Тамара Николаева
НА УДИВЛЕНИЕ
1 —4 классы
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЮВЕНТА
![]() |
Тамара Николаева
НА УДИВЛЕНИЕ
Книга для внеклассного чтения
1—4 классы
Учени Школы Фамилия Имя |
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮВЕНТА |
Москва
2011
Первая задачка. Новогодняя
войняшкам Ванечке и Манечке мама нарочно не сказала, кто из них родился первым. Чтоб старший не командовал младшим. Наверное, поэтому они всегда всё делали хором. И смеялись хором, и плакали хором, и на всякое дело кидались одновременно, отчего, бывало, стукались лбами. Но не ссорились, потому что невозможно было понять — кто стукнулся первым.
Наступал
Новый год. Привезти ёлку должен был папа, а он не вернулся из командировки.
Малыши уже уснули, когда он вернулся. И в комнате поселилась такая красавица пушистая,
с упругой тёмно-зелёной хвоей на крепких ветвях. От ёлки пахло северной тайгой,
морозами, смолой и настоящим Новым годом. Этот дух и разбудил ребят. Они
вскочили с кроватей, кинулись к ёлке, вы помните оба одновременно, ладошки их
прилипли к смолистому стволу, и ёлка... повалилась на пол.
Бабушке
досталось\ отлеплять их руки, отмыватьоттирать, а родители украшали ёлку
шариками красными и жёлтыми. Дети ревели они тоже хотели украшать ёлку! Но — сами
виноваты, проштрафились.
Потом они ползали под ёлкой, теперь крепко привязанной к перевёрнутой табуретке, смотрели, видно ли сквозь густые ветки потолок, и вдруг оба разом увидели среди веток гнездо...
Когда гнездо вытащили, оно оказалось круглой мягкой чашечкой из серебристого лишайника. Внутри
2
гнездо было выстлано нежными
птичьими пёрышками. «Как думаете, дети? — спросила бабушка. — Чьё оно? Его
строители уже в начале декабря прилетели к нам на зимовку. Вы могли слышать их
песенку, она похоэка на звон хрустальных бубенчиков на люстре...» И бабушка
качнула люстру, висевшую над столом, — раздался нежный перезвон... «Вот вам
первая задачка!» засмеялась бабушка.
Ёлка всегда ёлка?
абушка посмотрела на ёлку и сказала:
А у меня есть новая задачка. Но она,
пожалуй, только для мамы-папы.
Загадывай! согласились мама-папа. Согласились, как выяснилось,
легкомысленно.
— А какую ёлку ставили в Древней Руси?
Мама подумала и сказала:
Я знаю, что в
древности Новый год праздновали 1 сентября, после сбора урожая. А вот что было
с ёл
кой, не помню...
— Всё равно молодец, — похвалила маму
бабушка.
А ёлкой в Древней Руси было деревце вишни! Дада, улыбнулась бабушка, глядя на растерянные лица, вишню сажали в кадку ещё осенью, за месяц до Нового года вносили в тепло. Деревце просыпалось и к сроку покрывалось белоснежными цветами.
Дети восторженно захлопали в ладоши.
А в Древнем Египте ёлкой служила финиковая пальма самое важное там
дерево, продолжала удивлять домашних бабушка.
— А ёлка?! — насупились двойняшки. — Ты, бабуля, ответь, у кого ёлкой была ёлка?
— Считается, что ёлку первыми придумали немецкие уличные музыканты. Они ставили ёлочки на перекрёстках улиц, играли и пели песенки, а жители окрестных домов приходили послушать их и вешали на ёлку яблоки и конфеты.
— Здорово! обрадовались дети. — Мы тоже будем вам петь, а вы давайте нам подарки!
Надо и нам какие-нибудь хитрые книжки почитать и отыскать для бабушки
задачки, перегляну-
нежная горка пестрела яркими
курточками. Даже сквозь двойные рамы был слышен ребячий смех. Друзья Ванечки и
Манечки катались с горки. Чьи-то санки мчались стрелой, чьи-то выскакивали
из-под хо-
зяев, чьи-то валились набок, словом, жизнь за окном была самая привлекательная.
А Ваня и Маня, замотанные шарфами по самые уши, уже третий час стояли у окна и шумно вздыхали. Хором. И вдруг на ветке прямо перед ними появилась птица...
— Воробей! — закричала Манечка. Она знала имя только одной маленькой птицы.
«Воробей» повернулся к окну передом, то есть грудкой, и ребята увидели, что птичка вовсе не серенькая, как обычный воробей. Круглая, как шарик, грудка птицы была ярко-красной.
— Шарик с нашей ёлки сбежал за окошко, засмеялась Манечка.
— Ещё шарик! Ещё шарик! — закричал Ванечка.
Ребята, забыв о горке, рассматривали птиц, и птицы тоже рассматривали ребят чёрными блестящими глазками, неторопливо наклоняя головки то на один, то на другой бок. Смотрели на ребят и молчали. Иногда какая-нибудь птица расправляла крыло, словно потягивалась, и тогда на крыле видны были белые полоски. Ну до чего же нарядные птички!
![]() |
![]() |
||
—
Жёлтый шарик пеменьше, — прошептала Манечка. Раз, два, три, тоже шёпотом начал считать птиц
Ванечка. — Красных шариков три, жёлтых... раз, два, три, пять!..
— Четыре, — поправила Манечка.
— Пять! Спорим?! закричал Ванечка, и всех птиц как ветром сдуло.
Вот вам, Ванечка и Манечка, новая задачка
на удивление, — сказала бабушка, которая давно уж стояла сзади и тоже
любовалась птицами. Сколько всё-
таки было жёлтых шар... то есть птичек
с жёлтой грудкой, а сколько с красной? Птичек с красной грудкой, так уж и быть,
скажу, зовут снегирями. Они у нас гости. Летом и осенью живут на севере, там и
гнёзда строят, и птенцов выводят. Зимой, когда на севере наступают лютые
морозы, снегири прилетают в наши края, им у нас теплее, а главное, ещё много
корма всевозможных лесных ягод и семян. До апреля погостят, а потом улетят
обратно к себе домой.
А вот птиц с жёлтой грудкой вы должны хорошо знать. В городе зимой их особенно много. Холод гонит птиц из леса поближе к человеку, где легче прокормиться.
— От холода им голодно? удивился Ванечка.
Вот сам себе и задал задачку на
удивление,
улыбнулась бабушка. — Подумайте-ка, что
нужно птице, чтобы согреться?
Шишки
огда ребятам наконец-то разрешили гулять, они оба разом рванулись к вешалке и... догадались?.. стукнулись лбами. Шишки вскочили такие! Бабушка, чтоб ребята не расплакались, предложила им поискать шишки на улице...
— Шишки? На улице? У кого? — не поняли дети.
А вот увидите!
загадочным голосом пообещала бабушка и повела их в соседний парк.
Какие шишки
увидели ребята в парке? Правильно, еловые и сосновые. Шишки ровненькие, шишки
растрёпанные, шишки обглоданные...
Почему шишки были такие разные? Кто их глодал и растрёпывал? Внимательно рассмотрите рисунки — и всё поймёте.
Не спешите переворачивать страничку...
Видите, в уголке нарисована веточка с маленькими коричневыми...
— Да это просто шарики! — закричали бы Ванечка и Манечка.
А на самом деле шарики эти вовсе не шарики, а крошечные шишечки ольхи, устроенные точно так же, как большие еловые и сосновые шишки. Спросите-ка взрослых, какие ещё есть шишки в лесу, — и вопрос ваш точно окажется задачкой на удивление.
ап-кап-кап... Звонкая капель за окном выбивала такую весёлую песенку, что разбудила ребят.
