Задания по истории
с древнейших времен до конца XIX века.
Задания по истории предназначены для учащихся имеющих по итогам семестра неудовлетворительную оценку или не аттестацию. Задания выполняются письменно в тетради.
История как наука
1. Зачем нужно изучать историю?
2. Дайте определения терминам:
· История
· Исторический процесс
· Объект исторического процесса
· Субъект исторического процесса
· Историческая личность
· Выдающаяся личность
· Культ личности
· Исторический факт
· Исторический источник
3. Заполните таблицу «Классификация исторических источников»
(приведите по три примера каждого вида исторических источников)
вид |
примеры |
лингвистические |
|
этнографические |
|
вещественные |
|
устные |
|
письменные |
|
«Кино» и «фото» документы |
|
4. Что такое вспомогательные исторические дисциплины? Заполните таблицу
Вспомогательные исторические дисциплины
дисциплина |
Что изучает |
генеалогия |
|
геральдика |
|
нумизматика |
|
дипломатика |
|
метрология |
|
палеография |
|
сфрагистика |
|
хронология |
|
этимология |
|
Восточные славяне
Что нужно повторить: география расселения восточных славян, их занятия, быт, верования. Общественное устройство восточных славян. Взаимоотношения с соседями.
1. Заполните таблицу «Расселение восточных славян»
Название славянского племени |
Места их расселения |
|
|
2. Заполните таблицу «Верования восточных славян»
Имя духа или божества |
деятельность |
|
|
3. Дайте определение терминам:
Автохтонное население, бортничество, варяги, вече, волхвы, идол, капище, тризна, старейшина, язычество.
4. Перечислите основные занятия восточных славян?
5. Чем родовая община отличается от соседской общины? Перечислите признаки родовой общины.
6. Какие существуют концепции происхождения и прародины славян?
7. Какой бог превратился в главное божество князей и воинов в период разложения родовых отношений у славян?
8. Какие языческие верования и праздники вы знаете? Какие из них сохранились до нашего времени? Почему?
9. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы: о каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического очерка: «В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Русь в IX-XII вв.
Что нужно повторить: становление древнерусского государства IX-X вв. Крещение Руси. Свободное и зависимое население Руси в конце X первой половине XII в. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Владимир Мономах. Культура и быт Древней Руси.
1. Заполните таблицу
Первые князья и их деятельность
Князь |
Основные направления деятельности. Как вошел в историю. |
Рюрик 862-879 |
|
Олег 879-912 |
|
Игорь 912-945 |
|
Ольга 945-964 |
|
Святослав 964-972 |
|
Владимир 1 Святой 980-1015 |
|
Ярослав Мудрый 978-1054 |
|
Владимир II Мономах 1053-1125 |
|
Мстислав Великий 1076-1132 |
|
2. Дайте определение терминам:
Смерды, закупы, рядовичи, холопы, челядь.
3. Какие князья правили в Киеве до его захвата Олегом?
4. Каково значение «Русской Правды» ?
5. Какие товары ввозили и вывозили в IX-XII веках из Руси?
6. Как осуществлялось управление Древнерусским государством?
7. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из труда современного историка.
«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что со-вершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства».
Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.
Раздробленность на Руси в XII-XIII.
Что нужно повторить: политическая раздробленность Руси, причины, сущность, признаки, время возникновения. Модели политического развития русских земель. Деятельность князей.
1. Заполните таблицу
Князь |
Основные направления деятельности |
Юрий Долгорукий 1125-1157 |
|
Андрей Боголюбский 1157-1174 |
|
Всеволод III Большое Гнездо 1176-1212 |
|
2.Заполните таблицу
Основные центры политической раздробленности
Аспекты сравнения |
Владимиро-Суздальское княжество |
Галицко-Волынское княжество |
Новгородская земля |
территория |
|
|
|
экономика |
|
|
|
Социально-политические особенности |
|
|
|
3. Что означает термин «Политическая раздробленность»?
4. Почему крупнейший российский историк Б.А. Рыбаков предлагал использовать термин «обособление русских земель», а не выражение «Русь распалась», «Русь раздробилась»?
