Язык программирования Паскаль
Язык программирования – фиксированная система обозначений и правил для описания алгоритмов и структур данных.
Язык программирования Паскаль (назван в честь французского учёного Блеза Паскаля), разработан в 1968-1971 годах Никлаусом Виртом для обучения программированию, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Турбо Паскаль называют интегрированной средой, так как она объединяет в себе: редактор текстов, компилятор, компоновщик, отладчик.
Трансляторы: компиляторы и интерпретаторы
Перевод программы с языка программирования на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется специальными программами – трансляторами.
Существует три вида трансляторов: интерпретаторы, компиляторы и ассемблеры.
Интерпретатор – это транслятор, производящий пооператорную (покомандную) обработку и выполнение программы.
Компилятор преобразует (транслирует) всю программу в модуль на машинном языке, после этого программа записывается в память компьютера и лишь потом исполняется.
Ассемблеры переводят программу, записанную на языке ассемблера, в программу на машинном языке.
Алфавит и словарь языка Паскаль
Для написания программ можно использовать:
1. Прописные строчные буквы латинского алфавита.
2. Цифры от 0 до 9.
3. Шестнадцатеричные цифры от 0 до F.
4. Специальные символы
+ |
плюс |
# |
номер |
- |
минус |
= |
равно |
_ |
подчеркивание |
; |
точка с запятой |
() |
круглые скобки |
, |
запятая |
[] |
квадратные скобки |
. |
точка |
{} |
фигурные скобки |
: |
двоеточие |
* |
умножить |
|
пробел |
/ |
разделить |
$ |
знак денежной единицы |
‘’ |
апострофы |
^ |
тильда |
< |
меньше |
@ |
коммерческое а |
> |
больше |
|
|
5. Комбинации специальных символов
:= |
присваивание |
>= |
больше или равно |
<> |
не равно |
.. |
диапазон значений |
<= |
меньше или равно |
|
|
В программе эти пары символов разделять пробелами нельзя, если они используются как знаки операций.
Слова, используемые в Паскале, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Идентификатор – имя, используемое для обозначения программ, а в программе переменных и постоянных величин, различных процедур, функций, объектов (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов).
Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и использоваться в качестве имен, вводимых пользователем для обозначения величин.
Некоторые зарезервированные слова
Absolute |
Абсолютный |
Not |
Логическое НЕ |
And |
Логическое И |
Or |
Логическое ИЛИ |
Array |
Массив |
Of |
Из |
Begin |
Начало блока |
Procedure |
Процедура |
Case |
Вариант |
Program |
Программа |
Const |
Константа |
Record |
Запись |
Div |
Деление нацело |
Repeat |
Повторять |
Do |
Выполнять |
String |
Строка |
Downto |
Уменьшить до |
Then |
То |
Else |
Иначе |
To |
Увеличивая |
End |
Конец блока |
Type |
Тип |
For |
Для |
Until |
До |
Function |
Функция |
Uses |
Использовать |
If |
Если |
Var |
Переменная |
Label |
Метка |
While |
Пока |
Mod |
Остаток от деления |
xor |
Исключающее ИЛИ |
Стандартные идентификаторы используются для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций. Пример: integer, cos, sin, sqrt, read, write и т.д.
Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. При этом идентификаторы в программе должны быть уникальными.
Правила написания идентификаторов
1. Можно использовать как прописные, так и строчные буквы латинского алфавита.
2. Идентификатор может начинаться только с буквы или знака подчеркивания.
3. Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы запрещены).
Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы.
Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы!
Упражнение
1. Укажите неправильные пользовательские идентификаторы, объясните, почему они не верны:
Rezultat_1, rezultat 1, 1_Rezultat, rezultat1, <=, #Doma, NDoma, nomer dom, nomer_doma, +, Сумма, SummaЭлементов, Y, XY, R, div, program, 2222, _1, Vova4uma, ‘программа’, Urok!, ‘urok’.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.