Оглавление
№ п/п |
Содержание |
Стр. |
Лексика |
||
1 |
Слова с точки зрения количества значений: многозначные и однозначные |
3 |
2 |
Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении |
3 |
3 |
Стилистически окрашенная лексика |
3 |
4 |
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса |
4 |
5 |
Тематическая лексика |
4 |
6 |
Основные разряды лексических единиц: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы |
4 |
Морфология |
||
7 |
Имя существительное. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные |
5 |
8 |
Разряды существительных по значению: отвлечённые (= абстрактные), вещественные, собирательные, конкретные |
5 |
9 |
Существительные общего рода |
5 |
10 |
Существительные отглагольные |
5 |
11 |
Глагол. Возвратные и невозвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида |
6 |
12 |
Наклонение глагола |
6 |
13 |
Переходные и непереходные глаголы |
6 |
14 |
Личные и безличные глаголы; |
6 |
15 |
Причастие. Полное и краткое причастие. |
6 |
16 |
Имя прилагательное. Разряды прилагательных |
7 |
17 |
Отымённые и отглагольные прилагательные |
7 |
18 |
Местоимение. Разряды местоимений |
7 |
19 |
Имя числительное. Разряды числительных. |
8 |
20 |
Наречие. Разряды наречий. |
8 |
21 |
Предлог. Производные и непроизводные предлоги |
8 |
22 |
Союз. Сочинительные, подчинительные |
9 |
23 |
Частицы. Разряды частиц |
9 |
24 |
Междометие. Разряды междометий |
10 |
25 |
Звукоподражательные слова |
10 |
Морфемика и словообразование |
||
26 |
Уменьшительно-ласкательные, увеличительные и уничижительно-пренебрежительные суффиксы |
10 |
Синтаксис |
||
27 |
Подлежащее |
10 |
28 |
Сказуемое |
11 |
29 |
Определение (согласованное и несогласованное) |
12 |
30 |
Дополнение (прямое и косвенное) |
12 |
31 |
Обстоятельство |
12 |
32 |
Полные и неполные предложения |
12 |
33 |
Эллиптические предложения (эллипсис) |
12 |
34 |
Односоставное предложения |
13 |
35 |
Предложение. Простые и сложные предложения |
14 |
36 |
Сложноподчинённое предложение. Придаточные предложения |
14 |
37 |
Подчинение придаточных предложений |
15 |
38 |
Разграничение союзов и союзных слов |
15 |
39 |
Прямой и обратный (инверсия) порядок слов в предложении |
15 |
Стилистика |
||
40 |
Стили речи. Сравнительная таблица. Как определить стиль? Как отличить публицистический стиль от научно-популярного? |
16 |
41 |
Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Алгоритм определения тира речи |
17 |
Лексика
Слова с точки зрения количества лексических значений
ОДНОЗНАЧНЫЕ: имеют ОДНО лексическое значение автобус, бронхит, газета, метеорит, ртуть |
МНОГОЗНАЧНЫЕ: имеют НЕСКОЛЬКО значений стол, рука, разрешить, хлеб, цирк, учить первозданный |
|||
прямое значение |
переносное значение |
|||
первичное значение; предмет называется словом непосредственно, прямо: костер горит, вкусное яблоко |
вторичное значение, возникшее на основе прямого; предмет называется словом опосредованно: стол заказов, глазное яблоко, щёки горят |
|||
метафора: хвост поезда |
метонимия: чистая аудитория |
синекдоха: Что волнует современного зрителя в театре? |
Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении
Общеупотребительная лексика |
– слова, не ограниченные сферой употребления, составляют основную часть лексики русского языка, они используются во всех стилях, понятны всем говорящим на русском языке: хлеб, семья, город, сад, мама, дышать, ходить, красный, белый, я, ты и т. п. |
Лексика ограниченного употребления: |
|||
Диалектизмы — слова, употребление которых территориально ограничено, они понятны лишь жителям данной местности. Например: зобать — «есть» (в рязанских говорах) |
Жаргонизмы — слова и выражения, употребляемые отдельными социальными группами людей в силу их общественного положения, специфики окружающей обстановки: предки=родители, тачка —машина) |
Профессионализмы — слова употребляются в основном в разговорной речи людьми определённой профессии: кок (повар в речи моряков), пленэр, кегль, плеоназм, коррозия |
Термины (слова, которые употребляются для точного определения какого-либо понятия из области науки, техники, искусства и т. д. Например, лингвистические термины: морфема, сказуемое. Термины, как правило, однозначны. |
Лексика с точки зрения стилистической окраски
(нейтральная, книжная, разговорная лексика, эмоционально окрашенные слова)
Нейтральная: слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски. институт, дом, книга, бежать, общество |
Книжная: научная (термины: аллитерация, косинус); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты, регресс дерзновенный, сподвижник |
Разговорная: (обиходно-бытовая): папа, парень, мальчонка, хвастунишка, здоровущий домик, жадина, глубинка, вкуснятина, натрудиться |
Просторечная: слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, трепач |
Эмоционально окрашенные слова и эмоционально нейтральные
Эмоционально нейтральные слова |
Эмоционально окрашенные слова |
