Загадки
Цели: дать понятие о загадке; определить, для чего она служит, как возникла; воспитывать интерес к народному творчеству.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Чтение детьми найденного материала.
– Где вы могли слышать ритмичную речь?
Работа по новой теме.
– Как вы можете объяснить литературоведческий термин загадка?
Дети объясняют. Может быть организована дискуссия. Загадывают друг другу загадки.
Учитель. Загадка – один из распространенных видов устного народного творчества: иносказательное, нарочито затемненное определение какого-либо явления или предмета.
Н а п р и м е р: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый». (Небо, месяц и звезды.) «Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет». (Бумага и письмо.)
В загадке проявляется меткость наблюдений над явлениями жизни, образное мышление народа, яркая выразительность поэтической речи.
Загадки в стихах писали и многие русские поэты. Много стихотворных загадок для детей написал С. Я. Маршак.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки.)
– Когда возникли загадки?
– Чем стала служить загадка?
– Что она стимулирует?
– Кто сколько знает загадок? Записываете вы загадки? Собираете их?
Учитель. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их связь с иносказательной речью очевидна. Но уже в ХIХ веке они воспринимались как игра, как умственное состязание молодежи. Загадке посвящены десятки исследований. Изучены художественная форма загадок, их содержание, история развития, выделены различные группы загадок (загадки-метафоры, звукоподражательного образа, шутливого вопроса, загадки-задачки и др.).
В древности загадка имела определенное значение в родовой и военной дипломатии (загадка-шифр, код), в брачном обряде, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность: с помощью загадок народные познания, народная мудрость передавались подрастающим поколениям. Существовала календарная приуроченность использования загадок.
Знание всегда было признаком зрелости. Недаром у многих народов на свадьбе загадывали загадки – чаще всего жениху и его друзьям. И в русской свадьбе сохранился этот обычай. Например, в Ярославской губернии в ХIХ веке, когда свадебный поезд приезжал за невестой, кто-либо из ее родственников, не пуская в дом жениха и сопровождавших его поезжан (членов свадебного поезда), задавал дружке загадки: «Дай мне, друженька, поле яровое, другое – ржаное. А третье – паренину».
– Как вы думаете, что должен был дать «друженька»?
В ответ он должен был подать пирог, хлеб и пряженцы (лепешки, пирожки).
Загадка стала служить средством развлечения молодежи на вечеринках, своеобразной умственной игрой, состязанием в сообразительности. Форма загадок стала преимущественно стихотворной, особое значение приобрела рифма.
Загадка знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и силу воображения.
Рефлексия.
– Когда загадки получили распространение на Руси?
– Какое значение загадки имели в древности?
– Чем стала служить загадка на вечерах молодежи?
– В чем состоит ценность загадок?
– Отгадайте загадки:
Есть три брата родные:
Один ест –
Не наестся,
Другой пьет–
Не напьется,
Третий гуляет –
Не нагуляется. (Огонь, земля, вода.)
– О каких явлениях природы говорится в загадке?
Шла баба к вечерне,
Рассыпала горох,
Не могла собрать
Ни пиром, ни миром,
Ни добрыми людьми.
Месяц видел,
Солнце взяло. (Звезды, месяц и солнце.)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог,
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град.)
– О каком явлении говорится в этой загадке?
Выросло, повыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко стало,
Ничего не стало. (Сосулька.)
– О чем говорится в этой загадке и что дает возможность разгадать ее без затруднения?
Стоит дерево кудряво,
На этом дереве пять угодьев:
Первое угодье –
Хворому здоровье,
Другое угодье –
Разбитому крепость,
Третье угодье –
Заперто море,
Четвертое угодье – малому угроза,
Пятое угодье –
Ночной свет.
(Банный веник, береста для связывания разбитого горшка, посуда из бересты, прут для наказания, лучина.)
– Для нас это трудная загадка, а вот для человека, жившего в то время, когда пользовались берестой, лучиной и делали посуду из бересты, эта загадка не представляла трудности.
– Есть загадки, время появления которых мы можем определить почти точно. Например загадка о проруби: «В новой стене, в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено» – появилась не ранее XVIIII века: именно тогда стекло стало входить в быт народа.
А вот загадка о елке или сосне: «Все капралы поскидали кафтаны, один капрал не скинул кафтан» – не могла появиться ранее ХVII века, когда звание «капрал» было введено в русской армии.
Есть загадки, отгадки которых должны быть оригинальными, неожиданными, нередко вызывающие улыбку:
«Какой месяц короче всех?»
– Февраль.
– Нет, правильный ответ: МАЙ. Почему?
– «Каких в море нет камней?»
– Сухих. Почему? И т. д.
У удмуртов существовал обычай загадки загадывать по определенной схеме: начинали с загадок о человеке, а заканчивали загадками о природе. После загадок о человеке, частях и функциях его тела, об одежде и т. д. следовали загадки о доме и предметах, которые находились в нем; потом о дворе, саде, пасеке, поле, лесе, и все завершалось загадками о явлениях природы.
– Как вы думаете, с какой целью загадки загадывали по определенной схеме?
– Конечно, такая традиция давала возможность лучше ориентироваться, быстрее отгадывать загадки.
Каждая новая эпоха порождала и новые загадки. О верстовом столбе – «Сам не видит, другим указывает» – или о поезде – «Бежит конь вороной, много тащит за собой».
В ХХ веке родились загадки о радио: «Не человек, а разговаривает». О самолете: «Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не человек». О тракторе: «Кряхтит, пыхтит, ворочает, кормить многих хочет». Об арифмометре: «Арифметики не знает, а считает хорошо». О новых видах оружия – ружьях, минометах, танках.
Но каждая эпоха и теряла много загадок. Кто сейчас, например, сумеет отгадать такие как: «Серое сукно тянется в окно» или « Зиму и лето на одном полозу ездит?» А отгадка связана с курной избой, когда дым из печи выходил в специальное «волоковое» окно…
В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов: « Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали, только водитель не спал». Вопросы: «Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?» (О т в е т ы: «Водителя звали Толя (Толька!), номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо». А вот школьная загадка: «На пеньке сидит, по-французски говорит. Кто это? О т в е т: Дубровский».
Отгадайте загадки.
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
Живая живулечка
На живом стульчике. (Ребенок на руках.)
Стоят вилы,
На вилах грабли,
Над граблями ревун,
Над ревуном сапун,
Над сапуном глядун,
Над глядуном поле,
А за полем дремучий лес. (Человек.)
– Обоснуйте свою отгадку. Почему отгадка – человек?
– Загадки-задачи – это тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность, они носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека.
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Как вы понимаете литературоведческий термин воображение?
Учитель. Воображение – свойство человеческого сознания, выражающееся в умении на основе жизненного опыта, накопленных знаний и наблюдений творчески, мысленно создавать в своем представлении человеческие характеры, картины жизни. Чем глубже и правильнее понимает писатель жизнь, ее сложные процессы, тем жизненнее, правдивее образы, созданные его творческим воображением. Творческое воображение, фантазия играет огромную роль во всех областях умственной деятельности людей, является необходимым условием творчества. Творческое воображение является основой не только художественного творчества, но и научной деятельности. На основе творческого воображения ученые приходят к важнейшим научным гипотезам-предположениям и открытиям.
Однако ошибочные, ложные представления о жизни и ее явлениях приводят к искаженным, оторванным от действительности образам и представлениям. Так, в воображении людей в древности, бессильных и безоружных перед силами и тайнами природы, складывались фантастические мифы, всякие легенды о богах, леших, чертях и прочее.
Домашнее задание. Найти загадки о небе, земле, явлениях природы, о человеке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.