— Капель? — прислушалась Манечка. — Ура! Капель! И Манечка, соскочив с кровати, побежала к окну.
В ту же минуту и Ванечка, пулей вылетев из-под одеяла, помчался к тому же окну. Помните? Ребята всегда всё делали одновременно, и не всегда удачно это получалось. Вот и сейчас они бум! — опять стукнулись лбами...
«Кап! Кап-кап-кап-кап-кап...» прокомментировали насмешливо капли.
![]() |
|||
![]() |
|||
Ванечка и Манечка уже знали, что эту птичку зовут синичкой. Увидев синичек однажды, ребята стали узнавать их всюду. Потом вместе с бабушкой соорудили кормушку, повесили её на балконе и каждое утро насыпали в неё семечки.
Бабушка рассказала, зачем птицы взъерошивают пёрышки. Под каждой приподнятой пушинкой воздуха оказывается больше, он нагревается от тела птицы и потом греет сам. Вот такая получается шубка.
— Хорошо бы ещё булку в каждый карман
такой шубки! посоветовал
Ванечка. Тогда точно не замёрз-
нешь .
И был совершенно прав.
А
капель-ручеёк с крыши пел всё громче, заглушал все остальные звуки и звал
скорее на улицу, потому что пришла весна.
![]() |
И речка журчала громче, и птицы пели веселее .
Вдруг над всем этим солнцем, снегом, птичьими песнями раздалось громкое, победное «Эррр!.. Тррр!». И тут же откликнулось в другой части парка «Эррр!.. Тррр!». И уже совсем рядом, почти над головами, — «Эррр!.. Тррр!».
Ребята замерли — что это? То ли ра-
доваться, то ли пугаться... Бабушка заулыбалась:
Слушайте, слушайте, это барабанит дятел. Помните пёструю птицу в
красной шапочке? Месяц назад он на этом же самом месте шелушил шишки и ронял их нам под ноги...
Помним! закричал Ванечка, потому что действительно вспомнил чёрно-белую
птицу с красной шапочкой.
— Не кричи, по привычке остановила его Манечка, — дятла испугаешь.
— Сейчас дятла не испугаешь, — успокоила детей бабушка, он так рад солнцу и теплу, что самым первым в лесу запел весеннюю песню. Хотя «поёт» про дятла сказать нельзя. Попробуйте увидеть, как он это делает...
«Эррр!.. Трррр!» — без перерыва, словно барабанная дробь, «пел» дятел.
Ребята не сразу нашли дятла на сосне. Где-то тут, а где?..
Ванечка первым увидел быстро мелькающую красную шапочку. Птица сидела на
толстой сухой ветке сосны и что есть мочи колотила её клювом.
Вот это нос, восхитился Ванечка. — Я бы так быстро не смог...
А заботливая Манечка тут же забеспокоилась:
Бабушка, а голова у него не заболит?
— Не болит голова у дятла, — засмеялась бабушка, она у
него так по-Ьсобому устроена. Дятел добывает себе пищу под корой деревьев,
выдалбливает дупло, в котором устраивает гнездо.
— Он что же, ест дерево? — изумился Ванечка.
Он ест... впрочем, подумай-ка сам, что он ест, что разыскивает под корой.
Подскажу только, что язык у дятла тонкий, длинный в любую щёлочку заберётся. К
тому же кончик языка у него в зазубринках. Подумай-ка зачем... Вот тебе сразу
две задачки на удивление.
ванечка и Манечка несколько дней втайне от всех готовили маме подарки рисовали. И вот сегодня, едва проснувшись, они схватили свои рисунки и помчались в столовую, откуда уже пахло чем-то вкусным... На столе стояло блюдо с горой ванильных оладьев с яблоками, а рядом с блюдом... красовался букет красных роз.
— Значит, мы не первые? — расстроились ребята.
Вошла мама, нарядная и счастливая, следом за ней папа с бабушкой. Мама обхватила своих малышей, взъерошила и так лохматые головы и рассмеялась.
![]() |
![]() |
||
Я видела такие, только не помню, как они
называются... Очень красиво! — одобрила мама.
А бабушка сказала:
— А ведь Манечкины-то цветы первее!
Папа засомневался — первее? Да и цветы
ли это... — А вот мы их сегодня в парке отыщем и к вечеру принесём домой. Тогда
папа и сомневаться перестанет, решила бабушка.
Ребята думали, что такие редкие цветы, которые не все
помнят, должны расти где-то в самой гуще парка. Но бабушка довела их только до
речки. Гуськом, держась друг за друга, они пробирались по узкой тропинке вдоль
речки и вертели головами — где же тут цветы, все кусты и деревья голые, все в
снегу... Но бабушка сказала:
Самые что ни на есть
первые весенние цветы в наших лесах надо искать сейчас, когда лес ещё голый.
Она подошла к кустам и срезала несколько веток, усыпанных маленькими серыми шариками.
Через несколько дней солнышко будет греть сильнее и
станут эти серые шарики золотыми, совсем как на Манечкином рисунке. Мы их
немножко поторопим
сделаем дома солнышко из лампы.
Вернувшись домой, они поставили ветки в тёплую воДУ. По комнате сразу разлился терпкий, чуть горьковатый аромат.
![]() |
— Не скажу, — заупрямилась бабушка. — Пусть это будет папе задачкой — вспомнить, как эти цветы называются.
— У них лепестки будут совсем золотые, размечталась Манечка, — как у розы...
— Лепестков у них вовсе не будет, возразила бабушка.
— Как? — удивились ребята. Разве бывают цветки без лепестков?
— А вот и вам, ребята, нашлась задачка на удивление. Вспомните-ка луг в жёлтых шариках, на котором вы гуляли прошлым летом, и тогда сами ответите на свой вопрос.
Хитрая бабушка взяла корзинку с вязаньем и стала ждать ответа.
нег растаял почти везде. Только под старыми елями кое-где ещё виднелись серые, усыпанные опавшими иголками сугробы.
Тут и там журчали ручьи. Бабушка разрешила ребятам пускать кораблики и сама помогала мастерить их из кусочков коры, палочек и сухих прошлогодних листьев.
Восторги, крики, шлёпанье по лужам
в конце концов бабушку утомили. К счастью, нашлась подсохшая на солнце
скамейка. Все уселись, ребята замолчали, и лес наполнился такими
звонкими птичьми песнями, что Манечка удивилась:
— Бабушка, а почему они до сих пор не пели?
![]() |
Но долго сидеть молча
не удалось, потому что вдру}' раздался отчаянный вопль Манечки:
— Бабочка тонет!
Оказалось, ручей нёс живую бабочку. Она взмахивала мокрыми крылышками, пыталась выбраться из воды...
Бабочку, бабочку
спасай! кричал Ванечка.
— Ой, утонет!..— визжала Манечка.
Бабушке удалось подхватить бабочку ладонью. Она положила её сушиться на ближайшую скамейку...
Пусть лежит и сохнет, а нам пора домой, сказала бабушка.
— А бабочка... вдруг заплакала Манечка. Она тут без нас умрёт.
— У меня и коробочка есть! Запасливый Ванечка вынул из кармана спичечный коробок. Пришлось уложить в него бабочку и нести домой.
![]() |
Бабочка ползала по краешку блюдечка с сахарным сиропом. Решено было её подкормить, а уж утром выпустить на солнышко.
За окном качались голые ветки, а в комнате на подоконнике взмахивало крылышками само лето... Ребята всё приставали к бабушке скажи, откуда она взялась, а бабушка посмеивалась:
— Нет уж, пусть это будет вам задачкой на удивление, а сами не догадаетесь, пусть родители подскажут, откуда бабочка крапивница появилась... •
![]() |
— Ива козья! Ха-ха-ха!!! — засмеялся Ванечка.
