"Язык как отражение культуры народа"(6класс)
Оценка 5

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
24.01.2017
"Язык как отражение культуры народа"(6класс)
Урок тот можно провести или после изучения темы "Лексика", или 21 февраля, в Международный день родного языка. В каждом классе обучаются дети разных национальностей, для которых языком межнационального общения является русский язык, но существует и их родной, не менее красивый и богатый, имеющий только ему присущие особенности. Об этом и наш урок.Сценарий урока о родном языке.
Язык как отр.культ нар..doc
Язык любого народа,  независимо от его численности,  заключает  в себе целый мир,  а это – одно из чудес нашего  света. К.Кулиев ЦЕЛЬ:  1)дать первоначальное представление о лингвокультурологии, показать тесную связь языка и культуры носителей языка.   2)воспитание любви к   своему   языку и его истории, к языку республики.   3)воспитание   толерантности,   уважения   к   носителям   другой культуры, языка 4)повторение понятий раздела «Лексика». ХОД УРОКА: ИНТРИГА Его рискуешь проглотить вместе с чем­нибудь вкусным , за него  тянут, вынуждая что­то сказать. На нем вертится то, что вот ­ вот  вспомнил. Его распускают когда не надо. , его держат за зубами, чтобы  не сказать лишнего. Он бывает без костей, острый, сладкий. Что же это  такое? Правильно, язык. Для чего он существует? Да, для общения  между людьми. Мы с вами живем в многонациональной стране, даже у  вас в классе собраны представители шести национальностей, и у  каждого есть родной язык, на котором вам пели колыбельные песни,  перед сном сказывали сказки. Запись стихотворения П.Вяземского. Язык есть исповедь народа: В нем слышится его природа, Душа и быт родной. 1.Объясните орфограммы. Какие незнакомые слова  встречаются? Что такое исповедь и природа народа? 2.Выделите основу предложения и определите вид. 3.Как понимаете слова поэта? Движение темы. Поэт пишет, что в языке каждого народа  отражается его отношение к действительности, знания о мире, культура, его психологическое своеобразие: что увидел народ в данном предмете,  как он его назвал, каким символическим значением наделил. Сегодня наша цель на уроке побыть  исследователями и  посмотреть на язык с этой точки зрения ­  взаимосвязи языка и  культуры – прикоснемся к увлекательной науке – лингвокультурологии. Каждый воспитанный человек должен уважительно относиться к  традициям, культуре своего и других народов и стараться больше  узнавать о них и применять. Начнем, пожалуй, с традиций,  этикетов народов. Мы все разные. Русские приглашают на чашку чая, поляк на  чашку кофе. Когда болгарину предложили чай, он сказал, что не болен.  В Болгарии чай – лечебное средство. Какие различия в этикетах  народов вы знаете? Европейцы во время разговора смотрят друг  другу в глаза, если  партнер отводит взгляд, считается, что он не честен, что­то скрывает. А японцы это «глаза в глаза» считают чуть не грубостью. Европейцы,  здороваясь, протягивают руки, а у китайцев, японцев и индейцев это не  принято. И они вынуждены пожать конечность чужого человека. (Как  если бы приезжий совал для приветствия босую ногу). А это означает  приветствия у русского народа? А у вас? Например, в Архангельском  районе,  приветствуя друг друга, башкиры говорят: «В порядке ли вы?  Здоровы ли?» (hаумыhыгыз) Ответ: «Здоровы». Прощание: «Прощайте». У удмуртов – «Идешь да?» «Возвращаешься?» ­ приветствие. Нормы этикета подчиняются сложившимся у данного народа  ценностям, поэтому при общении с людьми других национальностей и  стран необходимо знать их обычаи, традиции, этикет. Так и с языком. Взгляд народа на мир сквозь призму языка называется языковая  картина мира.  Каждый народ в одном и том же предмете видит свое, по каким­ то признакам именует его.  Например, цветок, который ранней весной распускается назван подснежник – в русском языке,  снежный колокольчик – в немецком,  снежная стрела – во французком , умырзая –  на башкирском и татарском языках. Объясните, на что обратил  каждый народ при даче названия. (Русские: на ранее появление из­под снега. Немцы,   французы   –   сохранили   связь   со   снегом,   но   немцы обратили внимание на форму, французы на быстрый рост. Умырзая ­ этимология не ясна, но намек на грусть и быстротечность судьбы этого цветка). Взгляд на предмет при его названии отражается во внутренней  форме слова. 2.Как   образованы   шиповник,   подсолнечник?   Переведите   на башкирский язык. Гол­емеш (цветок ­ плод), конбагыш (склоняющийся на день.   3.Приведите   названия   растений   (деревьев,   цветов,   трав)   с прозрачной внутренней формой на русском и родном языках. 4.Напишите   слова   следующие понятия родства:     башкирского   языка,   обозначающие 1.