Тема урока : Структура программы на языке Паскаль.
Язык программирования строиться на совокупности трех составляющих: алфавита, синтаксиса (жестких правил написания объектов языка) и семантики (правил их использования).
В этом уроке мы рассмотрим тот минимум, который необходимо знать для того, чтобы написать первую программу.
Pascal – это язык, который учит аккуратности и четкости (разделы программы нельзя менять местами, необходимо четко представлять работу программы и т.д.). Вот почему необходимо четко знать и понимать структуру программы на языке Pascal.
Общая структура программы на Паскаль.
PROGRAM имя программы;
(английскими буквами, одно слово. Хотите глубже? То необходимо
воспользоваться правилами написания идентификаторов)
USES подключаемые
библиотеки (модули);
(дополнительные возможности, их можно подключать к программе в этой строке)
LABEL список меток;
(из одного места программы «прыгать» в другое)
CONST раздел
описания констант;
(постоянные величины, их нельзя изменять)
TYPE описание типов переменных; (тайп)
VAR определение
глобальных переменных;
(описание всех переменных величин, которые в программе могут изменяться)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ;
BEGIN
основной блок программы
END.
Внимание! Почти после каждой строчки ставится знак ";". Этот знак говорит о том, что строка закончена. Знак ";" не ставится после служебного слова BEGIN и последнего END.(который означает конец программы), после которого ставиться точка.
Разумеется, что не все приведенные выше блоки обязательны для использования. Сейчас приведем тот минимум, который необходимо использовать.
Program primer;
Begin
End.
Данная программа ни чего не делает, так как в ней нет ни одного оператора. Так же обращайте внимание на то, что я слова Begin и End. написал под буквой r слова Program.
Это не правило, это пример хорошего тона (нужно для того, чтобы Ваша программа лучше читалась, и программы, "красиво" написанные, легче проверять и искать логические ошибки).
Обращайте так-же внимание на большие и малые буквы. Это тоже не обязательно, однако я бы советовал сразу привыкать к этому, т.к. в будущем будет проще и мне и Вам, если программа будет легко читаемая.
Ну а теперь сама программа:
Program urok1;
Begin
writeln('Поздравляю! Вы успешно прошли первый урок!');
End.
Вопрос для любознательных: Что делает в приведенной выше программе функция writeln?
ИМЕНА И ЗАРЕЗЕРВИРОВАННЫЕ СЛОВА в Pascal
Текст программы записывается при помощи латинских букв, цифр и знаков. Буквы допускаются прописные и строчные.
Особую роль в тексте программы играют имена (идентификаторы) и зарезервированные слова.
Имена (идентификаторы) в Паскале
Разделяют на стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Стандартные идентификаторы используются для обозначения
определенных разработчиками языка функций, констант. Например: sqrt, abs и др.
Идентификаторы пользователя применяют для обозначения имён программ, переменных, констант и других объектов, определенных в программе. Имя может состоять из любого количества букв или цифр (максимальная длина – 127 символов), но должно начинаться с буквы или символа подчёркивание.
Программисты часто используют осмысленные имена в своих программах. Это всегда полезно, а в сложных программах совершенно необходимо.
Вот несколько примеров имен:
Flower
TIM_04
Pascal _34
Не правильно!
56flover
pr 1
456
odin dva
(1 и 3 - начинается с цифры, 2 и 4 – имеет пробел т.е. пишется в два слова).
Внимание: исключением являются идентификаторы меток, т.е. метки могут начинаться с цифры.
Зарезервированные слова в Паскаль
применяют для обозначения операторов, разделов программы и других элементов языка Паскаль. Их нельзя использовать в качестве имен и во всех программах они имеют одинаковый смысл.
Зарезервированными словами в программах являются слова:
Absolute |
Абсолютный |
Library |
Библиотека |
And |
Логическое И |
Mod |
Остаток от деления |
Array |
Массив |
Not |
Логическое НЕ |
Begin |
Начало блока |
Or |
Логическое ИЛИ |
Case |
Вариант |
Of |
Из |
Const |
Константа |
Object |
Объект |
Div |
Деление нацело |
Procedure |
Процедура |
Goto |
Переход на |
Program |
Программа |
Do |
Выполнять |
Repeat |
Повторять |
Downto |
Уменьшить до |
String |
Строка |
Else |
Иначе |
Then |
То |
End |
Конец блока |
To |
Увеличивая |
File |
Файл |
Type |
Тип |
For |
Для |
Until |
До |
Function |
Функция |
Uses |
Использовать |
If |
Если |
Var |
Переменная |
Interrupt |
Прерывание |
While |
Пока |
Interface |
Интерфейс |
With |
С |
Label |
Метка |
Xor |
Исключающее ИЛИ и др. |
Вывод: Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имени программы и имен переменных!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.