Задания для самостоятельной работы по русскому языку на тему "Глагол". 3 класс
Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
русский язык
3 кл
27.07.2017
Материал предназначен для поэтапного самостоятельного выполнения учащимися во время изучения темы "Глагол". Возможно использование отдельных упражнений на уроках и в индивидуальной работе. Содержит задания поискового и творческого характера, игровые задания, красочные иллюстрации. Выполняя задания, школьники получат возможность повторить и обобщить изученное, проверить свои знания.
задания для самостоятельной работы по теме глагол 3 класс.docx
Цель: расширить знания о глаголе как части речи, его грамматических
категориях, значении.
Развивать логическое мышление, связную речь, умение сравнивать,
анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в
нестандартных ситуациях.
Формировать общеучебные навыки, умение самостоятельно овладевать
знаниями.
Способствовать воспитанию патриотизма, гражданской активности,
любви к родному языку, природе; вызвать интерес к самообразованию.
Ребята!
Вас приветствует совенок Филя! Он
приглашает вас в гости к замечательной части
речи – глаголу. Глаголы – очень важные слова!
Без них наша речь была бы несовершенной, даже
непонятной. А еще – глаголы чемто похожи на
вас: как и вы, они постоянно чемто заняты,
чтото делают, ни минутки не сидят на месте!
Совенок Филя хочет, чтобы вы подружились
с глаголами, а для этого вам предстоит поближе с ними
познакомиться, поэкспериментировать и даже поиграть со словами.
Успехов вам! И помните, что в случае возникновения трудностей у
вас есть замечательные помощники – учебники, Интернет, ваши
учителя, родители и одноклассники.
Задание 1.
Прочитайте предложение и дополните его недостающими словами из
столбиков:
Глаголы отвечают на вопросы :
М) Что делать? Ф) Какой?
В) Что? Ц) что сделаем?
Л) Что сделать? О) Что делал? Р) Сколько?
Д) Что будешь делать?) З) Когда?
Е) Что делают?
Б) Кто?
О) Что сделаешь? Проверьте себя: из букв, стоящих перед выбранными вопросами,
составьте ключевое слово.
Задание 2.
Используя вопросы, выбранные в предыдущем задании, найдите в
Выпишите их вместе с именами
стихотворении все глаголы.
существительными, связанными с ними по смыслу. Повторяющиеся глаголы
запишите один раз.
Здравствуй, Родина моя
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
Проверь себя: глаголов должно быть больше 7, но меньше 9.
Задание 3.
а) Прочитайте глаголы. Подумайте, когда происходят действия,
которые они обозначают. Запишите глаголы в три столбика, добавьте свои
примеры изменения глаголов по временам:
В прошедшем В настоящем
(вчера) (сейчас, всегда или никогда)
В будущем
(завтра, потом) Дарил
…
дарит
… …
подарит
Учится, учился, будет учиться; зацвели, зацветут, зацветают; ехала, поедет,
едет.
б)Составьте и запишите три предложения, в которых один и тот же
глагол употребляется в разных временах.
Задание 4.
а) Прочтите предложения, сравните глаголы. Подумайте, почему они
меняют форму? Составьте подобные предложения со своими глаголами.
Березка растет – березки растут.
Облако плывет – облака …..
Рыбка ... – рыбки … .
…. .… – … … .
Запишите в тетради вывод:
Глаголы изменяются по ……
б) Прочтите предложения, сравните окончания глаголов. Почему они
разные?
Мальчик пел. Птичка пел… . Сердце пел… .
Запишите вывод:
Глаголы изменяются по … .
в) Продолжи исследование: попробуй проверить, будут ли меняться
окончания глаголов, если действие выполняет не один предмет, а несколько:
Мальчики пел… . Птички пел… . Сердца пел… .
Сделай вывод:
Род глаголов можно определить только в ….. числе.
Задание 5.
Прочтите стихотворение. Выпишите из него глаголы, определите их
время, число и если возможно – род.
Упрямый козлик
Надвигается гроза;
Гром гремит над головой.
