Цель занятия: Сформировать представление детей о трёх «Я», составляющих понятие личность; раскрыть свои познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие и т. д.).
Задачи развития:
1.Сформировать представление о:
«Я»– социальное (общественное);
«Я»- индивидуальное;
«Я – биологическое»; три составляющих личности.
2.Развить произвольность внимания и памяти.
3.Развить произвольность восприятия.
Развить мышление.
«Я личность и мои познавательные процессы».
Развивающее занятие на тему: «Я личность и мои познавательные процессы».
Цель занятия: Сформировать представление детей о трёх «Я», составляющих понятие личность;
раскрыть свои познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие и т. д.).
Задачи развития:
1.Сформировать представление о:
«Я»– социальное (общественное);
«Я» индивидуальное;
«Я – биологическое»; три составляющих личности.
2.Развить произвольность внимания и памяти.
3.Развить произвольность восприятия.
4. Развить мышление.
Вводная часть: (Время: 3минут)
Психолог: Здравствуйте, ребята! Вот вы уже и настоящие ученики. Познакомились со школой, со
многими правилами школьной жизни, знаете как нужно вести себя на уроке, как выполнять задания и
многое другое.
Давайте вспомним несколько правил с которыми вы познакомились ( входит взрослый – дети
должны встать; сели все правильно, слушайте внимательно; хочешь ответить – подними руку;
говорит один – все молчат и слушают). А ПОМОГАЮТ НАМ В ЭТОМ НАШИ ПОМОЩНИКИ:
Кто это? (2 руки, 2 ноги, 2 глаза, 2 уха, 1 рот.)
А теперь вспомним, какие уроки вы посещаете в школе (дети называют учебные предметы)
Какие уроки вам запомнились).
Спасибо, всем за ответы. Молодцы!
Сели все правильно слушаем внимательно.
Психологические уроки вам тоже помогают изучать правила, решать математические задачи,
учиться быть внимательными, усидчивыми, учиться запоминать, слушать, работать самостоятельно и
учат многому другому. На психологических уроках свои успехи вы оцениваете САМИ, и оттого, как вы
станете заниматься, будет зависеть, научитесь вы чему – нибудь или нет.
Основная часть: (20 минут).( беседа 8минут, упр1.2 минуты; упр2. 5минут; 3упр. 5минут).
Психолог: Сегодня мы познакомимся с вами с буквой Я и тремя её значениями.
Психолог: Наша Земля очень большая.
Психолог: На ней живут самые разные люди. Все вместе они образуют человеческое общество.
Психолог: Семья – это тоже общество. Когда человек находится в обществе и общается
(разговаривает с другими людьми, помогает или мешает им), ОН ПРОЯВЛЯЕТ СВОЁ
ОБЩЕСТВЕННОЕ «Я».
Например: вы говорите «я» помог бабушке донести сумку.
Приведите свои примеры общественного «я» (ответы детей)
Спасибо. Молодцы!(читает книгу)
Есть у человека и другое Я» индивидуальное.
Оно проявляется в тех, случаях, когда мы делаем чтото для себя. Это чтото может приносить нам
пользу или вред.
Например: «Я читаю интересную книгу» (польза) или «Я перехожу улицу на красный свет». (вред).
Приведите свои примеры индивидуального «Я» (ответы учащихся).
И наконец, есть «я» биологическое.
Это понятие включает в себя человеческое тело и его жизнедеятельность.
Например: «я» человек маленького роста, или «я дышу», «я люблю плавать» и т.д.
Если мы говорим: «У девочки красивые глаза», какую часть её «Я» мы имеем в виду?
(биологическую).
Мальчик любит играть в футбол. (биологическое).
Всем спасибо. Молодцы!
Обобщение: Все три «Я» составляют понятие личность. Все мы с Вами – личности. Личность
развивается и развивает свои познавательные процессы такие как: память, мышление, внимание,
восприятие и другие.
Напомнить о правиле поведения . Сели все правильно и послушайте внимательно.
Продолжим наше занятие упражнением для ваших рук
Упражнение№1. «Кулак – ребро ладонь».( 2минуты)
Напомнить о выполнении упражнения.
На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения кистей рук:
ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на столе; ладонь на плоскости стола. Упражнение
повторяется 3раза, сначала одной рукой, другой, затем двумя руками одновременно. По ходу
выполнения упражнения увеличивается скорость смены положений кистей рук.
Всем спасибо. Молодцы!
Как вы думаете, какой познавательный процесс вы сейчас развивали? (ответы детей: внимание,
восприятие).
2. Упражнение. ( 5минут). Задачи на логическое мышление (награждать фишками за правильные
ответы).
