знания. Итак, перелистнем первую страницу нашего устного журнала. П. Краткое содержание устного журнала. 1­я страница. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС Воспроизводятся   отрывки   из   произведений   (или   небольшие   произведения) известных русских поэтов. Нужно назвать автора, показать его портрет и прочитать 1–2 строки какого­нибудь произведения этого автора. Рекомендуемые произведения: 1. А. С. Пушкин «Граф Нулин» (отрывок). Исполняет С. Юрский. 2. А. А. Ахматова «Реквием» (отрывок). Исполняет автор. 3. М. И. Цветаева «Тоска по Родине...» Исполняет А. Фрейндлих. 4.   Е.   А.   Евтушенко   «Казнь   Стеньки   Разина»   (отрывок   из   поэмы   «Братская ГЭС»). Исполняет автор. 2­я страница. ЖИВОПИСЬ РОССИИДемонстрируется диафильф «Шедевры русской живописи». Учащимся  предлагается внимательно посмотреть его и запомнить авторов и названия картин,  представленных в нем. После   просмотра   диафильма   учащимся   дается   задание:   найти   среди помещенных на переносных досках репродукций те, о которых было рассказано в диафильме, назвать автора и название картины. (Представлены репродукции «Троицы» А. Рублева, портретов П. Аргунова, В. Перова, И. Крамского, пейзажей И. Левитана и Г. Саврасова, жанровых полотен И. Сурикова, М. Врубеля, З. Серебряковой, И. Петрова­Водкина и другие). 3­я страница. МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРОССВОРД (Заполняется после прослушивания аудиозаписей музыкальных произведений.)   1 3 6 2 4 5 7 1. Пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. 1) Кто автор прозвучавшего произведения? Это самый известный в мире русский композитор. 2)   Как   называется   прозвучавшее   произведение?   Название   первого   весеннего цветка. 2. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова. 1) Кто автор прозвучавшего произведения? 2) Какой инструмент солировал в звучавшем произведении? 3. Ария Бориса из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении Ф. И. Шаляпина. 1) Кто автор музыки? 2) Кто исполнитель? 3) Как называется законченный отрывок из оперы в исполнении одного певца? III. Подведение итогов. Зачитывается отрывок «Экскурс в историю» из «Поэмы о разных точках зрения» Р. И. Рождественского.Заключительным аккордом звучит первая часть Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Для розыгрыша последних призов учащимся предлагается назвать имена авторов  прозвучавших в финале произведений.НАШ ПУШКИН Цели:  углублять   знакомство   с   творчеством   А.   С.   Пушкина,   развивать художественный вкус и эстетическое восприятие. Форма проведения классного часа – концертная программа. Ход классного часа I. Примерное содержание концертной программы. 1­й   ведущий:  Концертную   программу   мы   посвящаем   памяти   Александра Сергеевича Пушкина. Открывает её литературно­музыкальная композиция «Времена года». 2­й ведущий: Времена года в природе и в жизни человека. Поэзия Пушкина и музыка Антонио Вивальди. (Звучат фрагменты концерта «Времена года» А. Вивальди.) 1­й чтец:  Еще дуют холодные ветры И наносят утренние морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста. 2­й чтец:  Мне вас не жаль, года весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной, Мне вас не жаль, о таинства ночей, Воспетые цевницей сладострастной. Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые. Мне вас не жаль, изменницы младые, Задумчивый, забав чуждаюсь я. Но где же вы, минуты умиленья, Младых надежд, сердечной тишины? Где прежний жар и слезы вдохновенья? Придите вновь, года моей весны! 3­й чтец:  Кто, волны, вас остановил,Кто оковал ваш бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил? Чей жезл волшебный поразил Во мне надежду, скорбь и радость И душу бурную и младость Дремотой лени усыпил? Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот. Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных вод. 4­й чтец:  «Движенья нет», – сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. 5­й чтец:  Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. 6­й чтец:  Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. 7­й чтец:  В поле чистом серебрится Снег волнистый и рябой, Светит месяц, тройка мчится По дороге столбовой. Пой: в часы дорожной скуки, На дороге, в тьме ночной Сладки мне родные звуки Звонкой песни удалой.Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой. Месяц ясный светит хладно, Грустен ветра дальний вой. Пой: «Лучинушка, лучина, Что ж не светло ты горишь?» 8­й чтец.  Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло; Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. 1­й  ведущий:  Дуэт   Лизы   и   Полины   из   оперы   П.   И.   Чайковского   «Пиковая дама», написанной по повести А. С. Пушкина, прозвучит в исполнении учащихся. Уж вечер. Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает, Последняя в реке блестящая струя, С потухшим небом угасает, угасает. Все тихо, рощи спят, вокруг царит покой. Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливался с рекой, Поток, кустами осененный, осененный. Как слит с прохладою растений аромат, Как сладко в тишине у брега струй плесканье, Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье, трепетанье В тиши ночной. 2­й ведущий: Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума, Верней нет места для признаний И для вручения письма. Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы,  Я балы б до сих пор любил. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд. (Учащиеся исполняют бальный танец «Спандольетта» XVI в. Автор неизвестен.)1­й ведущий: Слово «триллер» недавно вошло в русский язык, но сам жанр идет из   глубокой   древности.   Все   мы   знаем   страшные   народные   сказки   и   кошмарные истории Н. В. Гоголя. Писал триллеры и А. С. Пушкин. Трусоват был Ваня бедный: Раз он позднею порой, Весь в поту, от страха бледный, Чрез кладбище шел домой. Бедный Ваня еле дышит, Спотыкаясь, чуть бредет По могилам; вдруг он слышит, Кто­то кость, ворча, грызет. Ваня стал; – шагнуть не может. Боже! думает бедняк, Это, верно, кости гложет Красногубый вурдалак. Горе! малый я не сильный; Съест упырь меня совсем, Если сам земли могильной Я с молитвою не съем. Что же? Вместо вурдалака – (Вы представьте Вани злость!) В темноте пред ним собака На могиле гложет кость. 2­й ведущий:  Стихотворение Пушкина «Вурдалак» из цикла «Песни западных славян» прочитал... 1­й ведущий: Да, на фоне Пушкина возможны любые чудеса. (Группа учащихся исполняет песню Булата Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину», аккомпанирует на гитаре ученик.) На фоне Пушкина снимается семейство. Фотограф щелкает, и птичка вылетает. Фотограф щелкает. Но вот что интересно: На фоне Пушкина! И птичка вылетает. Все счеты кончены и кончены все споры. Тверская улица течет, куда не знает. Какие женщины на нас кидают взоры И улыбаются ... И птичка вылетает. На фоне Пушкина снимается семейство. Как обаятельны (для тех, кто понимает) Все наши глупости и мелкие злодейства На фоне Пушкина! И птичка вылетает. Мы будем счастливы (благодаренье снимку!). Пусть жизнь короткая проносится и тает. На веки вечные мы все теперь в обнимку На фоне Пушкина! И птичка вылетает...2­й ведущий: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен, Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. 1­й ведущий: Благодарим за внимание. III. Заключение.СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ Форма проведения классного часа – конкурс. Цель: формировать чувство семейной сплоченности. Оборудование:  портреты   известных   семей,   плакаты   и   рисунки   учащихся   по теме. Ход мероприятия Учитель: Добрый вечер, дорогие родители и ребята! Очень приятно, что мы все сегодня собрались. Наш стол уже зовет нас пить чай, а потому не будем медлить. Ведь за чаем и разговор ведется непринужденнее. Сегодня у нас простой конкурс, который называется «Семейные истории». Во время   чаепития   я   буду   читать   рассказы   об   известных   семьях.   Каждый   рассказ поделен на четыре отрывка. Если вы отгадаете, о какой семье речь, после чтения первого отрывка, получите 100 баллов, после второго – 80, после третьего – 60, после четвертого только 40 баллов. Та семья, которая наберет большее количество баллов, в конце вечера обязательно получит приз. Такая простая игра. Начнем? Первая история. • Мне одному из нашей семьи удалось вернуться на родину. Моя собственно родина не город, а село – я родился в походной палатке, мои родители работали на археологических раскопках. Я учился в Сорбонне, моя профессия – живые и мертвые восточные языки, я переводчик. •   Когда   мы   жили   в   Петербурге,   отец   был   директором   школы   общества поощрения художников. В 1917 году мы оказались в Финляндии, где папа лечился от пневмонии. В один прекрасный день – 25 октября – мы оказались за границей России и стали иностранцами. Много мест жительства, стран мы поменяли, пока не бросили якорь. •   Главным   человеком,   главным   героем   нашей   семьи   считается   отец,   