Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте

  • Работа с родителями
  • docx
  • 07.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Президент России Владимир Путин предложил возродить существовавшую в СССР программу физической подготовки детей и взрослых ГТО. В СССР в общеобразовательных учреждениях, профессиональных и спортивных организациях существовала программа физкультурной подготовки под названием «Готов к труду и обороне», или ГТО, введенный в 1931 году. Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепления здоровья граждан, являлся основой системы физвоспитания и был призван способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском Союзе. В программе участвовали граждане страны в возрасте от 10 до 60 лет. Для каждой возрастной группы были установлены соответствующие требования и нормативы физподготовки.
Иконка файла материала в картинках консультации для родителей.docx
Президент России  Владимир Путин предложил  возродить существовавшую в  СССР программу физической подготовки детей и взрослых ГТО.  В СССР в общеобразовательных учреждениях, профессиональных и  спортивных   организациях   существовала   программа   физкультурной подготовки под названием «Готов к труду и обороне», или ГТО, введенный в 1931 году.  Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепления  здоровья граждан, являлся основой системы физвоспитания и был призван  способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском  Союзе. В программе участвовали граждане страны в возрасте от 10 до 60 лет. Для   каждой   возрастной   группы   были   установлены   соответствующие требования и нормативы физподготовки.  Сдача   нормативов   подтверждалась   специальными   значками   – серебряными и золотыми значками ГТО. Те, кто сдавал нормативы в течение  нескольких лет, получали значок «Почётный значок ГТО».В советское время  иметь значок отличия ГТО считалось не просто обязательным – престижным.  Нет хотя бы одного значка – это уже минус для человека.  «В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются   отклонения   в   развитии   опорно­двигательного   аппарата,   у   30% нарушения сердечно ­ сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не   в   состоянии   выполнить   минимальные   нормативы   физподготовки военнослужащих»,   –   заявил   президент   Владимир   Путин,   передает   РИА «Новости».  Для решения этой проблемы и укрепления здоровья детей президент Владимир Путин и предложил воссоздать систему ГТО в новом формате с  современными   нормативами,   которые   будут   соответствовать   уровню физического развития ребёнка.  Президент также предложил вносить оценкууровня   физической   подготовки   школьника   в   аттестат   и   учитывать   её   при поступлении   в   вузы.   Инициативу   Владимира   Владимировича   снова   ввести ГТО   уже   поддержали   депутаты   Госдумы,   сенаторы   Совета   Федерации, ректоры вузов, а также ДОСААФ России (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).  Ребенок начинает движение еще в дородовый период. В животе у мамы он   уж   двигает   руками   и   ногами.   Взрослые   смеются,   что   ребенок   растет футболистом.   Любая   мама   знает,   что   ребенок   ДОЛЖЕН   шевелиться   и двигаться – обратная ситуация повод для беспокойства и обращение к врачу. Это   естественно,   не   зря   существует   такое   понятие,   как   «Движение   –   это жизнь». А дошкольный период – яркое тому подтверждение и фактически  непреложная истина.  Посмотрим с физической точки зрения, почему ГТО стоит прививать,  именно,   начиная   с   дошколят.   Физическое   развитие   ребенка   –   это,   прежде всего   двигательные   навыки.   Например,   в   два   года   ребенок   уже   должен координироваться   в   пространстве.   Если   ребенок   хорошо   управляет   своим телом,   то   ему   будет   легко   осваивать   и   познавать   все   вокруг.   Именно   в дошкольном   возрасте   закладывается   основа   для   физического   развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо  намечаются   генетические   особенности   детей.   Этот   период   детства характеризуется   постепенным   совершенствованием   всех   функций   детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.  Для развития координации движений сенситивным является старший  дошкольный   возраст.   