ЗА КРАЙ РОДНОЙ (классный час)

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала За край родной.docx
ЗА КРАЙ РОДНОЙ (классный час) Ц е л ь : воспитывать чувство патриотизма. З а д а ч и :  привить   учащимся   любовь   к   прошлому   своего   народа,   своей страны;   вызвать   интерес   к   песням   военных   лет;   сформировать   активную жизненную позицию посредством музыкальных образов. Х о д   м е р о п р и я т и я У ч и т е л ь . Мы всегда отмечаем знаменательное событие – Победу народов нашей   многонациональной   Родины   в   Великой   Отечественной   войне,   победы, доставшейся стране ценой великих подвигов и неимоверных потерь. Это   было   долгожданное   и   радостное   событие   не   только   для   армии, разгромившей врагов, но и для всех людей, работников тыла, которые дни и ночи упорно трудились, чтобы обеспечить воинов всем необходимым. Сегодня   мы   склоняем   головы   перед   памятью   миллионов   погибших защитников Отечества, чей подвиг привел к победе над врагом. Вечная им слава! Вечная память! И   сегодня   наш   классный   час   посвящен   войне.   Давайте   соприкоснемся   с внутренним миром человека, солдата­воина. Ведь, прежде всего, – это чей­то отец, брат, сын,  у  которого  война  отняла  возможность  мирно  жить, учиться, работать и находиться рядом со своими близкими. Как вам кажется, ребята, что, помимо писем, грело душу солдата, когда он вспоминал свою семью, родных и друзей? (Песня, музыка.) У ч и т е л ь . Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. 1­й   в е д у щ и й . От песни сердцу было тесно. Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. 2­й   в е д у щ и й . Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале,   и   даже   в   бою   они   вдохновляли   бойцов.   В   минуты   отдыха   песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.1­й   в е д у щ и й .   Потому   у   многих   бойцов   и   командиров   в   карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного   оружия,   потому   что   боец­песенник   будет   сражаться   до последнего, не сдаваясь, не отступая. Звучит начало песни А. В. Александрова «Священная война» на слова В. И. Лебедева­Кумача. 2­й   в е д у щ и й .   С   этой   песней   на   вокзалах   Москвы   родные   и   друзья провожали   солдат   на   смертный   бой   с   фашизмом.   Проникновенные   слова   и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. 1­й   в е д у щ и й . В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой был бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным   гимном,   объединившим   все   силы   «страны   огромной»   на   борьбу   с «отребьем   человечества»   –   гитлеровским   фашизмом.   Слова,   призывающие   на битву,   повторяли   и   на   фронте,   и   в   тылу.   Да   и   сейчас,   _____   лет   спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей победы. Звучит финал песни «Священная война». У ч и т е л ь . Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу. Знали люди, что война – это пропасть, гибель… Но матери, жены, сестры ждали   своих   фронтовиков.   Ждали,   даже   если   приходила   похоронка.   Ждали, надеялись и писали письма. Ч т е ц . Этот маленький белый листок Посылаю в землянку к тебе, Чтобы строчками этими мог Часто думать в бою обо мне. Не давая пощады врагу, Чтоб, в землянке порой находясь, Знал: любовь я твою берегу, Вспоминаю тебя каждый час. Знаю я: презираешь ты смерть Ради нашей с тобою любви, И мне хочется чуть посмотреть На черты дорогие твои.Но ведь, милый, грохочет война, Рыщет враг по просторам родным, И любовь наша, наша судьба Проверяется в дыме войны… Не тоскуй же, герой дорогой! Этим самым хочу я сказать: Далеко ты, но сердце с тобой, Вижу я дорогие глаза… Ветер песню мою унесет, Чтоб тебе помогала в бою. Помни: девушка верит и ждет И любовь, и победу твою! М. Исаковский 2­й   в е д у щ и й . Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие   письма   были   необходимы   солдату.   Не   случайно   символом   верности   и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Исполнение песни «Катюша». 1­й   в е д у щ и й . Эта песня написана в конце 30­х годов, когда еще никто не думал   о   войне.   Весна,   цветущие   сады,   любовь   и   верность…   «Катюша» олицетворяла   все   самое   лучшее   в   жизни   –   все   то,   что   пытался   разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной не только   в   нашей   стране.   Мелодия  «Катюши»  даже   стала   гимном   итальянских партизан. 2­й   в е д у щ и й .   С   песней   о   Катюше   встал   из   окопа   русский   солдат   с винтовкой в руках – и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской   дуге.   Солдат   же,   не   допевший   песню,   остался   лежать,   засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года. Летом 1997 года останки солдата были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое. Ч т е ц . Встал солдат, но не шагнуть солдату: Мать­старушка в деревенской хате Долго будет горько слезы лить, В тяжелом горе рвать виски седые, Ждать и за околицу ходить… Мертвые остались молодыми,Сколько б мы ни продолжали жить. У ч и т е л ь . Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе,   еще   нужнее.   