и   это потому, что в России не знают о маме. Она колоссальная женщина. Археология, биология, медицина, этнография, геомагнетизм, искусство, философия – это сферы ее занятий, ее публикаций. Ее 14­томный труд называют учением XX века. А вообще ее творческое наследие неоглядно. По маминой линии мы родственники композитору Мусоргскому   (он   ей   дядя),   а   также   полководцу   Кутузову   (он   двоюродный   ее дедушка). • Было принято решение открыть музей нашей семьи в Москве: все картины, рукописи завещаны России. (Семья Рерихов.) Вторая история. • Мы с братом Александром оба военные, полковники. Мы и наш дядя фигурируем в доносах по делу декабристов. У нашей семьи предлинная   история,   но   самая   яркая   ее   фигура   –   наш   папенька.   Он   член государственного совета, герой войны с Наполеоном. Толстой отразил его героизм в романе «Война и мир».• Наша фамилия запечатлена на карте мира, острова в архипелаге Туамоту носят имя отца. • Известность имеет также сестрица. Она вышла замуж за генерала, доблестного воина. Видную роль он взял себе в Союзе благоденствия, за что был наказан ссылкой, несмотря   на   генеральский   чин.  Сестра   устремилась   за   мужем,  оставив   в   Москве крошечного сына. Он вскоре умер, и Пушкин посвятил ему эпитафию. В ссылке сестра родила мужу еще Мишеньку и Леночку. • Когда сестра готовилась к отъезду, в доме ее родственницы устроили прием,  где была вся Москва. (Семья Раевских.) Третья история. • Самое главное достижение моей жизни произошло в 1783 году: от имени моего государя в качестве посла я подписал трактат с Россией. • Один из моих сыновей – известный человек, поэт, генерал, участник похода против Наполеона. Его дочь, моя внучка, вышла замуж в 16 лет. Когда приспело время свадьбы, жених заболел лихорадкой и был так слаб, что выронил венчальное колечко. Плохое предзнаменование! И оно, к несчастью, сбылось. Только три года прожила внучка в браке. •   Наш   зять   был   дипломат,   писал   пьесы,   стихи.   Он   отправился   за   границу выручать пленных, взял с собой и жену. В трудном походе его зверски убили. Внучка пережила тяжелую травму. После похорон мужа она родила сыночка, который жил только один час. • Внучка пережила своего мужа на 50 лет. На могиле она поставила памятник, на котором выбиты слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских. Но зачем пережила тебя любовь моя?» (Повествование идет от имени деда жены Грибоедова Нины Чавчавадзе.) Четвертая история. • Нас у маман семеро. Трое мы – родные, а четверо – сводные. Наш папа – генерал. • Они познакомились   с  маман в Риге,  где  он служил,  а она  привозила  свою девочку   на   лечение.   Он   за   ней   долго   ухаживал,   уговаривал   выйти   замуж,   она отнекивалась:   старая,   мол,   32   года.   Все­таки   уговорил.   Наша   маман   красавица (сколько ее рисовали художники!), умница, она – сама доброта и скромность. • Первый ее брак был неудачным. Муж был гуляка и мот, ни одной юбки не пропустит,   конфликтовал   с   государем.   И   ужасно   ревновал   маман   ко   всем.   Из ревности он вызвал на дуэль нашего дядю, мужа ма тант Катрин, и тот его застрелил. Он оставил семье кучу бумаг и кучу долгов. • С папа маман была очень счастлива и, наконец, рассталась с нуждой. Но она почему­то очень дорожит своим первым мужем, везде развесила его портреты и сует нам читать его книги. И папа поддерживал ее линию с охотой. Не понимаю! (Повествование   от   имени   дочери   Натальи   Николаевны   Пушкиной Александры Ланской.) Пятая история.• Я погиб на войне. Мне было 19 лет. Похоронку о моей гибели некому было вручить:  тетя  и  сестра  находились  в  ГУЛАГе,  отец в тюрьме (впрочем, об этом я ничего так и не узнал), мама к тому времени ушла из жизни. • История нашей семьи драматична. Когда   родилась   моя   старшая   сестра,   маме   было   19,   отцу   18   лет.   Высокая Любовь!   После   революции   эмигрировали.   Без   политических   мотивов.   Жили   в Париже. Отца   завербовал   НКВД,   эту   службу,   как   всю   жизнь,   отец   принял   искренне, истово. Говорят, что он стал виновником гибели нескольких невинных французов. Во Франции родителям показали на дверь, они уехали в Чехословакию. Там я родился. • Когда нормальные люди бежали из СССР, мои родители туда вернулись. И тут же арест. Сначала взяли сестру, потом отца. В тюрьме после допросов и, наверное, истязаний сестра оговорила себя и отца, призналась в антисоветской деятельности. Отца арестовали. Всю жизнь мы были очень бедны, ютились по углам, только что не нищенствовали. Переводами мама зарабатывала гроши, ее книги не печатались. •   А   это   случилось   в   эвакуации.   