Именно   в   это   время   ребёнку   следует   приступать   к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п. Этот период – период   самого   активного   развития   ребенка,   в   двигательном,   так   и   в психическом развитии.  Существует   мнение,   что   за   семь   первых   лет   –   ребенок   проходит большой   эволюционный   путь,   который   наши   предки   растянули   на   века   итысячелетия.   Именно,   в   дошкольном   детстве   закладываются   основы   и проблемы всего будущего человека. С точки зрения же психологов, динамика физического   развития   неразрывно   связана   с   психическим   и   умственным развитием. К примеру, развитие движения рук напрямую связаны с развитием речи. Дело в том, что в коре головного мозга есть зоны, отвечающими за развитие речи. И так повсеместно.  Наша задача не просто сформировать будущего здорового физически и  психологически человека, а быть частью системы этого развития. ГТО вполне может справиться с этой задачей, мотивируя родителей и общество, не садить ребенка за компьютер, радуясь, что он в пять уже читает и знает таблицу умножения,   но   при   этом   совершенно   не   состоятелен   в   социальной   сфере. Например,   познание   напрямую   связано   с   хождением,   бегом,   поворотами. Сфера познания развивается в движении.  Спросите любого творческого человека, поэта или писателя очень часто их   произведения   создаются   во   время   ходьбы.   Идет   стимулирования деятельности   мозга.   Замечено,   что   стихи   дети   лучше   всего   запоминают, именно двигаясь, например, по пути из детского сада, легче всего выучить стихотворение, заданное для утренника, чем дома, сидя на стуле.  Фактически,   двигательная   активность   ребенка   и   его   развитие   –   это принцип   естественного   воспитания   ребенка,   и   ГТО   весьма   органично вписывается   в   данный   процесс,   в   качестве   завершающего   фактора.   Кроме того,   участие   в   подобного   рода   мероприятиях   повышает   интерес   к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия  для   укрепления   здоровья   детей,   воспитания   волевых   качеств,   развития стремления   к   победе   и   уверенности   в   своих   силах,   но   и   приблизить дошкольников к предстоящим Олимпийским играм, ощутить дух Олимпиады. Во   время   соревнований   дети   получают   не   только   радость   от   своихрезультатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России.  Но   мы   забыли   упомянуть   такой   важный   элемент   дошкольного образования,   как   недавно   объявленный   проект   ФГОС   ДО   –   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для Дошкольного Образования.  Ключевым   принципом   стандарта   объявлено   –   разность   развития   ребенка, возврат к игре и развитие высших функций.  Игра – это основа жизни ребенка, движение – основа жизни, а вместе, это двигательные игры – то, что занимает примерно 90% времени всей деятельности ребенка дошкольного возраста. А если обратиться к тому, что мы развиваем познавательную функцию ребенка – его любознательность и стремление узнавать и учиться. Вспомним, мы уже останавливаемся   на   том,   что   познавательная   функция   развивается   именно через   движение,   так   же   как   и   речь,   и   даже   художественно­эстетическое развитие  Так что, можем с уверенностью сказать, что ФГОС и ГТО тесно  взаимосвязаны друг с другом через дошколят и дошкольное образование в  целом.Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3­го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во   все   новые   игры   и   забавы,   систематически   повторяя   их,   чтобы   ребенок закрепил   изученные   движения.   Прекрасно,   если   вы   ободрите   ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры. Если   у   ребенка   нет   желания   заниматься,   проанализируйте   причины такого   негативного   отношения   к   занятиям,   чтобы   в   дальнейшем   создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.).