И что смешного,
возмутилась Манечка, если она такая красивая, что её даже козы любят. Правда,
бабушка?
Ванечка вдруг смеяться
перестал, присел на корточки смотрите! На земле лежало маленькое
солнышко — яркожёлтый цветок, похожий на всем известный одуванчик.
— Удивила вас мать-и-мачеха? Это хорошо, значит, теперь навсегда её запомните. На какой цветок она похожа? — На одуванчик! — закричали ребята хором.
— Верно. Чуть стает снег с какого-нибудь пригорка, и цветки мать-и-мачехи тут же выбираются из-под земли весёлые, ярко-жёлтые, похожие на одуванчики. Листья же у этого удивительного растения появятся только тогда, когда оно отцветёт, когда разлетятся семена с пушинками-летучками. Большие, серо-зелёные, жёсткие сверху и мягкие снизу, они сразу закроют собой весь пригорок.
— А почему их зовут мать-и-мачеха?
— Листья увидите, тогда сами на этот вопрос и ответите. А сейчас давайте-ка вспомним, какие ещё цветы похожи на цветок мать-и-мачехи?
![]() |
— Молодцы, — похвалила ребят бабушка, все эти цветы похожи друг на друга тем, что сидят в корзинках...
Ванечка и Манечка оба разом захохотали:
— Где-где? В корзинках?..
Бабушка сорвала цветок, разломила его пополам и показала ребятам, что множество мелких отдельных цветочков тесно улЪжены в одну зелёную обёртку. Еёто и называют корзинкой. И ещё ребят удивило, что цветки в серединке были вовсе без лепестков. Вся серединка корзинки из одних тычинок. Зато все цветки по краю корзинки имели и тычинку, и лепесток. Сложенные вместе, они были одним большим соцветием.
— Кем-кем? — не поняли ребята.
— Ох, как с малышами бывает трудно!..— вздохнула бабушка. — Вот мы все вместе вы, мама с папой и я тесная семья.
— Ага, обрадовался Ванечка, я понял! — Он обхватил Манечку, и они вместе прижались к бабушке. — Теперь мы со-цветы!
И он был прав.
![]() |
— Скоро расцветут самые белые, самые нежные и самые ароматные цветы. Отцветают они быстро, и белые лепестки падают на землю, как снег. На месте цветков потом появятся чёрные ягоды... Это растение вы знаете. Вспомните, как оно называется, и я расскажу вам его маленькую тайну...
азве бывают тайны у деревьев?» подумаете вы. Так же думали и Ванечка с Манечкой. Но вот бабушка привела их на волшебную поляну, усадила на старый пень, и откуда-то сверху на них посыпался снег... Так им сначала показалось. Но это был вовсе не снег, а белые-белые лепестки, нежные и ароматные.
Ребята вскочили на ноги. Над ними качало ветками тонкое деревце. И каждая ветка была унизана пушистыми белоснежными кистями цветов.
— Черёмуха! — вспомнила Манечка название
дерева.
Как хорошо пахнет!
![]() |
— А вот тут-то и скрывается тайна, — сказала бабушка. — Дело в том, что нежный аромат черёмухи отпугивает комаров и мух, а главное — очищает воздух от микробов.
Ванечка потянулся деревцу, чтобы сорвать ветку.
— Не ломай, — попросила бабушка. — Цветки к осени превратятся в блестящие чёрные ягодки, которые очень любят птицы, а для комнаты аромат черёмухи слишком сильный, у всех головы заболят.
— Бабушка, а задачку ты забыла, — спохватилась
Манечка. Не забыла, засмеялась бабушка. В июле вы
сами для всех станете загадкой. На каждой лесной опушке вы найдёте своих
двойников. Ну-ка, подумайте-повспоминайте, что это за растения...
знаете, как простое воскресенье сделать праздником?
Надо устроить пикник. Идея была папы-мамина, исполнение бабушкино. Она ещё с вечера наготовила всякого вкусного угощения. Утром дети проснулись раньше обычного. И потому все решили дома не завтракать, а сразу идти в лес, в самую что ни есть глушь.
И вот всё семейство, растянувшись цепочкой, продирается сквозь кусты. Наконец тропинка приводит их на небольшую полянку, усеянную белыми звёздочками ветреницы. Посреди полянки лежит толстый ствол некогда упавшей ели, а из-под ствола выбивается крошечный ручеёк... Всё прямо как в сказке!
![]() |
Мама стелет одеяло на траву, бабушка начинает раскладывать пакеты на стволе, как на столе, а Ванечка и Манечка тотчас, оба разом, ныряют под толстый ствол. Бум! — стукаются они лбами. Мама прикладывает к лбам холодные ложки:
— Ну вот! Вечно у вас так. Вы бы хоть договаривались, предупреждали бы друг друга, будут теперь шишки...
Ребята вырываются из маминых рук. Что шишки! Тут такое замечательное место... А вон, кстати, и муравейник — живая горка, — вся она шевелится, муравьи бегают туда-сюда, таскают травинки, хвоинки. Вон два муравья тащат жука. Вон целая цепочка муравьёв от-
правилась куда-то, по срочным делам, наверное. А вокруг муравейника, как сказочный садик, растут лесные фиолетовые фиалки. И вдруг на самую макушку горкимуравейника опустилась небольшая бабочка с голубыми переливчатыми крылышками.
Моя любимая голубянка, — сказала бабушка.
Зачем она села на муравейник? Её же муравьи сейчас съедят, испугалась
Манечка, видя, как забегали вокруг бабочки шустрые рыжие муравьи.
Не съедят. Эта бабочка с муравьями
дружит.
Ванечка засмеялся:
— Да как же они могут дружить? Бабочка летает, а
муравьи ползают...
![]() |
Голубянка
послушала, как бабушка про неё рассказывает, захлопала крылышками всё так, всё
верно и улетела по своим кделам. А над ребятами закружилась другая
бабочка, очень похожая на ту самую крапивницу, которую они в апреле спасли из
ручья. Крапивница пожила у них несколько дней, а потом ребята открыли балкон и
выпустили бабочку на волю вольную. А вот теперь она прилетела их проведать. А
как же иначе... Бабушка спорить с ребятами не стала, а вот вопрос свой давешний
напомнила: так откуда появилась наша с вами крапивница ранней весной?
Хитрый Ванечка отошёл в сторонку, будто бы думать... Маня честно призналась, что не знает.
— Вот откуда! — вдруг торжествующе
закричал Ваня и показал на глубокую трещину на коре дерева. Из трещины торчало
блёклое помятое крыло бабочки. Ванечка осторожно потянул за крыло и вытянул
засохшую бабочку.
Слишком глубокой оказалась
трещина, бабочка весной слаба, вот (5':зд
![]() |
— А крапивница — потому что ест крапиву? — уточнила Манечка.
Бабочки ничего не едят, у них и рта-то нет,
рассказывала
бабушка, потихоньку ведя внуков к расстеленному невдалеке одеялу и ожидающим их
папе и маме, зато есть у бабочек хоботок, которым они сосут сок растений или
пьют нектар цветов.
Ты знаешь, мама,
оказывается, крапивницы так называются, потому что пьют сок крапивы! поделилась
открытием Манечка, а Ванечка первым ринулся к стволу, на котором были разложены
разные вкусности.
И вдруг мелькнул над их импровизированным столом рыжий пушистый хвост, и исчезла со стола маленькая круглая плюшечка... Кто же это решил попировать вместе с людьми, а? Вот задачка...
