Задания второго этапа республиканской олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
Комплексная работа
IX класс
Уважаемые участники олимпиады!
Перед Вами задания I тура второго этапа республиканской олимпиады. Задания выполняются на бланках заданий. При необходимости может использоваться обратная сторона бланка заданий. Желаем Вам успехов!
I. Сделайте транскрипцию следующих слов. Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Солнце, ёж, ладья, поёт, поэт, явный, мужчина, иероглиф.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
II. Объясните, почему неправильны выражения. Устраните ошибки и запишите словосочетания.
Прейскурант цен, эмоциональные чувства, мемориальный памятник, патриот Родины, хронометраж времени, памятный сувенир, промышленная индустрия, народный фольклор, биография жизни, первый дебют.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
III. Восстановите слово, пропущенное в каждом из устойчивых выражений. Назовите значение каждого фразеологизма.
1) Нужен как … снег.
2) Посыпаться как из … изобилия.
3) Разбираться как … в апельсинах.
4) Чувствовать себя как … в воде.
5) Лить воду на ….
6) Уставиться как … на новые ворота.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
IV. Назовите иноязычные слова, которые В. И. Даль заменил указанными русскими синонимами. Сделайте словообразовательный разбор всех русских слов.
Носохватка, щипоноска; ловкосилие; снадобница, зельница; своеручник; |
самодвига, живуля; плетеница; себятник; насыл. |
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
V. Определите, являются ли предложениями выделенные конструкции. Аргументируйте свой ответ. Охарактеризуйте каждую выделенную конструкцию (если она является предложением) по характеру грамматической основы, наличию второстепенных членов и полноте. У односоставных укажите вид. Если конструкция не является предложением, охарактеризуйте её с точки зрения синтаксиса и объясните пунктуацию в ней.
1) «Давай! Давай! Жми!» - кричат болельщики Сергею, вырвавшемуся на финишную прямую. 2) Прощай! Прощай! Со лба сотру воспоминанье ... (Б. Ахмадулина). 3) Вы просите песен, их нет у меня (С. Макаров). 4) – У вас ватрушки на обед? – Нет. 5) О, одиночество, как твой характер крут! (Б. Ахмадулина). 6) Трава – под конскою подковой, душа – в коробке костяной (А. Твардовский). 7) О, чудесный далекий день! Я снова тебя вижу … 8) Февраль. Достать чернил и плакать (Б. Пастернак).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
VI. Найдите «четвёртое лишнее». Аргументируйте свой ответ. Запишите все предложения со знаками препинания. Объясните их постановку.
1) Оптика раздел физики. 2) Поэзия это огненный взор юноши, кипящего избытком сил (В. Белинский). 3) Солнце взошло начинается день (Н. Некрасов).
4) Назначение каждого человека развить в себе всё человеческое общее и насладиться им (В. Белинский).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
VII. Известно, что в местоимениях 3-го лица, употребляющихся с предлогом, появляется начальный Н. Например, у нее, от него. Почему нет Н в местоимениях в следующих примерах. Аргументируйте свой ответ.
1) За её домом начиналось поле.
2) У его стола стояла книжная полка.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
VIII. Укажите верные утверждения.
1) Басня – небольшое лирическое произведение с нравоучительным содержанием;
2) летопись – рассказ о подвигах святых и описание путешествий в святые места;
3) баллада – лиро-эпический жанр с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай;
4) рассказ – повествование, приближённое к документальному, о реальном событии или человеке;
5) к крупным формам эпоса относятся эпопея, роман, повесть;
6) к эпическим жанрам относятся басня, сказка, былина, очерк, новелла.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
IX. Одним из признаков классицистического искусства является соблюдение трёх единств. Назовите эти единства и проиллюстрируйте их на примере комедии Д. Фонвизина «Недоросль».
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
X. 1. Вставив вместо пропусков имена или фамилии действующих лиц комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», восстановите фрагмент литературоведческой статьи. К числу выдающихся достоинств комедии относится её язык. Фонвизин даёт языковые характеристики героев. Мал и беден словарь ________________ и ________________, свободно владеют речью ________________, ________________ и ________________. Много грубых и простонародных слов в речах ________________, язык её не отличается от языка крепостных людей. Отставной солдат ________________ пользуется выражениями, употребляющимися в военном быту; семинарист________________ украшает свою речь церковнославянскими словами и цитатами из духовных книг. Чтобы усилить характеристику ________________, писатель передаёт его ломаную русскую речь и подчёркивает неправильность произношения.
2. Назовите фразу, которой закачивается комедия Д.И. Фонвизина, и героя,
который её произносит.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.