Зачем людям имена. Урок по родному русскому языку.

  • docx
  • 12.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 4.docx

 

 

РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК

ТЕМА УРОКА: ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА.

ЦЕЛЬ: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен, употреблением имен в пословицах, русских народных сказках, дать представление о древнерусских именах и современных именах, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

     принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

 познавательных УУД:

     целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

     понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

     составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: загадки, карточки для работы в паре.

 

 

                              ХОД УРОКА:

1. ОРГ. МОМЕНТ.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ: беседа о том, все ли имеют имена, откуда появилась  привычка    давать имена людям.

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:

    1) Рассказ  учителя о старославянских именах;

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел,Орех,Борщ)
2)Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3)Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4)Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри).

НАПРИМЕР:

БОГДАН –ребенок, данный богом.(запись на доске)

Тоже значение имеет имя: БОЖКО. От этих имен возникли фамилии:

БОГДАНОВ, БОГДАНИН, БОГДАШКИН, БОЖКОВ.

БОГДАНА – женская форма имени БОГДАН. Сокращённое имя БОЖЕНА.(запись на доске).

ВЛАДИМИР – владеющий миром. (запись на доске)Тоже значение имеет имя ВОЛОДИМЕР. От этого имени произошли фамилии: ВЛАДИМИРОВ, ВЛАДИМИРСКИЙ, ВОЛОДИН, ВОЛОДИЧЕВ.

Историческая личность: Владимир I Святославич Красное Солнышко - князь Новгородский, великий князь Киевский.

    2) ЗАДАНИЕ: назвать имена, которыми  можно назвать и девочек, и мальчиков.

- Будет ли различаться полная форма имени у мальчиков и девочек?

(ЕВГЕНИЙ – ЕВГЕНИЯ, АЛЕКСАНДР – АЛЕКСАНДРА)

 

Ф ИЗ К У Л Ь Т М И Н У Т К А

5. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫПО ТЕМЕ УРОКА:

    1) МУДРОСТЬ В ПОСЛОВИЦАХ:

 -КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ:

* ХОРОША  ДОЧЬ АННУШКА, КОЛИ ХВАЛИТ МАТЬ ДА БАБУШКА.

*КАЖДАЯ АЛЕНКА ХВАЛИТ СВОЮ БУРЕНКУ.

*НЕ ХВАСТАЙ, НАСТЯ: НЕМНОГО НАПРЯЛА, ДА И ТО ПОТЕРЯДА.

- КАКИЕ ИМЕНА ВАМ ВСТРЕТИЛИСЬ? НАЗОВИТЕ ИХ ПОЛНУЮ ФОРМУ.

СЛОВАРЬ:

ПРЯСТЬ- скручивая волокна, превращать их в нити.

2) РАБОТА С ИМЕНАМИ ИЗ НАРОДНЫХ СКАЗОК (работа в паре):

КАРТОЧКА:

ПРОЧИТАЙТЕ.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ      ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ     ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИВАН-ЦАРЕВИЧ            ВАРВАРА-КРАСА

-Расскажите об одном из этих героев. Почему их так назвали. Объясни.

-Василиса, Елена, Илья, Иван, Варвара – это полные имена. Как звучат краткие варианты этих имен?

3) Отгадывание загадок про имена:

Приготовила обед:                   
Щи, котлеты, винегрет.                  
А для братишки - кашу.
Всё умеет... 
(Даша).

Краска есть и есть мелок -
Буду красить потолок!
Все жильцы в квартире
Спасибо скажут... 
(Ире)

Ходила с папой по грибы,
Натёрла ножку от ходьбы.
Пришлось сажать в корзину
Хромающую... 
(Зину)

Прочитала сказки                  
И закрыла глазки.
«Ночью снились страсти!»
Жаловалась... 
(Настя)

На ходу решит задачу,    
Съездит к бабушке на дачу, 
В классе нет его мудрей –
Помогает всем... 
(Андрей)


Ходил по улице герой,                    
Без шапки зимнюю порой.                 
И вот простыл на горе –
Теперь болеет... 
(Боря)

6. РЕФЛЕКСИЯ

-Какие старославянские имена запомнили на уроке?

-Какие одинаковые  имена можно давать и девочкам и мальчикам?

-Какое имя вам нравится больше всего? Почему?

7. ИТОГИ УРОКА.

-Оцените свою работу на уроке.

-Что понравилось? Что запомнилось?