Школьный этап
Всероссийской олимпиады по русскому языку
8 класс
Инструкция для учащихся
Дорогой друг!
Инструкция для учащихся
На выполнение всех заданий Вам отводится 1,5 часа. Постарайтесь рационально использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.
использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.
Внимательно читайте формулировки заданий, это поможет Вам избежать ошибок. На чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно, достаточно указать только номер задания.
чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно,
достаточно указать только номер задания.
Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным занятием.
Желаем тебе успеха!
Максимальное количество баллов за работу - 102 балла.
Задание № 1. Поставьте ударения в словах.
Автограф, багрить (окрашивать в багровый цвет), втридорога (наречие), госпитальный, давнишний, еретик, задолго (наречие), закупоривать, знамение (знак, предзнаменование), колосс (статуя, колонна громадных размеров).
Задание № 2.
А) Замените выделенные в предложениях слова фразеологизмами.
1. До станции очень недалеко.
2. Куда ты бежишь так быстро?
3. Ребёнок совсем не слушается.
4. Клянусь, что всё будет хорошо.
5. Он мне очень дальний родственник.
Б) Ответьте на шуточные вопросы (в ответе используйте фразеологизмы).
Может ли свет быть в жидком состоянии?
Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус?
Какого цвета бывает скука?
Задание № 3. Укажите значения выделенных слов.
1. Встаёт купец, идёт разносчик, На бúржу тянется извозчик (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).
2. Я предложил вожáтому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей (А. Пушкин «Капитанская дочка»).
3. — Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животé и смерти Бог волен (А. С. Пушкин «Дубровский»).
4. — Я просила тятеньку привезти куафёра из Амстердама (А.Н. Толстой «Петр Первый»).
5. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
Задание № 4.
Какова история слова палка, и имеет ли это слово отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?
Задание № 5.
В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
Задание № 6
Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания.
Главное слово |
предлог |
Зависимое слово |
вопрос |
Смысловые отношения |
приехал |
ИЗ |
города |
|
|
|
ИЗ |
|
|
обстоятельственные |
|
ИЗ |
|
Чего? |
|
корзина |
ИЗ |
|
|
определительные |
Задание № 7.
Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.
Задание № 8. Прочитайте предложения:
1. Мы пойдём напрямик, а вы идите окружным путём.
2. Проблему беженцев следует решать путём переговоров.
3. Всё надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
Задание № 9.
От приведённых названий городов образуйте названия их жителей (во мн.числе).
Белгород, Воронеж, Елец, Калуга, Липецк, Орёл, Смоленск, Грязи, Задонск, Тула.
Задание № 10.
В поэме Д.Г. Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь…
Каково значение слова «пря» в этом предложении?
В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5) таких существительных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.