используются свободно, без определенных ограничений. Их употребление возможно как в разговорной речи, так и в письменной. Эмоционально нейтральные слова используются для четкого определения действительности, без какой-либо ее личностной оценки (положительной, отрицательной): класс, доска, новый, сильный, стоять, мало, сын, семь. |
Это слова, которые отличаются своей эмоциональной окраской. Это своеобразное выражение чувств как положительного, так и отрицательного характера: шлёпнулся, лодырь, лохмы, сестренка, избушка, братик, зимушка, колечко, любушка, дворик |
Сравните: дом (нейтральная оценка) – домик (добрая оценка) – домишко (предвзятое отношение). |
Эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, ласкательные: солнышко, доченька |
б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, бранные |
Выделяются три группы эмоционально-оценочных слов: 1) в самом значении слова заключен элемент оценки (восславить, дерзание, красота, вздор); 2) оценка заключена в переносном значении слова (о человеке: орел, кипятиться); 3) субъективную оценку выражают суффиксы (бабулечка, человечек). |
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса
лексика активного запаса - повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке |
лексика пассивного запаса - слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка |
устаревшая лексика |
новая лексика (неологизмы) |
||
Историзмы вышли из употребления, как обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин |
Архаизмы заменились более современными синонимами: длань=ладонь, очи=глаза |
Общеязыковые появились для обозначения новых понятий: лунит, СМИ, диск (компьютерный) |
Индивидуальные (авторские: Глаза звездились (К.Федин) |
Тематическая лексика
Тематические группы лексики — это объединения слов в рамках определённой «темы», которые «основываются не на лексико-семантических связях, а на классификации самих предметов и явлений. Например, общественно-политическая лексика, лексика, объединённая темой «Природа», «Спорт» и т.п.
Основные разряды лексических единиц
Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (огромный - громадный, есть – кушать; бродить – шляться).
Антонимы – это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (хороший – плохой, высоко – низко, правда – ложь).
Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (луг – лук, брак – брак
Омофоны - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию (гриб – грипп, Роман – роман).
Омографы – это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию (замОк – зАмок, парИть – пАрить)
Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах (три – глагол, три – числительное, стих – существительное, стих – глагол).
Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения (единый – единичный, будний - будничный, компания – кампания)
Фразеологизмы – целостные несвободные единицы, которые воспроизводятся в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой, звёздный час, заварить кашу, со всех ног).
МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Нарицательные (называют однородные предметы и явления): день, школа, синева |
Собственные (являются индивидуальными названиями предметов): Ваня, Москва |
Одушевлённые Кто? В.п. мн.ч.= Р.п.мн.ч. Например: кукол =кукол |
Неодушевлённые Что? И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч. Например: улицы=улицы |
У неодушевлённых существительных мужского рода это различие проявляется и в единственном числе.
Например: И. п. Слышен голос. В.п. Слышу голос.
Разряды существительных по значению
1. Отвлечённые (=абстрактные) существительные - это существительные типа ЧТЕНИЯ, БЕГ, ХЛОПОТЫ, ЧИСТОТА, ДОВЕРЧИВОСТЬ, образованные от глаголов или прилагательных и обозначающие действия, состояния или признаки предмета. Обычно такие существительные имеют характерные суффиксы - НИ (Е), - ЕНИ (Е),- ОСТЬ, - ОТ, -Б:
пение, храбрость, доброта, ходьба
2. Вещественные существительные - это существительные, обозначающие вещества в широком понимании, т.е. однородные массы, из которых состоят тела или которыми наполняются ёмкости, полезные ископаемые, пищевые продукты: кислород, вода, аспирин, медь, песок, бетон.
3. Собирательные существительные - это существительные, обозначающие собирательное (нерасчленённое) множество предметов, многие из них имеют характерные слововообразовательные суффиксы –УР-,-СТВ- и др.: аппаратура, студенчество, листва.
4. Конкретные существительные - это существительные, обозначающие предметы или явления действительности: дом, студент, гроза. Конкретные существительные нередко называют считаемыми, поскольку они обозначают предметы и явления, поддающиеся счёту (в отличие от отвлечённых, вещественных, собирательных существительных)
Обратите внимание на существительные ОБЩЕГО РОДА типа неряха, торопыга, злюка, умница, невежа, которые относятся к существительным и женского, и мужского рода
Серёжа – круглый сирота. Маша – круглая сирота.
Отглагольное существительное —
это имя существительное, образованное непосредственно от глагола.
Примеры: хождение (от ходить), поедание (от поедать), бег (от бегать), ходьба (от ходить).
