Задания для работы в группах

  • pptx
  • 10.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала задания для групп.pptx

Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Состав группы

Хронограф – следит за временем выполнения заданий; оценивает результаты участников группы; по необходимости приходит на помощь группе в выполнении заданий).
Понятист – объясняет понятия.
Статист – сравнивает показатели до и после реформы, анализирует, делает выводы.
Документалист – анализирует текст документа, отвечает на вопросы.

*Допускается помощь со стороны участников группы; помощь возможна только по просьбе участника, выполняющего задания; за своевременную и грамотно оказанную помощь хронограф присуждает баллы.

Задание № 1 (для понятиста)

Объясните понятия:

1. Аренда
2. Временнообязанные
3. «Отрезки»
4. Надел

Критерий оценивания:
Понятия полностью раскрыты, ошибок в объяснении нет – 3 балла;
Ошибки в объяснении 1-2 слов – 1 балл;
Понятия не раскрыты или раскрыто только одно – 0 баллов.

Задание № 2 (для статиста)

Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60-70-гг. XIXвека).

Показатели развития сельского хозяйства.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Посевные площади.

82,5 млн. десятин.

103,8 млн. десятин.

Урожайность хлебов с одной десятины.

5 центнер.

7 центнер.

Средневаловой сбор хлебов.

31,2 млн. тонн.

54,1 млн. тонн

Дворянское землевладение.

Около 90 млн. десятин.

53,2 млн. десятин.

Критерий оценивания:
Сравнение произведено без ошибок, выводы верны – 3 балла;
Только произведено сравнение показателей или только правильно сделаны выводы – 1 балл;
Сравнение не произведено или произведено неверно и не сделаны выводы– 0 баллов.

Задание № 3 (для документалиста)

 А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни. 1879 г.
...Первое, что бросается в глаза, это то, что во многих дерев­нях крестьяне получили в надел менее того количества земли, какое у них было в пользовании при крепостном праве. Вся лишняя за указанным наделом земля была отрезана во владение помещика и составила так называемые отрезки... Где есть отрез­ки, там крестьяне беднее и недоимок более. Очень часто можно видеть, что деревни, даже не имеющие полного надела, но по­лучившие то количество земли, каким они пользовались при крепостном праве, живут зажиточнее, чем те деревни, которые хотя и получили полный надел, но у них были отрезки...
У нас повсеместно за отрезки крестьяне обрабатывают помещикам землю — именно работают... как при крепостном праве, то есть на своих лошадях, со своими орудиями произ­водства...
Добро бы еще эти отрезки сдавались крестьянам за аренд­ную плату деньгами, а то нет — непременно под работу. И что всего нелепее, очень часто вся эта работа не приносит помещи­ку, вследствие его неумелого хозяйства, никакой пользы и бес­плодно для всех зарывается в землю. В нашей местности я один только пример знаю, что крестьяне платят за отрезки деньгами, да и то только потому, что имение находится в аренде у купца, который хозяйством не занимается и в крестьянской полевой работе не нуждается... Для многосемейных зажиточных крестьян, у которых во дво­рах много работников и работниц, много лошадей и исправная снасть, отработать за отрезки... еще ничего, но для одиночек-бедняков, у которых мало лошадей, отработка...— чистое разо­рение.

По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта ответьте на вопросы:
1. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики?
2. Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских
хозяйств?

Критерий оценивания:
Проанализирован текст, ответы к вопросам раскрыты верно – 3 балла;
Проанализирован текст, но в ответах допущены ошибки – 1 балл;
Ответы на вопросы раскрыты неверно, анализ не произведен – 0 баллов.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права

Задание № 4 (для понятиста)

Объясните понятия:

1. «Железнодорожная горячка»
2. Концессии
3. Наемный рабочий
4. Пошлина

Критерий оценивания:
Понятия полностью раскрыты, ошибок в объяснении нет – 3 балла;
Ошибки в объяснении 1-2 слов – 1 балл;
Понятия не раскрыты или раскрыто только одно – 0 баллов.

Задание № 5 (для статиста)

Сравните показатели развития железнодорожного строительства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы.

Развитие железнодорожного строительства
в пореформенный период (60 - 80-е годы XIX века).

Показатели железнодорожного строительства

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х -по 1890-е годы.

Протяженность железных дорог.

2 тысячи км.

22 тысячи км.

Ассортимент перевозимых грузов.

Хлеб составлял 40 % всех грузов.

Хлеб составлял 25 % грузов, нефть-30%, лес, уголь - 40 %.

Критерий оценивания:
Сравнение произведено без ошибок, выводы верны – 3 балла;
Только произведено сравнение показателей или только правильно сделаны выводы – 1 балл;
Сравнение не произведено или произведено неверно и не сделаны выводы– 0 баллов.

Задание № 3 (для документалиста)

Из программной записки министра финансов М. X. Рейтерна. 1866 г.
Сооружение железных дорог можно назвать не только на­стоятельной потребностью, но и положительно важнейшею для будущности России задачею правительства. Увеличенный посред­ством железных дорог вывоз за границу представляется единст­венно возможным исходом для расстроенного нашего денежно­го обращения и, следовательно, для кредита государственного и финансов вообще; экономическое положение России может быть существенно улучшено также лишь посредством железных дорог, которые дадут ценность ее произведениям и, следова­тельно, достаточное вознаграждение труду и безбедный доход с земли; в финансовом отношении можно ожидать существен­ного увеличения доходов лишь от улучшения экономического быта, который находится в зависимости от улучшения путей со­общения; наконец, даже в политическом отношении воз­можность скорого передвижения от центра к окраинам должна умножить силу России.

Вопрос к документу: В чем видится министру финансов России финансово-экономическое и политическое значение развития железнодорожной сети в стране?

Критерий оценивания:
Проанализирован текст, ответы к вопросам раскрыты верно – 3 балла;
Проанализирован текст, но в ответах допущены ошибки – 1 балл;
Ответы на вопросы раскрыты неверно, анализ не произведен – 0 баллов.

Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права

Задание № 7

Пояснение:
Попробуйте сопоставить критерии к каждой социально-экономической реформе

Сельское хозяйство

Промышленность

Финансы

Транспорт

Освоение новых месторождений

Дефицит государственного бюджета восполнялся за счет внешних займов

Появление новых отраслей: машиностроение и др.

Внедрение рыночных отношений

Возникновение частных банков

Отделение крестьянского, общинного хозяйства от помещичьего

Расширение площади пахотных земель за счет присоединения новых территорий

Формирование рынка рабочей силы

Раздача концессий фаворитам

Переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству

«Железнодорожная горячка»

Введено золотое содержание рубля

Задание № 8

Пользуясь знаниями, полученными на уроке, ответьте на вопросы представленные ниже.

1. Реформа, освободив крестьян от личной зависимости в г., не уровняла их с помещиками в .

2. На этих предприятиях в первые годы после реформы было сокращено производство: , .

3. Главным районом металлургического производства продолжал оставаться . Быстрыми темпами шло и создание нового металлургического района .

Задание № 9

Пояснение:
Рассмотрите внимательно карты; подумайте, что на них изображено. Пользуясь уже полученными знаниями, объясните историческое событие, объединяющее эти изображения. Как вы думаете, к какому году может относиться каждая из этих карт?












Санкт-Петербург

Москва

Санкт-Петербург

Москва

Динабург

Санкт-Петербург

Москва

Динабург

Мичуринск

Киев