Тема 1: Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Научная и разговорная речь. (02.09)
Организационный момент:
- Приветствие
Актуализация:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Можно ли слово «язык» назвать ключевым, опорным, главным?
Тема, цель, задача:
- О чем мы с вами сегодня вспомним? (тема урока)
- Цель: усвоение содержания темы.
- Задачи: Что такое язык, что такое речь, какими бывают средства человеческого общения
Первичное включение знаний
- Вспомните что вы знаете о «языке»? (Язык – основное средство человеческого общения, существует только в обществе людей. Связь языка и общества двусторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка).
- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно..)
Понятия «язык» и «речь» неразрывны. В общении они часто смешиваются, но в научном рассмотрении этих понятий требуется не только их объединение, но и разграничение.
- Что такое национальный язык? (Общенародный язык и его разновидности. Язык данного народ. Говоря о национальном языке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, французский и многие другие языки.
Каждый национальный язык формируется в период становления нации, ее развития из народности.)
- Говоря о речи, нужно вспомнить, что она бывает научной и разговорной.
Работа с упражнениями:
Упражнение 1. Прочитай два текста.
1. Как ты думаешь, почему птицу назвали «снегирь»?
— Не знаю.
— Думай!
— О чём?
— Снег — снегирь... Догадалась?..
— К нам со снегом прилетают?!
Да?!
— Конечно!
2. Снегирь. Птица размером с воробья, с чёрной шапочкой, красной грудкой или щёчками. Гнездится на деревьях в лесах. Кормится ягодами.
В России встречаются три вида: обыкновенный снегирь, уссурийский снегирь, серый снегирь.
- Как вы думаете, какой текст взят из разговорной речи, а какой — из книжной?
- В каком тексте даётся научная, то есть точная, верная, информация о птице?
- Устной разговорной речью ты пользуешься, когда общаешься в обычных для тебя ситуациях: дома, по дороге в школу, на уроках, с родителями и друзьями.
- Научная речь, как правило, письменная. С её помощью даётся научная, проверенная информация о нашем мире
Работа с учебником (Страница 6 - 7) Упражнение 1-3.
- Откройте тетрадь. На первой строчке пишем число, на второй Классная работа.
Минутка чистописания, вспоминаем как пишутся наши буквы: А, а
Упражнение 1 – 2 (устно)
Упражнение 3 – списать предложение. Страница 132, как правильно списывать
Рефлексия. Итог урока
Д/З
Спишите в тетрадь.
Соловью не поётся в клетке. Неволя не радует птиц. Птица должна летать и
петь на свободе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.