Надрывается коза, Тащит козлика домой:
Ну, пойдём,
Пойдём, сыночек!
Тут грозою нас убьёт,
Тут нас дождиком замочит...
Но козлёнок не идёт:
Бодается, брыкается,
Ногами упирается...
Горя много терпят мамы,
Если дети их упрямы!
Хорошо ли поступает козленок? Составьте предложение – совет
маленькому упрямцу.
Задание 6.
Прочтите глаголы. Смогли ли вы понять, кто и когда выполняет
действие?
Жужжать, заливаться, петь, зазеленеть, прилететь, расцвести, проснуться,
радоваться.
Запишите эти глаголы в два столбика:
Что делать? Что сделать?
……………. ……………
Как вы думаете, почему эти слова называются неопределенной формой
глагола?
В описании какого времени года можно употребить эти глаголы?
Составьте и запишите несколько предложений на эту тему.
Задание 7.
Глаголы умеют «дружить» и «ссориться», иногда даже «прячутся» и
«хитрят».
а) Прочтите стихи и найдите в них глаголы, близкие по значению
(синонимы), и противоположные (антонимы). Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в
жару.
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.
б) Познакомьтесь! Это гномы, жители сказочного мира. Они постоянно
спорят друг с другом.
Подумайте, кому из них принадлежат глаголы:
Ссориться, смеяться, грустить, плакать, мириться, пожалеть, отнять,
обидеть, подарить, веселиться?
Запишите эти глаголы в два столбика.
в) Подберите и запишите синонимы к глаголу бежать и антонимы – к
слову лениться.
г) А в этих стихотворениях есть «хитрые» глаголы, которые звучат так
же, как и существительные. Такие слова называются омонимами. Найдите
словаомонимы и составьте с ними предложения. Запишите свои
предложения в тетрадь. Что увижу я вокруг?
Лес и речку, сад и луг,
Облака в голубизне,
Солнце, что сияет мне.
Что растет вокруг меня?
Клен, колосья ячменя,
Тыква, яблоня, чеснок,
Колокольчик и вьюнок.
Что люблю и берегу?
Иву, что на берегу,
Землянику под сосной,
Землю, что всегда со мной!
Скорей, сестра, на рыб взгляни!
Попались на крючки они.
В ведерко руку окуни ,
Не бойся, это окуни
Часто одно и то же слово имеет разные значения. Вот, например, одно
из них – глагол «играть».
Задание 8.
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке)
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет? Как подругому можно сказать, как можно заменить слово «играет»
(то есть подберите синонимы):
Солнце играет лучами – что оно делает? (блестит, светит, сияет).
Папа играет на сцене на трубе – что он делает? (выступает)
Подберите синонимы к глаголу играет в остальных строчках.
Задание 9.
Прочтите глаголы. Попробуйте догадаться, какие события происходили
в рассказе. Восстановите рассказ и запишите его.
Шёл, увидел, бежит, лает, испугался, хотел убежать, прижался, мяукает,
просит спасти, пожалел, поднял, прогнал, принес, подружились.
Друзья!
Ваше знакомство с глаголами на этом, конечно, не
закончилось. Впереди еще очень много интересного, но это
вы узнаете уже в 4 классе.
Если вам понравилось исследовать и фантазировать,
попробуйте придумать подобные или совсем другие
задания для одноклассников. А еще – сами или вместе с
родителями найдите новые интересные и веселые
задания в Интернете.
Совенок Филя желает вам удачи!
Задания для самостоятельной работы по русскому языку на тему "Глагол". 3 класс
Задания для самостоятельной работы по русскому языку на тему "Глагол". 3 класс
Задания для самостоятельной работы по русскому языку на тему "Глагол". 3 класс
Задания для самостоятельной работы по русскому языку на тему "Глагол". 3 класс
Задания для самостоятельной работы по русскому языку на тему "Глагол". 3 класс
Задания для самостоятельной работы по русскому языку на тему "Глагол". 3 класс
Задания для самостоятельной работы по русскому языку на тему "Глагол". 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.