родители (отец и мать) брат – старший – агай     младший – усты сестра – старшая – апай        младшая – hенле, эрэндэш. Итак,   у   башкирского   народа   нет   общего   слова,   называющего родителей,   но   зато   есть   слова   для   обозначения   старшинства   и меньшинства у братьев и сестер. У каждого народа есть слова символы: например, свет и тьма – противопоставление   жизни   и   смерти,   добро   и   зло,   божественная (созидательная)   и   нечистая   (разрушительная)   силы   и   т.д.   Но символическое  значение слов в разных культурах может не совпадать.  У европейцев черный цвет является символом траура, в Японии же – это белый цвет. Символом России является береза, а Японии – сакура,  Германии – липа, Канады – клен и т.д. Мы говорим, «белый как снег», у казахов и киргизов – «белый,  как молоко», у узбеков – «белый как хлопок». Кислый у французов, немцев воспринимают как лимон; русские, белорусы, украинцы – борщ, киргизы – кумыс, айран. В   каждом   языке   есть   большое   количество   слов,   не   имеющих точного перевода на другие языки, которые обозначают специфические явления,   реалии   данной   национальной   культуры   –   их   называют экзотизмами. Допишите страны в строчках согласно экзотизмам: Скипер, шиллинг –   Арык, кишлак ­  Сакура, икебана ­  Баз, курень, майдан Бешбармак, баурсак, кумыс, курай ­  Распределите лексику, обозначающую реалии русского быта по  смысловым группам.  1. Распределите безэквивалентную лексику наименований  реалий традиционного русского быта по смысловым группам. Тройка, рассольник, сени, передник, оглобли, сарафан, баян,  подвода, жмурки, изба, рубаха, ставни, палисадник, окрошка, попона,  ушанка, сани, кисель, каша, хомут, прятки, хоровод, варежки, шашки,  квас, валенки, частушка, сорочка, барыня, гусли, бублик, лапша,  балалайка, баранка, городки. 2. Распределите заимствования из тюркских языков по группам: ­лексика, связанная с религией; ­лексика, указывающая на социальный статус или чин; ­обычаи, праздники; ­предметы домашнего обихода; ­национальные блюда и напитки; ­названия одежды. Объясните их значение. Алла, акын, палас, казан, кумыс, мулла, сесен, ислам, Коран,  тюбетейка, кунак, чакчак, калым, аркан, мечеть, бай, сабантуй,  бишбармак, камзол, айран, чалма. Во фразеологических оборотах разных языков много общего,  потому что она отражает общечеловеческие понятия и взгляд на мир. Но они отличаются своей национальной спецификой. Сравните данные ниже фразеологии  и объясните, в каких из них  есть национальные особенности. Из других языков Отражающая  особенность Ломать голову Плясать под  чужую дудку Баш ватыу (голову  ломать – тат.) Кеше кубызына бию  плясать под чужой кубыз Национальный  музыкальный инструмент русский – дудка, Как сельдей в  бочке Яблоку негде  упасть Аяк басыр урын, юк  (некуда ногу поставить) Энэ  тортор урын юк  (иголку некуда  воткнуть) татарский – кубыз Элементы русского  традиционного быта –  соление рыбы,  выращивание яблок. Шитье, вышивание – у  татар и башкир. Сравните устойчивые сравнения в разных языках. Приведите примеры  сравнений в родном языке. В какой ситуации можно их употребить? Как стройный тополь (русский) Как чинара (персидский) Как ива (башкирский) Здоров, как бык (русский) Здоров, как слон (вьетнамский) Как дуб (башкирский) Голодный как охотник (английский) После дождичка в четверг (русский) Когда сойдутся два воскресенья (английский) Ждать, пока на камне цветы вырастут (японский) Когда свиньи полетят (английский) Когда выпадет красный снег (башкирский) Чтение стихотворения Две речки в сердце не мелея, Становятся единою рекой. Забыв родной язык, я онемею, Утратив русский, стану я глухой. Т.Зумакулова. Как вы понимаете смысл этого стихотворения? Какова роль русского языка в нашей стране? Русский язык ­ великолепный инструмент духовного общения. Он способен быть объединяющим языком, посредником между нациями, помогающими им понимать друг друга – писал А.И.Арнольдов. Согласны вы с ним? Почему? О чем мы говорили на уроке? Что нового узнали для себя? ВЫВОД: Каждый народ и его языки неповторимы. В языке отражается  культура, история народа, его видение мира, отношение к нему,  поэтому необходимо с большим вниманием и любовью относиться к  нему, с уважением относиться к другим языкам и народам. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать синквейн по теме «Язык». Министерство образования РБ Конкурс  «Лучшая методическая разработка урока, посвященного 450­летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства» Заключительный урок русского языка в 6 классе Провела Каримова Рамзия Зайнетдиновна Учительница русского языка и литературы  МОУ СОШ с.Рощинское Стерлитамакского района РБ

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)

"Язык как отражение культуры народа"(6класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017