Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность.
Оценка 4.7

Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность.

Оценка 4.7
docx
02.05.2020
Юрий Живаго.    «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность.
Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность.docx

27.02.20г    литература   11 класс

 

Тема:  Юрий Живаго.    «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность.

Цели :

  • продолжить знакомство с творчеством Б.Пастернака;
  • помочь ученикам понять и осознать, как библейские мотивы отразились в творчестве Б.Пастернака.
  • развитие логического и образного мышлений;
  • формирование навыков сопоставления и сравнения; умений выделять главное в материале, обобщать и формулировать выводы.
  • формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников на основе нравственного наследия христианства.

Эпиграфы к уроку:

1. Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.

(А. Ахматова)

 

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня вы продолжите свое знакомство с творчеством этого поэта. Проблема урока, которую предстоит нам разрешить, заключается в том, чтобы вы смогли понять и осознать, как библейские мотивы отразились в творчестве Пастернака.

Прочтите эпиграф урока – слова А. Ахматовой о Б. Пастернаке

Главной чертой характера Бориса Пастернака в детстве была впечатлительность. Ее отражением и следствием – отзывчивость. Окружающее было огромно и загадочно. Оно вызывало сострадание, требовало объяснений и ответных действий. Мальчик спрашивал. Ему отвечали. Не все ответы успокаивали с достаточностью. Непонятное рождало страхи и фантазии.

Борис Пастернак родился в известной еврейской семье. Его родители исповедовали Ветхий Завет. Но русская няня водила маленького Борю в церковь.

Говорят, воспоминания о детстве согревают человека всю жизнь. Возможно, именно детские воспоминания Пастернака легли в основу стихотворения “Рождественская звезда”, в котором дана поэтическая картина рождения младенца Иисуса, возвестившего о новой эре в истории человечества.

Ученик читает стихотворение “Душа” (1956).

Пользуясь словарным материалом, определите, каково значение слов “скудельница” (кладбище, общая могила), “погост” (сельское кладбище при церкви)

“Душа” (1956)

Несмотря на образы смерти, стихотворение проникнуто верой в жизнь, в бессмертие человеческого духа. Сам поэт и те, кому посвящает он свои стихи, обретают бессмертие в его душе, в его творчестве.

 

            Сборник стихотворений Юрия Живаго, главного героя романа “Доктор Живаго”,  представляет собой заключительную главу романа. Стихотворения создавались Пастернаком в период с 1946 по 1953 год. Соотнесенность стихов с героем обусловлена особого рода автобиографичностью романа, заключающейся не столько в схожести жизненных путей автора и его героя, сколько в близости их мироощущений и убеждений. Академик Лихачев назвал роман “духовной автобиографией Пастернака”.

На уроке мы подробно остановимся на двух стихотворениях из этого сборника.

“Гамлет” - первое стихотворение в сборнике.

Учитель читает стихотворение.

Вопросы классу.

  • О чем вам говорит название стихотворения?
  • Что вы можете сказать о шекспировском Гамлете?
  • Какая идея трагедии Шекспира находит свое воплощение в стихотворении Пастернака?

            Стихотворение заставляет вспомнить трагедию Шекспира и ее главного героя – Гамлета, принца датского. Это самая трудная для истолкования из всех трагедий Шекспира. Гамлет узнает, что его отец умер не естественной смертью, а был предательски убит Клавдием, который затем женился на вдове покойного и унаследовал его престол. Гамлет клянется отдать всю жизнь делу мести за отца. Студент Виттенбергского университета, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, какие ему раньше “и не снились”. С его глаз спадает пелена. Мир представляется ему “садом, проросшим сорняками”. Гамлет – мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом. Гамлет считает, что должен бороться с неправдой всего мира, должен стать защитником угнетенных. Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна даже для самого могучего человека, и потому Гамлет отступает перед ней, уходит в свои размышления и погружается в глубину своего отчаяния. В этом заключается душевная трагедия Гамлета.

Идея жизни человека как служения нравственным идеалам находит свое воплощение в стихотворении Пастернака.).

Обратимся к самому стихотворению.

1. К кому может относиться обращение “Я люблю твой замысел упрямый”?

(К Создателю этого мира, в котором каждый должен пройти предначертанный ему свыше путь).

2. Какие слова помогают нам проникнуть в евангельский смысл стихотворения? (“Авва Отче, чашу эту мимо пронеси”)

Как вы думаете, о какой чаше идет речь?

Эти слова вошли в мировую культуру, как последнее искушение Христа, который знает, какие муки ему предстоят, и, заколебавшись на мгновение, просит Отца, чтобы тот отвел от него чашу страданий. Страдание есть неизбежный спутник человека. Для чего оно дается? Для того, чтобы пережить муки за отступление от нравственного закона, за недостаток добра и любви в человеческих отношениях, за дисгармонию с миром и само несовершенство мира. Страданиями очищается душа от греха.

3. Найдите в словаре значение слова “фарисейство” в контексте стихотворения “Гамлет”. Как вы думаете, кого Пастернак называет “фарисеями”?

Сам Пастернак старался всю свою непростую и нелегкую судьбу нести с достоинством, без жалоб и упреков на собственные невзгоды, помогая другим и заботясь о тех, кого он любил и уважал. Вот, к примеру, один из фактов его биографии. Летом 1937 года Пастернак отказался поставить свою подпись под требованием расстрела Тухачевского и Якира. Его жена Зинаида Николаевна, которая ждала в это время ребенка, бросалась ему в ноги, умоляя подчиниться обстоятельствам. Но Пастернак был непреклонен. 15 июля вышла “Литературная газета”, где под письмом писательской общественности “Не дадим житья врагам Советского Союза” в числе других стояла и подпись Пастернака. Поэт немедленно поехал в издательство требовать печатного опровержения. “Мне никто не давал права решать вопросы жизни и смерти”, - говорил он.

4. Почему стихотворение заканчивается народной мудростью: “Жизнь прожить – не поле перейти”?

Если соотнести смысл стихотворения с жизнью самого поэта, то создается впечатление, что сам поэт просит Бога о спасении своей души, так как быть “фарисеем” в политической драме своего времени не хочет!

- Какой философский смысл приобретает стихотворение?

Жизни человека, даже в самых немыслимых обстоятельствах, возвращается истинный смысл: быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире.

Это стихотворение можно считать ключевым для всей книги. Проблематика стихотворения помогает осмыслить жизненный путь, как самого героя романа, так и его автора.

Как вы думаете, каков этот путь? Это путь жертвенный, во имя нравственных идеалов, пройденный во все времена лучшими представителями человечества).

 

“Гамлет”

Тема жизни как искупительной жертвы. Истинный смысл жизни человека – быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире. Жизненный путь героя романа и его автора – путь жертвенный, во имя нравственных идеалов.

Подведение итогов урока.

  • Что было самым важным для Пастернака в жизни?
  • В чем поэт видит свое историческое предназначение?

Домашнее задание.

письменный анализ стихотворения “Гамлет”.

Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением “Зимняя ночь”.


 

Тема: Юрий Живаго. «Гамлетизм»

Тема: Юрий Живаго. «Гамлетизм»

Клавдием, который затем женился на вдове покойного и унаследовал его престол

Клавдием, который затем женился на вдове покойного и унаследовал его престол
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020