Задание № 27 по музыке для 5 класса
Средства музыкальной выразительности. Основные стили, жанры изобразительного искусства, характерные черты, специфика национальных школ
1. Работа с ресурсами сети Интернет. Читай текст, увеличив изображение, конспектируй основные сведения( можно более подробно остановиться на музыке одной из стран или самостоятельно подготовить сообщение об американской, японской, китайской, африканской музыке)
Само определение «национальные школы» вызывает немало противоречий. Связаны они с использованием композиторами в своих сочинениях фольклорных мелодий с учетом традиционного европейского стиля. Кроме того, в одном произведении зачастую использовались и народные мелодии, и восточные напевы.
Основоположником русской национальной школы, безусловно, считается Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Великий композитор «пробил брешь» в засилье иностранной музыки при русском дворе (достаточно вспомнить, что простой народ разговаривал на русском языке, а двор – на французском). Глинка побудил следующие поколения русских композиторов обратиться к народному творчеству.
Ближайшим его последователем стал Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869), творчество которого также послужило ориентиром для музыкантов.
Неразрывно с идеями Глинки связано творчество композиторов «Могучей кучки». В содружество входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и музыкальный критик-литератор В.В. Стасов. Члены «Могучей кучки» систематически изучали образцы народного фольклора, православного церковного пения. Настойчивость в создании национального музыкального стиля увенчалась блестящим успехом: «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Снегурочка», «Хованщина», «Царская невеста» и другие произведения стали воплощением русского стиля в классической музыке.
В 70-х годах XIX века «Могучая кучка» практически прекратила свое существование, но обрела достойных последователей. Активно русская национальная школа развивалась в классах Петербургской консерватории, «беляевском кружке» и имела в своих рядах таких известных композиторов, как А.К. Лядов, А.К. Глазунов, Н.В. Арцыбушев.
Гениальным продолжателем эстетической концепции «Могучей кучки» был Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Его произведения, будучи более привержены романтизму, раньше других русских композиторов покорили сердца европейских ценителей музыки. Сочинения Чайковского отличают великолепная оркестровая палитра, выразительность чувств, эмоций, которые ярко передают крайне чувствительную и восприимчивую натуру композитора.
На развитие чешской национальной школы серьезное влияние оказала геополитическая обстановка, сложившаяся в XIX веке. В начале столетия Богемия была территорией, зависимой от Австро-венгерской империи. Постоянная конфронтация с метрополией привела к массовому росту патриотических настроений и стала катализатором появления столь значительных фигур в искусстве, как Дворжак и Сметана.
Впервые широкое международное признание испанская национальная музыка приобрела благодаря творчеству Исаака Альбениса (1860-1909). К его лучшим сочинениям относят «Иберию», «Испанскую сюиту», «12 типичных пьес», с которыми Альбенис исколесил в гастролях всю Европу, Северную и Южную Америку.
Следующим важным этапом в развитии испанской национальной школы стало творчество Энрике Гранадоса (1867-1913), Мануэля де Фалья (1876-1946) и Хоакино Турины (1882-1949). В произведениях этих авторов, таких, как балет «Любовь-чародейка», «Арагонская рапсодия», «Ночи в садах Испании», «Севильская симфония», укоренились подлинные проявления испанского фольклора.
Скандинавские композиторы. В первую очередь, появление на мировой арене скандинавских авторов связано с творчеством Эдварда Грига (1843-1907). Мировую известность норвежскому композитору принесла музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт», в которой ярко выражены традиции народа – потомка легендарных викингов. Еще одним произведением мирового масштаба в творчестве Грига является Концерт для фортепиано ля минор, сочиненный в 1868 году.
Среди шведских композиторов выделяется Юхан Август Седерман (1832-1876) и Франц Бервальд (1796-1868), а известнейшим финским композитором считается Ян Сибелиус (1865-1957). Сибелиус сочинил более двухсот произведений, среди которых семь симфоний и знаменитый «Грустный вальс».