иректор соседней школы, куда уже были записаны Ваня и Маня, решил провести эксперимент. Всех удущих первоклашек пригласили провести лето вместе на лесной даче, чтобы дети к школе подружились друг с другом. Воспитательницей поехала их будущая учительница — Татьяна Петровна. А на даче с детьми занималась ещё и Мария Ивановна, которая работала в лесничестве.
И все они сразу крепко подружились.
По дорожке к песочнице бежал Рома-Ромашка, вертел над головой панамку-пропеллер:
Жэкжж-жжж, а Танечка, эк-ж-эк-экэкж, позвала, жэкжужужу...
![]() |
— Вы что? остановился Рома. — Какую муху, какого шмеля? Марьиванну!
И тут все ребята цопадали на траву и схватились за животики от смеха...
Открылась калитка, вошла Мария Ивановна с корзинкой в руке.
И в наступившей тишине Ванечка сказал:
— Иванмарья малину принесла. Я носом учуял.
Иванмарья... И все опять схватились за животики, вот такой уж выдался день смешливый.
Полдник в лесу,
объявила воспитательница и взяла в руки другую корзинку, полную только что
испечённых булочек.
Только отошли от ворот лагеря, как по обе стороны тропинки
замелькали красные ягодки — земляника!
«Можно собирать», разрешила Татьяна Петровна. «И в
рот складывать», — добавила Марьиванна. А потом нашла на одном кусте маленький
цветочек с белы
ми лепестками и спелую ягоду и показала
ребятам:
видите, во что превращается каждый цветок
— в плод.
В ягоду! — закричали ребята.
Оказалось, что ягода
эта вовсе не ягода, а разросшее-
ся основание цветка земляники. А множество
чёрных точек на этом сочном основании на самом деле крошеч
ные косточки.
Поэтому учёные-ботаники сказали бы
про земляничину, что это многокостянка.
Кстати, это маленькое растение — родственник большой розы. Вот так-то. И
Марьиванна улыбнулась самой маленькой девочке в группе — Розе.
— Пора нам съесть наши булочки с малиной, — сказала Татьяна Петровна.
Ребята
как раз дошли до лесного ручейка, где можно было вымыть руки. Татьяна Петровна и Марьиванна
разломили каждую булочку, насыпали
внутрь Ма.ЛИ
ны... Ну и вкусный же получился полдник!
Ванечка съел свою булочку и вздохнул:
— Эх, была бы ягода малина величиною с. ..
Тут Ванечка и Манечка глянули друг на друга и хором выпалили: «Тыкву!»
Все расхохотались: разве тыква — ягода?!
— Вспомните-ка к нашей следующей встрече все ягоды, какие вы знаете, — попросила Мария Ивановна.
Ребята зашумели — это так просто!
Мария Ивановна загадочно улыбнулась.
Может, оттого, что такой нынче случился смешливый день... Или оттого, что придётся ребятам разгадывать новую интересную загадку...
звестно, кто в траве бегает — мыши, полёвки, жу-
и
ки, козявки всякие...
— А ещё в траве бегают шмели, — добавил Ванечка.
Ребята засмеялись, а Манечка поддержала брата:
— Я тоже видела — летел, гудел и нырнул в траву!
![]() |
![]() |
Ванечка и Манечка хором закричали:
— Шмель в наши цветки полетел!
— Почему в ваши? — не поняли ребята.
—
Потому что тут у нас задачки на каждом шагу, сказала подошедшая Татьяна Петровна. — Первую, так и
быть, подскажу. Фиолетово-жёлтые цветки называют иван-да-марья, как наших
двойняшек. А вот вторую задачку куда ваш шмель подевался — давайте решать
вместе...
Среди цветов они разглядели спутанный травяной холмик, в середине которого была видна дырка. В неёто и нырнул шмель. Татьяна Петровна предложила ребятам огородить кустики, чтобы кто-то случайно не разрушил жилище шмеля. Пока ребята выбирали одинаковой длины палочки в дровяном сарае, Татьяна Петровна рассказывала им про жизнь шмелей.
Будущий дом строит всегда
мать-шмелиха. Если строит в траве на лугу, то это будет дом луговых шмелей.
Если среди камней, то это шмели каменные. Если в земле то земляные.
Но как бы по-разному ни выглядело гнездо снаружи, говорила дальше Татьяна Петровна, внутри такие же, как у пчёл, соты. И так же, как пчёлы, шмели наполняют одни соты нектаром, другие пыльцой, а в третьи соты шмелиная мать откладывает яички.
![]() |
— Похоже, — улыбнулась воспитательница. — И как курица насиживает, греет их теплом своего тела. Только кормит деток не зёрнышками, а мёдом.
Ребята набрали палочек, вбили их в землю вокруг шмелиного гнезда. Татьяна Петровна принесла длинный цветной шнурок, его натянули на колышки, получился очень красивый шмелиный садик.
Каждый день ребята прибегали посмотреть, всё ли хорошо в шмелином садике. Возвращаясь с прогулки, всегда приносили к норке букетики цветов. И шмели (представляете?) садились на эти цветы и собирали с них корм для своих личинок так же, как с цветов на лесной поляне.
А вы знаете, с каких цветов собирают нектар только шмели? —
спросила ребят подошедшая Мария Ивановна. — Вот и будет вашим родителям задачка
на удивление. У нас как раз завтра родительский день. Не забудьте задать им мою
задачку!
ребята, решили ваши родители задачку
про цветы для шмелей? — раздался голос Марии Ивановны откуда-то сверху.
Ребята посыпались с веранды, как горошины из стручка. Кто-то посмотрел на крышу веранды, кто-то поднял голову к небу, но вдруг за забором послышалось ржание, и все увидели Марию Ивановну, сидящую на коне.
Решили, ответили все хором. Главный цветок для шмеля — клевер.
![]() |
А можно нам птичек мёдом угостить? — спросила Манечка.
— Мы их семечками кормили, добавила Роза.
Да, тут к нам целая стайка прилетать повадилась, — поддержала
девочек Татьяна Петровна.
1)
— Какие птички? — заинтересовалась Мария Ивановна.
Татьяна Петровна подтолкнула вперёд Ванечку:
— Расскажи, ты у нас самый наблюдательный.
Из Ванечкиного рассказа Мария Ивановна узнала птичку и обрадовалась:
Синичка-лазоревка!
Скоро осень, многие птицы улетят в дальние страны, поближе к теплу, а синички
останутся зимовать с нами. Облетит листва с деревьев и кустарников, и вот
тогда-то весёлые и бесстрашные синички окажутся у всех на виду. Многие зимующие
в наших лесах птицы потянутся к жилью человека, где прокормиться легче, а
синички те и вовсе вместе с воробьями начнут прыгать под самыми окнами.
Обязательно соорудите кормушки и не забывайте зимой сыпать в кормушки семечки,
просо или даже просто сухие хлебные крошки. Это очень поможет птичкам хорошо
пережить зиму. У нас живёт несколько видов синичек, но чаще других встречается
синица большая. Так её называют. Сама же птичка маленькая, меньше воробья.
Спинка тёмная, серовато-зелёная, брюшко жёлтое, на головке чёрная шапочка, а
щёчки белые. Быстрая птичка, ловкая, уцепится лапками за ветку и повиснет вниз
головой. Ей так удобно обрабатывать кору ветки, на которой она висит.
— Почему кору?! — удивились ребята.
Да потому что под ней зимой прячутся
разные насекомые, которыми питаются синички. Осенью птички едят, конечно, и
разные семена и ягоды, но если зимой вы подвесите на балконе кусочек несолёного
сала, то синички непременно скажут вам спасибо.
— Так и скажут?! — изумилась Розочка.
Все засмеялись, кроме Манечки, она вспомнила другую птичку...
