Задания на развитие коммуникативных умений младших школьников.
1. Вербальное общение (словесные умения):
«Вопросы и ответы по кругу»
Цель: развить реакцию общения.
Ход игры: встать в круг, взять мячик, передавать его тому, кто стоит
рядом, задавая вопрос. Тот должен быстро ответить на вопрос и передать мячик
следующему.
Ребенок приобретает навыки быстрой реакции в разговоре.
«Интонация»
Цель: развить темп речи.
Ход игры: предложить детям медленно произнести скороговорки, затем
постепенно наращивать темп произношения. Произнести фразы удивленно, грустно,
гневно, весело.
Ребята развивают темп речи, эмоционально окрашенную речь.
«Интервью»
Цель: снятие напряжения в общении.
Ход игры: выходит один человек, садится, а группа задает вопросы. Он
может отвечать с любой степенью откровенностью: полной, частичной, под маской.
Упражнение проводится столько раз, сколько вы считаете нужным.
Добиться успеха - значит добиться полной откровенности, возможно после этого у
ребенка будут уменьшаться паузы в речи.
«Рассказ»
Цель: преодоление барьеров в общении.
Ход игры: написать на листочке имя, фамилию детей и сложить в мешочек.
Затем все перемешать и поочереди дети вытаскивают по одному листочку и пишут
рассказ об этом человеке, имя которого написано. Затем зачитывают, остальные
угадывают, о ком рассказ.
2.Невербальное общение (жесты, мимика, пантомима):
«Жестикуляция»
Цель: преодоление барьеров в экспрессивном закрепощении.
Ход игра: разделить детей на две команды. Выбирают текст. Команды
выбирают докладчиков, которые поочереди будут читать текст, а остальные будут
его иллюстрировать жестами, игровыми сценками, оживлять текст.
Происходит эмоциональный подъем, дети раскрепощаются, проявляют свои эмоции,
используют жесты, мимику, известные им.
«Встреча взглядам
Цель: научить детей устанавливать зрительный контакт.
Ход игры: нужно четное число участников, которые садятся в круг,
закрывают глаза и опускают голову вниз. По сигналу каждый должен открыть глаза,
поднять голову и с кем-нибудь встретится взглядом.
Дети учатся устанавливать контакты с помощью взгляда.
«Вырази себя»
Цель: научить детей выражать свои чувства и эмоции.
Ход игры: ребята должны продемонстрировать известные эмоции: гнев,
раздражение, обида, изумление.
Формируются навыки выражать свои чувства.
«Понимаете ли вы жесты мимики?»
Цель: развитие эмоций.
Ход игры: дети делятся на пары, изображают различные эмоциональные
состояния (безразличие, враждебность, веселье, радость, печаль, плохое
самочувствие). Затем обсудить, возникали ли какие-либо затруднения при
определении?
Ребята, пытаясь определить эмоциональные состояния, примеряют их на себя. Могут
увидеть разнообразие эмоций, их мимику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.