Польская национальная школа. Безусловно, польская национальная музыка ассоциируется, прежде всего, с великим Фридериком Шопеном, чей патриотизм и пылкая любовь к родине в сочетании с музыкальной гениальностью известна всему миру.
Разделяли патриотические взгляды Шопена и другие известные польские деятели искусств, такие как Станислав Монюшко (1819-1872) и Ян Падеревский (1860-1941). Станислав Монюшко, музыкальный директор Варшавской оперы, сочинил более 270 камерных произведений, несколько опер, месс, песен. Самым известным его произведением считается опера «Галька» (1847).
Венгерская школа. Венгерские напевы и народные песни широко использовались великими Иоганессом Брамсом в «Венгерских танцах» и Ференцем Листом в «Венгерских рапсодиях». Однако же первыми композиторами, собравшими подлинно венгерскую музыку и образовавшими национальную школу, стали Бела Викар (1859-1945), Бела Барток (1881-1945) и Золтан Кодай (1882-1967). Эти композиторы собирали венгерские народные песни и напевы по всей стране, не забывая о сельских районах, соседствовавших с Румынией и Словакией
Немецкая музыка Музыкальные произведения,
созданные немецкими композиторами в 18-19 вв., навсегда вошла в
музыкальные анналы и стала классикой. Меломаны знают, что классическая музыка в
Германии связана с именами Людвига Ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха. Они
не просто стали ее основателями, а дали толчок к дальнейшему развитию.
Последователями стали Орф, Бах, Регер, Вагнер, которые совмещали классическую
музыку с немецкой, которая имела собственное звучание и национальные
особенности. В дальнейшем музыкальную культуру Германии развивали австрийцы,
среди которых самыми знаменитыми были: Ф. Лист. А.Ф. Моцарт.
И. Штраус.
В течение своего существования французская
музыка оказывала влияние на музыкальное развитие всего мира. Наибольшее
значение приобрела французская школа клавесинистов. Ранний клавесинный стиль
сложился под непосредственным влиянием лютневого искусства. В произведениях
Шамбоньера сказалась характерная для французских клавесинистов манера
орнаментации мелодии. Обилие украшений придавало произведениям для клавесина
определенную изысканность, а также большую связность, «певучесть», «протяженность»
отрывистое звучание этого инструмента. Среди наиболее известных
авторов лирической оперы следует назвать Ш. Гуно, «Фауст», «Мирейль» и «Ромео и
Джульетта», Ж. Массне, Ж. Бизе «Кармен». Но мода непостоянна и ветрена, в том
числе и музыкальная мода, а тем более во Франции. Уже во второй половине 19 в.
наблюдается усиление реалистических тенденций. Важным событием общественной и
политической жизни Франции стала Парижская коммуна 1870—1871 годов. Она нашла
свое отражение и в музыкальной культуре: было создано немало рабочих песен,
одна из которых — «Интернационал» (музыка Пьера Дегейтера на слова Эжена Потье)
стала гимном коммунистических партий, а в 1922—1944 годах — гимном СССР. В
конце 80-х — 90-х годов 19 века во Франции возникло новое течение, получившее
распространение в начале 20 в., — импрессионизм. Музыкальный импрессионизм
возродил определенные национальные традиции — стремление к конкретности,
программности, изысканности стиля, прозрачности фактуры. Импрессионизм нашел
наиболее полное выражение в музыке К. Дебюсси, сказался на творчестве М.
Равеля, П. Дюка и других. Импрессионизм внес новшества и в область музыкальных
жанров.
https://present5.com/tema-1-7-nacionalnye-kompozitorskie-shkoly-zapadnoevropejskogo-muzykalnogo/
https://germanexpert.ru/kultura-germanii/
https://school-science.ru/5/5/35858
2.Какие средства музыкальной выразительности могут передать характер этих персонажей. Как называются картины, и кто их написал?
Какие
средства музыкальной выразительности могут передать характер этих персонажей.
Как называются картины, и кто их написал?
3.Повтори песню Г..Струве «Я хочу услышать музыку
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.