Катюша   провожала   милого   на   войну,   а   потом   и   сама отправлялась в партизанский отряд или на передовые позиции, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье. 1­й   в е д у щ и й .   Не   будем   забывать,   что   в   дни   войны   бойцы   прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет – грозное оружие, которого панически боялись враги. И об этом была сложена песня. Детям раздают листочки с текстом другого варианта песни «Катюша» и предлагают спеть всем вместе под аккомпанемент фортепиано, например). Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом, Были слышны песенки «Катюши» Под Москвой, за Курском и Орлом. Дух солдат советских поднимала, Пела марш победный, боевой И врагов в могилу зарывала Под великой Курскою дугой. На фронтах она не унывала, Песни пела громкие она, Лишь тогда «Катюша» замолчала, Как победой кончилась война! М. Исаковский 1­й   в е д у щ и й . В битве на Курской дуге фашисты мечтали взять реванш за крупное   поражение   под   Сталинградом.   Немцы   планировали   окружить   наши войска с севера и юга, а потом уничтожить. Но и здесь фашистские войска были разбиты. Поэт Евгений Долматовский написал об это стихотворение «Курская дуга». Ч т е ц . В Тургеневских охотничьих местах Воронки, груды мертвого металла. Здесь за день до двенадцати атак Отчаянная рота отбивала. С рассветом «тигры» шли на нас опять И вспыхивали дымными столбами, И приникали мы, устав стрелять, К горячей фляге пыльными губами. И все же удержали рубежи В июльской битве, оправдав надежды. Окопы на полях примятой ржи Проходят там, где проходили прежде.2­й   в е д у щ и й . В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова «В землянке». Хоть в ней и говорилось о белоснежных полях под Москвой, но все считали песню своей и пели ее по всему фронту – в окопах и на привалах, хором и под гармонь. В Поныровском музее хранится такая фронтовая гармонь. Исполняется песня «В землянке». У ч и т е л ь .  Не   менее   популярной   среди   фронтовиков   была   песня   Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто­то дремал, кто­то негромко заводил песню… Звучит песня «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца». 1­й   в е д у щ и й . А вот другая песня, лирическая, и в то же время веселая и жизнерадостная, пробуждала лучшее в человеке, поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, тосковать. Поэтому особенной любовью на фронте пользовалась   песня   Анатолия   Новикова   на   стихи   Сергея   Алымова   «Вася­ Василек». Звучит песня «Вася­Василёк». 2­й   в е д у щ и й .   Трудными   дорогами   шли   солдаты.   В   долгом   походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги». Группа детей исполняет песню «Дороги». 1­й   в е д у щ и й . Песни военных лет звучали не только на передовой, но и в тылу,   объединяя   страну   в   единый   фронт.   «Второй   фронт»   снабжал   солдат военной   техникой,   оружием,   одеждой   и   обувью,   продовольствием.   Песня восстанавливала   силы   усталых   тружеников   и   вдохновляла   их   на   трудовой подвиг.   Послушаем   песню   неизвестного   композитора   на   стихи   Михаила Исаковского «Огонек». Звучит песня «Огонек». 2­й   в е д у щ и й . Песня объединяла людей, как бы протягивая нить между передовой     и     родным     домом.     Текст   песни   «В   лесу   прифронтовом»   тоже принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер. Звучит песня «В лесу прифронтовом». Дети подпевают. У ч и т е л ь . Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война – это не праздник, не парад. И все же звучали на фронте шутки, раздавался смех. Иногда бойцы были не прочь и сплясать «русского» или «кадриль»… Жизнь продолжалась! Ч т е ц . И забыто – не забыто, Да не время вспоминать,Где и кто лежит убитый И кому еще лежать … Плясуны на пару пара С места кинулися вдруг. Задышал морозным паром, Разогрелся тесный круг. А. Т. Твардовский Учащимся предлагается сплясать, кто как может. У ч и т е л ь . А уж когда война закончилась, Победу праздновали и с песней, и с пляской. Мирное время – какое счастье, какая радость! Выстояли, победили! 1­й   в е д у щ и й . Но победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших на поле битвы за свободу и честь родной земли!.. Ч т е ц . Им в праздники никто цветов не дарит И не приходит под родимый кров. Годами одиночество их старит – Простых душою, незаметных вдов. … На стенах в рамках строгие портреты Сынов, мужей, знакомых и родных; В углу иконы в рушники одеты, И «похоронки» спрятаны за них. М. Агашина 2­й   в е д у щ и й .   Пришло   мирное   время,   но   шрамы   той   войны   остались   в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. Ч т е ц . Мое село под небом чистым, Ты помнишь грозные бои? Под синевой, под обелиском Лежат защитники твои. Мое село – России совесть, Ты год от года все родней. Да будет мир и хлебосолье Под каждой крышею твоей!Н. Карасев У ч и т е л ь .   А   песни   тех   далеких   лет   мы   поем   и   сейчас,   потому   что   они помогают   нам   стать   сильнее,   мужественнее,   человечнее.   Искренняя благодарность   всем,   кто   принял   непосредственное   участие   в   нашем мероприятии. Желаю вам всем счастья, добра, а главное – мира! В завершение классного часа звучит песня В. Соловьева­Седого на стихи А. Фатьянова «Где же вы теперь, друзья­однополчане…».