— А в парке вместечс синичками летала
ещё какаято птичка хвостик короткий, а клювик длинный и острый. Помнишь,
Ванечка, как она ходила прямо по стволу, всё вверх, вверх?..
— Помню, помню, — закричал Ванечка, — и ещё...
Стоп-стоп, остановила их Татьяна
Петровна.
Пусть и другие ребята повспоминают немножко, каких птиц можно увидеть зимой в городе, кроме синичек? Это для вас трудная задачка, но, может, вам помогут папы и мамы. И будет просто замечательно, если они узнают по описанию птичку, которая «ходит» прямо по стволу всё вверх и вверх...
Вот-вот должна была прийти Мария Ивановна из лесничества, а ребята всё ещё не выполнили её задание вспомнить все ягоды, какие они только знали. И вот всё утро на веранде продолжался шум и спор. Лиля считала ягодой землянику и малину, Василёк кричал, что эти ягоды вовсе не ягоды, а многорешки, как говорила в прошлый раз Марьиванна.
— нет, кричал Валерьян, не много орешки, а много костянки!
Клюква, брусника, черника... не обращая внимания на спор, перечисляли в
уголке Ванечка и Манечка. Вернее, Ванечка перечислял, а Манечка загибала
пальцы.
![]() |
![]() |
— Жимолость! — добавил он. — Моя бабушка, знаете, какое вкусное варенье из жимолости варит, пальчики оближешь!
Манечка тотчас загнула палец и на жимолость, ведь их бабушка тоже варила варенье с таким названием.
— Ну-ка, вспомните, чем удивили нас в прошлый раз Ванечка и Манечка? остановила счёт Татьяна Петровна.
— Тыквой!.. Ой, не могу! Ха-ха-ха! Тыква!.. — первым вспомнил и засмеялся Рома.
И все остальные засмеялись. Только Мария Ивановна опять загадочно улыбнулась. Она уже несколько минут стояла около веранды.
— Между прочим, тыква — тоже ягода, сказала она, когда ребята отсмеялись.
Все так удивились — ягода? Такая огромная? Ничего себе, ягодища...
— Да-да, — продолжала Мария Ивановна, только их зовут не ягодами, а тыквинами. А кто мне скажет, какие ещё плоды похожи на тыквину?
Ребята минуту помолчали, потом со всех сторон понеслось: «арбуз», «арбуз», «арбуз».
Дыня, — сказала Роза.
Мария
Ивановна её похвалила. И тогда обрадованная Роза вспомнила ещё огурец. Ребята
снова засмеялись, но опять — напрасно, потому что огурец тоже оказался
«тыквиной», то есть своеобразной ягодой.
— А тогда и кабачок — тыквина, то есть ягодина, добавила Манечка, и патиссон.
Конечно, согласилась Татьяна
Петровна. А теперь бегом в столовую, нас с вами ждут дары из сада Марии
Ивановны.
Ребята, смеясь и толкаясь, вбежали в столовую и остановились на пороге на столе красовалось большое плоское блюдо с горой яблок, груш, слив.
Через неделю вы
поедете домой, и пусть каждый увезёт на память первый осенний листок, —
предложила Мария Ивановна. — А с какого дерева он будет, мне о том напишет
Татьяна Петровна. •
ссамого утра настроение у всех ребят было «вагонное». Все суетились, собирались, а Ванечка и Манечка ходили по двору, задрав кверху головы, искали первый осенний листок. А то вот-вот приедет автобус, и они не успеют ничего найти... Но всё вокруг было зелёное и ещё совсем летнее. Манечка в огорчении присела на скамейку. Прямо над её головой ветер качнул длинную берёзовую ветвь, и на ней сверкнул жёлтый листок...
Я нашла! — закричала
Манечка, указывая всем на берёзовую ветку.
![]() |
Пришла
Татьяна Петровна, взяла Розин лист, сорвала три ромашки, две длинные нежные
травинки, сложила всё вместе — и получился изящный букет.
— Смотрите, какой красивый, а ведь можно сказать, просто из ничего, значит, совсем необязательно набирать много цветов, чтобы получился прекрасный букет.
А почему мой лист жёлто-красный? спросила Роза.
Татьяна Петровна усадила всех на скамейку и вот что рассказала.
Оказывается,
растения очень чуткие создания, и они, конечно же, уже уловили приход осени.
Ведь и день стал короче, и света стало меньше, да и прохладно временами,
особенно по ночам. Поэтому зелёного вещества в листьях (он называется
хлорофилл) с каждым днём становится всё меньше. А другие красные и жёлтые
вещества оказываются всё заметнее и заметнее. Чем ближе осень, тем холоднее
воздух, тем меньше листья испаряют влаги — стареют и начинают опадать.
— Жалко, — сказал кто-то из ребят.
Нет, не
жалко, очень хорошо, что листья опадают, — возразила Татьяна Петровна. — В
холод корни растений уже не могут пить влагу из земли, а листья её всётаки
испаряют, и если бы они не опадали, то растение погибло бы от жажды. К тому же
зимой снег налипал бы на листья и ветки ломались бы под такой тяжестью.
И новым листьям весной не на чем было бы
расти, — заметил Ванечка.
— В письме Марии Ивановне, — сказала в автобусе Татьяна Петровна, я напишу про ваши первые осенние листья, а вы нарисуйте ей самый яркий осенний цветок. — А какой? — раздалось со всех сторон.
Ну уж это вы решайте сами. Похоже, на сей раз меня будет ждать задачка на
удивление.
ома близнецов ждали пироги. Ребята вбежали на кухню и — схватились одновременно за один пироэкок. Все засмеялись.
— Ой! — в один голос воскликнули близнецы и посмотрели друг на друга. — У нас задание — надо найти ту птичку, которая по стволу ходит.
— Всё вверх и вверх, — добавила Манечка.
![]() |
— Так, давайте про всё по очереДИ, — сказала она. Что мы сейчас собрались смотреть?
— Птичку, которая ходит вверх, — напомнила Манечка.
Скоро они увидели на стволе невысоко над землёй небольшую птичку, коричневатая спинка её была усеяна светлыми крапинками. Тельце птички плавно «перетекало»
в небольшую, чуть вытянутую головку,
которая заканчивалась острым, длинным, слегка изогнутым клювом.
Только Манечка хотела сказать, что
клюв похож на шило, как птичка засунула клюв по самые глазки за толстую «чешую»
коры и вытащила оттуда извивающегося червячка. Мгновение и червячок исчез в
клюве, а пищуха зашагала по стволу, как по лесенке, с одной толстой «чешуи» на
другую. Вот добралась до горизонтальной ветки и пошла дальше по ней, совершенно
не обращая внимания на то, что оказалась теперь головой вниз. И так же, как на
стволе, пищуха временами останавливалась, запускала клюв в очередную трещину на
коре, доставала что-то оттуда и шла дальше. Ещё шаг, ещё шажок, вот-вот ветка
кончится...
«Ой!» испугалась за птичку Манечка. А птичка просто отпустила ветку, как заправский акробат, перевернулась в воздухе крапчатой спинкой кверху, свет-
лым брюшком книзу и слетела на землю. Постояла секундочку, почистила клюв-шило о сухие травинки и снова вскочила на ствол. И опять началось восхождение: обойдёт ствол вокруг, поднимется немного выше, опять обойдёт ствол...
— И вот так целый день? — изумился Ванечка.
Целый день, у неё терпения много, а
главное
кушать хочется, — засмеялась бабушка. —
Питается-то пищуха только насекомыми. А их не так уж легко отыскать, особенно
сейчас. Вот и ходит круглый год птичка по стволам. Поднимется метров на пять в
высоту и снова слетит к подножию дерева. Может быть, это единственная птица,
которая никогда не видела вершину того дерева, на котором собирает корм. Много
насекомых съедает эта малая пичужка, поэтому приносит деревьям огромную пользу.
