ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II
Оценка 5

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
обществознание
9 кл
24.03.2018
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II
Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на уроках по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
обществознание 2 вар - 10.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 10 КЛАСС.  (2 вариант) Время выполнения работы – 2 часа. I.   К   каждому   заданию   дается   4   ответа,   только   один   из   которых правильный. 1. И чувственное, и рациональное познание: 1) формирует знание и представления о предмете; 2) использует логические умозаключения; 3) начинается с ощущения; 4) дает наглядный образ предмета. 2. Рациональное познание в отличие от чувственного: 1) присуще только образованным людям; 2) формирует понятие о предмете; 3) является критерием истины; 4) приводит к полезным результатам. 3. Познание в отличие от труда: 1) предполагает наличие цели; 2) не имеет практического значения; 3) направлено на получение знания о предмете; 4) предусматривает соответствие цели и средств. 4. Истинное знание в отличие от ложного: 1) добывается в ходе познавательной деятельности; 2) соответствует самому предмету познания; 3) требует усилий для своего понимания; 4) излагается с использованием научных терминов. 5. Верны ли следующие суждения об истине? А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные. Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание. 1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны. 6. Общество в отличие от природы: 1) подчиняется объективным законам развития; 2) находится в постоянном изменении; 3) является формой совместной деятельности людей; 4) образует среду обитания человека. 7.   Расширяясь,   промышленное   предприятие   заняло   помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая,   что   в   результате   страдают   граждане,   ограниченные   в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает: 1) политическую и социальную сферы общества; 2) экономическую и социальную сферы; 3) политическую и духовную сферы; 4) все сферы общества. 8. Для традиционного общества характерно:  1) длительное существование общин; 2) широкое участие народа в общественной жизни; 3) занятие основной массы населения в сфере услуг; 4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности. 9. Укажите правильное сочетание. Для индустриального общества характерны: А. Невысокий уровень социальной мобильности. Б. Стремление господствовать над природой. В. Индивидуализм и инициативность людей. Г. Товарно­денежные отношения. 1) А, Б, В; 2) Б, В, Г; 3) А, В, Г; 4) все перечисленное. 10.   Признак   «ресурсосберегающие   технологии»   относится   к   типу общества: 1) традиционного; 2) индустриального; 3) постиндустриального; 4) аграрного. 11.   Преобразование   какой­либо   стороны   общественной   жизни,   не уничтожающее основ существования социальной структуры, – это: 1) реформа; 2) контрреволюция; 3) эволюция; 4) стабилизация. 12. Укажите правильное сочетание. Глобальные проблемы: А. Выходят за рамки отдельных государств или группы стран. Б. Порождены ресурсосберегающими технологиями. В. Определяют нынешнее и дальнейшее развитие человечества. Г. Могут быть разрешены лишь усилиями всего мирового сообщества. 1) Б, В, Г; 2) А, В, Г; 3) А, Б, В; 4) все перечисленное. 13. Экономическая наука изучает: 1) мотивы поведения человека; 2) способы внедрения достижений науки и техники; 3) методы научного познания; 4)   способы   распределения   ограниченных   ресурсов   для   удовлетворения растущих потребностей людей. 14. Для рыночной экономики характерно: А. Самостоятельность предпринимателей в вопросах производства. Б.   Стремление   производителей   произвести   товары   с   наименьшими затратами производства, получив при этом больше прибыли. В. Преобладание государственных предприятий. Г. Система свободного предпринимательства. 1) А, Б, Г; 2) А, Б, В; 3) Б, В, Г; 4) все перечисленное.  15. Укажите правильное сочетание. К реальным преимуществам рыночной экономики относится следующее: А. Стимулирование эффективности производства. Б. Полная гармония личных и общественных интересов. В. Эффективное функционирование и приспособление к изменениям. Г. Равномерное распределение благ между всеми членами общества. Д. Свобода предпринимательства. 1) А, Б, В, Г; 2) А, Б, В, Д; 3) А, В, Д; 4) все перечисленное. 16. В рыночной экономике в отличие от командной: 1) преобладает общественная собственность; 2) распределение произведенных продуктов распределяет государство; 3) существует государственный план по размерам производства; 4) нерациональное хозяйство грозит банкротством. 17. В каком из вариантов правильно названы все типы экономических систем? 