5.Заполните таблицу
Последствия политической раздробленности Руси
Положительные |
Отрицательные |
6. Какие события вы бы отнесли к первым признакам политической раздробленности?
7. Правление какого великого князя явилось последней попыткой противостоять раздробленности?
Борьба Руси с иноземными нашествиями в XIII веке
Что нужно повторить: нашествие Батыя на Русь. Зависимость Руси от Орды. Борьба Северо - Западной Руси против экспансии с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Куликовская битва, ее значение. Сергий Радонежский.
1. Перечислите успешных завоевательных походов монголо-татарской армии. Назовите не менее пяти таких причин.
2. Чем можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке? Могла ли она закончиться иначе?
3. В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского в ходе сражений на Неве и Чудском озере?
4. Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью? Что в ее осуществлении было, на ваш взгляд необычным? С чем это связано?
5. К каким результатам привело монголо-татарское нашествие на Русь и иноземное владычество, установившееся над русскими землями?
6. Каково значение Куликовской битвы? Почему Куликовская битва не положила конец зависимости Руси от Орды?
7. Составьте рассказ о Сергии Радонежском.
Московское государство XIV- XVI век.
Что нужно повторить: причины образования русского централизованного государства. Конец зависимости Руси от Орды. Государственное устройство России XVI. Судебник 1497 г. Становление централизованного государства. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Андрей Рублев. Иван Грозный. Ливонская война.
1. Заполните таблицу
Рост Московского государства XIV- XVI веке
Правители |
Присоединенные территории |
Даниил Александрович 1276-1303 |
|
Юрий Данилович 1303-1325 |
|
Симеон Иванович «Гордый» 1341-1353 |
|
Дмитрий Иванович Донской 1353—1389 |
|
Василий 1 Дмитриевич 1389-1425 |
|
Василий II Васильевич Темный 1425-1462 |
|
Иван III Васильевич 1462-1505 |
|
Василий III Иванович 1505-1533 |
|
Иван IV Васильевич 1547-1584 |
|
2.Раскройте особенности процесса образования Русского централизованного государства
Подсказка. Необходимо сравнить процессы формирования централизованного государства в Западной Европе и Руси. Для сравнения можно использовать такие направления:
- уровень развития производственных сил
- уровень развития товарно-денежных отношений
- уровень развития внешней торговли
- роль и статус городов в политической жизни общества
-доля зависимой категории населения в социальной структуре общества
- потребность в обороне
3. Факторы определившие возвышение Москвы?
4. Заполните таблицу. Опричнина в оценках историков
Историк |
Сущность опричнины |
Н.М. Карамзин |
|
С.М. Соловьев |
|
С.Ф. Платонов |
|
В.О. Ключевский |
|
А. А. Зимин, В.Б. Кобрин |
|
А.Л. Хорошкевич |
|
А.М. Панченко, А.Л. Юрганов |
|
Россия в XVII веке
Что нужно повторить. Обострение социально-политических противоречий на рубеже XVI-XVII вв. Смута. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Начало становления абсолютизма. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. Культура и быт XVII в.
1.Заполните таблицу
Основные этапы закрепощения крестьян в России в XV- XVII веке
Дата |
В каких документах оформлено |
Содержание документа |
Значение |
|
|
|
|
2.Заполните таблицу «Народные движения XVII века»
Дата |
Событие |
Очаг |
Причина |
|
Соляной бунт |
|
|
|
Медный бунт |
|
|
|
Восстание под предводительством С. Разина |
|
|
3. Что означает термин «смутное время»? Укажите хронологические рамки этого периода? Напишите экономические, социально-политические и духовные последствия Смуты?
4. Заполните таблицу
Подсказка: Народное ополчение – войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах.
I и II ополчения
Дата созыва ополчения |
Место созыва ополчения |
Руководители ополчения |
Действия ополченцев |
|
|
|
|
Россия в первой половине XVIII века.