— А какая
птичка ходит вниз головой? спросил Ванечка.
— Птица поползень ходит по стволам деревьев сверху вниз. И так же, как и пищуха, засовывает тонкий длинный клюв в любую трещинку коры. У поползня такие же, как у пищухи, короткие крепкие лапки с цепкими коготками, такой же короткий хвостик, только оперение серо-голубое, а по бокам головы проходит чёрная полоса, словно птичка подрисовала глаз, как восточная красавица.
Вот здорово
придумали, выслушав бабушкин рассказ, похвалил птиц Ванечка. Так, вдвоём, они
всех вредителей с деревьев соберут!
Бабушка, пищуха и поползень находят себе насекомых зимой, а
другие почему не могут? — удивилась Манечка.
— Вот тебе и задачка, — сказала бабушка.
Кому где теплы края...
абушка, а я знаю, почему одни птицы остаются, а другие улетают в тёплые страны! сказала однажды Манечка. — Потому что все бабочки, все стрекозки и всякие жучки-паучки осенью исчезают. И тем птичкам, которые ими питаются, становится нечего есть.
На что Ванечка тут же возразил:
— А вот и нет! Ты, бабушка, рассказывала, что всякая мелочь насекомая прячется от холодов во всякие укрытия или в куколок. И всякие пищухи и поползни, про которых ты в прошлый раз рассказывала, их находят.
— А ещё я вам рассказывала, — напомнила ребятам бабушка, —
что разные птицы питаются разными насекомыми. И вот как раз те птицы, пища
которых исчезает, вынуждены улетать в тёплые края, где для них всегда лето и
всегда много корма.
Ничего не понимаю, — не сдавался Ванечка, ты говорила, что Фе птицы улетели уже давно. А ведь ещё в воскресенье мы бабочек крапивниц и даже лимонниц видели, которыми эти птицы питаются. Почему же они уже улетели, если еда у них тут ещё была?
Видишь ли, птицы получили сигнал, что
пришло время их отлёта. Таким сигналом для них служит время. Как только день
становится короче, птицы собираются сначала в маленькие стаи и кочуют по
окрестностям тренируются. Но приходит день, когда
маленькие стаи
объединяются в большие и птицы отправляются в путь. Ночью летят, а днём кормятся. И вот что интересно, некоторые певчие птички проводят в дороге времени больше, чем в родном лесу, потому что зимовать улетают аж в далёкую Африку.
В Африке у них тоже есть дом? —
забеспокоилась Манечка.
![]() |
Вот хорошо,
обрадовалась Манечка. — Значит, они весной все вернутся и снова будут нам петь,
а то без них как-то грустно.
— Не надо грустить. Мы можем послушать песни тех птиц, которые остаются зимовать вместе с нами. Хотите? — предложила бабушка. — Я на днях видела чечёток. Эти птички прилетели зимовать к нам из далёкой тундры или из северной тайги.
— Наши края для них — тёплые страны? — Ванечка от удивления даже перестал размахивать прутиком-саб-
лей. — Брр!.. Если у нас зимой холодно, то какой же холодище на севере!..
И тут, словно в подтверждение бабушкиных слов, мимо них пролетела стайка маленьких птичек с красными шапочками на макушках. «Че-чёт-че-чёт... » посмеялись над Ванечкой чечётки, Посмеялись, потому что они не знали, что на севере холодище. Каждый год в это время они улетали оттуда.
Только чечётки рассыпались по зарослям сныти, как тут же, звонко щебеча и пересвистываясь, появились синицы, и они все вместе стали вертеться среди засохших зонтиков и клевать семена.
Бабушка и Манечка стояли и просто слушали весёлые песенки. Ванечка слушал и думал, какие кормушки он сделает на балконе, чтобы и для синиц, и для чечёток, и для всяких других пернатых гостей наши края и в самом деле оказались тёплыми...
Вот ведь задачка... И
![]() |
— Чей? — повернулась Татьяна Петровна.
— Мой, — сказала Лиля.
— Как же твой? — возмутился Василёк. — Это я рисовал.
— Но там же лилии! нисколько не смутилась Лиля. — Значит, это мой рисунок, раз про меня.
Ребята засмеялись. Оказалось, что ни один рисунок не подписан.
Впрочем, это даже хорошо, сказала
учительница. — Я буду угадывать, кто нарисовал и что нарисовано.
На рисунках были и лилии, и розы, и бархатцы, и георгины, и даже одуванчики...
![]() |
![]() |
На белом листе прямо-таки горели жёлтые, багряные, красные, коричневые листья деревьев. На Ванечкином рисунке осенние листья были ярче, чем цветы...
— А кстати, — обрадовалась случаю Татьяна Петровна, — скажите-ка мне, как деревья сохраняют в холодное время года почки, из которых потом вырастают листья?
Ребята затихли и задумались. А что скажешь ты? Задачка!..
Им не страшен... белый снег!
ень выдался прямо-таки праздничный. В высоком ярко-голубом небе сияло солнышко и... танцевали первые редкие крупные снежинки. Кружась, они медленно опускались вниз. Ребята гонялись за ними, подставляли ладошки, а снежинки садились на носы... Было смешно и немножко щекотно. Ребята устроили соревнование — на чей нос больше снежинок сядет...
![]() |
—
Ой! испугались ребята.
Он же замёрзнет!
Не замёрзнет! решительно сказал Ванечка, сгрёб в охапку шуршапдие под ногами листья и стал засыпать ими зелёный одуванчик.
Ребята кинулись ему помогать, и скоро вместо ледяной крыши над одуванчиком возвышалась толстая перина.
Ну, хватит, засмеялась Татьяна
Петровна, — а то одуванчику будет слишком жарко. Ведь скоро выпадет снег, а он
тоже тёплое одеяло для всякой травинки. Чем больше снега, тем теплее травам,
кустарникам и даже маленьким деревцам. А каково большим кустам и деревьям? Да,
кстати, никто из вас ещё не ответил на мой вопрос. Как прячутся от хо)ода
будущие листья?
Ребята зашумели, каждый стал предлагать свою версию.
— Будущие листья прячутся в почках! — заявил всезнающий Ванечка.
Лист сжимается, как маленький кулачок, а
потом растёт, нам бабушка показывала, — поддержала брата Манечка.
Учительница сорвала с ветки самую большую почку, аккуратно разломала её — из жёсткой скорлупки показалась тоненькая, а уж из неё выглянуло крохотное зелё-
ное «сердечко» — будущий листок. Придёт весна, лопнут и жёсткое покрывальце, и тонкое, и развернётся из этих пелёнок зелёный лист. Сначала маленький, еле видный, но, как богатырь в сказке, будет он расти не по дням, а по часам и скоро вырастет в большой настоящий лист.
— А ёлкам... Им не страшен белый снег,
белый снег, не сговариваясь, а только глянув друг на
друга, вдруг хором запели Ванечка и Манечка.
И все ребята подхватили песенку, закружились, запрыгали, но вдруг кто-то спросил:
— А ёлки сбрасывают листья?
И все задумались.
— Вот
задачка, подхватила Татьяна Петровна.
И кстати, ребята, как ёлка-то готовится к
зиме?
Ввоскресенье Ванечка и папа мастерили кормушки. Сначала они
всё нарисовали на листе бумаги. И внешний вид, и внутренний. Крышу, чтобы птиц
от дождя и снега защищала, стенки, чтобы ветер корм не выдувал, жёрдочку, чтобы
было где посидеть после обеда. Папа выпиливал из фанеры детали, Ванечка собирал
их, готовил гвоздики. Манечка просилась к ним помогать. Ванечка не пустил, не
женское это дело гвозди колотить.