ГЛАГОЛ
Совершенный вид – ЧТО СДЕЛАТЬ? Несовершенный вид – ЧТО ДЕЛАТЬ? |
Возвратный глагол – есть суффикс - СЯ (- СЬ) Невозвратный глагол – нет суффикса - СЯ (- СЬ) |
Переходные глаголы |
Непереходные глаголы |
При переходных глаголах стоят прямые дополнения (существительные или местоимения в В.п. без предлога: любить (кого?) сына (В.п. без предлога) в Р.п. при отрицании без предлога: не читать (чего?) книг (Р.п.) в Р.п. без предлога как часть предмета): попить (чего?) чаю (Р.п.) |
При непереходных глаголах стоят косвенные дополнения: Например: думаю об отдыхе
|
Примечание: если дополнение в В.п. без предлога обозначает пространственный или временной промежуток, то такое дополнение не является косвенным, а глагол – непереходным. |
Наклонение глаголов
Изъявительное |
Условное (= сослагательное) |
Повелительное |
Указывает на реальность глагольного действия в прошлом, настоящем или будущем: течёт, тёк, будет течь. |
Действие выполняется при условии: сделал бы |
Приказ, просьба, совет: работай, пойдёмте, иди, пусть идёт |
Изъявительное наклонение указывает на реальность, а повелительное и сослагательное наклонение – на ирреальность (необходимость, желательность, возможность) действия. |
Личные и безличные глаголы
Личные |
Безличные |
— это глаголы, обозначающие действие, изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. Каждая форма глагола имеет характерное окончание и сочетается с соответствующим личным местоимением. |
— это глаголы, которые не изменяются по лицам и числам и не имеют формы повелительного наклонения. Безличные глаголы обозначают действия, которые совершаются сами по себе, без участия действующего лица или независимо от него. |
1 лицо я учу — мы учим 2 лицо ты учишь — вы учите 3 лицо он учит — они учат |
Безличные глаголы выражают: 1. состояние человека, не зависящее от его воли: тошнит, знобит, нездоровится 2. состояние природы или действия стихийных сил: рассветать, сквозить, подморозить, смеркаться 3. долженствование, возможность действия, предположение: хочется, кажется, следует, подобает |
ПРИЧАСТИЕ
Разряды причастий
действительное |
страдательное |
Если действие осуществляется самим предметом, то причастие называется действительным. |
Если действие направлено на предмет, а его производитель кто-либо другой, то причастие называется страдательным. |
Суффиксы УЩ/ЮЩ – АЩ/ЯЩ (наст. время) ВШ, Ш (прош.время) |
Суффиксы ОМ-ЕМ – ИМ (наст.время) ЕНН (ЁНН) – Т – НН (прош.время) |
Видящий, думающий, кажущийся, услышавший, нёсший |
Ведомый, решаемый, видимый, увиденный, решённый, сшитый, сказанный |
ПОЛНЫЕ и КРАТКИЕ ПРИЧАСТИЯ
полные |
краткие |
КАКОЙ? решённый КАКАЯ? решённая КАКОЕ? решённое КАКИЕ? решённые |
КАКОВ? решён КАКОВА? решена КАКОВО? решено КАКОВЫ? решены |
В предложении – определение и сказуемое |
В предложении – только сказуемое |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Разряды прилагательных
Качественные |
Относительные |
Притяжательные |
1.обозначают возраст, свойство, цвет, вес, размер, форму, запах, вкусовые качества, качество, температуру, внешний вид, черты характера Например: белый, большой, тяжёлый. |
1.обозначают материал, время, место, назначение предмета Например: деревянный, вчерашний, городской, обеденный. |
1.обозначают принадлежность кому-либо (лицу или животному), отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Например: лисий папин Имеют суффиксы ын (ин), ов (ев, ) ий. |
2. имеют степени сравнения (могут быть в большей или меньшей степени) Например: выше, самый высокий, более высокий, высочайший |
2.не имеют степеней сравнения |
2.не имеют степеней сравнения |
3.имеют краткую форму Например: высокий - высок. |
3.не имеют краткую форму |
3. не имеют краткую форму |
4.употребляются с наречием ОЧЕНЬ Например: очень высокий. |
4.не употребляются с наречием ОЧЕНЬ |
4. не употребляются с наречием ОЧЕНЬ |
Примечание: между разрядами нет чётких границ. Одно и то же прилагательное в зависимости от контекста может выступать в разных значениях. Например: каменный дом (относительное)- каменное сердце =.жестокое (качественное); медвежья берлога (притяжательное) - медвежья услуга =плохая, (качественное).
ОТЫМЁННЫЕ и ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
образованы от ИМЕНИ существительного образованы от ГЛАГОЛА
(красивый, деревянный) (жареный, вареный)
МЕСТОИМЕНИЕ
Разряды местоимений
1.Личные: Я-мы, ты-вы, он, она, оно – они.
