Конспект занятия на тему: Кто такие насекомые и зачем нужны насекомые?
Цель: Расширить представления детей о разнообразии, отличительных признаках насекомых и их значение
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с основными признаками насекомых, дать представление о растительноядных, хищных и всеядных насекомых, рассказать о значении насекомых
Развивающие: Уметь анализировать и обобщать; развивать в учащихся познавательную активность, интерес к познанию природы.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к насекомым.
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, маршрутные листы, дидактическая игра «Цепочка питания», изображения различных насекомых.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Добрый день, я рад видеть вас на занятии, давайте приступим к нашему сегодняшнему занятию. Для того, что бы понять, чем же мы с вами будем сегодня заниматься, предлагаю послушать несколько аудиозаписи и определить, кто издаёт данные звуки.
Звучат аудиозаписи – мухи, комара, кузнечика, пчелы.
- Что объединяет все эти организмы?
Предполагаемый ответ: все они относятся к насекомым
- Да, абсолютно верно, все эти организмы относятся к насекомым, поэтому, темой нашего сегодняшнего занятия будет о них – Кто такие и зачем нужны насекомые?
- Каких насекомых вы знаете еще?
дети называют различных насекомых, карточки с изображением которых вешаются на доску. Также на доску вешается изображение паука либо после того, как один из детей назвал его, либо учителем отдельно от всех остальных изображений.
- Посмотрите на всех этих насекомых и скажите, что их объединяет?
Предполагаемый ответ: У всех насекомых по 6 лап, есть усики, туловище разделено на 3 части.
1 признак
«6 ног»
- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания.
2 признак
- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.
- Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, лапки…)
Выставляются таблички.
«голова»
«грудь»
«брюшко»
Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? (тело разделено на части)
3 признак
«наличие усиков»
-А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
-А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах).
-Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
-Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
4 признак
«наличие двух пар крыльев»
Постановка проблемного вопроса: А относится ли паук к насекомым? Посмотрите внимательно на него и скажите, чем отличается паук от остальных насекомых?
- Ученые считают, что пауки это не насекомые, это совершенно другой вид живых существ. У паука 8 лап, нет усиков и крыльев. Поэтому их и относят абсолютно к другому отряду: Паукообразные.
4.Питание насекомых
-А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
Практическая работа с микроскопом: На столике расположены микроскопы, где на микропрепаратах есть ротовые органы насекомых, подойдите и рассмотрите их.
5. Значение насекомых.
- Мы с вами переходим к самому главному вопросу, который волнует нас, а какое значение насекомых? Может быть вы что-то знаете для чего они нужны?
После вариантов детей, на слайдах демонстрируются разные насекомые, которые или полезны или бесполезны человеку
- пчела, муравей, божия коровка, тутовый шелкопряд, муха, комар, таракан.
- Посмотрите, сколько среди приставленных насекомых вредных для человека, быть может стоит уничтожить их все и больше не мучиться, соседствуя с ними?
ребята должны приводить контраргументы этому, после чего следует рассказ учителя о том, зачем нужны вредные с точки зрения человека насекомые и рассказывает о пищевых цепях.
Дидактическая игра: пищевые цепи
Роль насекомых в жизни природы огромна. Без них существование нашей
планеты оказалось бы под угрозой. Не менее 80% всех растений нуждаются в
насекомых – опылителях. Уничтожение животных и растительных остатков –
тоже дело насекомых. Определённые группы насекомых, быстро
уничтожают мёртвые стволы деревьев, навоз, трупы животных, поддерживая
круговорот веществ в природе. Многие шестиногие обитают на живых
растениях. поедая их листья, стебли, стволы, корни. Однако следует помнить,
что множество деревьев образуют значительно больше листьев, чем это
нужно. Примерно каждый четвёртый лист как бы запасной. Поэтому в
нормальных условиях насекомые не наносят растениям существенного
ущерба. Зато за счёт их жизнедеятельности 1 га леса получает до 400 кг
удобрений – равномерно рассеянного помёта. Численность многих
насекомых, в основном растительноядных, регулируют их собратья –
хищники и паразиты. Например, в случае массового размножения непарный
шелкопряд становится лесным вредителем, но через год – другой возрастает
количество хищников и паразитов. В результате вспышка размножения
паразитов гасится. Некоторые виды насекомых превратились в постоянных
паразитов теплокровных животных - вши, блохи.
Постановка проблемного урока: А что будет, если исчезнут все насекомые?
- демонстрация видеоролика.
6. закрепление пройденного материала.
Разложите названия насекомых по группам: приносящие пользу,
приносящие вред, паразиты. Названия насекомых напечатаны на карточках и
лежат на столах.
Пчела, моль, божья коровка, муха, блоха, колорадский жук, вша.
«Что это за насекомое?».
1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.
а) Капустница;
б) лимонница;
в) махаон.
2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
а) Муха;
б) клещ;
в) комар.
3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
а) Пчелы;
б) муравьи;
в) стрекозы.
4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.
а) Кузнечик;
б) блоха;
в) долгоносик.
5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку – вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.
а) Оса;
б) бабочка;
в) пчела.
7. Рефлексия
- Узнали ли вы что-нибудь новое на занятии?
- Что полезного для себя вы узнали?
8. Домашнее задание
- посмотрите какие еще полезные насекомые для человека существует, запишите себе их в рабочую тетрадь
- решить кроссворд из «Маршрутного листа»
Приложение
Листоед злаковый
Листоед наиболее распространен в Центральной и Восточной Европе. Жуки данного вида охраняются экологическими организациями Великобритании. Начиная с апреля и заканчивая сентябрем, существует возможность встречи со взрослой, сформировавшейся особью данного вида.
Тело насекомого окрашено сразу несколькими цветами: красный, золотистый, синий, зеленый. Длина жука может достигать более 1 см. Средой обитания злакового жука можно считать леса, пустыри и луга.
Также кузнечика именуют «перуанским». Этот кузнечик имеет не только причудливый окрас крыльев, но и достаточно крупные размеры. Насекомое, как правило, используется методы маскировки под сухие листья. Так как необычные крылья имитируют большие глаза, кузнечик используется их от отпугивания хищников. Эта тактика защиты наиболее эффективна и регулярно спасает жизнь перуанскому кузнечику.
Также имеет название «вилохвост». Бабочка вилохвоста не вызывает какого-либо интереса, а вот гусеница имеет совершенно незабываемый внешний вид. Раздвоенный серый хвост вызывает некоторое смятение. В случае тревоги, туловище гусеницы и предстает перед врагом, обнажив большую черную голову с открытой пастью. Этот монстр обнажает свои жала и отпугивает хищника. Оборонительные действия гусеницы «большой гарпии» — зрелище очень специфичное и страшное.
Долгоносик-жираф
Необычные насекомые — Долгоносик жираф
Такое странное название насекомое получило из-за своей невероятно длинной шеи. И, тем не менее, длинной шеей могут похвастаться только самцы, поскольку у самок шея гораздо короче. В длину жук достигает 2,5 сантиметров, у него черный окрас тела и красные надкрылья. Долгоносик-жираф – это выходец из семейства трубковертов. Такое название семейства связано со способом размножения насекомых. Самец берет обыкновенный листик и складывает его в форме трубочки, куда самка откладывает свое яйцо. Самцам нужна длинная шея для того чтобы создавать эту трубку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.