Сейчас, я вам буду читать задачи, а вы тоже помогайте, на вопросы отвечайте. Это дело не простое.
А условие такое:
Всем ребятам за ответы буду фишки я давать. Как услышал, ты задачу – не зевай, сразу руку
поднимай и с места громко отвечай.
Если верно отвечаешь, то ты фишку получаешь..
Повторять не нужно снова?
Все готовы!
1.О каком правиле шла речь ? (ответы детей: хочешь ответить – подними руку).
22.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?
Ответ: (Нисколько).
3.Шла бабушка в Москву, а навстречу ей три старичка, у каждого по два мешка. Сколько всего
человек шло в Москву? (ответ: одна бабушка, остальные шли в другую сторону).
4.На Новый год папа принёс большую, пушистую ёлку. И мы стали сразу её наряжать. Мама принесла
разноцветные шары, мы с папой достали мишуру и гирлянду. Сестра Оля – раскрашенные шишки.
Сколько человек наряжали ёлку? Чем наряжали ёлку? (ответ: 4; мишура, гирлянды, шишки, шары).)
5.На макушку ёлки водрузили блестящую звезду. –Ой. Мишка! – воскликнула Оля, как красиво! Как
звали брата Оли? (Мишка).
6.Летела стая гусей. Два впереди. Один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей?
(ответ: три).
Молодцы! (Встаньте те, кто набрал 6 фишек, 5 фишек, 1 фишку). Всем спасибо.
Какой познавательный процесс вы развивали? (внимание, память, мышление, восприятие). Прежде
чем ответить, что вы делали? (думали).(ответы детей: мышление)
Психолог: А сейчас мы поиграем в игру «Кто самый внимательный?».
Играем только один раз.
Вызвать к доске 2 ребёнка, перед ними на столе положить приз. Психолог объясняет, что приз
достанется тому, кто окажется самым внимательным. Играем честно.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Понятно, когда брать приз? – спрашивает психолог.
На слове «три».
Правильно. Ну тогда я продолжаю свой рассказ:
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: Раз, два…… марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори.
Разок, другой, но лучше…пять.
Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз. Друзья, не взяли.
Когда была возможность взять!
Садитесь. Спасибо. Мы ещё с вами будем тренировать своё внимание в следующий раз.
33.Упражнение на память.( 5 минут).Чтение рассказа и закрашивание птицы по памяти (под музыку
«Голоса птиц»).
Я сейчас вам прочитаю небольшой рассказ про птичку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь
запомнить то, о чём я вам прочитаю.
Рассказ: В густом лесу живёт небольшая птичка свиристель. На теле у неё пёрышки красновато
коричневые, на голове рыжевато оранжевый хохолок. Края крылышек и хвостика жёлтенькие, а под
клювиком у свиристели чёрное пятнышко, как будто галстук на шее.
Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть –
пищат.
Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поёт, кажется, будто ктото играет на
старинной дудочке: «Свиристели!». Вот почему и назвали так птичку – свиристель.
Психолог: Скажите о ком этот рассказ? (ответы учащихся: о птичке).
А как зовут птичку? (Свиристель).
А почему её так назвали?
«Сели все правильно слушаем внимательно».
Задание:(3 минуты). У каждого из вас есть эта птичка, она нарисована на листке бумаги, вам нужно
взять цветные карандаши и раскрасить птичку точно так, как она была описана в рассказе, пока
звучат голоса птиц.
Приступаем к выполнению задания. (Включить голоса птиц).
После выполнения работы: предложить положить листочки на край стола и собрать их.
«Сели все правильно, слушаем внимательно.»
Подумайте и скажите, какие познавательные процессы мы развивали выполняя это упражнение?:
внимание, память, восприятие, мышление? (ответы детей память, внимание).
Все встали возле своих парт и проведём физ. Минутку.
Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко – легко подышим.
Тихо сели, сразу правильно и слушаем внимательно.
Итог урока:(7минут) Перед Вами красивые цветы: синие, жёлтые, красные.
Если вы считаете, что на занятии у вас всё получилось, вы хорошо работали, всё было понятно,
занятие вам понравилось, то прикрепляете на доску – красный цветок; если вы считаете, что у вас не
всё получилось, справились не со всеми заданиями, то прикрепляете – жёлтый , ну а если вам было
трудно работать на занятии, не всё было понятно то – синий.
А поможет нам распределить цветы на доске Ваша учительница Екатерина Михайловна.
4На доске написано слово МОЛОДЦЫ!( Учитель распределяет выбранные детьми цветы не зависимо
от цвета ).
Попросить читающего ребёнка озвучить слово МОЛОДЦЫ!
Психолог: Вот вы и оценили себя сами, да я согласна Вы все молодцы!
Всем спасибо. Урок закончен.
5