Зачетная работа по литературе.9 класс.3 четверть. Анализ сцен прощания из произведений Карамзина и Шолохова
Оценка 4.8

Зачетная работа по литературе.9 класс.3 четверть. Анализ сцен прощания из произведений Карамзина и Шолохова

Оценка 4.8
Домашнее обучение +7
docx
русская литература
8 кл—9 кл
14.03.2023
Зачетная работа по литературе.9 класс.3 четверть. Анализ сцен прощания из произведений Карамзина и Шолохова
Зачетная работа разработана в соответствии с заданиями ОГЭ по литературе. Ребятам предлагается произвести содержательный и лексический анализ двух отрывков из произведения Шолохова "Судьба человека" и Карамзина "Бедная Лиза" с описаниями расставаний главных героев.
Анализ сцен прощания Бедная лиза Судьба человека.docx

Прочитайте сцену прощания

Прочитайте сцену прощания

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи,  — говорила она,  — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдёт себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!..» Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.

Лиза рыдала  — Эраст плакал  — оставил её  — она упала  — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся  — далее  — далее  — и, наконец, скрылся  — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

 

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий  — пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери  — Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей  — не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают, и я,  — ничего не помогает!

Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете...»

Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...

 

Укажите автора и название произведения

 

 

Найдите слова или сочетания слов, указывающие на эмоциональное состояние ГЕРОИНЬ произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Укажите, какие чувства (эмоции) испытывают ГЕРОИ произведений при прощании. Докажите словами из текста.

 

 

 

 

 

 

 

Укажите ВИДы средств выразительности, используемые авторами

Трогательная картина-

Глаза,как у тронутого умом-

Прощалась с душою своею-

Зло меня взяло-

Лишилась чувств -

Рубаха от слёз не просыхала-

Найдите КОНКРЕТНЫЕ средства выразительности в текстах (из задания выше брать нельзя)

Сравнение -

Сравнение-

Эпитет -

Фразеологизм-

Фразеологизм

Эпитет -

Какую роль в описании расставания играет пейзаж?

Какую роль играют в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Иринка, Настенька, Олюшка, родненький, легонько, шажками..)

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачетная работа по литературе.9 класс.3 четверть. Анализ сцен прощания из произведений.


 

Прочитайте сцену прощания

Прочитайте сцену прощания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023