Не   имея   средств   к   существованию,   мама написала заявление, чтобы ее взяли на работу посудомойкой. И когда ей в этом отказали, она повесилась. На родине мамы есть музей имени Пушкина, созданный дедом. («Рассказывает» сын Марины Цветаевой Георгий Эфрос.) Шестая история. • Я замуж не выходила, все недосуг было, я отцу много помогала, мы с ним очень дружили. Я взяла на себя обязанности по сохранению архива отца и созданию его музеев – в Ленинграде и Тобольске. В войну я вывозила музей в Елабугу. • Сберегла. А мама не поехала со мной. Умерла в блокаду. У сестры была семья, не очень счастливая, но у всех на глазах, на слуху. Ее муж был воспитан отчимом, а его   отец,   говорят,   был   жестокий   человек,   деспот.   Даром   что   преподавал   в Варшавском университете. • Свекровь моей сестры ­ писательница, из богатой знатной семьи, ее папенька был и путешественник, и предприниматель, имел несколько поместий, подаренных царем, в Петербургской губернии и под Царицыном. •   Зять   наш   тоже   сочинительствовал.   Красивый,   талантливый,   с   большим юмором. Но выпить не дурак и поволочиться тоже любил. Но это я так, к слову. А вообще­то он классик. (Повествование от имени дочери Д. И. Менделеева, а он – тесть Блока.) Седьмая история. •   Я   очень   люблю   дедушку,   он   много   знает,   много   путешествовал,   видел заморские   страны   в   дальних   переходах.   Иногда   он   мне   дает   свой   адмиральский кортик поиграть. До дедушкиных книг я пока не дорос. • Но уже читаю книги прадеда, одолел один из 4­х томов. • По правде, моя фамилия должна быть другой, отец деда придумал ее для игры, а потом записал ее в паспорте. У него тяжелая судьба. Он ушел на фронт мальчиком, стал вскоре командиром. Однажды ему пришлось расстрелять много врагов (сам онранен),   и   всю   оставшуюся   жизнь   он   мучился   грехом   убийства.   Часто   лежал   в психиатрической клинике. Прадед погиб на войне, в партизанском отряде. Могила его за границей. • Папа у меня молодой, но очень известный. Я редко вижу его дома, чаще – по телевидению. Мама и бабушка говорят ему: «Мы не хотим, чтобы тебя выбрали. Ты нам самим нужен». (Семейство Гайдаров. Повествование ведет сын Егора Тимуровича.) Подведение итогов. Учитель:  Вот и ваша семья, которая лучше всех знает истории других семей, стала победителем. Очень хочется верить, что про ваши семьи потомки тоже будут говорить с благодарностью, гордостью и любовью. Всем счастья и успехов!БЕСЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЭПОХИ (урок мужества) Цели урока: 1) Воспитание   в   учащихся   чувства   гордости   за   историческое   прошлое   своего народа, чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения. 2) Привитие чувства патриотизма к родному краю, городу, стране. Оборудование:  магнитофон,  кассета   с   записями   песни   Розенбаума   и   мелодии Шумана. Ход мероприятия Учитель.  Сегодня   мы   собрались   с   вами   на   урок   мужества   под   названием «Бесценные документы эпохи». Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке. Звучит песня А. Розенбаума «А может, не было войны?..» (1­й куплет). Учитель. Скажите, ребята, о чем эта песня? (Ответы детей.) Учитель. Она о борьбе с беспамятством, ибо по меткому выражению: Бессмертны павшие за свой народ, Народ, забывший их, умрет! А нас вновь и вновь призывают забыть, как были забыты более 20 тысяч погибших в болотах под Новгородом, как забыты ставшие вдруг оккупантами солдаты Великой Отечественной   в   Прибалтийских   странах.  Забывать   нельзя,   забывать   –   значит предавать, предавать тех, кто в далеких сороковых, погибая, думал о нас, будущих поколениях. Наш   великий   поэт­соотечественник   А.   С.   Пушкин   говорил,   что   «уважение   к памяти предков определяет духовное развитие человечества». Какие мы сейчас? Какие будем в будущем? Немаловажное значение имеет то, как мы умеем помнить и ценить свое прошлое. С каждым днем все больше и больше редеют ряды ветеранов Великой Отечественной войны – живых свидетелей страшной войны. Настанет день, когда уйдет и последний ветеран из жизни. И тогда нам нести дальше их правду, их боль, их память. Как нести и что нести? Об этом наш разговор. Учащийся. Когда гремит над городом салют, Погибшие за родину встают. Они средь нас по улицам идут, Как все живые, только не поют. Не потому, что с нами не хотят, А потому, что павшие молчат.