ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I
Оценка 4.8

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
11 кл
24.03.2018
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I
Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на уроках по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
русский язык 1 вар. - 11.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I Время выполнения – 3 часа. 1. В каких словах ударение поставлено неправильно? Гумно(cid:8),     нитяно(cid:8) й,     начало(cid:8)    ( светать),       ка(cid:8) учук,       вдовство(cid:8), пара(cid:8) лич,   ве(cid:8) рба, за(cid:8) видно, донельзя(cid:8),  запоро(cid:8) шить, приня(cid:8) л. 2. Почему  досуха  и  досрочно  оканчиваются по­разному, хотя оба имеют приставку до­ ? 3. Объясните значение слов: струг, валун, викинг, шлем, видение, символ. 4. Подберите синонимы к словам:  неведомый, кручиниться, постигать, непостижимый, апломб, инспирировать. 5. Докажите, что прилагательное старый – многозначное слово. 6. Поясните, что обозначают данные фразеологизмы: 1) Держать в мыслях. 2) Держать в чёрном теле. 3) Держать нос по ветру. 4) Держать порох сухим. 5) Держать себя в руках. 6) Держать сердце на кого. 7) Держать язык на привязи. 8) Вавилонское столпотворение. 9) Важная птица. 10) Волк в овечьей шкуре. 11) Душой и телом. 7. Запишите ряд фразеологизмов, в состав которых входят слова:  слово, дом, жизнь, душа. 8. Используя эти примеры, дайте понятие о видах омонимов. мир («вселенная») – мир («спокойствие»)… луг… – лук… за(cid:8) мок… – замо(cid:8) к… ветер стих… – веселый стих… Дополните примерами каждую группу омонимов. 9. Как называется словарь, в котором объясняется происхождение слов? 10. По своему назначению знаки препинания делятся на две группы: знаки отделяющие и знаки выделяющие. Назовите их. 11. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова: а) совсем озяб; б) старые пропуска; в) в двух тысяч втором году; г) несколько гектаров; д) более нужнее; е) не машите так сильно; ж) пять апельсинов; з) жгёт. 12. Выберите грамматически правильное предложение: Применяя основной принцип орфографии, … 1) развивается и орфографическая зоркость; 2) вы будете писать грамотно; 3) почти любое слово будет написано правильно; 4) это поможет писать грамотно. 13. Исправьте речевые и грамматические ошибки. 1) Он пытался делать маску, но выходило ни тпру ни ну. 2) Мы не раз обращались к этому мастеру по выдумкам. 3) Не один из нас хотел бы одеть такую маску. 4) Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. 5) Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир. 14.   Почему   не   следует   говорить:   «...выучил   стих   Пушкина»,   «прочитал хороший стих...»? Каково значение слова стих? 15. В каком значении Лондон назван щепетильным в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»?        Всё, чем для прихоти обильной         Торгует Лондон щепетильный. 16.   Определите   стиль   этого   текста.   Напишите   стилистический   анализ данного текста, отметив наиболее яркие языковые средства, использованные автором для создания художественного образа. Ветер   за   стенами   дома   бесился,   как   старый,   озябший   голый   дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась ещё сильнее. Снаружи кто­то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой... Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом,   весь   расшатанный,   дырявый,   полуразвалившийся,   вдруг   оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно   вздохнуло   что­то   в   белой   зале,   вздохнуло   глубоко,   прерывисто, печально.  Вот заходили и заскрипели где­то далеко высохшие половицы под чьими­ то тяжёлыми и бесшумными шагами. Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто­то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку   и   потом,   внезапно   разъярившись,   мчится   по   всему   дому,   бешено потрясая  всеми ставнями  и дверьми,  или,  забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то, поднимая всё выше, то всё тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз до звериного рычания.  Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей зелёным бумажным, обгоревшим сверху абажуром. А. Куприн Ответы к варианту I 1.  На(cid:8) чало  (светать),   каучу(cid:8) к,   парали(cid:8) ч,   зави(cid:8) дно,   доне(cid:8) льзя, запороши(cid:8) ть, при(cid:8) нял. 2 балла 2.   Слова  досуха  и  досрочно  хотя   и   имеют   одинаковую   приставку,   но пишутся   по­разному,   так   как   образованы   разными   способами.  Досуха образовано от прилагательного  сухой  (слова  досухой  в русском языке нет) приставочно­суффиксальным   способом, образовано   от прилагательного досрочный суффиксальным способом.  досрочно    а 2 балла 3.  Струг   1.  1)   Ручной   инструмент,   служащий   для   грубой   обработки древесины   строганием,   а   также   общее   название   различных   столярных инструментов   для   строгания. 2)   Землеройная   машина   для   срезания   грунта слоями при строительстве каналов, планировочных работ и т. д.  Струг 2. Старинное русское речное судно.  Валун. Большой округлый камень – обломок горной породы.  Викинг. Древнескандинавский морской воин. Шлем. 1) Старинный воинский металлический головной убор, защищавший от ударов холодным оружием. 2) Головной убор особого покроя у военных, закрывающий голову и шею. 3) Специальный головной убор, предохраняющий голову от ушибов, ранений или действия лучей тропического солнца.  Видение. 