Задачник по информатике для 7 класса по теме «Информация и информационные процессы», с ответами и решениями
Оценка 4.8

Задачник по информатике для 7 класса по теме «Информация и информационные процессы», с ответами и решениями

Оценка 4.8
doc
23.12.2021
Задачник по информатике для 7 класса по теме «Информация и информационные процессы», с ответами и решениями
zadachnik.doc

1.     Информация и знания

  1. Является ли информацией сообщение:

Два умножить на два равно пяти.

Ответ: С точки зрения информатики, да.

  1. Ниже приведены два сообщения. Какое из них содержит больше информации с точки зрения информатики?

Гейзеры — это горячие источники.

 

#$%^&*<>` \/|#%=--= #@$#^&^$@ %@%$@% ^R#$@$% #^&^$#%%$ #^%$%$#$# &&^$$$&$ &^%&^%$

Ответ: Первое сообщение содержит 32 символа (включая пробелы), второе 81. Значит, объем информации во втором сообщении больше.

3.      Какое из двух сообщений содержит меньше информации с точки зрения человека? А с позиций информатики? Почему?

Семью восемь — пятьдесят шесть.

7·8=56

Ответ: Для информатики – первое (31 символ), для человека в 7 кл. – ни одного сообщения информация не содержит.

 

4.      Имеется устройство, хранящее информацию. Одна его ячейка вмещает 3 цифры. Например: 3 8 4. Сколько ячеек потребуется для сохранения такой информации:

43795

Ответ: 3 ячейки.

 

5.      Существует алгоритм нахождения минимального элемента во множестве элементов. Какой результат выдаст алгоритм для набора:

99999 231 249 446 121 227 165 371 272 2866

у з п р о п ы ы ф р о л д

Петя Оля Саша Юра Лида Юля Рома Таня Лина Сережа

Ответ:

а) 121

б) о

в) Лида – раньше по алфавиту.

 

6.      Можно ли назвать универсальной науку, которая учит считать кроликов?

Ответ: Считать кроликов очень полезно, но лучше изучить математику. Тогда можно, считать все, что угодно, а не только ушастых!)

  1. Можно ли назвать универсальной науку, которая изучает алгоритмы обработки текста сказки “Красная шапочка”?

Ответ: нет

 

2.     Восприятие информации и языки

  1. Приведите примеры текстовой информации, числовой информации, графической информации, смешанной информации.

Ответ:
Текстовая: «Один мельник в наследство своим трем сыновьям оставил всего-навсего мельницу, осла и кота».

Числовая: 1,1.2,3,5,8,13,21.

Графическая: рисунок.

Смешанная: «Числа 1024 и 5462 – четные».

  1. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
    • примеры по математике
    • географическая карта
    • письмо
    • картина
    • радиопередача
    • телевизионная передача
    • ароматный запах, жёлтый цвет и кислый вкус лимона

Ответ:
Пример по математике – зрительная: числовая информация, часто смесь чисел и текста.

Географическая карта – зрительная: смесь графической, числовой и текстовой информации.

Письмо – зрительная: текст, могут быть числа и рисунки.

Картина – зрительная: графическая. Подпись – текст.

Радиопередача – звуковая информация.

Телепередача – звуковая, зрительная.

3.      Валя подсчитывает удвоенное число букв “а” в сказке про Красную Шапочку по следующему алгоритму:

0.                              Подсчитай число букв “а” в тексте

1.                              Умножь результат на два

Ответьте на следующие вопросы:

    • Информацию какого вида обрабатывает алгоритм?
    • Информация какого вида получается в результате обработки?
    • Нужен ли другой алгоритм для подсчета удвоенного числа букв “а” для сказки про Чиполлино?
    • Зависит ли результат вычислений от исходного текста?
    • Объясните на примере алгоритма Вали, почему для информатики не важен смысл информации, с которой она работает.

Ответ:

1)      Алгоритм обрабатывает текстовую информацию.

2)      В результате получается числовая информация.

3)      Для Чиполлино другой алгоритм не нужен.

4)      Результат вычислений зависит от исходного текста. Получатся разные ответы для Красной Шапочки и Чиполлино.

5)      Информатика позволяет строить универсальные алгоритмы, для которых смысл текста не важен.

