Я - личность и мои познавательные процессы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель занятия: Сформировать представление детей о трёх «Я», составляющих понятие личность; раскрыть свои познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие и т. д.). Задачи развития: 1.Сформировать представление о: «Я»– социальное (общественное); «Я»- индивидуальное; «Я – биологическое»; три составляющих личности. 2.Развить произвольность внимания и памяти. 3.Развить произвольность восприятия. Развить мышление.
Иконка файла материала конспект.docx
«Я ­ личность и мои познавательные процессы». Развивающее занятие на тему: «Я ­ личность и мои познавательные процессы». Цель занятия: Сформировать представление детей о трёх «Я», составляющих понятие личность;  раскрыть свои познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие и т. д.). Задачи развития: 1.Сформировать представление о: «Я»– социальное (общественное); «Я»­ индивидуальное; «Я – биологическое»; три составляющих личности. 2.Развить произвольность внимания и памяти. 3.Развить произвольность восприятия. 4. Развить мышление. Вводная часть: (Время: 3минут) Психолог: ­ Здравствуйте, ребята! Вот вы уже и настоящие ученики. Познакомились со школой, со  многими правилами школьной жизни, знаете как нужно вести себя на уроке, как выполнять задания и многое другое. ­Давайте вспомним несколько правил с которыми вы познакомились ( входит взрослый – дети  должны встать; сели все правильно, слушайте внимательно; хочешь ответить – подними руку;  говорит один – все молчат и слушают). А ПОМОГАЮТ НАМ В ЭТОМ НАШИ ПОМОЩНИКИ: ­ Кто это? (2 руки, 2 ноги, 2 глаза, 2 уха, 1 рот.) ­А теперь вспомним, какие уроки вы посещаете в школе (дети называют учебные предметы) ­ Какие уроки вам запомнились). Спасибо, всем за ответы. Молодцы! Сели все правильно слушаем внимательно. ­ Психологические уроки вам тоже помогают изучать правила, решать математические задачи,  учиться быть внимательными, усидчивыми, учиться запоминать, слушать, работать самостоятельно и  учат многому другому. На психологических уроках свои успехи вы оцениваете САМИ, и оттого, как вы  станете заниматься, будет зависеть, научитесь вы чему – нибудь или нет. Основная часть: (20 минут).( беседа ­ 8минут, упр1.­2 минуты; упр2.­ 5минут; 3упр.­ 5минут). Психолог: Сегодня мы познакомимся с вами с буквой Я и тремя её значениями. Психолог: Наша Земля очень большая. Психолог: На ней живут самые разные люди. Все вместе они образуют человеческое общество. Психолог: Семья – это тоже общество. Когда человек находится в обществе и общается  (разговаривает с другими людьми, помогает или мешает им), ОН ПРОЯВЛЯЕТ СВОЁ  ОБЩЕСТВЕННОЕ «Я». Например: вы говорите «я» помог бабушке донести сумку. Приведите свои примеры общественного «я» (ответы детей) Спасибо. Молодцы!(читает книгу) Есть у человека и другое Я» ­ индивидуальное. Оно проявляется в тех, случаях, когда мы делаем что­то для себя. Это что­то может приносить нам  пользу или вред. Например: «Я читаю интересную книгу» (польза) или «Я перехожу улицу на красный свет». (вред). Приведите свои примеры индивидуального «Я» (ответы учащихся). И наконец, есть «я» биологическое. Это понятие включает в себя человеческое тело и его жизнедеятельность. Например: «я» человек маленького роста, или «я дышу», «я люблю плавать» и т.д. ­ Если мы говорим: «У девочки красивые глаза», ­ какую часть её «Я» мы имеем в виду?  (биологическую). ­ Мальчик любит играть в футбол. (биологическое). Всем спасибо. Молодцы! Обобщение: Все три «Я» составляют понятие личность. Все мы с Вами – личности. Личность  развивается и развивает свои познавательные процессы такие как: память, мышление, внимание,  восприятие и другие. Напомнить о правиле поведения . Сели все правильно и послушайте внимательно. Продолжим наше занятие упражнением для ваших рук Упражнение№1. «Кулак – ребро­ ладонь».( 2минуты) Напомнить о выполнении упражнения. На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения кистей рук:  ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на столе; ладонь на плоскости стола. Упражнение  повторяется 3раза, сначала одной рукой, другой, затем двумя руками одновременно. По ходу  выполнения упражнения увеличивается скорость смены положений кистей рук. Всем спасибо. Молодцы! ­Как вы думаете, какой познавательный процесс вы сейчас развивали? (ответы детей: внимание,  восприятие). 2. Упражнение. ( 5минут). Задачи на логическое мышление (награждать фишками за правильные  ответы). Сейчас, я вам буду читать задачи, а вы тоже помогайте, на вопросы отвечайте. Это дело не простое.  