Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа «Содружество» |
141650, Московская область, г.о.Клин, г. Высоковск, ул. Текстильная, д. 4А
тел.: 8 (496 24) 6-33-26, e – mail: vys_scool1@mail.ru
Проектная работа
«Забытые дворовые игры».
Выполнил: Сергиенко Дмитрий Евгеньевич,
обучающийся 6 «з» класса
Научный руководитель: Воропаева Виктория Васильевна
Московская область, г. Клин
2023 г.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………. 3
2. Основная часть……………………………………………………….7
2.1 История развития дворовых игр…………………………………...7
2.2 Правила дворовых игр………………………………………………9
2.3 Результаты анкетирования ребят…………………………………..13
3. Заключение……………………………………………………………15
4. Литература…………………………………………………………….16
Введение
Cпоpт пpишёл к нам из глубины веков. Oн полезен для здоровья, потому что заставляет работать все тело. B современном мире люди все меньше и меньше двигаются во время работы. Как следствие, организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным. Быстро приходит усталость. За ней следует постоянная раздражительность, и могут развиваться даже различные заболевания.
Особенно важен спорт для нас, для детей. Он помогает развитию всего организма. Если ты будешь заниматься спортом, то всегда будешь выносливым и в хорошей физической форме. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. А ведь игра — это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. Именно в игре возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые качества. В настоящее время, мы, дети XXI века, очень любим поиграть в компьютерные игры, пообщаться с друзьями в социальных сетях. Они нас увлекают и затягивают на долгое время. И нам совсем не хочется идти играть на улицу. Родители, видя, что я часами сижу в телефоне или около телевизора очень возмущаются. Они говорят, что у них в детстве ни компьютеров, ни гаджетов не было, и по телевизору не шли целыми днями мультфильмы. Зато была улица, откуда нашим бабушкам и дедушкам их было трудно дозваться на обед и ужин. И главными «позывными» у всех детей были слова: «Ты выйдешь играть?» Все свободное время наши родители играли с друзьями на свежем воздухе.
Я считаю, необходимым проведение этого исследования, так как:
Сегодня дети мало общаются друг с другом, все реже бывают на свежем воздухе, мало играют в подвижные игры, променяв живое общение на современные гаджеты, девайсы.
И мне захотелось узнать об играх, правилах игр, развлечениях, чем же занимали свое свободное время наши родители, для того, чтобы научиться и научить этим играм одноклассников, друзей.
Данное исследование смогло бы помочь заинтересовать, привлечь и научить играть детей в забытые игры, обеспечить условия социальной, культурной, физической активности детей, организовать досуг в свободное от учебы время, отвлечь подростков от пагубного влияния вредных привычек. Ведь подвижные игры на свежем воздухе и занятия спортом имеют большое преимущество - укрепляют наше здоровье и физическую подготовку.
Исчезновение дворовых игр в мире детей грозит формированием ведомого поведения, безответственности, низкого самоконтроля, внутренней несвободы. Лишившись дворовой игры, поведение детей становится непроизвольным, зависимым от окружающих. Наши бабушки и дедушки, родители, из поколения в поколения передавали такие важные качества, как умение работать в команде, дружить, умение следовать правилам, коммуникативность, ловкость, смекалку и т.д. Я решил написать этот проект с целью привлечения внимания детей и родителей к наличию в жизни их детей дворовых игр. Забытые дворовые игры станут отличной альтернативой сидению дома у компьютера и телевизора.
Всем известно, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь. Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение. Да и не только у детей. Все больше взрослых людей выходят во двор, чтобы размяться, пообщаться.
Объект исследования: дворовые игры.
Предмет исследования: правила проведения дворовых подвижный игр.
Цель исследования: полно и точно теоретически изучить и описать правила проведения забытых дворовых игр с целью их возрождения, как формы организации досуга моих сверстников и ребят.
Гипотеза исследования: если мы теоретически изучим правила забытых дворовых игр, сможем ли мы заменить этими играми привычку современным гаджетам, девайсам для современных детей.
Задачи исследования: изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила игр, названия различных игровых ситуаций;
Провести анкетирование обучающихся начального и среднего звена с целью выявления наиболее популярных игр, известных им;
Получить информацию об играх от самих родителей;
Дать этим играм вторую жизнь, заинтересовать ими сверстников и определить актуальность в настоящее время.