Активный   интерес   к   физическим   упражнениям   пробуждают   у   детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги,   кегли,   скакалки,   кубики,   а   также   санки,   лыжи,   надувные   игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший   двигательный   опыт,   а   потому   и   менее   ловки   и   проворны,   менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность   что­нибудь   катать,   бросать,   брать   предметы   разных   величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п. К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного   развития   ребенка,   поэтому   родителям   следует   создать   все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы   Часто   в   семье непосредственно   побуждали   детей   двигаться. склонны приобретать   очень   дорогие,   но   совершенно   бесполезные   для здорового роста ребенка игрушки. В   связи   с  этим   помните:   чем   лучше   вы   научите   ребенка   радоваться движению   и   пребыванию   на   природе,   тем   лучше   подготовите   его   к самостоятельной жизни.К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком необходимо заниматься. Ранний  возраст  –  важный  период  в формировании  личности,  период, когда   закладываются   основы   физического   здоровья.   То,   что   упущено   в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить,   бегать,   прыгать,   ползать,   действовать   с   различными   предметами, владеть   кистями   и   пальцами   рук,   выполнять   движения   в   соответствии   с текстом, управлять мышечным напряжением. Движение   –   основа   восприятия   и   переработки   информации   об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками,   прибаутками,   музыкой,   решаются   задачи   речевого   развития ребенка: ­прогрессирует понимание речи; ­обогащается активный словарь; ­начинается фразообразование; ­усложняется наглядно­действенное мышление; ­естественно   происходит   развитие   мышечной   системы   и   двигательных навыков; ­формируется эмоционально­волевая сфера. Уровень   сформированности   двигательных   навыков   ребенка   раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение всего дня. Недаром говорят: «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень!». Наконец, утренняя зарядка – это первый шаг на пути к спорту. Утренняя зарядка – самый доступный для всех вид физической культуры. Ёе можно делать самостоятельно, однако занятия физическими упражнениями в коллективе,   с   родителями,   всей   семьей   проходят   интереснее,   веселее, продуктивнее.Поддерживайте ребенка в его стремлении быть активным и создавайте условия для этого. Именно движения делают ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Сколько   должен   двигаться   здоровый   ребенок   в   течение   дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней   активностью,   как   правило   не   вызывают   у   родителей   тревоги: поведение   у   них   уравновешенно,   они   не   переутомляются,   такой   ребенок бегает, прыгает столько, сколько может. Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склонны к выполнению   упражнений,   требующих     точности,   координации.   Ни   в   коем случае   резко   не   прекращайте   двигательную   активность   ребенка.   Переход должен быть постепенным. Малоактивные   не   склонны   много   бегать,   предпочитают   играть   в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако, надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками. Как   сделать,   чтобы   ребенок   хотел   двигаться?   Эту   задачу   поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (мяч). Не теряйте времени, приступайте   к   обучению   ребенка   основным   движениям.   Прежде   всего   ­ создайте   условия!   В   распоряжении   малыша   должны   быть   разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи...). Движение требует пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Необходимо также проводить специальные занятия, привлекать ребенка к участию в подвижных играх, делать с ним утреннюю гимнастику.Дети очень любят зиму, особенно им нравятся различные зимние игры и забавы. Санки.  Конечно,   не   в   каждом   городе   есть   большие   склоны,   но   для первых спусков и развлечений на санках достаточно небольших горок. Только прежде чем идти с ребёнком на прогулку, подумайте, как его одеть. Одевать детей необходимо, строго учитывая погодные условия, и не только температуру, но и влажность, силу и направление ветра. Лучше   всего   для   зимних   прогулок,   игр   и   развлечений   подойдёт утеплённый   комбинезон   из   плащевой   ткани,   он   меньше   ограничивает движения, а при падении снег никуда не забивается и его легко стряхнуть. Итак, берите санки, и на горку. Но прежде чем разрешить детям первый спуск, убедитесь, что снег достаточно плотным слоем покрыт склон и