Односоставные предложения. 11 класс.
Оценка 4.7

Односоставные предложения. 11 класс.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
14.03.2020
Односоставные предложения. 11 класс.
Тема урока: Односоставные предложения. 11 класс. Цели: Образовательные: • систематизация сведений по теме «Односоставные предложения»; • совершенствовать умение различать виды односоставных предложений; • обучение комплексному анализу текста; • развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища; Развивающие: • развивать логическое и ассоциативное мышление, умение систематизировать полученные знания; Воспитательные: воспитывать культуру поведения во время работы в группе; Формировать УУД: личностные УУД: • способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;
Односоставные предложения. 11 класс..docx

Мусаева Г.А..,   учитель русского языка и  литературы   

 

Тема урока: Односоставные предложения. 11 класс.

Цели:

Образовательные:

·         систематизация сведений по теме «Односоставные предложения»;

·         совершенствовать умение различать виды односоставных предложений;

·         обучение комплексному анализу текста;

·         развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища;

Развивающие:

·         развивать логическое и ассоциативное мышление, умение систематизировать полученные знания;

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения во время работы в группе;

Формировать УУД:

личностные УУД:

·         способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

 регулятивные УУД:

·         оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

коммуникативные УУД:

·         тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, работать в парах и группах;

 познавательные УУД:

·         систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

Предметные:

·         Знать понятия односоставные и двусоставные предложения; виды односоставных предложений;

·         Уметь различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; правильно ставить знаки препинания в односоставных предложениях с осложняющими элементами.

Личностные:

·         Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

·         Уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);

·         Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

·         Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию Основные понятия: Односоставные и двусоставные предложения. Определённо-личные предложения; обобщённо-личные предложения; неопределённо-личные предложения; назывные предложения; безличные предложения неполные предложения.

                                Ход урока

1.Введение в тему  урока. Задание: Найдите грамматические основы

Врачи. Друзья. Врачи. Жена.

 

Любите этот мир, ребята!

 

И вновь от внуков пряча слезы,
 Не разжимают кулака.

 

Судьбою короткой, судьбою дальней

Бредем дорогою своей печальною…

 

Как хорошо умирать под музыку…

 Под Моцарта – с временным миром    прощаться,

 Под Баха – покинуть земные затворы,

 А под Вивальди – землею срастаться.

 

2. Определение темы урока.

В чем особенность этих предложений? (с одним главным членом)

Как называются такие предложения? (односоставные)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (односоставные предложения)

 

3. Определение цели и задачи урока.

Зачем мы будем повторять односоставные предложения?

Каким образом мы будем повторять односоставные предложения?

 

4.Постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы с вами поработаем с поэтическими текстами. Все строки, что мы прочтем, принадлежат одному очень интересному человеку, современному поэту, нашему земляку Алексею Владимировичу Критскому. Я познакомилась с  ним и его стихами в прошлом году. Тогда,  на творческой встрече, он читал поэму «Пушкин» и некоторые стихи из своего небольшого сборника «Поплачем над удачами».  Он стремился рассказать читателю о том, что происходит вокруг, заставить задуматься о привычном, о том, что мы в суете так легко не замечаем.   «Поплачем над удачами...»  - это стихи-размышления. «Они, как и другие мои работы, - говорит автор, - по сути, исповедь, крайняя степень откровенности, где все обнажено…  А название его (сборника) говорит само за себя - «Поплачем над удачами...». Эта фраза включает в себя определенный смысл. Ведь что значат сегодня наши личные удачи по сравнению с судьбой всей страны? Если человек по-настоящему счастлив, хоть мгновение, ему необходимо помнить, что в мире есть тысячи несчастных».

Меня своей искренностью поэт покорил. И мне хотелось, чтобы какие-то сроки и вам запали в душу, чтобы и вы захотели прикоснуться к творчеству ивановского поэта. Прочитав книгу  «Поплачем над удачами»,  я увидела, что в его стихах очень много односоставных предложений.  Попробуем ответить на вопрос: почему? Какова роль этих предложений в поэтическом тексте?

 

5.  Повторение знаний об односоставном предложении.

На какие виды делятся односоставные предложения. Изобразите это графически.

                               Односоставные предложения

                               ↓                                             ↓

                  С главным членом        С главным членом

                    сказуемым                           подлежащим               

 

Как называется предложение с главным членом подлежащим?

 Одинаковы ли способы выражения сказуемого в предложениях с главным членом сказуемым?