Методы исследования:
Знакомство со специальной литературой, информации в сети по данной теме;
Социологический опрос (анкетирование);
Эксперимент (разучивание игр среди сверстников).
Спорт следует рассматривать как игру. Он должен доставлять удовольствие, а не становиться глупым соперничеством ради недостижимого результата. В связи с этим мне хотелось бы углубить свои знания в истории возникновения и развития спортивных игр.
Если учесть, что детские игры – это подготовка к взрослой жизни, то какой oна будет у сегодняшних детей? Не так трудно представить!
Современные дети отправляются в школу уже с шести лет, и им просто не остается времени, чтобы побегать во дворе. А все свободное время мы проводим перед экранами телевизоров, компьютеров, планшетов, телефонов, пока родители на работе. А некоторых из нас вообще не пускают гулять, боясь каких либо опасностей в наше не спокойное время.
Ну pазве у совpеменных pодителей в свое время был такой досуг? HET! B прошлом не было компьютеров и интернета, затo был двop, oткуда их было не дозваться. И главными позывными звучали слова: «Tы выйдeшь?»
Я предположил, что если узнаю, в какие игры играли дети в свободное время во дворе, изучу правила этих игр, то смогу и сам играть и вовлекать в них ребят на перемене, на уроках физкультуры, на улице играть с друзьями и сверстниками.
Мне было интересно слушать рассказы своих родителей, бабушек и дедушку о том периоде, когда они были детьми. Вот с этого я и начал. Изучил необходимую информацию в книгах и сети интернет, опросил своих бабушек, дедушек, папу, маму и вот, что узнал.
Основная часть
2.1 История развития дворовых игр.
Игра — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Возникновение дворовой игры теряется в стародавних временах. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Конечно, не все эти игры сохранились до нашего времени. Археологические раскопки говорят о высоком уровне развития русских игр еще 1000 лет назад. На территории древнего Новгорода (10-13в.) обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов. В жизни древней Руси различные игры и игрища, как элементы народных праздников, занимали видное место. Например, игры на Масленицу – «Стенка на стенку», «Горелки», «Царь горы». В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками. В большинство игр играют на свежем воздухе.
В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось еще пять дней.
Китайцы для воплощения изощренности восточного ума — играли в «вэй - чи», в которой участвуют сотни фигур. Знаменитый император Яо придумал ее, чтобы отточить ум и полководческие таланты своего сына.
В греческой мифологии существует предание о возникновении азартных игр. Покровительница азартных игр, родилась у богини судьбы Тихо и бога Зевса. Она придумывала различные игры, где исход решал только случай. Она находила удовольствие в наблюдении за тем, как возникали распри между игроками. Отчаяние проигравших, приводило ее в восторг.
В развалинах Помпеи из пепла были извлечены игральные кости и доски для игры в нарды и шашки.
Эти игры разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу физических навыков и умений, а значит, они отлично закаляют тело и душу. Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня). Игры служили выражением человеческих взаимоотношений («Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»). Многие игры воспроизводили различные трудовые процессы, включая земледелие – главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лён», «Капуста»).
На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. В игре происходила закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл – это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества. Русские игры очень многообразны: детские подвижные игры, хороводные игры для взрослых и детей с народными песнями, прибаутками, плясками («Каравай»), развивали умение петь и плясать, рассказывать сказки.
Все игры принято различать по следующим устойчивым признакам:
· по содержанию и воспитательным задачам, т.е. по тому, что они развивают, воспитывают и формируют в ребенке;
· по месту их проведения (комната, стол, вода, снег, лед, эстрада);
· по количеству игроков (1,2,3, группа, команда);
· по объему и периоду времени (сезонные - хоккей, футбол), (кратковременные, игры - минутки, длительные);
· по половому признаку - игры мальчиков и игры девочек;
· по интенсивности движения: малоподвижные, активно-подвижные, сидячие, стоячие, с бегом и т. п.;
· по наличию атрибутов (мячи, скакалки, обручи и так далее);
· по возрасту играющих, степень подготовленности к игре;
· по стихийности и управляемости (участие старшего в игре).
2.2 Правила дворовых игр.