2. Возвратное: себя (нет И. п.)
3. Определительные: сам, самый, иной, другой, каждый, весь,всякий, любой, всяческий, всяк.
4. Указательные: тот, этот, такой, таков, столько, сей, оный, экий, эдакий.
5. Отрицательные: никто, ничто, нисколько, никакой, ничей, нечего, некого.
6. Неопределённые: некто (только И.п.), нечто (только И., В.п.), несколько, кое-кто, кто-то, что-либо, сколько-нибудь и т.д.
7. Притяжательные: (Отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьё? Чьи?) наш, ваш, мой, твой, свой.
Обратите внимание:
Личные Кого? Чего? Что?
|
ЕЁ ЕГО ИХ |
Притяжательные Чей? Чьё? Чья? Чьи? |
Дополнение определение
Сравни: увидел ЕГО (чьи?) глаза (определение притяжательное);
увидел (кого?) ЕГО (дополнение личное)
8 вопросительные (в вопросительных предложениях)
9 относительные (в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях)
кто, что, какой, чей, который, сколько
Сравни: Кто пришёл? (вопрос.) [Я знаю], (кто пришёл) (относ.)
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Разряды числительных
Количественные |
Порядковые |
СКОЛЬКО? - обозначают целые числа (два) - обозначают дробные числа (две третьих) - собирательные (семеро, обе) |
КАКОЙ ПРИ СЧЁТЕ? Например: пятьдесят второй; сорок пятый, двести третий (при склонении меняется ТОЛЬКО последнее слово) |
НАРЕЧИЕ
Разряды наречий по значению
Разряд |
Вопросы |
Примеры |
наречия образа и способа действия |
как? каким образом? |
хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, отлично, блестяще, замечательно, иронически, наскоро, напряженно, вплотную, верхом, вереницей, лежа, вброд, вплавь, вручную, вслух, басом, шепотом, втихомолку, вразвалку, наизнанку, по-летнему, по-утреннему, по-девичьи, по-русски, весело, безобразно, грустно, красиво, мелодично, медленно, так. |
меры и степени |
в какой мере? в какой степени? насколько? сколько? |
много, мало, приблизительно, почти, дважды, трижды, вдвое, впятеро, надвое, втройне, чуть-чуть, весьма, совершенно, крайне, чрезмерно, вдоволь, досыта; очень, слишком, много, гораздо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько, вдвое, едва, едва-едва, еле-еле, немного, несколько, капельку (разг.), крошечку (разг.) |
места |
где? куда? откуда? |
где, здесь, там, везде, внизу, нигде, вдалеке, кое-где, куда, туда, сюда, влево, вниз, куда-то, откуда, издалека, изнутри, оттуда, около, далеко, поблизости, рядом, спереди, дома, лесом, дорогой, вокруг, сверху, издали, тут, всюду, никуда, отсюда |
времени |
когда? как долго? с каких пор? до каких пор? |
когда, прежде, теперь, сперва, завтра, повседневно, ежедневно, годами, исстари, задолго, вскоре, сначала, потом, вчера, днем, ночью, утром, вечером, зимой, весной, давно, скоро, раньше, накануне, вовремя, всегда, иногда, сейчас, сегодня, тотчас, издавна, сперва, уже |
причины |
почему? отчего? |
сгоряча, поневоле, спросонья, со зла, оттого, поэтому, потому, неспроста, сослепу, волей-неволей, случайно, спроста, невзначай, нечаянно, понаслышке, сдуру, сглупу, спросонок, сгоряча |
цели |
зачем? с какой целью? |
зачем, затем, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ, назло, взаем, взаймы, зазря, в отместку, в насмешку, в шутку |
Разряды местоимённых наречий
(подобно местоимениям, не обозначают признак действия, а только указывают на него)
1. Времени: иногда, навсегда, никогда и др. 2. Места: здесь, отсюда, туда, там и др. 3. Образа действия: совершенно 4. Цели: зачем, затем, назло, нарочно и др. 5. Вопросительно-относительные: где, как, когда, куда где, куда, зачем, почему, отчего, откуда |
6. Неопределённые: когда-то, некогда, как-то, где-либо, куда-нибудь, зачем-то, кое-куда и т.д. 7. Определительные: всегда, всюду, вдвое, втрое, впятеро и др. 8. Отрицательные: нигде, никак, никогда 9. Притяжательные: по-моему, по-вашему 10. Указательные: там, этак, тогда, затем, оттого и др. |
ПРЕДЛОГИ
непроизводные |
производные |
=первообразные: из; без; при в; к; на и др. Вышел ИЗ школы |
= не первообразные, образованные от других частей речи: навстречу; несмотря на; наряду с; посредством. |
Частотные производные предлоги
(часто встречаемые в тексте)
Наречные |
Именные |
Глагольные |
Вокруг, вдоль, кругом, мимо, накануне, впереди, недалеко от, около, рядом с, напротив, независимо от, внутри |
В течение, в продолжение, вследствие, в отличие от, в противоположность, по поводу, посредством, навстречу, за исключением, в связи с, насчет, за счет, по направлению к, вроде |
Благодаря, включая, спустя, невзирая на, несмотря на, начиная с |
СОЮЗЫ
Сочинительные |
Подчинительные |
Сочинительные союзы
Соединительные |
Противительные |
Разделительные |
Да (= и); и; ни – ни; тоже, также не только, но и; как, так и. |
но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но) |
Или; либо; то-то; не то - не то. |
Особая группа сочинительных союзов:
1) присоединительные: а также, то бишь, да и, притом, причём, зачем, отчего и др.