4.      Опишите язык изображенного на рисунке устройства.


Ответ:           Красный – «стой».

Желтый – «приготовиться».

Зеленый – «иди».

5.      Представьте в математической форме следующее утверждение:
Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получиться пять.

Ответ:

Перевод текстовой информации в числовую.

  1. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?

Ответ: цена, время, математический пример.

  1. Что может обозначать запись 141198?

Ответ: дата

  1. Предположим, что на «марсианском» языке выражение «lot do may» означает «кот съел мышь»; «may si» - «серая мышь»; «ro do» - «он съел». Как написать на «марсианском» языке «серый кот»?

Ответ: lot si

  1. Фраза на некотором иностранном языке «каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» - «большая красная груша», «цаля баля» – «большое яблоко». Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?

Ответ: цаля – яблоко, баля – груша, каля – солнышко.

 

3.     Информационные процессы

  1. В каждом из следующих примеров укажите, о каком информационном процессе (хранении, передаче или обработке) идёт речь.
    • Игорь пишет диктант.
    • Лида смотрит телепередачу.
    • На столе лежит учебник по информатике.
    • Илья решает задачу.
    • Решение было записано в тетради.
    • В комнате работает радиоприёмник.

Ответ:

1)      Учитель передаёт информацию детям. Информация запоминается в памяти учащихся, они передают информацию на бумагу. Когда дети слышат «малако», они преобразуют звук в текст «молоко» - обработка.

2)      Основной процесс – передача. Думает, делает выводы – обработка.

3)      Хранение.

4)      Обработка.

5)      Передача.

6)      Передача.

  1. Ваш друг передал вам диск с новой компьютерной программой. Вы установили программу на свой компьютер. Опишите информационные процессы, которые при этом происходили.

Ответ:           Друг ® вы

                        Вы ® компьютер

  1. Хранят ли информацию предметы вокруг нас? Например, хранит ли информацию стол, на котором стоит компьютер?

Ответ: Стол может хранить информацию о фабрике, которая его изготовила; о породе дерева, которое пошло на изготовление; о материалах, которыми была обработана поверхность стола.

  1. Почему из семечка кабачка не вырастает ель?

Ответ: Семена растений содержат всю информацию о растении, которое их породило.

  1. Учитель записал на доске условия контрольной работы; ученики выполняют эту работу. Где и как хранится информация об условии задачи в ходе выполнения контрольной работы?

Ответ: Сначала информация хранилась у учителя в голове (или на листочке). Затем она стала храниться на классной доске. Ребята переписали и сохранили у себя в тетрадях или запомнили и сохранили в голове.

  1. Егор решил записать песню, которая ему понравилась. Какой информационный носитель он может использовать?

Ответ: Магнитная лента, магнитный или лазерный диск.

  1. В следующих примерах укажите информационный носитель:
    • письмо от друга;
    • кинофильм;
    • газета;
    • табличка с номером дома;
    • билет на самолёт;
    • компьютерная игра.

Ответ: бумага, кинолента, бумага, металлическая пластина, магнитный или лазерный диск.

  1. Как хранят изображения? Назовите информационные носители.

Ответ: Картины рисуют на бумаге, холстах, коже, металле, дереве, асфальте, песке, экране компьютера. Картины можно отсканировать и сохранить на магнитном или лазерном диске. Можно сфотографировать и хранить на фотоплёнке.

  1. В следующих примерах укажите источник, приёмник информации и канал связи:
    • вы читаете письмо;
    • звенит будильник;
    • учитель пишет на доске задания;
    • ваша семья смотрит на телепередачи;
    • вы работаете с компьютером.

Ответ:

1)      Источник – отправитель письма, приёмник – адресат, канал связи – почта.

2)      Источник – будильник, приёмник – тот, кто слышит будильник, канал связи – воздух.

3)      Источник – учитель, приёмник – учащиеся, канал связи – воздух.

4)      При передаче информации от компьютера к пользователю: Источник – экран монитора, звуковые колонки, приёмник – пользователь, канал связи – воздух.
При передаче информации от пользователя к компьютеру: Источник – пользователь, приёмник – компьютер, каналы связи – клавиатура, мышь, микрофон.