на нём нет посторонних предметов (камней, пней, а так же ям и т. д.). Если ваш ребёнок боится спуска на высокой скорости, не принуждайте его. Я   рекомендую   Вам   самим   покататься   с   детьми,   это   вызовет   у   них большую радость. Позвольте ребенку самому за верёвочку привезти санки на верх склона. Лыжи. С 4­х лет рекомендуется ставить ребёнка на лыжи. Для первых шагов по снегу и лыжне лучше подобрать укороченные лыжи ­ на 15­25 см меньше нормы (норма ­ребёнок достаёт до носков вытянутой вверх рукой). Естественно если ваш бюджет позволяет покупать хорошие ботинки и крепления,   это   замечательно,   но   можно   воспользоваться   и   мягкими креплениями. Учить дошкольника скользящему шагу ещё рановато, так как уровень координационных   способностей   невелик.   А   вот   начать   обучение   спуска   с горок следует непременно. Для этого, как и для санок, необходимо подобрать прямой и ровный склон, не длинный, для первых спусков достаточно 10­15 метров. Все спуски начинаем без палок, так как при падении можно получить травму.   При   падениях   одобряйте   ребёнка,   но   пусть   он   встаёт   сам.   Учите падать его не вперёд, приседать и мягко «заваливаться» назад или в сторону. После   освоения   спусков  можно   приступить   к   изучению   торможения, которые необходимы для экстренного торможения при виде препятствий. Возьмите себе за правило каждый выходной вместе с детьми ходить на лыжах в парке, сквере, а ещё лучше выезжать за город в течении всей зимы. Постоянное   пребывание   на   свежем   воздухе,   в   движении   закаляет   детей,укрепляет сердечно­сосудистую систему, дыхательную систему и все группы мышц. Лыжи дадут ему здоровье, высокую работоспособность и долголетие.  Коньки. Каждый ребёнок может практически легко научиться кататься на   коньках   и   выполнять   несложные   фигуры.   Начальное   обучение   можно проводить на любых коньках, но желательно, чтобы они были устойчивыми в передне­заднем направлении. Перед   непосредственным   выходом   на   лёд   с   детьми   проводится элементарная   инструкция   по   технике   безопасности   Вы   должны   научить правильно   зашнуровывать   ботинки.   Надев   коньки,   нужно   встать   в   них, пройтись, присесть, чтоб убедиться, что голеностоп хорошо держится. Практика показывает, что на первых занятиях дети не могут обойтись без помощи взрослого человека. Удачи Вам, дорогие родители. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребёнка – Детский сад «Планета детства» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (КОНСУЛЬТАЦИИ) Инструктор по физической культуре  Полтинникова Елена ВладимировнаКГО Пожалуй,   нет   более   доступного   и   благотворного   вида   спорта,   чем ходьба на лыжах. Она полезна людям всех возрастов. Во время ходьбы на в работу   вовлекаются   почти   все   группы   мышц,   укрепляются   сердечно­ сосудистая и дыхательная системы, опорно­связочный аппарат. Но главное преимущество   лыжного   спорта   над   другими   видами   –   это   длительная   и активная аэрация легких чистым воздухом, что имеет важное значение для жителей городов.  Трудно найти в зимний период более полезные физические упражнения, чем занятия лыжами, при условии, что на лыжах нужно ходить постоянно, а не от   случая   к   случаю.   Лыжные   прогулки   должны   стать   привычкой, необходимостью, совершать их рекомендуется 2­3 раза в неделю. Детей можно обучать ходьбе на лыжах с 3 лет. Лучше всего воздействует на ребенка личный пример родителей. После приобретения лыжной экипировки дайте ребенку походить на лыжах в комнате, привыкнуть к ним. Затем, по­ прежнему в комнате, помогите малышу освоить повороты переступанием на месте.  Затем выходим на улицу и все названные выше приемы закрепляем на снегу.   Полезный   прием   на   первых   шагах   обучения   ребенка   –   буксировка малыша, стоящего на лыжах, за палку или на веревке по лыжне. Ребенок 4­6 лет в начале занятий способен самостоятельно пройти по лыжне расстояние до 0,5 км, постепенно это расстояние можно довести до 1,5­2,0 километров. Прогулки   с   ребенком   на   лыжах   можно   проводить   только   в   безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже – 12 0  С. Необходимо следить. Чтобы ребенок не вспотел, если это произошло, нужно переодеть шапку и свитер.  