1)  То,  что  представляется  воображению  в  грёзах,  во  сне. 2) Призрак, привидение. Символ. 1) Предмет, действие, служащие условным обозначением какого­ либо понятия, идеи. 2) Художественный образ, условно передающий какую­ либо мысль, переживание. Оценка за каждое значение – 1 балл. 4. Неведомый – неизвестный, незнакомый, некий, какой­то, невесть какой, незнаемый, неизведанный, неисследованный... Кручиниться  –   горевать,   грустить,   печалиться,   сокрушаться,   тужить,   быть   расстраиваться,   вздыхать,   скорбеть, горюниться, безутешным, убиваться...   огорчаться, Постигать  –   понимать,   изучать,   познавать,   уяснять   (себе),   осмыслять, осознавать, видеть, улавливать, добираться до сути, разбираться, схватывать, смекать,   разуметь,   брать   в   толк,   осваивать,   одолевать   учебный   предмет, штудировать... Непостижимый  –   непонятный,   неясный,   невразумительный,   заумный, туманный, двусмысленный, невнятный... Апломб – самоуверенность, самонадеянность... Инспирировать  –   подстрекать,   подговаривать,   подбивать,   сманивать, подучать, подзуживать... Оценка за каждое слово – 1 балл. 5. Старый человек (пожилой – молодой), старый друг (давний – новый), старый город (старинный, древний – современный). 2 балла 6. Держать в мыслях – постоянно помнить, думать о ком­либо или о чём­ либо.  Держать в чёрном теле – сурово, строго обращаться с кем­либо. Держать   нос   по   ветру  –  применяться   к   обстоятельствам,  меняя   свои убеждения, своё поведение. Держать порох сухим – быть в боевой готовности. Держать себя в руках  – сдерживать порывы своих чувств, подчиняя их своей воле; сохранять самообладание. Держать сердце на кого – сердиться, гневаться, таить обиду, злобу. Держать язык на привязи  – молчать, не болтать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях. Вавилонское   столпотворение  –   полная   неразбериха,   беспорядок, путаница; шум, гам, суматоха. Важная   птица  –   человек,   занимающий   высокое   служебное   или общественное положение, обладающий весом, властью, большим влиянием. Волк в овечьей шкуре  – человек, прикрывающий свои дурные намерения, действия маской добродетели; лицемер. Душой и телом – целиком, всем существом, во всех отношениях. Оценка за каждое значение – 1 балл. 7. Слово: без лишних слов; игра слов; слов нет; бросаться словами; ловить на слове; держаться на честном слове… Дом: «жёлтый дом»; сумасшедший дом; дом терпимости; отбиваться от дома; жить одним домом… Жизнь:   вопрос   жизни   или   смерти;   подруга   жизни;   вступать   в   жизнь; путёвка в жизнь… Душа:   душа   болит;   в   чём   только   душа   держится;   душа   в   душу;   душа надрывается; душа нараспашку; душа уходит в пятки; заячья душа; кошки скребут на душе; всеми фибрами души… Оценка за каждый фразеологизм – 1 балл. 8.  Омонимы  слова,   разные   по   значению,   но   совпадающие   по   звучанию, написанию. Омонимы бывают: 1) лексические: бор (вековой, сосновый), бор (стальной); бор как химический элемент; долг (обязанность), долг  (взятое взаймы); 2) фонетические  (омофоны): гриб – грипп; порог – порок; род – рот; прут   – пруд;  стог  –  сток;  3)  графические   (омографы):  мука(cid:8)  –   му(cid:8) ка;  про(cid:8) вод – прово(cid:8) д; 4) грамматические: водяной (поток); (в реке) водяной. Оценка за понятие – 1 балл, оценка за каждый пример – 1 балл. 9. Этимологический словарь русского языка. Оценка – 1 балл. 10. Знаки отделяющие: , ; ! ? . : – … Выделительные знаки препинания  являются парными (две запятые, два тире, две скобки, открывающие и закрывающие кавычки). Если выделяемая конструкция   начинает   предложение   или   завершает   его,   то   употребляется лишь один знак. Оценка – 2 балла. 11. в), д), з). Оценка: 3 балла. 12.  Применяя   основной   принцип   орфографии,   вы   будете   писать грамотно. Оценка – 2 балла. 13.   1)   Фразеологизм   имеет   пометку   «прост.»;   нарушение   стилевого единства текста. Он пытался делать маску, но ничего не выходило. 2) Нарушение управления.  Мы не раз обращались к этому мастеру на выдумки.  3) Нарушение сочетаемости. Не один из нас не хотел бы надеть такую маску. 4) Причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому   слову.  Знаменитая   гробница   Мавсола,   потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии. 5) Причастие не согласовано с определяемым существительным.  Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир. Оценка – 4 балла. 14.  Стих.   1)   Единица   ритмически   организованной   речи,   строка стихотворения.   2)   Художественное   произведение,   написанное   такими строками.   3)   Произведения   старинной,   устной   народной   поэзии   на библейскую, религиозную тему. Не следует говорить так потому, что выучить можно стихотворение, а не какую­то одну строку. Оценка – 2 балла. 15. Щепетильный – «наряжающийся, модничащий, щеголяющий». Торгующий   щепетильным   товаром  –   торгующий   мелочами галантерейного характера. Оценка – 2 балла. 16.   При   стилистическом   анализе   данного   текста   учащиеся   должны обратить внимание на тропы (олицетворения, эпитеты), анафору (вот..., вот...), существительные   со   значением   действия­состояния   (рёв,   стон,   визг,   смех), контекстуальные антонимы, перифразы к существительному ветер  (старый, озябший,   дьявол,   страшный   гость),   фразеологизм   (бог   весть   откуда), метонимию (лампа светила абажуром). Оценка – 10 баллов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. Вариант I
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018