Что нужно повторить. Преобразования Петра 1(экономика, государственное управление, армия). Утверждение абсолютизма. Внешняя политика. Северная война. Образование Российской империи. Изменения в культуре и быту в Петровскую эпоху. Дворцовые перевороты (причины, сущность). Российская империя в годы царствования Елизаветы Петровны. Симилетняя война.
1. Заполните таблицу
Реформы Петра 1
Экономические
|
Административные |
Военные |
Социальные |
В духовной сфере |
|
|
|
|
|
2. Что вы знаете об основных направлениях внешней политики России начала XVIII века? Составьте соответствующую схему.
3. Заполните таблицу
Северная война 1700-1721
Основные этапы |
Характеристика этапа |
Датский 1700-1701 |
|
Польский 1701-1706 |
|
Русский 1707-1709 |
|
Турецкий 1709-1714 |
|
Норвежско-шведский 1714-1721 |
|
4. Заполните таблицу «Оценка петровских преобразований»
Западники |
В.О. Ключевский |
Славянофилы |
Советская историография |
Современная историография |
|
|
|
|
|
5. Дайте определение понятиям: монополия, мануфактура, фабрика.
6. Назовите основные виды мануфактур в России в XVIII в.?
7. дайте определение термину « дворцовые перевороты»? Предпосылки дворцовых переворотов?
8. Заполните таблицу. Развитие России в период дворцовых переворотов
Правитель |
Основные направления политики |
Екатерина I (1725-1727) |
|
Петр II (1727-1730) |
|
Анна Ивановна (1730-1740) |
|
Елизавета Петровна (1741-1761) |
|
Петр III (1761-1762) |
|
Россия во второй половине XVIII века.
Что нужно повторить. Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»
Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическое развитие страны. Восстание под предводительством Е. Пугачева. Внешняя политика (направления и результаты). Русско-турецкие войны, их итоги. Участие России в разделе Речи Посполитой. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Культура и быт во второй половине XVIII века.
1. Перечислите государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины Великой? Дайте краткую характеристику каждой из них.
2. Напишите о Казацко-крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775, в ответе должны быть указаны:
-Причины
-Цели
-Состав участников восстания
-Основные этапы
-Итоги и значение
3. Назовите основные направления и задачи внешней политики России во второй половине XVIII века. Укажите наиболее значительные относившиеся к ним события.
Подсказка: в задании речь идет о внешнеполитической деятельности Екатерины II и Павла I.
3. Заполните таблицы
Архитектура 40-90-х гг. XVIII века.
Архитектурные стили |
Характерные черты |
Типичные представители |
Основные постройки |
Барокко |
|
|
|
Классицизм: Ранний (1760-1780) Строгий (1780-1800) Высокий (1800-1840) |
|
|
|
Скульптура 40-90-х гг. XVIII века.
Скульпторы |
|
Этьен Морис Фальконе (1716-1791) |
|
Федот Иванович Шубин |
|
Михаил Иванович Козловский (1753-1802) |
|
Живопись 40-90-х гг. XVIII века.
Художники |
Основные произведения |
Алексей Петрович Антропов (1716-1795) |
|
Иван Петрович Аргунов (1729-1802) |
|
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) |
|
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) |
|
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) |
|
Россия в XIX веке.
Что нужно повторить. Внутренняя и внешняя политика Александра 1(реформы и реакция, расширение границ империи). Отечественная война 1812 года. Движение декабристов (участники, программы, цели, главные события, значение). Внутренняя политика Николая 1. Социально-экономическое развитие страны. Аграрный вопрос. Общественные движения в 30-50-е гг. XIX века. Кавказская война. Культура XIX века.
1. Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX века?
2. Дайте характеристику населению России в XIX веке, анализируя его сословный состав?
3. Охарактеризуйте сущность проекта М.М. Сперанского. Можно ли утверждать, что если бы этот проект был реализован, то произошли бы коренные изменения политического строя России?
4. Заполните таблицу
Отечественная война 1812 года.
