Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Оценка 4.6
Контроль знаний +2
doc
искусство +1
5 кл—7 кл
13.03.2019
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК). 5-7-е КЛАССЫ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Рекомендуемое время выполнения заданий 3 астрономических часа.
Комплект заданий состоит из 8 заданий пяти типов:
Задания первого типа – 2,
Задания второго типа – 2,
Задание третьего типа – 1,
Задания четвертого типа – 2,
Задание пятого типа – 1.
олимп 5-7.doc
20152016 уч.г.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ
(МХК). 57е КЛАССЫ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Рекомендуемое время выполнения заданий 3 астрономических часа.
Комплект заданий состоит из 8 заданий пяти типов:
Задания первого типа – 2,
Задания второго типа – 2,
Задание третьего типа – 1,
Задания четвертого типа – 2,
Задание пятого типа – 1.
ЗАДАНИЕ 1.
а)
Назовите автора (если известен) и название
литературного произведения, сюжет которого воплощен в
других видах искусства.
б) Приведите 23 примера произведений других видов
искусства (автор (если известен), название), созданных на сюжеты
названного Вами литературного произведения.
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 1
1. Народная былина (славянская мифология) «САДКО» 2
балла
2.Картина «Садко в подводном царстве», художник Илья
Репин. Образ Садко в опере «Садко», музыка Н.А. Римского
Корсакова, 1897 год. «Садко» — фильмсказка, режиссёр Александр Птушко, 1952 год.
ВАРИАНТ ОТВЕТА В ТАБЛИЦЕ
Название
произведения
Садко в
подводном
царстве
Вид искусства
(жанр)
Живопись
Автор
И.Е. Репин
1876
сначала
Время создания Дополнительные
сведения о герое
Новгородский
купец,
был
бедным гусляром,
который
зарабатывал на
хлеб насущный
игрой на пирах и
т.п.
Картина
в
находится
Русском музее,
С.Пб.
Репин
писал
картину, находясь
в Париже. Выбор
идеи был связан с
приездом в Париж Садко
Музыка (Опера) Н.А. Римский
Корсаков
1897
Садко
Киноискусство
(Фильмсказка)
А. Птушко
1952
Виктора
Васнецова. Репин
уговорил
его
позировать для
своей работы.
под
В оперу «Садко»
вошли темы из
симфонической
поэмы
одноимённым
названием,
написанной
Римским
Корсаковым ещё
в 1867 году.
Либретто к опере
написал русский
поэт
В.И.
Бельский,
в
дальнейшем
ставший близким
другом
композитора.
Место первой
постановки
–
Москва, Частная
опера
Солодовникова.
Произведение
представляет
собой
эпической,
сказочной оперы.
Опера «Садко»
состоит из семи
картин.
Фильм поставлен
кинокомпанией
Мосфильм.
Главные роли в
фильме – Сергей
Столяров,
Алла
Ларионова
(первая большая
роль студентки
ВГИКа). Помимо
музыки Римского
Корсакова,
в
фильме
жанр использована
музыка
композитора
Виссариона
Шебалина. В 1963
году
картина
была куплена для
проката в США,
где была написана
английская
версия
«Волшебное
путешествие
Синдбада».
Таким образом,
русская былина
стала
американской
сказкой, а фильм
стал
общественным
достоянием.
АНАЛИЗ ОТВЕТА. ОЦЕНКА
Участник определяет и указывает точное название произведения – 1 балл,
Указывает вид искусства (жанр) – 1 балл,
Указывает автора произведения – 1 балл,
Указывает время создания – 1 балл,
Приводит дополнительные сведения – 4 балла.
Максимальное количество баллов – 10.
ЗАДАНИЕ 1.
Познакомьтесь с приметами произведения искусства,
приведёнными в тексте:
1) Определите произведение по перечисленным приметам. – 2 балла
2) Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит. Обоснуйте выбор вида
искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ. – 2
балла
1) Назовите автора произведения. – 2 балла
2) Укажите век, в какой было создано произведение. – 2 балла
3) Назовите 2 произведения со схожим сюжетом или названием, воплощённые в
других видах искусства. – 2 балла
Максимальное количество баллов – 10. Текст: …Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а
побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот
как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев
неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не
понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и
растолковывать.
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика.
Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась.
Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью
собьешься с пути.
На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди
взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей
других, я показывал ему свой рисунок N 1 я его сохранил и всегда носил с собою. Я
хотел знать, вправду ли этот человек чтото понимает. Но все они отвечали мне: "Это
шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах…
ВАРИАНТ ОТВЕТА
Произведение
Вид искусства
Автор
Философская
сказка
«Маленький
принц»
Литература
де Сент
А.
Экзюпери
Век
20й
жанр –
Схожие названия
(сюжеты, жанры)
1)Одноимённая
песня
композитора М.
Таривердиева на
стихи
Н.
Добронравова;
2)Одноимённый
м/ф,
фэнтези.
Режиссер – М.
