Задачи и требования работы по формированию устных вычислительных навыков в начальной школе
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
математика
3 кл
11.10.2017
Задачи и требования работы по формированию устных вычислительных навыков в начальной школе
Существуют следующие виды устных вычислений:[ Статкевич 2012]
Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти задания имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной),
задачи и требования.docx
Задачи и требования работы по формированию устных
вычислительных навыков в начальной школе
Задача формирования вычислительных навыков является центральной
в курсе преподавания математики в начальной школе.
Существуют следующие виды устных вычислений:[ Статкевич 2012]
Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение,
требуется найти его значение. Эти задания имеют много вариантов. Можно
предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с
переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят
числовое значение полученного выражения, например:
Форма предъявления
1. Числовые выражения в разной
словесной форме (без скобок, со
Пример
1. Найти разность чисел 88 и 7.
2. Из 30 вычесть сумму 12 и 4. и т д.
скобками).
2. Буквенные выражения с числовым
значением букв.
3. Выражения, заданные в разной
области чисел: с однозначными
числами, с двузначными, с
Найдите значение выражения а+bс,
если а=50,b=40, с=6.
Найдите разность: 85, 8050, 820120,
3м20см, 90005000.
трехзначными и т.д., с натуральными
числами и величинами.
4. Выражения, заданные в форме
таблицы.
Сравнение математических выражений.
Уменьшаемое 70
Вычитаемое
Разность
51
30 50 56 31
21 44
Для активизации познавательной деятельности учащихся при
можно использовать метод
формировании вычислительных навыков наблюдений. В процессе наблюдения учащиеся сравнивают, анализируют,
делают выводы. Полученные таким образом знания являются более
осознанными и тем самым лучше усваиваются.
Эти упражнения имеют также ряд вариантов.
Вид задания
1. Сравнение выражений нахождением
их значений или логическими
рассуждениями на основе применения
соответствующих правил, свойств и
Пример
Сравнить выражения и вместо
звездочки поставить знаки >, < или =:
102*10+2
12 8*8 13
5+6*6+5
16+7*17+5
т.д.
2. Составление или дополнение
выражения как продолжение другого
выражения.
3. Сравнение выражений с
переменной.
Решение уравнений.
а) Закончить запись:
(2+5)∙7=2∙7+...
б) Вставить недостающие числа:
□ □ □ □ □ □ □
16∙2=( +
=
∙
Вместо звездочки поставить
) 4= ∙ +
знаки >, < или =:
b9*b9,
4:а*5:а
Для усвоения связи между компонентами и результатом
арифметических действий могут предлагаться задания в виде: "Решить
уравнение 18+х=20".
"Найти неизвестное число, если 9=9", и в виде разных словесных
формулировок.
Решение задач.
Для устной работы предлагаются простые или составные задачи в 123
действия, задачисмекалки и т.п.
Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20.
Пять малышек медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится, А скольким сон хороший снится? ( 51=4 )
2.Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть – под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! ( 2+6=8)
На каруселях катались 30 детей. Когда несколько детей сошли, на
каруселях осталось 10 детей. Сколько детей сошли с каруселей?
Примеры задач на смекалку.
Что легче: 1 кг ваты или 1 кг меда?
У брата и сестры вместе 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3
конфеты, то конфет у них стало поровну. Сколько конфет было сначала у
брата и сестры в отдельности?
Мама купила по полкилограмма сахара, конфет, печенья, пряников.
Каков общий вес покупки?
Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы
на высоком уровне, так как учащиеся в основном заучивают вычислительные
приемы и не всегда могут использовать в дальнейших практических
упражнениях.
Ошибкой со стороны учителей, вызывающей нежелательные
является использование однородных тренировочных
последствия,
упражнений, нерациональных методов и форм обучения, неумение активно
вовлечь учащихся в учебную деятельность.
На основе выше сказанного можно определить ключевую проблему.
Низкий уровень вычислительных навыков, сформированных у учащихся,
неумение многими учащимися самостоятельно применять знания вызывает
затруднение в обучении как в начальной школе, так и при переходе в
среднюю школу. Для того чтобы у учащихся развивался
высокий уровень
вычислительных навыков, необходимо, чтобы дети обладали определенными
умениями и навыками.
Перечислю наиболее важные из них.
Учащемуся достаточно уметь устно:
складывать и умножать однозначные числа;
прибавлять к двузначному числу однозначное;
вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;
складывать несколько однозначных чисел;
складывать и вычитать двузначные числа;
делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или
с остатком;
производить действия с дробными числами.
В письменных вычислениях данные числа, знаки арифметических
действий, промежуточные и окончательные результаты записываются.
Поскольку качество записей оказывает существенное влияние на успех
вычисления, то учащимся необходимо владеть следующими навыками:
[ Белошистая 2011]
отчетливо писать математические символы;
цифры и знаки располагать строго в соответствии с правилами
арифметических действий;
безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных
чисел.
Между устными и письменными вычислениями имеется ряд
существенных различий:[Туркина 2003]
Устные вычисления
1. Производятся, начиная с единиц
Письменные вычисления
1. Производятся с единиц низшего
высшего разряда: 240+150=
разряда (деление исключение): (200+100)+(40+50)=300+90=670
234
2. Промежуточные результаты:
сохраняются в памяти
3. Решение одного и того же примера
может быть выполнено разными
приемами: 45+32=(45+30)+2=75+2=77
45+32=(40+30)+(5+2)=70+7=77 и т.д.
4. Запись вычисления:
171
…
записываются сразу
определены алгоритмом
в строчку
в столбик
Эффективность устных вычислений на уроке зависит в основном от
удачно подобранных упражнений и рациональной организации занятий
по устному счету.
В начальном курсе математики предусмотрен такой порядок введения
вычислительных приемов, при котором постепенно вводятся приемы,
включающие большее число операций, а приемы, усвоенные раньше,
включаются в новые в качестве основных операций. Учащимся дается готовый
образец, алгоритм выполнения изучаемой операции, которые школьники
закрепляют в ходе выполнения многократных тренировочных упражнений,
данных также в готовом виде.
В итоге задача формирования вычислительных навыков не может быть
сведена к «зазубриванию» отдельных таблиц сложения и вычитания,
выполнению однообразных тренировочных упражнений. Важной задачей
школы является развитие у учащихся в процессе обучения познавательной
самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях. Для этого
нужно, чтобы на уроках математики были использованы задания различного типа, которые будут возбуждать у детей интерес, стимулировать их к
активной деятельности, что позволит более прочно сформировать
вычислительные навыки.
Задачи и требования работы по формированию устных вычислительных навыков в начальной школе
Задачи и требования работы по формированию устных вычислительных навыков в начальной школе
Задачи и требования работы по формированию устных вычислительных навыков в начальной школе
Задачи и требования работы по формированию устных вычислительных навыков в начальной школе
Задачи и требования работы по формированию устных вычислительных навыков в начальной школе
Задачи и требования работы по формированию устных вычислительных навыков в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.