2) сопоставительные - так… как, если не… то, не только… но и, настолько… насколько, и т. д.
3) пояснительные: то есть, а именно
Подчинительные союзы.
1. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, ли, как будто и др.
2. Временные: когда, едва, как, как только, лишь только, прежде чем
3. Причинные: потому что, так как и др.
4. Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
5. Условные: если, раз, если бы и др.
6. Уступительные: хотя, ни, несмотря на то, что и др.
7. Следственные так что
8. Сравнительные: как, как будто, словно, точно, будто
ЧАСТИЦЫ
Формообразующие
1. образуют условное наклонение (БЫ, Б): сделал бы
2. образуют повелительное наклонение (ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ДАВАЙ): давайте сделаем…
3. образуют степени сравнения (БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ): самый красивый, более низкий
4. частицы ВСЁ, ЕЩЁ усиливают значение сравнительной степени: всё лучше, ещё выше
Модальные (смысловые) частицы
вопросительные |
неужели, разве, ужели, ли, ль |
усилительные |
-то, даже (даже и), и (м/б союзом), ну, ещё (м/б наречием), уже, уж, же, ни, всё (м/б местоимением), таки, всё-таки, ведь |
указательные |
вот, а вот, вон, а вон, это (м/б местоимением) |
восклицательные |
что за, как, ну и |
выделительно-ограничительные |
хотя бы, почти, лишь, хоть, только, единственно (м/б наречием), исключительно (м/б наречием) и др. |
определительно-уточняющие (уточняющие) |
именно, как раз, подлинно (м/б наречием//крат. прил.), ровно, (м/б наречием//крат.прил.), приблизительно, просто (м/б наречием //кратким прил.) |
выражающие сомнение |
пожалуй, авось, едва ли, вряд ли, чай |
смягчение требования |
- ка (сделай-ка) |
сравнительные |
Будто, как будто, как бы, словно (чаще союзы – см. на роль в предложении) |
обозначающие субъективную передачу чужой речи |
Де, дескать, мол-, -с (слушаю-с) |
отрицательные |
Ни, не |
МЕЖДОМЕТИЕ —
это неизменяемые слова, которые не относятся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи. Междометия выражают различные чувства, не называя их (испуг, радость, гнев, удивление и др.), побуждения к действию.
Междометия используются для выражения ↓ ↓ ↓ |
||
эмоций |
команды, приказы |
речевого этикета |
(страх, радость, сомнение, восторг, грусть, тревога и т.д.) Ах, бог с тобой, фу, браво, боже мой, господи, вот это да, ей-богу, вот тебе раз, ну-ну, да ну, ну, слава богу, ага, о, ой, как бы не так, как же, ну и ну, ай-ай-ай, ура |
на (возьми), фас, алле, кис-кис, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, ау, айда, кыш, цып, марш, тпру, ну-ка, шабаш. |
(приветствия, просьба, прощания, пожелания, благодарность, и др.) Здравствуй (те), пока, привет, до свидания, спасибо, здорово, благо- дарю, прощай (те), , моё почтение, прости (те), пожалуйста, всего хорошего |
Звукоподражательные слова.
Неизменяемые слова, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными, предметами: гав-гав, кря-кря, ха-ха-ха, апчхи, топ-топ, кукареку, тик-так и т.п.
МОРФЕМИКА и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
Увеличительные суффиксы |
Уничижительно-пренебрежительные суффиксы |
суффиксы, которые привносят в семантику уже существующего слова значение ласки и уменьшительности |
суффиксов, которые выражают побочное понятие особой величины, размеров, выходящих из ряду вон. |
суффиксы, которые придают отрицательное значение слову или словообразовательному основанию, предшествующему ему. |
дом — домик; снег — снежок, варенье — варе́ньице; утро — утречко лиса — лисонька; мать — матушка |
Дом - домина, домище, голос - голосина, голосище Нога - ножища |
людишки, мыслишка, хвастунишка, ворюга, деляга, забулдыга, пьянчуга, бумажонка, лавчонка, солдатня, стишата |
СИНТАКСИС
Подлежащее.