Подвижных игр много, они разнообразны, каждая по своему интересна, так же хороши тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Интересна история происхождения некоторых игр. В поисках интересной литературы, мне удалось выяснить какие правила у «забытых игр», и оказалось, что это очень интересно:
Например, «Лапта». Поминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Более тысячи лет эта игра живет в народе. При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Преображенского полка. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. Эта игра одна из самых распространенных и любимых русских народных игр. Для игры нужны: небольшой резиновый мяч (лучше литой, как для игры в теннис) толщиной 3 – 3,2 см. Играть могут от 5 до 12 человек. На двух противоположных концах площадки проводят две черты, из которых одна называется коновой, а другая – игральной. Расстояние между ними (поле) должно быть не менее 40 шагов. Играющие выбирают метальщика, подавальщика, а сами встают на играющую черту, остальные играющие располагаются в разных местах поля. Подавальщик подбрасывает мяч метальщику, тот отбрасывает его лаптой в поле. Если мяч был подан плохо, можно воздержаться от удара. При удачном ударе, когда мяч отлетит далеко, метальщик бежит к коновой черте, чтобы оттуда снова вернуться на играющую линию и не дать осалить себя во время перебежки. Благополучное возвращение дает ему право вновь бить по мячу лаптой. Если игрок поля поймает свечу, т.е. поймает мяч на лету, то он идет на место метальщика, а тот присоединяется к игрокам поля. Если же во время перебежки осалят метальщика, то он становится подавальщиком, а прежний подавальщик – метальщиком. Салить разрешается только с того места, где поднят мяч. На уроках физкультуры и спортивной внеурочной деятельности учителя физической культуры порой разрешают нашему классу сыграть в эту замечательную, увлекательную игру.
«Казаки - разбойники» - название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица или же несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, пугая веточкой крапивы. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников». Эта игра развивает базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».
«Классики». Оказывается, в игру, что-то вроде классиков играли еще в Древнем Риме. Тогда это развлечение было доступно исключительно мальчикам. Таким образом, будущие воины тренировали устойчивость, ловкость движений, выдержку, умение держать равновесие. Протяженность линий древнеримских классиков составляла 30 метров. Для игры требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое. В процессе игры «Классики» у детей развивается ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.
Игра «Городки» - cтаринная русская игра комплексного воздействия на развитие основных физических качеств человека и совершенствующая многие двигательные навыки, необходимые в трудовой деятельности. Играют от 5 до 10 человек. Рюхами называли деревянные цилиндры высотой примерно 20 см и толщиной до 7 см. На кон обычно ставят 10 рюх на расстоянии 1 м друг от друга. Позади кона чертится линия, примерно в 1м от рюх. В качестве бит используются небольшие палки длиной 60 см, которые бросают с расстояния 15 - 20м. Ещё до игры определяется очередность бросков. Первый игрок начинает сбивать рюхи с левого края. В случае попадания в середине кона бросок не засчитывается, и рюхи ставятся на место. Игрок сшибает рюхи до первого промаха. После этого, в порядке очереди, в борьбу вступает новый участник. Игра продолжается до тех пор, пока все рюхи не будут сбиты. Победителем считается тот, кто больше всех сбил рюх. Он получает право первым начать следующую игру. Вторым продолжает тот, кто занял второе место.
Знаменитая игра детей советских времен - «Чехарда». Это групповая игра, совершенствующая навыки и умения преодоления препятствий полевого и городского типа, развивающая скоростно-силовые качества и ловкость, воспитывающая смелость, эмоциональную устойчивость и волю.
«Чехарда» в различных вариантах была издавна распространена у различных народов и народностей СССР, что свидетельствует о большом значении этой игры в физическом воспитании подрастающего поколения и её военно-прикладной направленности.
Место проведения – открытая площадка или спортивный зал, количество участников – 4-10 человек. Участники определяют водящего и оговаривают условия игры. На площадке проводятся 2 линии на расстоянии примерно 1м (по договоренности). Одна линия старта, на другой располагается водящий, который становится в полусогнутой позе, опираясь руками о колени (по договоренности). Остальные игроки по сигналу руководителя начинают прыжки. Их задача – оттолкнувшись двумя ногами у линии старта, перепрыгнуть через водящего, опираясь руками о его спину. Если никто не ошибся, то последний игрок определяет новое место водящего (водящий переходит на место приземления последнего игрока). Если кто-то ошибся или не смог перепрыгнуть водящего, он занимает его место. Есть несколько вариантов игры. Например, последний игрок может изменять способы прыжков и позу водящего, а остальные игроки должны повторить его прыжок. Можно также во время прыжка положить на спину водящего какой-либо предмет, а следующий игрок должен его взять, и т.д.