Одежда   должна   быть   свободной,  для   детей   лучше   всего   подходит комбинезон. Привалы для отдыха с ребенком от 3 до 6 лет   рекомендуется устраивать через 0,5­1,0 километр, длительность привалов 5­10 минутЛичный   пример   родителей   для   ребенка   убедительнее   всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!  Малыши   обладают   удивительным   качеством:   они   подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно   с  успехом   использовать   для   развития   у   крохи   вкуса   к   физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед   собой   энергичную   и   веселую   маму,   учится   верить   в   себя   и   быть оптимистом,   это   уже   немало!   Очень   важен   эмоциональный   фон   занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть! • В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите. • Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений. • Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения. • Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи. •   Старайтесь   время   от   времени   делать   паузы,   переключая   внимание крохи на другие занятия. 1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись   за   руки.   А   затем   представьте   себя   танцорами:   приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса.2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками.   Затем   перекатывается   на   спину   и   возвращается   в   исходное положение.   Так   ребенок   учится   группироваться   и   мягко   приземляться.   А мама подстрахует его, держа за затылок. 3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик. 4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама!   Выполняя   эти   незамысловатые   движения,   кроха   разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить,  чтобы   малыш   правильно   делал  замах,  а  не   бросал   самолет   перед собой. 5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают   мяч.   Освоив   этот   вариант,   можно   перейти   к   более   сложному:   у каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми. Ведь поглощенный   игрой,   он   и   не   догадывается,   что   выполняет   упражнение   на растяжку!Очень   важно Дефекты осанки. тщательно   следить   за правильным положением тела ребенка не только во время его сидения, ходьбы и различных игр, но и во время сна. Причин не правильной осанки много: привычка детей стоять с опорой на одну ногу ведет к косому положению таза и изгибу позвоночника в сторону; неправильная походка с опущенной головой ­ к сутулости.  Скелет у детей дошкольного возраста еще не закончил своего развития, в   нем   много   хрящевой   ткани,   что   обуславливает   мягкость,   податливость костей.   Поэтому­то   при   неправильном   положении   тела,   одностороннем отягощении легко возникают нарушения осанки.  Основным   средством   профилактики   и   лечения   нарушений   осанки служат занятия физическими упражнениями. С детьми дошкольного возраста уже   можно   применять   упражнения,   способствующие   формированию правильной осанки, проводимые преимущественно в форме игр.  Комплекс упражнений: Прогибание спины с обручем или мячом в руках, отставляя ногу назад, сгибание   рук   к   плечам   с   отведением   плеч   и   сведением   лопаток,   наклоны туловища в стороны с обручем за спиной, отведение палки за спину, хлопки за спиной, ходьба с сохранением правильной осанки.  В   раннем   детском   возрасте   маловыраженные   формы   плоскостопия обычно   безболезненны,   но   в   дальнейшем   по   мере   роста   ребенка   этот Плоскостопие. недостаток   может   увеличиваться,   причинять   много   неприятностей   и   даже привести к искривлению позвоночника.  Причинами   плоскостопия   обычно   бывают   слабость   мышц   стоп   и чрезмерное   их   утомление   в   связи   с   длительным   пребыванием   на   ногах, поэтому   необходимо   включать   в   занятия   специальные   упражнения   и чередовать пребывание ребенка на ногах с отдыхом сидя.  Основным средством профилактики и методом лечения плоскостопия является   специальная   гимнастика,   направленная   на   укрепление   связочно­мышечного аппарата стоп и голеней. При резко выраженном плоскостопии по назначению врача добавляются массаж, ножные ванны и грязевые процедуры.  