Смысловое чтение
методическая разработка 7 класс тема «Австралия»
(по таксономии целей обучения В.В. Пикан Вариативное обучение /Школьные технологии № 1 2008. С. 100-110).
1) Ж. Верн “Дети капитана Гранта” (монолог географа Жака Паганеля):
“... Это самый любопытный край на всём земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат... - удивляло, удивляет, удивит всех учёных мира... Представьте себе, друзья мои, материк, который, зарождаясь поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо; материк, где реки пересыхают с каждым днём, где нет сырости ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья не дают тени; где животные необычны: у четвероногих имеются клювы, у кенгуру лапы разной длины...О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы!”
2) Стихотворение Галины Усовой : …à зачитываем так
“Австралия … Это - страна наоборот.
Её исток на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия … Это - страна наоборот.
Она располагается над нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где- то.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение.
Спасает юг от северной жары
Столица не имеет населения.
Там в зарослях следы бескрылых птиц
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют”
Познавательные уровни |
Примерные вопросы и задания |
Проверяемые читательские умения |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 знание/ознакомление |
О каком регионе идет речь в обоих произведениях? |
Ознакомление, воспроизведение |
||||||||||||||||||||||||||||||
2 понимание |
Почему Ж.Верн, описывая Австралию, говорит о материке, а Г.Усова – о стране? |
Объяснение |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 применение |
О каких животных рассказывают нам авторы? Приведите цитаты для каждого животного |
Использование знания для решения поставленной задачи; аргументирование с приведением цитат из текста. |
||||||||||||||||||||||||||||||
4 анализ/обобщение |
Какой автор более детально описывает уникальность Австралии? Сделайте вывод, заполнив таблицу («+» - да, «-» - нет)
*можно критерии не указывать – чтобы учащиеся сами их определили |
Поиск и извлечение информации из текста; формулирование вывода |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 синтез/систематизация |
Сформулируйте рекомендации - когда лучше посетить Австралию туристам из России |
Разработка рекомендаций |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 оценка/ценностное отношение |
Согласны ли вы с авторами, что Австралия – «самая причудливая, самая нелогичная страна!» |
Оценка субъективной позиции авторов; выражение обобщенного отношения к объекту изучения |
Автор: учитель географии МАОУ «Школа №84» Нижнего Новгорода Корчагина Светлана Валентиновна, 2022
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.