Игра «Колечко-колечко». В ходе опроса мною школьников, я узнал, что ребята 7-9 классов знают эту игру, а вот дети начального звена даже и не слышали о таком развлечении. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего. Данная игра развивает способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
«Вышибалы» - два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места. Данная игра развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.
«Резиночки». Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки. Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
2.3 Результаты анкетирования ребят
Перед тем, как начать свое исследование я провел анкетирование среди обучающихся начального и среднего звена нашей школы, чтобы выяснить играют ли они в какие - либо игры во дворе на свежем воздухе. Учащимся было предложено три вопроса:
1. Какие подвижные игры ты знаешь?
2. В какие подвижные игры ты играешь?
3. Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные?
Анкетирование показало, что из 62 опрошенных 36 знают дворовые подвижные игры, а наиболее популярными являются «Жмурки», «Вышибалы», «Волейбол», «Пионербол». Как выяснилось, в эти игры в основном играют они на уроке физкультуры. 27 человек из 62 опрошенных предпочитают подвижные игры, настольные -15 человек и компьютерные - 20 человек.
Я взял описание дворовых игр и решил провести эксперимент, понравятся ли данные игры моим одноклассникам. Так же я попросился посетить несколько уроков физической культуры, чтобы научить ребят начального звена играть в «забытые» игры. Дети были рады, счастливы, им очень понравилось. Правила игр они запомнили быстро. Вывод: одноклассники и младшие школьники заинтересовались предложенными мною играми и охотно в них играли. В результате, я решил сделать стенгазету с правилами игр и разместить ее в рекреации начального звена, для того, чтобы во время дежурства нашего класса по школе, ребята не теряли зря времени в перемены, а потратили его с пользой для здоровья и физического воспитания своего организма. А тем временем, я следящий за порядком на этаже, помогал ребятам вчитаться, вникнуть и понять правила игр.
Мне стало интересно, я задумался, какое же влияние игра оказывает на здоровье ребенка? Ответ на этот вопрос я получил в ходе беседы с медсестрой нашей сельской амбулатории - Скворцовой Светланой Анатольевной. В 90 годы детей, болевших простудными заболеваниями, было намного меньше, чем сейчас. Значит, игра закаливает организм, делает его крепким и сильным.
3.Заключение
Проведение исследования открыло для меня много нового.
Я узнал, что наши предки тоже играли в игры, они были очень разнообразными и развивающими. В старину только на Руси существовало почти три тысячи подвижных игр и самые интересные передавались из поколения в поколение, как семейная традиция. Освоил основные правила проведения забытых игр. Я понял, что возрождение дворовых подвижных игр - интересная форма проведения досуга современных детей.
Таким образом, я сумел достичь цели своего исследования. Данная работа помогла мне привлечь внимание окружающих к играм, которые были популярны у наших родителей, бабушек и дедушек.
В нашем классе любимая подвижная игра – «Вышибалы», так как включает неограниченное количество участников, уличная, не требует инвентаря, кроме мяча. А так же одноклассники любят играть в «Чехарду», эта игра поднимает настроение, задор, а так же развивает чувство коллективизма. Мне очень хочется вернуть детям радость, позитив, отличное настроение от этих игр. Сохранить частичку детства наших родителей, соблюдая баланс и нормы пользования средств современной массовой информации. Дворовые игры - не просто развлечение. Дворовые игры - еще и обучение. В этих играх учатся общению, умению создавать команды и «работать» в них, учатся быстро соображать, прыгать - бегать, соревноваться, да и веселиться тоже.
4. Список литературы
1. Кузин В.В., Палиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучение. Физкультура и спорт- 1999.
2. Курамшин «Теория и методика физической культуры»
3. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»- 1987.
4. Основы волейбола О.Чехов. Физкультура и спорт, 1979
5. Столбов В.В. История физической культуры и спорта- 1975.
6. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия – М.: «Радуга», 1982
7. Сайт: www.dou-ufa.ru
8. Сайт: www.nsportal.ru
9. Т.Е. Заводова. Организация летнего – оздоровительного отдыха. 2006 год.
10. Сайт: www.ug.ru
11. Сайт: www.2mm.ru/dosug
12. Сайт: www.o-detstlve.ru
13. Исполатов А. И. 1000 лучших игр, конкурсов, забав для детской компании. – М., 2009
14. Энциклопедия досуга: Книга для детей и взрослых. – М., 1999
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.