Комплекс упражнений: Ходьба на носках, ходьба на наружных краях стоп, ходьба по наклонной плоскости,   ходьба   по   гимнастической   палке   положенной   на   полу,   катание мяча  ногой,  сидя,  захват мяча  двумя  стопами, приседание, стоя на  палке, держась   руками   за   спинку   стула,   имитация   подгребания   песка,   захват   и перекладывание мелких предметов пальцами ног.  Заболевание легких и верхних дыхательных путей. Основные болезни органов дыхания у детей, при которых необходимо применять гимнастику в домашних условиях, ­ это хроническая пневмония, бронхиальная астма и заболевания верхних дыхательных путей.  Заниматься   гимнастикой   при   заболеваниях   органов   дыхания   надо   очень умело. Нельзя все сводить только к дыхательным упражнениям. Необходимо укреплять организм в целом, содействовать развитию мышц туловища, рук и ног, для чего чередовать специальные упражнения с общеразвивающими.  Рекомендуется   проводить   с   детьми   специальные   дыхательные упражнения для воспитания навыка правильного дыхания через нос.  Комплекс упражнений: Большинство   упражнений   надо   сопровождать   удлиненным   выдохом, чтобы рефлекторно вызывать углубленный вдох. Звуки произносятся только при удлиненном выдохе.  ­ “Поиграй на трубе”. Стать прямо, ноги вместе, руки согнуть перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и приговаривать: “Ту! Ту! Ту!” Повторять в течение 15­20 сек.  ­   “Часики”.   Стать,   ноги   слегка   расставить,   руки   опустить.   Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: “Тик­так! Тик­так! Тик­так!” Повторить в среднем темпе 10 ­ 12 раз.  ­ “Паровоз” Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками и приговаривать: “Ч­у­х! Ч­у­х! Повторить в течение 20­30 сек.  ­ “Лови комара” Стать прямо, ноги врозь, руки опустить. Делая хлопки в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой, произносить: “Ж­ж­ ж­ж! Ж­ж­ж­ж­ж!” Повторить 4­5 раз.  Нарушение обмена веществ.Нередко   в детском отмечается избыточное отложение жировой ткани в подкожной клетчатке и возрасте других   тканях   организма.   Причиной   этого   могут   быть   неправильное, избыточное питание, наследственное  предрасположение  и  главным образом недостаточность движений.  Одним   из   самых   эффективным   средством   в   борьбе   с   излишним отложением   жира   является   гимнастика,   которая   повышает   интенсивность обменных   процессов   и   увеличивает   энергетические   затраты   организма. Физические   упражнения   укрепляют   мышцы   и   способствуют   устранению излишних   жировых   отложений.   Движения   усиливают   окислительные процессы,   увеличивают   газообмен   в   тканях,   повышают   деятельность выделительных органов.  Комплекс упражнений: Исходное положение, стоя: ходьба, поочередно отставлять ноги назад, вращение туловища, полуприседание, наклоны в сторону, повороты в стороны, покачивание ногой, подскоки ноги врозь и ноги вместе.  Дети   нуждаются   в   наглядном   примере   при   обучении.   Надо   живо   и интересно   показать   им   движения,   используя   в   процессе   занятий разнообразные игрушки и пособия. Необходимо поощрять детей во время игр и занятий, хвалить их за правильное выполнение упражнений. Однако ребенок должен понимать, что сделал он хорошо и в чем его ошибки.  Отдельные   элементы   спортивных   занятий   лучше   всего   осваивать   с родителями.  Летом   можно   учить   ребенка   катанию   на   роликовых   коньках   на асфальтированной дорожке (с 5 лет!). При этом необходимо защитить голову ребенка шлемом, а локтевые и коленные суставы – специальными защитными накладками.Велосипед   способствует   укреплению   мышц,   тренировке   равновесия, совершенствованию   координации   движений, решительность. С 4 лет можно учить ребенка езде на велосипеде.   воспитывает   смелость, Как определить, соответствует ли велосипед росту ребенка? Для ребенка 4 – 5 лет расстояние от сиденья до опущенной вниз педали, расстояние от руля до сидения по вертикали не должно быть больше 18 см. Обучая детей катанию на велосипеде, необходимо воспитывать у них внимание   и   дисциплинированность   при   езде,   знакомить   с   правилами дорожного движения. Важно следить за правильностью посадки на велосипеде и осанкой. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется устраивать перерывы   в   катании,   во   время   которых   малышу   целесообразно   заняться подвижными играми. Детям   с   нарушениями   осанки   длительное   катание   на   велосипеде   не рекомендуется, равно как и детям с высоким риском сколиоза.