Чем может быть выражено |
Примеры |
Имя существительное |
Редела тень. Восток алел |
Местоимение |
Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня). |
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного |
Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику. |
Числительное + имя существительное |
Два бойца сидят в дозоре. |
Неопределённая форма глагола |
Учиться всегда пригодится |
Междометье в значении существительного |
Далече грянуло ура |
Синтаксически неделимое словосочетание |
Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. |
Числительное |
Десять делится на два. |
Сказуемое
Простое глагольное Сказуемое (1 слово!) |
Составное глагольное Сказуемое (2 слова!) |
Составное именное Сказуемое (2 слова!) |
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени)
Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение) |
Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может быть выражена: 1.Глаголами, обозначающими начало, продолжение или конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо |
Состоит из именной части и глагола – связки, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. или Т.п. Он ученик. Он был учеником. 2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени |
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать?
3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами.
Да подойдите же сюда!
4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др.
Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег.
5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом)
Он стоял как вкопанный. |
2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться.
3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить
4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку.
5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий: В знойные дни хорошо бродить по лесу.
Смысловая нагрузка – в Н.Ф.глагола Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Стал он кликать золотую рыбку. Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. |
Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми. 3. Кратким страда- тельным причастием, категорией состояния: Дорога проложена. Жарко. Мне весело.
4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге.
5. Местоимением: Дом теперь мой.
6. Числительным: Два + три будет пять
7. Наречием: Ей туфли впору будут.
8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами.
Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом.
2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. |
Определения (Какой? Чей?)
Согласованные |
Несогласованные |
согласуются в роде, числе, падеже: зависимые слова связаны с главными по способу согласования
Например: чердачная лестница, золотое кольцо, интересная книга. |
не согласуются в роде, числе, падеже: зависимые слова связаны с главными по способу управления или примыкания
Например: лестница на чердак; кольцо из золота; книга, интереснее прочитанной, лежала передо мной. |
Примечание: Особый вид определения – приложение. Это определение, выраженное именем существительным.
Например: Мы, выпускники, готовимся к экзаменам. Газета «Труд». Поэт А.С.Пушкин. Москва-река.
Дополнения (Вопросы косвенных падежей)
Прямые |
Косвенные |
1. В.п. без предлога 2. Р.п. без предлога указывает на часть предмета 3. Р.п. без предлога при отрицании. Например: Тополь перерос клён (В.п. без предлога). Налей молока (Р.п., часть предмета) Собрание не приняло решения (Р.п. при отрицании)
Глаголы, к которым относятся прямые дополнения, называются ПЕРЕХОДНЫМИ. |
Все остальные дополнения.
Например: Мы готовились к бою. Приплыла к нему рыбка.
Глаголы, к которым относятся косвенные дополнения, называются НЕПЕРЕХОДНЫМИ. |
Обстоятельства (Вопросы наречий)
1. |
образа действия, меры и степени |
(как? каким образом? в какой степени? в какой мере?): хорошо, очень, весьма, чрезвычайно и др. |
2. |
места |
(где? куда? откуда?): в школе, вниз, оттуда и др. |
3. |
времени |
(когда? как долго? с каких пор? до каких пор?): вчера, скоро, вечером, сначала, с утра и др. |
4. |
условия |
(при каком условии?): в случае моей болезни и др. |
5. |
причины |
(почему? отчего?): сгоряча, поневоле, со скуки и др. |
6. |
цели |
(зачем? для чего?): незачем, нарочно и др. |
7. |
уступки |
(вопреки чему? несмотря на что?): Вопреки болезни и др. |
ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выделяют предложения полные и неполные. В полных предложениях есть все члены предложения, для того чтобы полностью понимать их смысл. В неполных же предложениях некоторые члены опущены, но их можно восстановить из контекста или ситуации.
ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ предложения (ЭЛЛИПСИС)
Неполные предложения с отсутствующим сказуемым, которое не требует восстановления, так как смысл предложения понятен, называются ЭЛЛИПТИЧЕСКИМИ. В эллиптических предложениях, помимо подлежащего, обычно есть обстоятельство и/или дополнение, относящееся к отсутствующему сказуемому. Например: темная ночь; Татьяна медведь (Пушкин).
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
с главным членом-сказуемым:
1. Определённо-личное: сказуемое–глагол в форме 1 или 2 лица ед. или
мн.ч., наст. вр или буд. вр., повел. или изъявит. наклон., к которому легко можно добавить отсутствующие местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ. Выйду (я) на улицу. Дайте (вы) мне коня.
2. Неопределённо – личное: сказуемое – глагол в форме 3лица мн.ч. в наст. или буд. времени и в форме мн.ч. прош. врем., к которому легко можно добавить отсутствующее местоимение ОНИ.
Например: В дверь постучались. На балконе дачи зажгли свет.
3. Безличное: сказуемое, при котором нет и не может быть подлежащего. К сказуемым в таких предложениях, если рядом нет существительных или местоимений в косвенных падежах, можно добавить местоимение МНЕ, МЕНЯ или наречие ГДЕ-ТО. Уже (где-то) вечерело. Весело.