Планы сторон |
Россия |
Франция |
|
|
|
Соотношение сил |
|
|
Основные события |
|
|
Итоги и значение |
|
5. Заполните таблицу
Тайные организации будущих декабристов
Название, годы, место |
Количество членов, представители |
Программа |
«Союз спасения» 1816-1817 Петербург |
|
|
«Союз благоденствия» 1818-1821 Москва, Петербург
|
|
|
Южное общество 1821-1825 Тульчин. Украина |
|
|
Северное общество 1822-1825 Петербург |
|
|
6. Охарактеризуйте основные направления политики Николая 1
7. Содержание реформы в государственной деревне П.Д. Киселева (1837-1841)
8. Кто такие западники и славянофилы? Какие между ними сходства и различия?
9. Дайте подробную характеристику одной из войн (на выбор)
- Русско-иранская война 1826-1828
-Русско-турецкая война 1828-1829
- Кавказская война 1817-1864
- Восточная (Крымская) война 1853-1856
- Русско-турецкая война 1877-1878
10. Перечислите « Великие реформы» 1860-1870-х гг., дайте их краткую характеристику?
11. Заполните таблицу
Три течения в народничестве
Линии сравнения |
Течения в народничестве |
||
Название |
пропагандистское |
бунтарское |
заговорщическое |
Идеолог |
|
|
|
Цель |
|
|
|
Главная движущая сила |
|
|
|
Средства борьбы |
|
|
|
12. Охарактеризуйте основные направления политики Александра III?
13. Заполните таблицу.
Культура России в XIX веке.
Отрасли культуры |
Характерные черты |
Творцы и творения |
Наука |
|
|
Архитектура |
|
|
Скульптура |
|
|
Литература |
|
|
Театр |
|
|
Музыка |
|
|
Живопись |
|
|
14. Напишите не менее 20 терминов, которые чаще всего встречаются в курсе истории и важны для ее понимания
15. Напишите не менее 20 дат из истории России, которые, по вашему мнению, нужно знать каждому.
16. Составьте тест по истории России (по любой теме). Не менее 10 вопросов.
Задания по всеобщей истории
с древнейших времен до конца XIX века.
1. Заполните таблицу «Этапы развития человечества»
Периодизация |
Хронология |
Краткое содержание периода |
Первобытность |
|
|
Древний мир |
|
|
Средние века |
|
|
Новое время |
|
|
Новейшая история |
|
|
2.Что такое цивилизация? какие характерные признаки цивилизации? Чем западная цивилизация отличается от восточной?
3.Укажите факторы, способствовавшие появлению имущественного неравенства.
4.В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.
6. Заполните сравнительную таблицу Древней Греции и Рима.
|
Древняя Греция |
Древний Рим |
Форма государственного устройства в период расцвета |
|
|
Участие в политической жизни |
|
|
Право собственности на землю |
|
|
Участие в военных действиях |
|
|
Религия |
|
|
Достижения культуры |
|
|
7. Охарактеризуйте природные условия Аравийского полуострова. Как климат влиял на хозяйственную деятельность арабских племен?
8. Расскажите о возникновении ислама. В чем отличие мусульманской веры от других мировых религий? Какую роль сыграл ислам в складывании Арабского государства?
9. Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления?
10. Укажите причины и последствия Столетней войны. Как война повлияла на развитие общества в Англии и во Франции?
11. Заполните таблицу
Завоевания Чингисхана
Даты |
Завоеванные территории |
Последствия |
|
|
|
12.Заполните таблицу
Великие географические открытия
Мореплаватель |
Даты путешествия |
Открытые земли |
|
|
|
13.Какие последствия для стран Западной Европы имело создание колониальных империй и открытие новых морских торговых путей?
14. Заполните таблицу «Развитие английской буржуазной революции»
Даты |
События |
Их значение |
|
|
|
15. Укажите социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота. Какие внутренние и внешние факторы способствовали развитию экономики?
16. Заполните таблицу
Научные достижения и их последствия
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Укажите причины массовой эмиграции в Америку и ее последствия для развития английских колоний.
18. Охарактеризуйте итоги войны за независимость в Америке.
19. Охарактеризуйте Великую французскую революцию и ее последствия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.