Учащийся.  Но сегодня мы постараемся услышать их голоса, их думы, которые все идут к нам через десятилетия. Эти голоса – это обращение к нам во фронтовых письмах, бесценных документах эпохи. Учитель.  Начать   наш   разговор   мне   бы   хотелось   отрывком   из   статьи корреспондента «Комсомольской правды» Людмилы Овчинниковой: «Я знаю такую в жизни историю: пожилая женщина, перед смертью прикованная к постели, держала возле себя единственное свое богатство – узелок с письмами сына, погибшего на фронте. Когда глаза ее уже перестали видеть, она просила об одном – перечитывать ей эти письма – и со слезами поправляла, если кто­то ошибался, читая расплывшиеся строки. Она знала их наизусть. Учащийся. Стихотворение Харламова «Письмо» читается по ролям. Девочка. Листок из ученической тетрадки, Где различимые уже едва, – Голос с аудиокассеты «Я сын твой…», «Здравствуй, мама..!» Девочка. Простые и обычные слова.  «Все в порядке...» Написанные в грозном сорок третьем В сырых окопах, на передовой, Они живут во мне сейчас заветом Его высокой славы боевой. Они во мне и крепость, и основа Священного презрения к врагу. ...Читаю, перечитываю снова: Голос с аудиокассеты. А умереть я просто не могу. Я жить останусь в этой страшной схватке, Пусть надо мной и прорастет трава... Девочка. С листка из ученической тетрадки В бессмертие шагнувшие слова. Учащийся.  Письма с  фронта!  Их писали  на  прикладах автоматов, на  камнях, обгорелых досках среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может быть последней. И потому торопился сказать важное. Никто из   них   не   думал   тогда,   что   эти   фронтовые   треугольники   станут   историей,   а последующие поколения будут брать их в руки с тем же благоговением, как сегодня берестяные грамоты. Учащийся. В этих письмах не только картины боев, окопного быта, госпитальных коек.  Фронтовые   треугольники   читать   надо   так,  как   читали   их   родные   во   время войны. Понимать то, что сказано само собой между строк. Стараться уловить мысль и   чувство   солдата.   И   тогда   за   скупыми,   короткими   строчками   откроется человеческая душа – ее волнения, страхи, верность, мужество. Читаешь эти письма и думаешь об одном – сколько же война порушила прекрасных человеческих жизней.Учитель.  Но   фронтовые   треугольники   –   это   в   основном   достояние   семейных архивов, да к тому же очень немногих. Где же тогда мы сможем познакомиться с письмами  солдат  Великой  Отечественной? Ответить   на этот   вопрос   мне  помогут учащиеся.  Они показывают и кратко комментируют всем книги о письмах с фронта. Учитель.  Слово предоставляется сотруднику Областного краеведческого музея Дьяковой Анне Васильевне. (Выступление Дьяковой А. В.) Учитель. А теперь мы просим включиться в работу всех присутствующих. Будем действовать по группам, так, как сидите.  Гостей приглашают принять участие в разговоре. На этом плакате вы видите голубя. Издавна эта замечательная птица – не только символ   свободы,   мира,   но   и   почтальон.   Сейчас   голубь   доставил   к   нам   на   урок фронтовые треугольники.  Учащийся. А письма все идут с войны Тревожной почтой полевою. Сквозь дни метелей и весны К нам обращаются герои. Учитель.  Прошу представителей от каждой группы снять по одному письму и вернуться на место. Всем вам дается 3–5 минут на ознакомление с документальным источником и подготовку ответа на поставленные вопросы: – Каким перед вами предстал автор письма? – Что в его послании для вас самое важное? – Что самое главное с позиции времени и памяти? – По истечении заданного времени мы просим представителей от каждой группы выступить с кратким сообщением. Самостоятельная   работа   в   группах.  Письма   павших   на   полях   сражений   в Великой Отечественной войне. «Считаю для себя честью и гордостью сражаться в рядах Красной Армии, против жандарма человечества, я уверен, что здесь он сломит себе голову, ибо в каждой женщине,   в   каждом   мужчине   живет   герой   –   большевик.   Этот   народ   изумителен. Скажу тебе, что я иногда потрясен до глубины души. Такой народ победить нельзя!» Рубен Ибаррури (Из архива музея «Сталинградская битва») Здравствуй, Машенька! Нахожусь в районе, где идут самые крупные бои, о которых, очевидно, читаете в газетах. Скоро будем драться... Убедился сам, что гитлеровская армия неминуемо потерпит поражение. Причем, более позорное, чем наполеоновская. Люди наши сражаются храбро. Позавчера мневручили медаль «За отвагу». Получив эту награду, я сказал, что буду беспощадно громить фашистов. Иван Клименко (из архивов Музея боевой славы школы № 99 г. Волгограда) Танкист,   старший   лейтенант   Иван   Иванович   Клименко   погиб   23   ноября   под Сталинградом. