«Я пишу о природе…»
Оценка 5

«Я пишу о природе…»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
29.04.2018
«Я пишу о природе…»
Наглядность: портрет М. М. Пришвина, коллаж «Родная русская природа», выставка книг писателя и рисунков на тему «Мой край», кроссворд, тексты эпиграфов, музыка П.И.Чайковского «Времена года. Июль», презентация, подготовленная парой экологов. ПОДГОТОВКА К УРОКУ: • индивидуальная подготовка учеников: знакомство с биографическим материалом М.М.Пришвина; изучение дополнительной литературы; • предварительное чтение лирического цикла М.М.Пришвина “Незабудки”; • иллюстрации к произведениям писателя;
11kl_rus_slovesn.doc
Урок словесности в 11 классе «Я пишу о природе…» ( в рамках муниципального  конкурса творческих  проектов, посвящённых 140­ летию со дня рождения    М.М.Пришвина в номинации «В мире природы  М.Пришвина»)                                                                                                           Тема:  «Я пишу о природе…» Наглядность:                 портрет М. М. Пришвина, коллаж «Родная русская природа», выставка книг писателя и рисунков на тему «Мой край», кроссворд, тексты   эпиграфов, музыка П.И.Чайковского «Времена года. Июль», презентация,  подготовленная парой экологов. ПОДГОТОВКА К УРОКУ:  индивидуальная подготовка учеников:  знакомство с биографическим  материалом М.М.Пришвина; изучение дополнительной литературы;  предварительное чтение лирического цикла М.М.Пришвина “Незабудки”;  иллюстрации к произведениям писателя;                                                        Эпиграф урока : С ПРИРОДОЙ ОДНОЮ ОН ЖИЗНЬЮ ДЫШАЛ: РУЧЬЯ РАЗУМЕЛ ЛЕПЕТАНЬЕ, И ГОВОР ДРЕВЕСНЫХ ЛИСТОВ ПОНИМАЛ, И ЧУВСТВОВАЛ ТРАВ ПРОЗЯБАНЬЕ. Е. БОРАТЫНСКИЙ Содержание  урока  I. Вступительное слово учителя.     Много лет назад жил на свете  удивительный человек, который умел видеть красоту в неприметных  оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в  нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях… этот человек­  М. Пришвин. (Слайд 1. Портрет писателя.)                                                Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям.  Журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща  расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им ­ солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А кто же был  главным героем пришвинских произведений, мы узнаем, заполнив  кроссворд.  (Слайд 2)  1. 1. Кем в детстве мечтал стать М. Пришвин? 2. 2. Где родился будущий писатель? 3. 3. Чем особенно увлекался Пришвин в годы учебы в гимназии 4. 4. То, что в охоте, по мнению М. Пришвина, было необязательно. 5. 5. Кем работал М. М. Пришвин, возвратившись в Россию из Германии? 6. 6. Как звали любимую собаку Пришвина? 7. 7. Это увлечение стало делом всей жизни М. Пришвина.  1.П у т с т в е н н и к е ш е о в ё 2.Х    Р у щ е р   И я 4.Р у ж ь   О н о м   Д а 3.И с т о 5.А г 6. Л е т р а р 7.Л и  А т у р а  (Кроссворд составлен по материалам вступительной статьи о писателе в учебнике литературы и на основе дополнительной литературы, которую учащиеся проработали дома). Учитель.   Значит,  какова тема нашего урока?  Запись в тетрадях  «Я пишу о  природе…»(слайд 4) .Постановка  учащимися целей и задач урока: 1)   глубже изучить  творчество известного русского писателя    М.Пришвина; 2)   совершенствовать навыки  комплексного анализа текста­миниатюры; 3)   развивать   умение   выявлять   главное   в   ходе   самостоятельной исследовательской работы;  4)  развивать  навыки  правильной связной речи; 5)  прививать чувство бережного отношения к родной природе; 6)  вести работу по подготовке к ЕГЭ;(слайд5) (Сообщения заранее подготовленных учеников). Ученик 1. Книги Михаила Михайловича Пришвина отражают любовь  человека к природе, их неразделимость.  К. Паустовский писал).«Если бы  природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он  проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность  выпала бы на долю Михаила Пришвина» (Слайд 6 ). Да и сам Пришвин  считал: «Охранять природу­ значит охранять родину».  (Запись в  тетрадях  эпиграфа урока   (Слайд 7)  Ученик 2. ­ Этнограф, ученый, сказочник, философ, редкий знаток природы,  писатель поразительного лирического дарования – всё это разные проявления  одного и того же феномена, известного нам под именем М.М.Пришвина.  Творчество Пришвина освещено нетленным светом истинной народности,  природной русской стихии, духовного странничества. Мир для него тайна.  Принятие мира как тайны, поиски Небывалого, духовные по своей сути, легли в основу всех его  лирических миниатюр. Литературный термин «миниатюра»   был заимствован из живописи и означал выполненную красками маленькую  картинку. По аналогии  с живописными произведениями этот термин стал  применяться  и к литературным произведениям небольшого размера. .  Текст проецируется на экран 1) М.М.Пришвин – удивительный писатель, певец русской природы. 2)  Своеобразие его дарования заключается в умении опоэтизировать окружающую  действительность. 3) Природа Пришвина – прежде всего школа познания и  самопознания. 4) Жизнь растений, животных, леса, реки, земли раскрывается  Пришвиным именно в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении с жизнью человеческой. 5) Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и  переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека. 6)  Пришвин – удивительный лирик и философ одновременно. 7) Всё его творчество философично насквозь. 8) Писатель никогда не ограничивается просто  изображением увиденного, а всегда философски осмысливает изображаемое. 9)  Любая обобщающая мысль о природе и действительности – это осмысление  себя. 10) Своё поэтическое восприятие мира Пришвин сформулировал так:  “Понимать весь мир в себе самом”. Задания к тексту: 1. Докажите, что этот текст по типу речи­ рассуждение. 2. Определите тему, основную мысль текста. 3. Во всех предложениях подчеркните грамматические основы, охарактеризуйте эти  предложения. 4. Графически объясните причины постановки тире в предложениях; составьте схемы 4 ,5 и 10 предложений. Учитель: М.М. Пришвину удалось соединить два рода литературы. По  содержанию его произведения лирические, в них переданы чувства автора, а по  форме – прозаические. Сегодня нам предстоит поработать над лирической  миниатюрой писателя  «У ручья» (Текст распечатан для каждого ученика). У РУЧЬЯ 1) Бере..ки теперь д..вно оделись и ут..пают в высокой тр..ве, а когда я сн..мал  их, то была первая в..сна, и в сн..гу под этой бере..кой, т..мнея на голубом,  нач..нался первый ручеек. 2) С тех пор, пока разоделись бере..ки и выр..сли под  ними разные травы с к..лосками, шишеч(?)ками и шейками разных цв..тов,  прошло не так уж и много времени. 3)Но много, много в..ды ут..кло из ручья, и  сам ручей тот до того зар..с в темно(?)з..леной густоте непроницаемой осокой,  что не( ? )знаю, есть ли ещё в нем теперь хоть сколько(?)нибудь воды.4) И так  точно было со мной в это время; сколько в..ды ут..кло с тех пор, как мы ра(с,  сс)тались, и по виду моему не(?) узнать, что ручей души моей всё ещё жив. 1. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы. 2. Задания по группам. 1 группа – 1. Определите тему данного текста, выпишите словоряд.                                     2.  Сформулируйте и запишите основную мысль произведения. 2 группа ­ 1.Выпишите изобразительно­выразительные средства. Определите их роль в  тексте. 3 группа – 1. Охарактеризуйте типы предложений в тексте. Составьте их схемы. (Самостоятельная работа.  Затем ответы заслушиваются. Учащиеся взаимно оценивают  ответы друг друга) 3. Работа в парах.  ­Что переживает в данный момент автор? О каких чувствах говорит?  (Обмен  мнениями  вслух, затем запись в тетрадях) В это время 3 учащихся у доски выполняют задания. 1­ый ученик производит  синтаксический разбор 1­ого предложения;  2­ой ­   морфемный и морфологический  разбор слова –разоделись; 3­ий – фонетический разбор слов шишечками, расстались. Проверка выполненных работ. Задания для всех. 1. Докажите, что автор покорен природой, она красива, ему всё нравится в ней? 2. Является ли выражение “много воды утекло” в данном тексте фразеологизмом и в каком  предложении? 3. Какие слова, выражения показались вам яркими, интересными в этой миниатюре? 4.Что переживает в данный момент автор? О каких чувствах говорит? Учитель: Миниатюры М.М. Пришвина очень глубоки и объемны в смысловом  отношении. Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую  простую окружающую действительность сказалось и в этом тексте. Описание  ручья проникнуто таким лиризмом, что наши души переполняются светлой  грустью. Работу над данной миниатюрой можно начать с эмоционального настроя  (музыка П.И.Чайковского “Времена года.  Июль”.) ­ Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали музыку П.И.Чайковского? ­ Можете ли вы определить чувства, навеянные мелодией и воображаемыми картинами? Учитель. Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость  каждого нового дня, что сияет рассветом и заставляет молодо биться сердце.  Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди ещё много  встреч, и дум, и великолепного труда, и то ясных, то туманных дней, когда  слетает в затишливые воды желтый ивовый лист, пахнущий горечью и холодком. Мы знаем, что солнечный луч обязательно прорвется сквозь туман и этот лист  сказочно загорится под ним легким чистым золотом, как загораются для нас  рассказы Пришвина – такие же легкие, простые и прекрасные, как этот лист. Хочется закончить наши уроки словами Михаила Михайловича Пришвина: (Слайд 8).  “Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли  правильно”. В своей жизни мы должны следовать правильным путем. Домашнее задание     (на выбор): 1.Продолжить наблюдения за природой и на их основе попытаться написать миниатюру на  заданную тему, например, “Зима”, “Конец зимы”, или тему, выбранную самостоятельно. 2.Написать изложение с элементами сочинения по последнему тексту.  . Литература. 1. 2.  Борисова Н.В. “М.Пришвин. “За волшебным колобком”.  Солоухин В.А. “Очарованный странник”,ЛВШ №; 2002 3.  Пранцова Г.В. “Неповторимые мгновения”, ЛВШ №4 1995 4.  Цепке Т.И. “Анализируем лирические миниатюры М.М.Пришвина”, РЯШ  №3 2005 5.   Интернетресурсы.

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»

«Я пишу о природе…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018