![]() |
Какую нести в школу на показ? Решили нести обе. И каково же было изумление, когда приз получила мамина кормушка! За оригинальность, лёгкость в изготовлении и нарядность.
Но это выяснилось на следующий день, в понедельник. А в это воскресенье был запланирован очередной поход в парк. Отправились бабушка и ребята. Только вышли из подъезда, как к ним подбежали Розочка и Валерьян. Потом, откуда ни возьмись, объявились Василёк и Рома. Вот такой большой компанией и отправились в парк.
Шли так:
впереди девочки, посредине бабушка, за ней мальчики. И разговоры были впереди
восторэкенные: про птичек, про их песенки да про красивые пёрышки, сзади
деловые: про кормушки, дощечки, молотки и гвозди. Бабушка шла молча и только
посмеивалась. Вдруг — не поверите! — на дорожку выскочил заяц... Сам белый, на
боку пятно серое, а кончики ушей чёрные. Девочки замерли, и заяц замер. Мальчики, не видя зайца и
вообще в пылу спора не видя ничего, натолкнулись на бабушку, бабушка — на
девочек, девочки взвизгнули, заяц подскочил, в воздухе повернулся на сто
восемьдесят градусов — и был таков.
— Где заяц? Куда убежал? Давайте искать! — кричали мальчишки.
Но разве отыщешь! Бегуна быстрее, чем заяц, в нашем лесу нет. Пришлось бабушке рассказывать, что это за зверь такой и почему у него наряд такой странный. А дело в том, что столкнулись они с зайцем-беляком, а это уже само по себе редкость. Потому что живут беляки в основном в степных перелесках, но вот какой-то, видно, и в подмосковном лесу обосновался.
Летом заяц серый, каким его знают дети по сказкам, а к зиме меняет летний мех на белоснежный, густой. Тепло зайцу в зимней шубке, и на снегу он незаметен. Но этот зайчишка линять поторопился снег его обманул. Было посыпался, а потом весь растаял. Так заяц и остался спинка белая, а бока ещё серые. Придёт зима насовсем, заяц долиняет, и тогда даже опытный охотник не сразу углядит зайца на лёжке.
Ребята
слушали бабушку и по сторонам смотрели, всё надеялись снова зайца увидеть. Но
заяц умный, второй раз уж не попадёт впросак. А Ванечка предложил найти белку.
Все ребята искали рыжую, а надо было серебристо-серую. Ведь белка тоже к зиме
шубку меняет. И увџдели! Она бегала по веткам сосны, словно играла сама с собой.
Вот уж повезло так повезло! Рассматривали белочку со всех сторон и всё
удивлялись спинка у неё была серая, бока рыжие, а хвост сверху серый, снизу
рыжий. Тоже ещё не долинял. Видно, не такое уж это быстрое дело — шубку менять.
И уже когда вошли во двор, бабушка спохватилась:
— А скажите-ка мне, другие звери в нашем лесу меняют летние наряды на зимние? •
Маленькой ёлочке холодно зимой...
...из лесу ёлочку взяли мы домой...
напевала Татьяна Петровна, укрепляя в подставке небольшую искусственную ёлку.
Сейчас придут ребята...
Ребята не пришли, а ворвались в класс.
Откуда вы узнали про ёлку? Я как будто бы
никому не проговаривалась...
— А мы догадались! — хором сказали Ванечка и Манечка.
Все засмеялись и тут же принялись кружиться и скакать вокруг ёлки и Татьяны Петровны.
![]() |
Ребята вырезали, раскрашивали, клеили. Конечно, они советовались с Татьяной Петровной, но каждый при этом делал то, что хотел, — цветы, самолётики, парашютики. Ванечка и Манечка нарезали узкие полоски и клеили из них цепи. Ребята с бабушкой уже делали такие в прошлом году. Синие, красные, жёлтые цепи, они соединялись, перекручивались получалась очень нарядная гирлянда. Кто-то привязывал нитки к конфетам, кто-то развешивал игрушки на ёлке. Словом, работа спорилась, всех радовала, и вдруг в самый увлекательный момент, когда ёлка была уже почти наряжена, открылась дверь класса... На пороге стояла Мария Ивановна с большой коробкой. Все замерли от изумления. — Ой, уроню!.. — засмеялась Мария Ивановна.
Ребята
бросились к ней, кто хватает коробку, кто шапку... Оказалось, Мария Ивановна в
городе по делам, вот и выкроила часок проведать своих летних друзей. Она
рассказала им про лес, засыпанный снегом, ни пройти ни проехать, про их летний
лагерь, в котором сейчас такая тишина стоит, что аж в ушах звенит. Распаковала,
наконец, свою коробку, вокруг которой уже кружились ребята. В коробке лежала
еловая ветка. По классу поплыл терпкий смолистый дух, запахло жарким летом и
холодной зимой одновременно — словом, праздником. Мария Ивановна подняла ветку:
— Это привет из нашего леса и — чувствую ответ на какую-то вашу загадку, а это... Она поставила коробку на парту, чтоб все смогли в неё заглянуть.
— Ура! закричали ребята, сунув туда носы.
В коробке лежали яблоки и груши из знаменитого сада Марии Ивановны и лесные орехи подарок от лесничества. Еловую ветку пока отложили в сторону, до неё ли, когда каждый сам мог выбрать любой приглянувшийся фрукт. Ребята угощались и спрашивали, спрашивали Марию Ивановну: и про её коня, и про си-
ничек, и про лес словом, про всё на свете. Мария Ивановна еле успевала отвечать. А потом все стали нюхать ветку. У всех дома ёлки были искусственные, они совсем не пахли...
— А вспомните-ка, какие красивые ёлки были в нашем лесу... Разве какую-нибудь из них вы согласились бы срубить? — спросила Татьяна Петровна.
Ребята подумали, и всем лесных ёлок стало жалко.
— Да, кстати, спохватилась Татьяна
Петровна, а спросите-ка нашу гостью, сколько лет
живёт каждая хвоинка на ёлке, опадает ли она?
И Мария Ивановна рассказала, что каждая хвоинка на ёлке живёт 5—7 лет, а потом желтеет и опадает. Но на смену ей вырастает другая хвоинка. Они похожи друг на друга, как наши близнецы, отчего многие думают, что хвоя живёт вечно.
![]() |
— Ну да, — на этот раз вздохнули хором взрослые, для
вас пока это целая вечность...
«Какое
хорошее время детство, думала Мария Ивановна, вспоминая потом разговоры с
ребятами.
Мир для них вечен, деобъятен, добр, и каждый новый год непременно полон тайн. Конечно, если мы, взрослые, позаботимся об этом... »
Вот такие задачки на удивление задавала ребятам природа. Какие-то задачки они решили сами, о чём-то узнали из книг, что-то подсказали им взрослые. Главное им было интересно, как интересно было и вам, раз вы прочитали эту книгу. И тут, как говорится, лиха беда начало!..
Первая задачка. Новогодняя (страница 2) лку привезли из северной тайги, где живут одни из самых нарядных птиц — свиристели. Это они строят гнёзда из мягких лишайников, которые длинными прядями свисают со старых елей. В леса и сады средней полосы России в поисках корма они прилетают часто уже в ноябре.
![]() |
Ф Е В Р А Л Ь |
Птички-шарики (страница 6) тот, кто хоть раз увидел красногрудого снегиря, согласится с ребятами похож на шарик, висящий на ветке. А жёлтые грудки с чёрной полоской посредине у большой синицы. Имя у неё «большая», а на самом деле птичка от кончика хвоста до кончика клюва такой же длины, как воробей, — 16 сантиметров.