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Я тебя люблю, одна ты в моих мечтах. Ты – мое счастье. Ты – моя Родина. Живу желанием поскорее раздавить проклятую гадину и встретиться с тобой. И забыть весь кошмар   проклятой   войны.   Жди.   Только   очень   жди.   Жизнь –   это   любовь,   и   она сильнее смерти. Жди меня. Крепко целую. Твой Володя. Письмо Ионова В. к своей жене. (Напечатано в газете Волгоградского комсомола «Молодой ленинец» в марте 1985 г.) 12 октября 1942 г. Моя дорогая Тася! Очень   давно   не   получал   от   тебя   ни   строчки.   Я   по­прежнему   на   фронте. Переживать приходится много, но все это ничто по сравнению с задачей, которую мы выполняем. Сталинград должен быть наш. Это сыграет свою роль в нашей политике. Мы бьемся за каждую улицу, каждый дом. И скорее погибнем, чем оставим город. Если я погибну, пусть знает сын, что его отец погиб за Родину... Живу все время под бомбежками   –   точнее,   от   одной   бомбежки   до   другой,   от   одного   минометного обстрела   до   другого.   И   характерно –   наши   бойцы   бьются   до   последнего. Беспримерный   героизм  показывает   любой   наш   боец,  любой   наш   командир.  Они – гвардейцы. Они это помнят все время. Гвардия умирает, но не сдается. 22 ноября 1942 г. Я, Сталинград, пока жив, не забуду. Вой мин и снарядов, грохот взрывов, стрекот пулеметов и автоматов – все это сливается в одно. Получается дикий рев какого­то огромного зверя. Этот зверь – война. Батальонный комиссар 39­й Гвардейской стрелковой дивизии Владимир Иванович Бруев. Погиб 2 февраля под Сталинградом (Из архива Музея боевой славы школы № 99 г. Волгограда) ПИСЬМО ГВАРДИИ МАЙОРА Д. А. ПЕТРАКОВА ДОЧЕРИ 18 сентября 1942 г. Посылаю   тебе   василек...   Представь   себе:   идет   бой,   кругом   рвутся   вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок... И вдруг очередной взрыв... Моя черноглазая Мила!василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали.   Вот   так   фашисты   поступают   с   детьми   оккупированных   населенных пунктов,   где   они   убивают   и   топчут   ребят...   Мила!   Папа   Дима   будет   биться   с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит. Это   письмо   в   виде   гранитного   треугольника   установлено   на   знаменитом Солдатском   поле   под   Волгоградом   рядом   с   бронзовой   фигуркой   дочери,   к которой Дмитрий Александрович обращается в письме. Выступление детей. Учитель делает краткое обобщение всему сказанному. Звучит   стихотворение   Геннадия   Петрова   «...До   сих   пор   на   местах   боев находят солдатские письма». (Из газеты «Сталинградская правда».) Учащиеся. Из тех, Пожарами объятых, Из роковых Сороковых, Для нас, живых, Воспоминаньем, Приходят письма неживых. Они нам пишут, неживые, Они жалеть их не велят, Про то, что раны ножевые И пулевые Не болят; Что мчатся, всех врагов сметая. Они на танковой броне... И знаем мы: их ложь святая Святее правды о войне. Они нам пишут, чтоб крепились, Когда мороз январский лют, Чтоб продержались, перебились, Что скоро к нам они придут. Летят к нам светлые их души, И мы внимаем их речам. Лишь матерей порою душат Глухие слезы по ночам. Идут к нам выцветшие строки Тех почт безвестных полевых, Из них, немыслимо далеких, Из близких тех, сороковых.А годы – кони скаковые – Все дальше мчат нас от войны. Все пишут нам сороковые, И мы ответить им должны. Учитель. А как «ответить мы должны»? Ответы учащихся. Учащийся. Когда гремит над городом салют, Погибшие за Родину встают. Мы их не видим, мы не слышим их, Но павшие всегда среди живых. Молчат и смотрят, будто ждут ответ: Мы этой жизни стоим или нет? Звучит песня А. Розенбаума «А может, не было войны?..» (2­й куплет). Учитель. На этом наш урок мужества, урок памяти закончен. Спасибо всем его  участникам.«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» (Классный час, посвященный Дню артиллерии, 19 ноября) Цели: расширить знания детей о начале Сталинградской битвы; заинтересовать неизвестными   фактами   истории   сражения;   воспитывать   уважение   к   защитникам города; развивать патриотические чувства. Форма проведения классного часа – литературно­музыкальная композиция. Ведущий: Никто не забыт, ничто не забыто... Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Война – человеческая трагедия с древнейших времен. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали все беды, страдания, ужас и горе, принесенные человечеству войнами, то на Земле давно бы не звучали больше выстрелы. Сталинградская битва длилась 200 дней (с 7 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Самый   страшный   день   для   города   –   23   августа  1943   г.:   фашистские бомбардировщики совершили более 2000 самолетовылетов. Гитлер хотел овладеть городом за 2 недели. Но вот 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. Этот день советские войска начали грохотом артиллерийских орудий, и с той поры 19 ноября считается Днем артиллерии и началом контрнаступления советских войск. 19 ноября были сломаны все планы Гитлера. Именно в этот день началась операция под кодовым называнием «Уран». Учащиеся   исполняют   песню   «Артиллеристы»   (сл.   В.   Гусева,   муз.   Т. Хренникова). Горит в сердце у нас Любовь к земле родимой, Идем мы в смертный бой За честь родной страны. Пылают города, Охваченные дымом, Гремит в седых лесах Суровый бог войны. Артиллеристы, точный дан приказ, Артиллеристы, зовет Отчизна нас, И многих тысяч батарей За слезы наших матерей, За нашу Родину – огонь, огонь. Я помню ту осень и стужу, Во мраке бугры баррикад, И отблеск пожарища в лужах, И грозный, как ночь, Сталинград. И в ночь уходили мужчины,  Чтец:С коротким приказом «Вперед!»,  Без песен, без слов, без кручины  Шел наш сталинградский народ. И женщины рыли толпою  Окопы, о близких шепча,  Лопатой и ржавой киркою  В тяжелую землю стуча. У них на ладонях темнели  Кровавых мозолей следы, Но плакать они не умели – Как были те люди горды! И как говорили без дрожи:  «Умрем, не отступим назад,  Теперь он еще нам дороже,  Родной, боевой Сталинград». За каждый мы камень сразимся,  Свой город врагу не сдадим,  И теми людьми мы гордимся,  Как лучшим наследьем своим. (Минута молчания в честь погибших, возложение цветов к братской могиле.) Ведущий:  Война   страшна,   на   войне   убивают.   Прошедшие   это   испытание научились ненавидеть врага, но остались людьми. Познали необыкновенную дружбу, преданность и верность, каждый миг готовы были к самопожертвованию. Война – это всегда боль и кровь, потери близких. Но Великая Отечественная война  вызвала   к жизни и новые  песни, которые  были нужны солдату:  о любви  и любимых,   о   родном   доме   как   напоминание   о   той   мирной   жизни,   ради   которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Песни эти помогали воевать. (Дети исполняют вальс «В лесу прифронтовом», муз. В. Блантера.) Чтец:  Занимай места, солдат,  О чинах не споря,  Ведь солдат солдату – брат,  Ну, конечно, все в сборе. (Привал. На середине зала изображена поляна, котелок на огне, палатки. Дети усаживаются на пеньки, все одеты в военную форму, деревянное оружие, медсестра и т. д.) Чтец:  Про того, которого любила,  Про того, чьи письма берегла. –   А   знаете   ли   вы   как   выглядели   письма   с   фронта?   Скромные   солдатские треугольники (показ). Их отправляли с передовой, из окопов и госпиталей. А как ждали эти весточки в тылу! Они вселяли надежду на победу, на возвращение домой отцов, сыновей, дочерей. В  некоторых   семьях   до   сих  пор   бережно  хранят   эти  фронтовые   реликвии  в коробках, в различных старых портфелях (показ).(Ученик исполняет под гитару песню, на фоне музыки дети читают письма.) Бьется в тесной печурке огонь,  На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь  Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко­далеко,  Между нами снега и снега,  До тебя мне дойти нелегко,  А до смерти – четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло,  Заплутавшее счастье зови,  Мне в холодной землянке тепло  От твоей негасимой любви. (Учащиеся читают письма вслух.) «Дорогая   мама!   Я   еще   жив,   хотя   потерял   друзей.   Наша   задача   –   отстоять Сталинград. Это наш священный долг перед Родиной, и мы его выполним, отстоим славный город, уничтожим врага под его стенами. Твой любящий сын». «Дорогая моя семья: мама, братик и сестричка! У меня все хорошо. Родина призвала молодежь защищать ее. Народ сказал нам: «Бейтесь до последней капли крови, но города не сдавайте». И мы отвечаем нашей Родине, нашему народу: «Есть не сдаваться». Однажды наша воинская часть пошла в атаку. Мы втроем – Леля, Люся и я – бежали   вслед   за   бойцами.   