Сказуемое может быть выражено:
1. Безличным глаголом, обозначающим состояние человека или природы.: На дворе вечереет.
2. Безличной формой личного глагола в 3л. ед.ч. н. или б. вр. или ср.р. ед.ч. пр. вр.
Например: Пахло сеном. Пахнет сеном.
3. Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях;
Например: Герасима не было на дворе. Дождя не будет.
4. Словом нет. Например: У меня нет линейки.
5. Неопределённой формой глагола. Например: Быть дождю. Нужно учиться.
6. Наречием, кратким страдательным причастием в форме среднего рода.
Например: В избе жарко натоплено.
7. Категорией состояния. Например: На улице холодно. Жарко.
Примечание № 1: если сказуемое выражено глаголом ед.ч. м.р. или ж. р. пр. вр., то такое предложение является двусоставным, неполным. Пошла в кино. Зашел на минутку.
Примечание № 2:
1. Среди односоставных предложений выделяются инфинитивные предложения, они близки с безличными, поэтому их рассматривают в числе безличных. Например: Здесь не пройти. Надо жить!
2. Среди односоставных предложений выделяются обобщённо-личные, в которых выражены действия обобщённого лица, но это лицо не названо. Часто используются в пословицах, афоризмах. Главный член предложения обычно выражен глаголом 1-го, 2-го лица ед.ч. и мн.ч. или глаголом 3-го лица мн.ч. Например: На деньги ума не купишь. Береги честь смолоду. За оскорбление деньгами не платят. Что посеешь, то и пожнешь. Не очень-то нынче стариков уважают.
с главным членом предложения - подлежащим
↓
назывное
↓
имеет один главный член предложения – подлежащее, выраженное существительным в форме И.п. или количественно-именным сочетанием. Оно сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.
Примечание:
1) В роли главного члена (подлежащего) может выступать личное местоимение: Вот она, Отчизна!
2) В роли главного члена числительное: Двенадцать... Сейчас, наверно, прошел он через посты. Час... Сейчас он добрался к подножию высоты. Два... Он теперь, должно быть, ползет на самый хребет. Три... Поскорей бы, чтобы его не застал рассвет.
3) В роли главного члена количественно-именное сочетание: Десять часов.
Например: Лес. Просека. Ночь. Весна. Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил.
Предложения
Простые |
сложные |
Одна грамматическая основа ↓ - повествовательное, вопросительное или побудительное (по цели высказывания)
- восклицательное или невосклицательное (по интонации)
- распространённые (есть второстепенные члены) [ - =]. и нераспространённые (нет второстепенных членов)
- односоставные (подлежащее или сказуемое) и двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое);
- полные и неполные;
- осложнённые и неосложнённые.
|
2-е и более грамматических основ ↓ ↓ союзные бессоюзные ↓ ↓ ↓ с\с с\п [ ] , [ ]. ↓
[ ], и [ ]. [ ] , (что ). |
Придаточные в сложноподчиненных предложениях
1. Определительные → какой? (присоединяются только союзными словами)
2. Местоименно-определительные:
1) Отвечают на вопросы КТО ИМЕННО? ЧТО ИМЕННО?
2) Относятся к местоимениям весь, тот, каждый, всякий;
3) Присоединяются союзными словами = относительными местоимениями кто, что
3. Изъяснительные (=дополнительные)→ вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?)
4. Обстоятельственные → вопросы обстоятельств
(Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? и др.)
Обстоятельственные придаточные
Вид |
Вопросы |
Союзы |
Союзные слова |
1. места |
Где? Куда? откуда? |
-------------- |
Где, куда, откуда |
2. времени
|
Когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени? До каких пор? |
Когда, пока, лишь, как только, едва, едва лишь, в то время как, в то время когда, прежде чем, раньше чем, перед тем как, только лишь, чуть только, после того как. |
-------------- |
3. образа и степени действия |
Как? Каким образом? До какой степени? |
Как, будто, точно, словно, как будто |
Как, что, сколько, насколько и др. |
4. условия |
При каком условии? |
Если, раз, если… то, когда, кабы, ежели, коли//коль, коль скоро |
------------- |
5. причины |
Почему? Отчего? По какой причине?
|
Потому что; так как, ибо; из-за того что; оттого что; благодаря тому что; тем более что |
------------- |
6. цели |
Зачем? С какой целью? Для чего? |
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы; дабы, с той целью чтобы, |
--------------- |
7. сравнения |
Как? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? |
Как, подобно тому как, как будто, чем…тем, вроде того как, как если бы, словно, точно |
--------------- |
8* уступки |
Несмотря на что? Вопреки чему? |
Несмотря на то что, хотя, пускай, пусть, |
что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы) ни, чей (бы) ни, сколько (бы) ни… |
9. следствия |
Что из этого следует? |
Так что |
-------------- |
10* присоедини- тельные |
Что к этому можно добавить? |
-------------------- |
Что, где, зачем, куда, отчего, почему. |
Подчинение придаточных предложений
[ ], ( ), ( ) – последовательное подчинение.