А условие такое: Всем ребятам за ответы буду фишки я давать. Как услышал, ты задачу – не зевай, сразу руку  поднимай и с места громко отвечай. Если верно отвечаешь, то ты фишку получаешь.. Повторять не нужно снова? Все готовы! 1.О каком правиле шла речь ? (ответы детей: хочешь ответить – подними руку). 22.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? Ответ: (Нисколько). 3.Шла бабушка в Москву, а навстречу ей три старичка, у каждого по два мешка. Сколько всего  человек шло в Москву? (ответ: одна бабушка, остальные шли в другую сторону). 4.На Новый год папа принёс большую, пушистую ёлку. И мы стали сразу её наряжать. Мама принесла  разноцветные шары, мы с папой достали мишуру и гирлянду. Сестра Оля – раскрашенные шишки.  Сколько человек наряжали ёлку? Чем наряжали ёлку? (ответ: 4; мишура, гирлянды, шишки, шары).) 5.На макушку ёлки водрузили блестящую звезду. –Ой. Мишка! – воскликнула Оля, ­ как красиво! Как  звали брата Оли? (Мишка). 6.Летела стая гусей. Два впереди. Один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей?  (ответ: три). Молодцы! (Встаньте те, кто набрал 6 фишек, 5 фишек, 1 фишку). Всем спасибо. ­ Какой познавательный процесс вы развивали? (внимание, память, мышление, восприятие). Прежде  чем ответить, что вы делали? (думали).(ответы детей: мышление) Психолог: А сейчас мы поиграем в игру «Кто самый внимательный?». Играем только один раз. Вызвать к доске 2 ребёнка, перед ними на столе положить приз. Психолог объясняет, что приз  достанется тому, кто окажется самым внимательным. Играем честно. Расскажу я вам рассказ В полтора десятка фраз. Лишь скажу я слово «три», Приз немедленно бери. ­Понятно, когда брать приз? – спрашивает психолог. ­ На слове «три». ­Правильно. Ну тогда я продолжаю свой рассказ: Мечтает мальчик закалённый Стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, А жди команду: Раз, два…… марш!» Когда стихи запомнить хочешь, Их не зубри до поздней ночи, А про себя их повтори. Разок, другой, но лучше…пять. Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать. Ну что ж вы приз. Друзья, не взяли. Когда была возможность взять! Садитесь. Спасибо. Мы ещё с вами будем тренировать своё внимание в следующий раз. 33.Упражнение на память.( 5 минут).Чтение рассказа и закрашивание птицы по памяти (под музыку  «Голоса птиц»). Я сейчас вам прочитаю небольшой рассказ про птичку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь  запомнить то, о чём я вам прочитаю. Рассказ: В густом лесу живёт небольшая птичка свиристель. На теле у неё пёрышки красновато­ коричневые, на голове рыжевато­ оранжевый хохолок. Края крылышек и хвостика жёлтенькие, а под  клювиком у свиристели чёрное пятнышко, как будто галстук на шее. Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть –  пищат. Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поёт, кажется, будто кто­то играет на  старинной дудочке: «Сви­ри­сте­ли!». Вот почему и назвали так птичку – свиристель. Психолог: ­ Скажите о ком этот рассказ? (ответы учащихся: о птичке). ­ А как зовут птичку? (Свиристель). ­ А почему её так назвали? «Сели все правильно слушаем внимательно». Задание:(3 минуты). У каждого из вас есть эта птичка, она нарисована на листке бумаги, вам нужно  взять цветные карандаши и раскрасить птичку точно так, как она была описана в рассказе, пока  звучат голоса птиц. Приступаем к выполнению задания. (Включить голоса птиц). После выполнения работы: предложить положить листочки на край стола и собрать их. «Сели все правильно, слушаем внимательно.» ­Подумайте и скажите, какие познавательные процессы мы развивали выполняя это упражнение?:  внимание, память, восприятие, мышление? (ответы детей ­ память, внимание). Все встали возле своих парт и проведём физ. Минутку. Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше. И легко – легко подышим. Тихо сели, сразу правильно и слушаем внимательно. Итог урока:(7минут) Перед Вами красивые цветы: синие, жёлтые, красные. Если вы считаете, что на занятии у вас всё получилось, вы хорошо работали, всё было понятно,  занятие вам понравилось, то прикрепляете на доску – красный цветок; если вы считаете, что у вас не всё получилось, справились не со всеми заданиями, то прикрепляете – жёлтый , ну а если вам было  трудно работать на занятии, не всё было понятно то – синий. А поможет нам распределить цветы на доске Ваша учительница Екатерина Михайловна. 4На доске написано слово МОЛОДЦЫ!( Учитель распределяет выбранные детьми цветы не зависимо  от цвета ). ­ Попросить читающего ребёнка озвучить слово МОЛОДЦЫ! Психолог: Вот вы и оценили себя сами, да я согласна Вы все молодцы! Всем спасибо. Урок закончен. 5