Шишки (страница 9) ну конечно, еловые и сосновые. А ещё шишки растут на лиственницах, на пихте, на можжевельнике, на ольхе. Все шишки и шишечки можно
встретить в любом нашем лесу на ветках и под ногами.
Растрёпанные шишки расклевал—раздолбил дятел. Шишки, от которых остался лишь
стержень, обгрызла белка.
Первая песня весны (страница 10) ятел добывает под корой разных личинок, жучков, паучков. Любит он лакомиться еловыми и сосновыми семенами ловко шелушит шишки и вытаскивает семена из-под чешуек. Падают шишки на снег совсем растрёпанные.
Первый цветок (страница 13) анней весной появляются на гибких ветвях ив серые шарики. Ещё лежит снег, когда шарики начинают набухать и из серо-серебристых «шубок» появляются золотые тычинки цветков. Лепестков у них нет, они цветку не нужны. Безлепестковых цветков в природе много. Вспомните пахучую ромашку или пижму.
Первая бабочка (страница 15)
Бабочки крапивницы зимой прячутся под корой деревьев, на чердаках домов, в любом укромном месте. В начале весны они вылетают и будут летать до середины лета, отложат яички на листья крапивы. Из яичек выведутся гусеницы. Гусеницы окуклятся. Из куколок снова появятся бабочки, которые встретят будущую весну. •
Цветы в «корзинках» (страница 17)
Всоцветиях-корзинках лепестки есть только у крайних цветков, а цветки в середине «корзинки» состоят из пестиков и тычинок. Например, ромашка ромашковидная или пахучая вся из жёлто-зелёных трубчатых цветков, без больших лепестков. Издали её соцветия похожи на шарики. Так же устроены малиновые крупные «помпоны» чертополоха, тополиные серёжки. Таких цветков множество только успевай смотреть по сторонам.
Ещё в этой
истории речь идёт о самых белых, самых ароматных цветках черёмухи. На букеты
она не годится: лепестки с цветков очень быстро осыпаются. А к концу лета
вместо цветов черёмуху украсят кисти ягод, полезных для человека и необходимых
для птиц.
Тайна (страница 20) виюне расцветает иван-да-марья, точнее, марьянник дубравный с сине-фиолетовыми прицветниками и жёлтыми цветками. И двойняшек зовут Иван да Марья.
Бабочкины секреты (страница 21) ыжий пушистый\ хвост
принадлежал белке. В парках, где белок подкармливают, они настолько не боятся
людей, что едят с рук и могут стащить угощение прямо со стола.
Такой смешливый день (страница 24) трудная досталась ребятам задача — перечислить все ягоды... Земляника, костяника, черника, брусника, голубика, черёмуха то, что само бросается в глаза.
Но есть ещё множество ядовитых ягод — жимолость, волчье лыко, крушина, красавка, воронец, дурман и прочие. Увидев не очень знакомую ягоду, надо непременно спросить взрослых, можно ли её есть! •
Кто бежал в траве? (страница 26) только шмели собирают нектар с клевера, потому что у них самый длинный хоботок, которым можно дотянуться до нектара на самом дне цветка-трубочки.•
Синичье племя (страница 28) роме синичек в городские парки и скверы прилетают зимой свиристели, снегири, чечевицы, зеленушки, овсянки, пуночки, чижи, чечётки, дрозды-рябинники, сойки, дятлы, галки, сороки. Иногда залетают даже лесные совы. Вот какая компания!
Ягодка (страница 31) Ответы в
самой истории.
С Е Н Т ЯБР Ь |
Первый осенни« листок (страница 33) ети увидели первым берёзовый лист. Ещё можно вспомнить липу. Листья на других деревьях желтеют позже и почти одновременно. Желтеют, осыпаются. Интереснее найти последний лист. Многие деревья уходят в зиму с зелёной листвой: сирень, часто — дуб, тополь, ольха.
Вверх — вниз, вниз — вверх...
(страница 35) птицам нужно много калорийного корма, особенно зимой, в холодную
погоду. А к зиме многие насекомые исчезают, и те птицы, которые питаются
летающими насекомыми, улетают в тёплые края. А зимовать с нами остаются те, кто
умеет добывать насекомых из-под коры деревьев.
Кому где теплы края... (страница 38) именно поэтому птиц, зимующих вместе с нами, надо подкармливать семечками, орешками, зерном, крошками белого хлеба. Можно с осени заготовить веники из зонтичных трав и развесить их в саду или в парке. И конечно, в кормушках, к которым птицы быстро привыкают, всегда должен быть корм.
Самый яркий цвет осени (страница 41)
![]() |
Им не страшен... белый снег! (страница 43) зиме хвоя ёлки покрывается толстым восковым налётом. Он и предохраняет эти своеобразные листья от мороза. Иголки ёлка меняет раз в 5—7 лет. •
Как зайцы и белки наряды меняют (страница 46) се звери меняют летний мех на зимний — густой, с тёпВлым подшёрстком... Но не все меняют цвет шубки. •
Я Н В А Р Ь |
Маленькой ёлочке холодно зимой... (страница 49) Ответы есть в самой истории.
удк
821.161.1-93
ББК
н 63
ХуДожественное оформление и макет Т. С. Шаляпина ХуДожник Е. Д. Кузнецова
Николаева Т.
Н 63 Задачки на удивление. Книга для внеклассного чтения. 1—4 классы / Т. Николаева. — М.: Издательство «Ювента», 2011. — 56 с.: ил.
ISBN 978-5-85429-467-6
О чём эта книга? О том, что окружает нас на каждом шагу, что легко увидеть даже в собственном дворе, где есть хоть немного зелени и чирикают воробьи. Рассказы, помещённые в этой книге, заставляют юных читателей бережно относиться к окружающему миру, любить природу.
Младшие школьники, изучающие предметы «Литературное чтение» и «Окружающий мир», с интересом прочтут эту книжку. Ведь получая знания об удивительных растениях и насекомых, ребята ещё и овладевают навыками беглого чтения, знакомятся с языком художественного произведения. Все тексты сопровождаются вопросами и заданиями.
Книга адресуется младшим школьникам, педагогам начальной школы, родителям для индивидуальных занятий с детьми.
удк
821.161.1-93 ББК
С) Издательство «Ювента», 2011
[SBN 978-5-85429,467-6 Т.
Николаева, 2011
Тамара Николаева
'—4 классы |
НА УДИВЛЕНИЕ
Книго для внеклп«ного чтения
Ответственный за выпуск Ю. И. Веслинский
Литературный редактор Е. Л. Ерохина
Художественный редактор Т. С. Шаляпина
Технический редактор Е. В. Бегунова
Компьютерная верстка В. Н. Зиновьева
Корректор О. Б. АнДрюхина
Подписано в печать 02.12.2010. Формат 84х108/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура SchoolBookC. Печ. л. 3,5. Усл. печ- л. 5,88. Тираж 5000 экз. Заказ 1826
Издательство «Ювента» (структурное подразделение ООО «С-инфо»)
125284 Москва, а/я 42. Телефон: (495) 796-92-93 Факс: (495) 796-92-99
E-mail: booksale@si.ru Адрес в Интернете: www.books.si.ru
Приобрести книги можно в магазине по адресу: Москва, ул. 1905 года, д. 10 А
Телефон: (499) 253-93-23 Часы работы: с 10 до 19 часов Выходные: воскресенье, понедельник
Отпечатано в ОАО «Фабрика офсетной печати №2».
141800, г. Дмитров, Московская область, ул. Московская, д, 3
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.