  1. Для точности передачи сообщений и ликвидации «шумов» в сообщениях используется принцип двукратной последовательной передачи каждого символа. В результате сбоя при передачи информации приёмником принята символьная последовательность: «пррраоссптоо». Какое осмысленное сообщение передавалось?

Ответ: просто.

  1. Прочитайте рассказ. Где в рассказе описаны хранение, передача и обработка информации?

Котёнок Васька завтракает в лесу

Пошёл рыжий котёнок Васька в лес позавтракать. Увидел ягоду бруснику. Попробовал – кислая. Учуял гриб боровик, попробовал его – горький. Вдруг слышит шуршание и видит: лежит в густой траве комочек взъерошенный.

«Ну, - подумал котёнок, тобой и позавтракаю».

Хотел он лапой подкатить комочек чуть-чуть поближе, да как закричит: «Ой! Ай!». Комочек ежом оказался.

Сел Васька на пень и задумался. Думал он, думал и решил, что лучше с ежом не связываться, грибным завтраком не рисковать, а поесть кислых ягод.

Ответ:  Хранение: Информация хранилась в ягоде, в грибе, в еже.

Передача: Увидел – попробовал (ягода), учуял – попробовал (гриб), услышал – потрогал (ёж). Для получения информации использовались различные органы чувств.

Обработка: «Сел Васька и задумался».

Исходная информация: ягода кислая, гриб – горький, ёж – колючий.

Новая информация: «лучше с ежом не связываться, грибным завтраком не рисковать, а поесть кислых ягод».

  1. Заменяя каждую букву её порядковым номером в алфавите, зашифруйте фразу: «Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ». Что необходимо предусмотреть, чтобы зашифрованный текст был записан без пропусков?

Ответ:  33, 21, 14, 6, 32, 35, 12, 16, 5, 10, 18, 16, 3, 1, 20, 28, 35, 10, 15, 22, 16, 18, 14, 1, 24, 10, 32.



  1. Расшифруйте загадку.

Ответ: Кто на себе свой домик носит?



  1. Расшифруйте следующее сообщение на языке азбуки Морзе

۰ — —۰ / — — —/ ۰ — ۰۰ / — — —/ ۰۰۰ / ۰ —  / — / — ۰ — — / ۰ — — — / — ۰ — /  — — — / —

Ответ: Полосатый кот.

  1. Какому или каким из перечисленных ниже слов соответствует код ХО:$=+О= ? Слова: орнамент, доминион, рифление, строение, смекалка.

Ответ: доминион, рифление.

  1. Правило кодирования: после каждой гласной буквы вставляется буква А, а после согласной – Т. Расшифруйте слова: иантфтоартмтааттиактаа, птртиантттеарт.

Ответ: информатика, принтер.

 

4.     Количество информации

  1. У племени чичевоков  в алфавите 24 буквы и 8 цифр и больше ничего – ни знаков препинания, ни арифметических знаков. Какое количество информации несёт один символ этого алфавита?

Ответ: N = 24 + 6 = 32 = 2 5 символов

i = 5 бит

  1. Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?

Ответ: N = 8 = 2 3 символов

i = 3 бит

  1. Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфави­та, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

Ответ:           N = 64 = 2 6 символов

i = 6 бит

20 ۰ 6 = 120 бит = 15 байт

  1. Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племен обме­нялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти — 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах.

Ответ:

Мульти

Пульти

N = 32 = 2 5 символов

i = 5 бит

Объём инфо = 5 ۰ 80 = 400 бит = 50 байт

N = 64 = 2 6 символов

i = 6 бит

Объём инфо = 6 ۰ 70 = 420 бит = 52,5 байт

Ответ: письмо племени Мульти содержит меньше информации.

  1. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста?

Ответ:           N = 256 = 2 8 символов

i = 8 бит

Объём текста = 30 ۰ 70 ۰ 5 =10500 символов

Объём информации = 10500 ۰ 8 = 84000 бит = 1536 байт  ≈ 10,3 Кб

  1. Компьютер имеет оперативную память 256 Мбайт. Сколько битов это составляет?

Ответ: 256 ∙ 1024 ∙ 1024 ∙ 8 = 2147483648 бит.

  1. Сколько килобайтов составляет сообщение, содержащее 12288 битов?