Чем может быть выражено сказуемое?

Заполните таблицу.

 

вид

                  значение

Способ выражения сказуемого

                                          С главным членом сказуемым

Определённо-личные предложения

 

Действующее лицо или предмет не названы, но говорящий точно понимает, о ком или о чём речь.

Глаголом 1-го или 2-го лица ед.  и  мн. числа изъявит. накл (наст. и буд. вр.)  или  повелительного наклонения.

 

Неопределённо-личные предложения

 

Действующее лицо не названо, но говорящий не может точно указать на того, кто производит действие.

Глаголом 3-го лица мн.ч. наст. и буд. времени.

-Глаголом мн. числа прош. времени.

-Глаголом  мн. ч. условного наклонения.

 

обобщённо-личные предложения

Обозначают действие, относящееся к любому лицу (ко всем людям вообще, «я и любой другой»). Действующее лицо мыслится обобщённо.

Сказуемое обычно выражено глаголом 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа.

 

Безличные предложения

 

Действующее лицо назвать невозможно. Подлежащего нет и быть не может.

Сказуемое обычно выражено глаголом 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа.

 

                                     С главным членом подлежащим

назывные

Передают значение бытия, утверждают наличие предметов, явлений.

Подлежащее выражено существительным в им. падеже или сочетанием числительного и существительного.

 

6. Составление алгоритма определения видов односоставных предложений.

Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид односоставных предложений?

1 .Находим грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)

2 .Определяем, двусоставное или односоставное

3 .Смотрим, чем выражен главный член предложения

4 .Если в роли грамматической основы выступает сказуемое, смотрим, чем оно выражено.

Например:   В какие «дивные» оденемся одежды…

 

 Работа в группах или в парах.

- Составление алгоритма нахождения односоставных предложений.
- Обсуждение алгоритма нахождения односоставных предложений. 

______________________________________________________________________
1. Определить состав грамматической основы предложения 
2. Определить тип предложения: с главным членом сказуемым или с главным членом подлежащим 
3. Определить тип односоставного предложения 
______________________________________________________________________

 

2. Почти ноябрь.

 А земля все еще дает свои плоды…

(Подлежащее ноябрь. С  помощью назывного предложения (Почти ноябрь.) поэт очень лаконично и точно рисует время действия).

 

3.Беда. Беда. Кругом беда.

И мысль одна.

И … жизнь одна.

(Три назывных предложения: Беда. Беда. Кругом беда. Назывные предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Второстепенный член в третьем предложении усиливает напряженность ситуации).

 

4. Сухими губами срывая росу,

Тебя в своем сердце по капле несу…

(Подлежащего нет, сказуемое несу выражено глаголом  1 лица ед. числа наст. времени изъявительного наклонения. Определённо-личное предложение.  Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём отношении к родине.)

 

5. Преемников лаврового венца

Стараются свести вполоборота –

Кому-то льют пули из свинца,

А с кем-то льстивым словом сводят счеты.

(В предложении нет подлежащего, сказуемые стараются, льют, сводят. Это неопределённо-личное предложение, оно  не указывает на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии – желании убрать соперника).

 

3). Тренировочные упражнения. (Слайд 13).
А). Работа по карточкам (в паре) (каждой паре по 5 предложений).
Делают записи в тетрадях с указанием номера предложения и его вида.


А. Определите тип простого предложения. (Двусоставное или односоставное) 
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит. (Двусоставное).
2. Не забывай родные дали. (Односоставное)
3. Принесли к врачу солдата только что из боя. (Односоставное).
4. Есть в мире сотни замечательных явлений. (Односоставное)
5. Юность склонна к быстрым обобщениям. (Двусоставное).
6. Обожаю всяческую жизнь. (Односоставное).
7. Быть грозе великой. (Односоставное) 
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день. (Односоставное).
9. Опалило ивушку грозою. (Односоставное).
10 . Я воспитан природой суровой. (Двусоставное).

Б. Определите тип односоставного предложения 
1. Вот письмо сына. (Назывное)
2. Словом можно полки за собой повести. (Обобщённо-личное)
3. Мне грустно. (Безличное)
4. Сильнее кошки зверя нет. (Безличное)
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Обобщённо-личное)
6. Светает. (Безличное) 
7. В поселке строят новый дом.(Неопределённо-личное) 
8. Слезами горю не поможешь. (Обобщённо-личное)
9. Век живи - век учись.  (Обобщённо-личное)
10. Приятно пахнет черемухой. (Безличное)


ПРОВЕРКА, комментирование полученных результатов. (Озвучивают те предложения, которые вызвали сомнения).
Справка. 
Необходимо отличать назывные предложения от двусоставных неполных! 
Богатырское движение! (Назывное, к подлежащему относится определение). 
За окном море (Двусоставное неполное, так как за окном – обстоятельство!) 
- Справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте.