В   этом   бою   наша   подруга   Люся   погибла,   ее   ударило осколком   мины.   Я   никогда   не   забуду   свою   фронтовую   подругу   и   отомщу фашистским негодяям». «Здравствуй, дорогая мамочка! Спасибо тебе за письмо. На фронте в данный момент нам приходится нелегко, но никто не жалуется. Все мы ждем боевой приказ, а когда его получим, то не подкачаем. Наше дело правое, победа будет за нами. Мы победим». Чтец 1­й: На кургане, гремевшем боями, Не отдавшем своей высоты, Блиндажи поросли ковылями,  Разрослись по траншеям цветы. Бродит женщина берегом Волги,  И на том, дорогом берегу  Не цветы собирает – осколки,  Замирая на каждом шагу. Остановится, голову склонит,И над каждым осколком вздохнет,  И подержит его на ладони,  И песок не спеша отряхнет. Вспоминает ли юность былую,  Вновь ли видит ушедшего в бой...  Поднимает осколок. Целует  И навеки уносит с собой. (На кургане, гремевшем боями...) Чтец 2­й: Жить без пищи можно сутки,  Можно больше, но порой  На войне одной минутки  Не прожить без прибаутки,  Шутки самой немудрой. Не прожить, как без махорки,  От бомбежки до другой  Без хорошей поговорки  Или присказки какой. Что же, праздник – Всем утеха, Пляске – место, Песне – честь. Ну, а как по части смеха? Смех в программе тоже есть. Скажем просто: Мы без смеха, Как без рук, В деле бодрости и роста Смех солдату – Лучший друг! Скажем прямо: скучновато, Если в роте нет певца, А без шутки нет солдата, Без улыбки нет бойца. (Дети исполняют частушки.) Хорошо воюют все  Наши хуторяне,  Очищают мать­Россию  От фашистской дряни. Куры, мясо, яйца, сало  Немцам вкусным кажутся,Мы им перца поддадим,  Мало не покажется. От своей родной земли  Фрица мы погоним,  Будем гнать его взашей  До берлинских рубежей. В ноябре Гитлер собирался  В Москве праздновать парад,  Да какой уж тут парад,  Унести бы ноги рад! (Звучит горн.) 1­й ученик: А завтра снова будет бой, Уж так назначено судьбой,  Чтоб нам уйти не долюбив,  От наших жен, от наших нив.  Но с каждым шагом в том бою  Нам ближе дом в родном краю. 2­й  ученик: До следующего привала солдаты будут сражаться с врагом, многие из них не вернутся из боя. (Все дети исполняют песню «Мальчишки», сл. Шаферана, муз. А. Островского). Рисует узоры мороз на оконном стекле, Но нашим мальчишкам Сидеть не по нраву в тепле, Мальчишки, мальчишки Несутся по снежным горам. Мальчишки, мальчишки, Ну, как не завидовать вам? На вечере школьном  Задорные вальсы звучат,  Впервые робея,  Мальчишки глядят на девчат.  Мальчишки, мальчишки,  Вдруг сердце забилось в груди,  Мальчишки, мальчишки,  Что будет у вас впереди? Когда протрубили  Тревогу в любимом краю,  Застыли мальчишки  В суровом солдатском строю.  Мальчишки, мальчишки,  Вы первыми ринулись в бой.  Мальчишки, мальчишки,  Вернитесь живыми домой. Плывут в океане,Летят высоко в небесах  Солидные люди  С мальчишеской искрой в глазах.  Мальчишки, мальчишки,  Пускай пролетают года,  Мальчишки, мальчишки,  Для нас вы мальчишки всегда. Ведущий: Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших дедушек и бабушек, наших родных и близких – всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину, И   в   минуту   счастья   мы   будем   приходить   к   памятникам,   потому   что   это несбывшееся счастье всех тех, кто погиб, чьи фамилии здесь, и всех безымянных, но ставших героями. Наши ровесники, поднявшись в атаку молодыми, так и не состарились. Слава   павшим   и   низкий   поклон   живущим   среди   нас   ветеранам.   А   наш   долг теперь – не забыть. (Звучит песня «Моя пристань», муз. и сл. А. Бирюкова.) Тополя в танце кружат прохладу аллей,  И летит белый пух с тополей,  Словно блики вечерних огней.  Город мой, я спешу окунуться в тебя,  Порт речной, бьет о плиты волна,  И поют, и кружат тополя. Белою стрелой чайка над волной,  Проплывет гудок низкий,  Бьет в гранит прибой Волжскою водой.  Здесь она, моя пристань. Сталинград! Помнишь небо и окна в крестах, Страх и ненависть в детских глазах. Бой за каждую пядь, каждый шаг. Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне, И не стало тогда на войне Нам земли на другой стороне. Хватит слов, схоронил ты немало сынов,  Ибаррури и маршал Чуйков  Жизнь отдали за мир наших снов.  Вознеслась над твердыней твоей высоко  Мать­Россия с поднятой рукой  И стоит горделиво, легко. Волгоград! Вышел я из твоих колоннад, Из гудящих ночных автострад, И ватаги рисковых ребят Город мой –Вечно юный и славный герой. И в сердце мне гулко плещет прибой, Тихой жаркою волжской водой.