Ответ: 12288 : 8 : 1024 = 1,5 Кб.

  1. Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при по­мощи которого было записано это сообщение?

Ответ:           Объём информации = 1,5 Кб

Объём текста = 3072 символа

                        N = ?

                        1,5 Кб = 1,5 ۰ 1024 ۰ 8 = 12288 бит

i = 12288 : 3072 = 4 бит

N = 2 4 =  16 символов

  1. Объем сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью кото­рого записано сообщение?

Ответ:           Объём информации = 1/512 Мб

Объём текста = 2048 символов

                        N = ?

                        1/512 Мб = 1/512 ۰ 1024 ۰ 1024 ۰ 8 = 16384 бит

i = 16384 : 2048 = 8 бит

N = 2 8 =  256 символов

  1. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помо­щью 16-ти символьного алфавита, если объем его составил 1/16 часть Мбайта?

Ответ:           N = 16 = 2 4 символов

i = 4 бита

Объём информации = 1/16 Мб

Объём текста = ?

1/16 Мб = 1/16 ۰ 1024 ۰ 1024 ۰ 8 = 524288 бит

Объём текста = 524288 : 4 = 128 символов

  1. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?

Ответ:           N = 16 = 2 4 символов

i = 4 бит

Объём текста = 384 символа

Объём информации = ?

Объём информации = 384 ۰ 4 = 1536 бит = 192 байт  ≈ 0,19 Кб

  1. Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использован­ном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?

Ответ:           Объём информации = 1125 байт

Объём текста = 3  ۰ 25 ۰ 60 = 4500 символов

                        N = ?

                        1125 ۰ 8 = 9000 бит

i = 9000 : 4500 = 2 бита

N = 2 2 =  4 символа

  1. Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайта ин­формации. На каждой станице записано 256 символов. Како­ва мощность использованного алфавита?

Ответ:           Объём информации = 1/16 Кб

Объём текста = 2 ۰ 256 = 512 символов

                        N = ?

                        1/16 Кб = 1/16 ۰ 1024 ۰ 8 = 512 бит

i = 512 : 512 = 1 бит

N = 2 1 =  2 символа

  1. Учебник «Основы информатики» содержит 224 страницы; на каждой странице – 45 строк, в каждой строке 53 символа. Вычислите информационный объём текстового документа в Мбайт (с точностью до сотых) и узнайте, сколько дискет 3,5 дюйма объёмом 1,44 Мбайт понадобится для переноса этого документа из дома в издательство (наличием электронной почты и архиваторов пренебрегаем).

Ответ:           N = 256 = 2 8 символов

i = 8 бит

Объём текста = 224 ۰ 45 ۰ 53 = 534240 символов

Объём информации = ?

Объём информации = 534240 ۰ 4 = 4273920 бит = 534240 байт  ≈ 0,51 Мб

1 дискета

 

  1. Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфа­вит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?

Ответ:           N = 64 = 2 6 символов

i = 6 бит

Объём информации = 6775 байт

Символов в строке - ?

Количество строк = 30 ۰ 6 = 180

Объём информации = 6775 байт = 6775 ۰ 8 = 70200 бит

70200 : 180 = 390 бит в строке

390 : 6 = 65 символов в строке


Информация и знания Является ли информацией сообщение:

Информация и знания Является ли информацией сообщение:

Петя Оля Саша Юра Лида Юля Рома

Петя Оля Саша Юра Лида Юля Рома

Картина – зрительная: графическая

Картина – зрительная: графическая

Что может обозначать запись 141198 ?

Что может обозначать запись 141198 ?

Почему из семечка кабачка не вырастает ель?

Почему из семечка кабачка не вырастает ель?

Для точности передачи сообщений и ликвидации «шумов» в сообщениях используется принцип двукратной последовательной передачи каждого символа

Для точности передачи сообщений и ликвидации «шумов» в сообщениях используется принцип двукратной последовательной передачи каждого символа

Ответ: Кто на себе свой домик носит?

Ответ: Кто на себе свой домик носит?

Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфави­та, содержит 20 символов

Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфави­та, содержит 20 символов

N = ? 1,5

N = ? 1,5

Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк

Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк

Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфа­вит

Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфа­вит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021