[ ], ( ) и ( ) – однородное соподчинение
( ), [ ], ( ) – параллельное подчинение
Например:
Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться.) – последовательное подчинение.
Поутру, (когда мы опять остановились пить чай), я узнал, (что мои страхи были не совсем обоснованы) – параллельное подчинение.
Все говорили, (что я переменился), (что я вырос и поумнел.) – однородное соподчинение.
Разграничение союзов и союзных слов.
Подчинительные союзы |
Союзные слова |
1. Служебная часть речи: Что, чтобы, едва, как только, будто, несмотря на то что и др. 2. Соединяя части сложноподчинённого предложения, не являются членами предложения. 3. Легко опустить, трансформируя предложение в бессоюзное сложное 4. Можно заменить синонимичным союзом. 5. Безударны. Например: Я знаю, что завтра будет дождь. (можно опустить) |
1. Относительные местоимения и местоимённые наречия, выполняющие функцию союзов, играют роль скреп частей сложноподчинённого предложения: кто, что, который, где, когда, как и др. 2. Соединяя части сложноподчинённого предложения, являются членами предложения. 3. Опустить нельзя, т.к. союзное слово является членом предложения. 4. Можно заменить синонимичным союзным словом
5. Падает логическое ударение. Например: Я знаю, что надо делать. (нельзя опустить + ударное) |
Прямой и обратный порядок (ИНВЕРСИЯ) слов в предложении
Прямой порядок |
Инверсия |
предложение начинается с подлежащего, за которым следует сказуемое, затем дополнение. Если при подлежащем или дополнении есть определение, то оно ставится перед этими членами предложения. За дополнением следует обстоятельство. Папа любит сына.
|
Нарушение прямого порядка слов в предложении: подлежащее располагается после сказуемого; определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову; отрыв эпитета от определяемого слова; дополнение выносится вперед сказуемого.
Со мной пойдет Макс. |
· в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы..
· приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы
· согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.
· несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.
· обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.
ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется ИНВЕРСИЕЙ.
СТИЛИСТИКА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ[1]
Стиль текста |
Описание стиля |
Функции |
Где используется |
1. Научный стиль |
Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. |
Информационная, обучающая, доказательная: Сообщение, научное объяснение |
Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники, научная статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция |
2. Публицистический стиль |
Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. |
Информационная, мотивационная: Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу |
Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
|
3. Официально-деловой стиль |
Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. |
Информационная: сообщение, информирование |
Официальные документы: нормативно-правовые акты, справки, заявления, доверенности, расписки, информационные письма, жалобы, приказы. |
4. Художественный стиль |
Воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. |
Информационная, эстетическая: Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя |
Стихи, поэмы, романы, рассказы, пьесы, сценарии.
|
5. Разговорный стиль |
Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. |
Информационная: непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам |
Диалоги, личный блог
|
Как определить стиль?
Найти ответы на каждый из вопросов:
Зачем говорится? О чём говорится? Где говорится? С кем говорится?
(функция) (тема) (сфера применения)
Отличие публицистического стиля от научно-популярного
Научный стиль доносит научные идеи научному сообществу,
научно - популярный стиль – понимание задач науки в массах,
публицистический стиль доносит различные социально- политико-идейные аспекты до любого читателя.
ТИПЫ РЕЧИ
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Виды описаний: портрет, пейзаж, предмет, интерьер.
План описания: общее представление (назначение предмета, принцип действия, внешний вид), отдельные признаки, впечатление, авторская оценка, вывод.
Описание — это мир в покое (одна фотография) |
Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение |
Разновидности описания: 1) описание предмета, человека (его характеристика) |
Какой он? |
2) описание места |
Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) |
||
3) описание состояния окружающей среды |
Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) |
||
4) описание состояния лица (человека) |
Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) |
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) |
Типичная композиция повествовательных текстов
включает: |
Разновидности повествования: |
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
План: предыстория событий (м. б., описание места действия, сообщение о времени и действующих лицах), завязка, развитие событий, кульминация, развязка, заключение (эпилог). В конце делается вывод.
Повествование может включать элементы описания и рассуждения.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир
|
Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или
опровержения); |
Разновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательство |
Почему так, а не иначе? Что из этого следует? |
2) рассуждение- объяснение |
Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) |
||
3) рассуждение- размышление |
Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями) |
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ
Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:
1) автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?)
Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины;
2) Автор ставит перед собой задачу динамически (в движении) отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?)
Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей;
3) Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?)
Рассуждение: даны размышления персонажа
Скачано с www.znanio.ru
[1] Информация взята из: https://moneyscanner.net/stili-teksta/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.