1) традиционная, рыночная, тоталитарная, смешанная; 2) централизованная, капиталистическая, развитая, традиционная; 3) смешанная, рыночная, командная, традиционная; 4) демократическая, традиционная, феодальная, централизованная. 18. Общей чертой рыночной и командной экономики  является: 1) принятие государственных планов, обязательных для производства; 2) распределение государством ресурсов для производителей; 3) существование правовых норм, регулирующих экономику; 4) преобладание частной собственности. 19. Практика как критерий истины включает: А. Материальное производство. Б. Накопленный исторический опыт. В. Научный эксперимент. Г. Теоретическое обоснование выводов. 1) А, Б, В; 2) А, Б, Г; 3) А, В, Г; 4) Б, В, Г. 20. Для эмпириков критерием истины является: 1) теоретическая обоснованность; 2) логическое доказательство; 3) материальное производство; 4) результат опыта. 21. Ощущение – это: 1)   чувственное   отражение   в   виде   образа   предметов   или   явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств; 2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; 3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа; 4)   форма   мысли,     которая   отражает   общие   и   существенные   признаки познаваемых предметов и явлений.  22. Восприятие – это: 1) форма рационального знания; 2) психическое свойство, присущее только человеку; 3) форма чувственного познания; 4) способ объяснения мира. 23.Восприятие – это: 1)   чувственное   отражение   в   виде   образа   предметов   или   явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств; 2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; 3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа; 4)   форма   мысли,   которая   отражает   общие   и   существенные   признаки познаваемых предметов и явлений. 24. Представление – это: 1)   чувственное   отражение   в   виде   образа   предметов   или   явлений, сохраняющееся в памяти после окончания их непосредственного воздействия на органы чувств; 2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; 3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств, в виде целостного образа; 4)   форма   мысли,   которая   отражает   общие   и   существенные   признаки познаваемых предметов и явлений. 25. Понятие – это: 1)   форма   мысли,   которая   отражает   общие   и   существенные   признаки познаваемых предметов и явлений; 2)   форма   мысли,   в   которой   устанавливаются   связи   между   отдельными понятиями и с помощью этой связи что­либо утверждается или отрицается; 3)   процесс   и   результат   получения   новых   суждений   на   основе   уже имеющихся согласно законам логического мышления; 4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. 26. Суждение – это: 1)   форма   мысли,   которая   отражает   общие   и   существенные   признаки познаваемых предметов и явлений; 2)   форма   мысли,   в   которой   устанавливаются   связи   между   отдельными понятиями и с помощью этой связи что­либо утверждается или отрицается; 3)   процесс   и   результат   получения   новых   суждений   на   основе   уже имеющихся согласно законам логического мышления; 4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. 27. Умозаключение – это: 1)   форма   мысли,   которая   отражает   общие   и   существенные   признаки познаваемых предметов и явлений; 2)   форма   мысли,   в   которой   устанавливаются   связи   между   отдельными понятиями и с помощью этой связи что­либо утверждается или отрицается; 3)   процесс   и   результат   получения   новых   суждений   на   основе   уже имеющихся согласно законам логического мышления; 4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. 28. Интуитивное познание – это: 1) нечто, связанное с разумом; 2) божественное озарение; 3) непосредственное постижение истины; 4) нечто, реально не существующее в процессе познания. II.   Ответы   к   этим   заданиям   вы   должны   сформулировать самостоятельно. 1.  К  каждой  форме  знания,   указанной  в  первом  столбце,   подберите соответствующее выражение из второго столбца. А. Повседневный опыт; Б. Теоретические знания; В. Народная мудрость; Г. Искусство. 1. Обобщенный практический опыт многих поколений,  «рецепты» поведения в форме поговорок, суждений, загадок,  пословиц. 2. Законы, принципы, понятия, аксиомы, логические  следствия, образующие систему. 3. Побочный продукт практической деятельности или  ученичества у мастера, наставника. 4. Отражение действительности в художественных образах. 2. Дополните схему: Части мировой системы по Валерштайну Периферия … … 3. Заполните схему: Виды модернизации … … 4. Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов: Характеристики  экономических систем: 1) многообразие форм собственности; 2) контроль за производством за распределением со  стороны государства; 3) действие закона спроса и предложения; 4) плановое ценообразование; 5) экономическая независимость товаропроизводителей. Типы экономических систем: А) командно­админи­ стративная; Б) рыночная 5. Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни. 1) Государство; 2) Семья; 3) Банковская система; 4) Образование; 5) Деятельность парламента; 6) Общественные классы. А) социальная сфера; Б) духовная сфера; В) политическая; Г) экономическая. 6. Установите соответствие видов и форм познания: Виды познания                     А) рациональное;                     Б) чувственное. 7.   Определите   понятие, положениями: Формы познания                       1) суждение;                       2) восприятие;                       3) ощущение;                       4) умозаключение.   характеризующееся   следующими 1) место купли­продажи товаров и услуг; 2) экономические отношения, в результате которых формируются спрос, предложения, цена. 3) имеет многообразную структуру по масштабам охвата территории. 8. Закончите фразу: «Научное   познание   осуществляется   на   двух   уровнях:   эмпирическом и …» 9. Закончите фразу: Историческая   социокультурная   общность,   характеризующаяся определенным   уровнем   развития   техники,   социальных,   политических институтов, духовной культуры, называется _______. III. Прочитайте текст и выполните задания 1–4. …Набирая   все   новые   и   новые   силы,   цивилизация   <...>   неуклонно распространялась   по   планете,   используя   для   этого   все   возможные   пути   и средства   –   миграцию,   колонизацию,   завоевания,   торговлю,   промышленное развитие,   финансовый   контроль   и   культурное   влияние.   Мало­помалу   все страны   и   народы   стали   жить   по   ее   законам   или   создавали   их   по установленному ею образцу <...> А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно   растущее   поселение   и   удовлетворить   все   новые   и   новые   его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации. Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги.   НТР   же   становится   все   строптивее,   и   усмирять   ее   все   труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985. 1) Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две проблемы. 2) Выпишите из текста фразу, которая отражает основную экономическую проблему общества. В чем суть этой проблемы? 3) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой   и   привив   вкус   к   такому   уровню   жизни,   о   котором   мы   даже   не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы?» Сделайте три предположения. 4)   Возможно   ли,   на   ваш   взгляд,   в   ближайшем   будущем   преодоление контраста между «сверхразвитыми» и «слаборазвитыми странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции. 2. Перед вами высказывание А. Пьерона. «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществознания и, опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обосновании своей позиции. Ответы 15. 3) 16. 4) 17. 3) 18. 3) 19. 1) 20. 4) 21. 2) 22. 3) 23. 3) 24. 1) 25. 1) 26. 2) 27. 3) 28. 3) 8. 1) 9. 2) 10. 3) 11. 1) 12. 2) 13. 4) 14. 2) I. За правильный ответ на вопрос I части (1 балл). 1. 1) 2. 2) 3. 3) 4. 2) 5. 1) 6. 3) 7. 4) II. За правильный ответ на вопрос II части (3 балла). 1. А­3, Б­2, В­1, Г­4. 2. Ядро, полупериферия. 3. Органическая, неорганическая. 4. А – 2, 4; Б – 1, 3, 5. 5. А­2, 6; Б­4; В­5, 1; Г­3. 6. А­1, 4; Б­2, 3. 7. Рынок. 8. Теоретическом. 9. Цивилизация. III. За правильный ответ на вопрос III части (10 баллов). 1. 1) В ответе могут быть указаны проблемы: – ограничение ресурсов; – возрастание разрыва между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами (проблемы Севера и Юга); – демографическая проблема; – негативные последствия НТР. (Правильно указаны 2 проблемы – 3 балла.) 2) В ответе должна быть выписана фраза: «А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти»; –   указана   экономическая   проблема:   «ресурсы   ограничены,   потребности безграничны» (3 балла). 3) Могут быть сделаны предположения: – современная наука вооружила человека средствами для преобразования действительности; –   почувствовав   вкус   к   новому   уровню   жизни   люди   продолжают увеличивать запросы; –   бесконтрольное   удовлетворение   потребностей   причиняет   ущерб окружающей среде и человеку и т. д. (2 балла) 4) Аргументы отрицательного ответа: – отставание стран из­за неконтролируемой рождаемости; –   рост   военных   и   иных   расходов   развитых   стран   препятствуют перераспределению средств в пользу слаборазвитых и т. д. Аргументы положительного ответа: – растет участие слаборазвитых стран в мировом разделении труда; – предпринимаются меры по развитию системы образования и  здравоохранения в слаборазвитых странах и т. д. (2 балла)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 9 КЛАСС. Вариант II
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018