Осборн
(Америка);
3)Скульптуры:
Скульптура
фонтан в Грузии
(автор – И.
Жвания, 1998 г.):
в
Днепропетровске
(автор
В.
Наконечный,
2002 г.); в С.Пб
–
скульптура
«Размышление о
Маленьком
принце» (автор –
А. Аветисян) Задание 1. Впиши нужную букву. Максимальное количество баллов – 10.
1.1. Вступление к опере или балету называется ____________
А) Ария; Б) Баллада; В) Увертюра; Г) Серенада.
1.2. Перечисли
литература__________
А) Опера; Б) Симфония; В) Балет; Г) Песня.
жанры,
в которых соединились музыка и
1.3. Манера исполнения в опере, когда герой говорит нараспев________
А) Ария; Б) Ариэтта; В) Монолог; Г) Речитатив.
Произведение,
1.4.
называется_____________ А) Вокализ; Б) Романс; В) Хор.
предназначенное для пения без
слов,
1.5. Для какого инструмента написана «Токатта и фуга реминор» И.С.Баха.
А) Скрипка; Б) Орган; В) Флейта.
Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического
1.6.
оркестра______
А) Арфа; Б) Гитара; В) Контрабас; Г) Литавры
1.7. Сказочные мифические существа, которые своим божественно
убивали
завораживающим
голосом
красивым,
мореплавателей_____________.
А) Древнегреческие музы; Б) Сирены; В) Певцысказители.
1.8. Вокальная баллада это_____
А) Величественная песня о богатырях, их подвигах, повествующая о подвигах
богатырей, выдающихся событиях народной жизни.
Б) Направление в искусстве, возникшее во Франции в 70х годах 19 века,
В) Песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет её остро драматический, в
нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
Г) Это вступление к какомунибудь музыкальному произведению или
небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа. Задание 2.
термина. Максимальное количество баллов – 4.
Найди цифру с правильным определением музыкального
2.1. Либретто это…
1. Литературный текст, лежащий в основе музыкальносценического
произведения, главным образом оперы, пересказ краткого содержания
оперы или балета.
2. Музыкальная тема или часть её, характеризующее какой либо образ
идею, явление, применяемое в крупных музыкальных формах – операх,
балетах, симфониях.
3. Вокальносимфоническое произведение в нескольких частях. Обычно
исполняется хором, солистами и оркестром, состоит из арий и
речитативов с инструментальным сопровождением.
2.2. Что такое увертюра?
1. Музыкальное предисловие, оркестровая пьеса перед большим спектаклем
(оперой или балетом) и вводящая в круг идей, настроений, предстоящего
зрелища.
2. Произведение для оркестра, написанного в форме сонатного цикла.
3. Украшение вокальной мелодии виртуозными, технически трудными
пассажами.
Задание 3. Р а с п р е д е л и т и п ы г о л о с о в п о в ы с о т е з в у ч а н и я .
З а п и ш и в т а б л и ц у . Максимальное количество баллов – 6.
Высота
Т и п ы ж е н с к о г о г о л о с а
Т и п ы м у ж с к о г о г о л о с а
Высокий
Средний
Низкий
Сопрано 1, сопрано 2, Альт Бас, баритон, тенор
Задание 4. Выбери слова из строчки и подставь их к нужному слову в
столбце. Максимальное количество баллов – 8.
Лад, гусли, опера, зал, оркестр, барабан, гармошка, рожок.
Большой Английский
Губная
Звончатые
Духовой
Комическая
Концертный
Мажорный
Задание 5. Установи правильную последовательность.
5.1. Проставь от 1 до 4 термины по возрастанию числа исполнителей – певцов:
квинтет
солист
хор
терцет
5.2. Проставь от 1 до 5 термины по возрастанию числа исполнителей –
инструменталистов:
квинтет
струнных
оркестр
симфонически
й
солист
скрипач
оркестр
камерный
трио
духовых
Максимальное количество баллов – 9.
Задание 6. Установи соответствие между музыкальным произведением и
композитором:
1. Руслан и Людмила
2. Лунная соната
3. Александр Невский
4. Иван Сусанин (Жизнь за царя)
5. Князь Игорь
6. Ярославна
_________________________________________________________ а) Л–В. Бетховен
б) М.И. Глинка
в) А.П. Бородин
г) Б.И. Тищенко
д) Н.А. Римский Корсаков
е) С.С. Прокофьев
Максимальное количество баллов – 6
Задание 7. Напиши, используя средства музыкальной выразительности,
какую музыку ты слышишь, глядя на эту картину?
Б. Кустодиев «Масленица».
Максимальное количество баллов – 8 (если отмечены мелодия, интонация,
лад, ритм, темп, тембр, регистр, динамика).
Задание 8. Творческое. Сочини музыкальную сказку, где главными
действующими лицами будут являться ПЕСНЯ, ТАНЕЦ и МАРШ. Для
описания используй музыкальные термины.
Максимальное количество баллов – 10.
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Задания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству (МХК) (5-7 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.