8. Графический диктант: определить вид односоставного предложения, чем выражено сказуемое

1. …не скучаю я – мне плохо без тебя!

    В душе моей и сыро, и холодно.

    Холодную ладонь руки свободной,

    Мечтаю вновь согреть, тебя храня!

 

2.Как мне позвать тебя, чтоб голос

  Твой снова мог услышать я?!

 

3. Как живется вам,

    как можется,

   ёжится, встается как?

 

4. Снимаю шляпу пред закатом

    И надеваю на восход.

 

5.Мне подарить тебе, я думал, нечего –

   Всего одна строка в душе была.

 

6.Живем – не как в последний раз,

   А так, как будто бы на сдачу!

 

7.Порой, едва коснувшись тишины,

   Осознаем: как заблуждались мы!

 

8.Спойте мне песню лазоревых рос

    Музыкой майских предутренних гроз!

    Не торопите, прошу вас, меня –

    Дайте остаться, молчанье храня…

 

9. …Забудь себя и сделай все, что  сможешь,

    Чтоб радость жизни ближнему вернуть.

 

Закрепление.

1.Запись предложений. Определение видов односост. предложений.

Мойте руки перед едой.

Любовью дорожить умейте.

После уроков идем в кино.

Решено сходить на выставку.

Бумагу изготовляют из древесины ели и сосны.

Раннее утро.

2.Запишем предложение.

Скоро в магазин привезут новые товары. (односоставное н/л)

Замените глагол привезут на глагол поступят. (предложение станет двусоставным)

- Как изменилось предложение?

3. Сопоставьте два предложения.

О юности всегда вспоминаешь радостно.

Воспоминания о юности всегда радостны.

Вывод.

Вернемся к предложениям на доске. Определите вид предложений по способу выражения грамматических основ и по строению (ПП или СП) Значит, какие знаки препинания нужно поставить в данных предложениях?

В заключение урока тест – контроль по теме «Односоставные предложения» и его самопроверка.

ТЕСТ «Односоставные предложения»

1.       Среди данных предложений найдите односоставное.:

А. Льет дождь

Б. Что же нам предпринять?

В. Мне нездоровится!

Г. Мороз украсил окна.

2.      Какая схема соответствует предложению: Нам трудно терпеть, когда мы спешим.

А. двусост. + двусост.

Б. двусост. + безлич.

В. Безлич. + двусост.

Г. Назыв. + двусост.

3.      Укажите определенно-личное предложение.

А. Как красиво вокруг!

Б. Пригласили и меня.

В. В простых словах и без искусства открою тайну вам свою.

Г. Мне это не нравится.

4.      Укажите неопределенно-личное предложение.

А. Ничего не видно.

Б. Пересаживают аспарагаус раз в 2-4 года.

В. Прости меня.

Г. Мы хотели бы посетить театр.

5. Укажите безличное предложение.

А. Ясная погода.

Б. Ночью сильно приморозило.

В. Впервые ей подарили цветы.

Г. Заставляй себя работать.

6.      Укажите назывное предложение.

А. Чего нам ожидать?

Б. Помогите, люди добрые!

В. Старый Новый год.

Г. Я скоро приеду.

V. Домашнее задание. 

Написать сочинение на морально-этическую тему, используя данный текст.

 

В качестве резерва времени.

Найти в тексте односоставные предложения и определить их тип. 
(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством". (По Е.Г.Киселевой) 

 


 

Мусаева Г.А.., учитель русского языка и литературы

Мусаева Г.А.., учитель русского языка и литературы

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

Повторение знаний об односоставном предложении

Повторение знаний об односоставном предложении

Составление алгоритма нахождения односоставных предложений

Составление алгоритма нахождения односоставных предложений

Сильнее кошки зверя нет. (Безличное) 5

Сильнее кошки зверя нет. (Безличное) 5

Мойте руки перед едой. Любовью дорожить умейте

Мойте руки перед едой. Любовью дорожить умейте

Г. Назыв. + двусост. 3.

Г. Назыв. + двусост. 3.

В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством"

В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2020