Рассмотрите рисунок на с. 125. Опишите строение бактерий. Чем отличаются от других живых организмов? (Это одноклеточные организмы. Очень мелкие. Клетки разной формы.)
– Какую роль выполняют в экосистеме? Какие вещества могут разрушать? А какие вещества не могут разрушать? Бактерии могут разлагать вещества разными способами: с помощью кислорода и без него. (В экосистеме бактерии выполняют роль разрушителей. Бактерии разлагают сложные органические вещества. Не могут – минеральные.)
– Зачем бактерии разлагают вещества? Есть бактерии, которые используют энергию для производства органических веществ. (Так они получают энергию для жизни.)
Окружающий мир (3й класс)
Урок 29.
Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Тема: Юные химики
Дополнительный материал для любознательных
(используется по желанию учителя при наличии свободного времени).
Цели:
– ознакомить учащихся с бактериями и следами их жизнедеятельности.
Оборудование: иллюстрации бактерий, молочнокислые продукты.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
3 3
Работа в учебнике.
– Вопросы на с. 124.
– Прочитайте диалог наших героев. О чём идёт речь? Кто, кроме грибов, может
испортить продукты? (Речь идёт о бактериях. Они разрушители.)
– Как можно изготовить кефир, йогурт? (В молоко добавляют специальные
бактерии, которые превращают его в кефир или йогурт.)
– Какие же они – бактерии?
Составляется план.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
© ООО «Баласс», 2013. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
План (примерный) 3
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
4 3 2 3
1. Беседа.
– Рассмотрите рисунок на с. 125. Опишите строение бактерий. Чем отличаются от
других живых организмов? (Это одноклеточные организмы. Очень мелкие.
Клетки разной формы.)
– Какую роль выполняют в экосистеме? Какие вещества могут разрушать? А
какие вещества не могут разрушать? Бактерии могут разлагать вещества разными
способами: с помощью кислорода и без него. (В экосистеме бактерии выполняют
роль разрушителей. Бактерии разлагают сложные органические вещества. Не
могут – минеральные.)
– Зачем бактерии разлагают вещества? Есть бактерии, которые используют
энергию для производства органических веществ. (Так они получают энергию для
жизни.)
2. Работа в учебнике.
– Задание на с. 126. (Получается, что могут, ведь среди них есть такие, которые
производят вещества, и те, которые потребляют вещества.)
– Какую пользу приносят бактерии человеку? (С помощью бактерий производят
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
© ООО «Баласс», 2013кефир, йогурт, простоквашу. Они помогают нам переваривать пищу.)
– Какой вред наносят бактерии человеку? Как с ними бороться? (Бактерии
вызывают различные заболевания. Необходимо проводить уборку помещений,
проветривать помещения, соблюдать правила гигиены, закаляться.)
– Используя текст на с. 124, выясни, как Луи Пастер научил людей сохранять
продукты? (Учёный провёл опыт: прокипятил и запаял в стеклянный сосуд
мясной бульон. Бактерии не смогли испортить бульон. Такой способ хранения
продуктов называется пастеризация.)
– Какие правила необходимо соблюдать, чтобы бактерии не мешали нам жить?
Давайте сделаем памятки.
Составляют правила поведения и оформляют памятки.
– Может, можно прожить и без бактерий? Почему? (Нет, иначе бы на нашей
планете скопилось много мусора, который бы некому было перерабатывать. Ведь
бактерии – разрушители.)
– Почему бактерии Лена назвала «юными химиками»? (Потому, что они
участвуют в различных реакциях, совсем как в настоящей лаборатории.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
2 2 3 1
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 127.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
ТОУУ
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
© ООО «Баласс», 2013предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
знаний.
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Чтение текста темы, задание на выбор из рабочей тетради.
4
– Что бы ты посоветовал своим товарищам после сегодняшнего урока?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
© ООО «Баласс», 2013