Заглавная буква Х

  • Разработки курсов
  • docx
  • 22.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по письму Заглавная буква Х .docx

Тема: Заглавная буква Х

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы х, Х; способствовать развитию фонематического слуха.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные): сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; рисуют узор безотрывно; проводят слого-звуковой анализ слов; записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; интонируют при чтении; дополняют предложение словом, закодированным в схеме-модели; используют заглавную букву в именах собственных; списывают с печатного текста.

Личностные результаты: проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – проводят слого-звуковой анализ слов со звуком х, выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Основное содержание темы, понятия и термины: строчная, заглавная (большая, прописная), печатная, письменная буквы; слого-звуковой анализ слов, звук х, буквы Х, х, предложение, заглавная буква в именах собственных

Оборудование: снежинки с буквами, презентация, слово хлебороб, пословица- у страха глаза велики, электронная физминутка.

 

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Долгожданный звонок -
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:

 ручка и тетрадка.

- Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране письма, где мы учимся писать как?

Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

 

 

 

 

Красиво, правильно, аккуратно

2. Актуализация  знаний. Постановка учебной задачи

— Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
— Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.
Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.

 

- Найдите лишнюю букву?

- По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?

 

- скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?

 

 

 

- какую букву вы научились писать на прошлом уроке?

 

- Откройте прописи на с. 16. Определим цели нашего урока, чему научимся?

 

Психологический настрой на урок

 

 

 

 

 

 

 

 

Буква Х

 

Гласные буквы

 

При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные — нет).

- строчную х

заглавную букву Х, учиться писать слоги с новой буквой, новые слова

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности

А) пальчиковая гимнастика

- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

(на левой руке)

1,2,3,4,5 –вышли пальчики гулять.                      

Этот пальчик –в лес пошёл (мизинец).                

Этот- гриб нашёл (безымянный).

Этот- чистил (средний).

Этот- жарил (указательный).

Этот –ел. Оттого и растолстел.(большой)

 

(на правой руке)

Этот пальчик- мамочка. (мизинец)

Этот пальчик- папочка  (безымянный).

Этот пальчик- бабушка(средний).

Этот пальчик – дедушка (указательный).

Этот пальчик –Я(большой).

Вот и вся моя семья!

Выполняют пальчиковую гимнастику и движения за учителем

Б) правила посадки за столом во время письма

- Проверяем посадку, правила обращения с ручкой(проверяем расстояние между партой и грудью, между тетрадью и глазами)

 

 

В) знакомство с написанием заглавной буквы Х

- Давайте вспомним, на что похожа буква Х?

Ха- на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь-режешь,

Хочешь-шьешь,

Хочешь- сам себя стрижешь.

- Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Х».

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Сколько элементов в заглавной букве Х?

- Назовите эти элементы.

 

- Рассмотрите образец написания заглавной буквы Х

(объяснение образца начертания заглавной буквы «Х» на доске мелом)

- Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Закругление, рука пошла вниз на нижнюю линию рабочей строки, закругление,  не отрывая руки вернись по написанному вверх, закругление, вернись на нижнюю линию рабочей строки – закругление. Заканчиваем на середине строки.

 

Еще раз вместе со мной прописываем в воздухе:

И раз и и и и два и 

 

4. Работа в прописи. Письмо буквы Х, узора

- Посмотрим образцы написания буквы Х в прописи.

- Для чего нужны стрелки?

- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания.

 

- Обведите элементы буквы Х.

-Обведите узор безотрывно, самостоятельно выполните узор по образцу.

- А теперь под счет про себя пропишем заглавную букву «Х» в 1 рабочей строке.

Помните правило: буквы надо писать на одинаковом расстоянии. Не забывайте сравнивать с образцом.

Стрелки показывают направление движения руки.

Выполняют письмо элементов буквы, узора, буквы Х

5. Физминутка

 

-Игра. Если вы услышите в словах новые звуки [Х ] –

[ Х’], то вы хлопайте в ладоши, а если нет - то  топайте ногами. Будьте внимательны!

ХОР, стол, МЕХ, дом, окно, САХАР, пенал, МУХИ, дверь, УХА, ХОМЯК,  ручка, ХУЛИГАН.

 

6. Письмо слогов

- Прочитаем слоги хором.

- Скажите какое соединение в этих слогах?

 

- Напишите слоги, обращая внимание на соединение букв

Читают слоги, пишут

Хо – нижнее, Хи – верхнее, Ху - верхнее

7. Закрепление знаний и способов действий

А) Правописание имени. Слого- звуковой анализ слова

- Прочитайте слово на 3 строке.

- Почему это слово написано с большой буквы?

Напишите имя на свободной части строки

- Прочитайте предложение.

- На что вы обратили внимание?

- Какое слово соответствует данной схеме?

- Выполните звуко- слоговой анализ слова.

- Запишите имя дедушки вместо точек

Читают

- Это имя

 

 

Слово заменено схемой

- Харитон

Анализируют слово

Б) Работа с предложением

Продолжаем знакомиться с дедушкой Харитоном.

- Прочитайте следующее предложение.

- Какое слово в этом предложении заменяет слово дедушка? Сколько слов в этом предложении?

- Напишите предложение. Сначала прочитайте первое слово. Пишем в свободной строке, диктуя себе проверяем.

-Прочитаем второе слово, диктуя его себе пишем, проверяем.

 

 

- Прочитайте следующее предложение, записываем его в следующей строке.

- Прочитайте предложение на последней строке.

- Какой шрифт здесь используется?

- Спишите с печатного шрифта письменными буквами

- Объясните, кто такой хлебороб?

 

Читают.

Он

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатный

 

Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец

Физминутка для глаз

Электронная физминутка для глаз Снежинки

 

 

Работа в прописи. Элементы букв.

Пропись с. 17

- Рассмотрите образцы написания элементов букв.

- Назовите и покажите, элементы каких букв здесь написаны.

- Что обозначают стрелки?

-Обведите элементы букв.

-Какие буквы нужно вписать в квадрат?

- Впишите буквы в квадрат

- Обведите бордюрные узоры безотрывно.

 

 

 

Ж, ж, С, с, о, н, л, х

Письмо сочетания букв Хх

- Рассмотрите образцы написания сочетания букв Хх.

- Допишите их на 1 строке.

Помните: буквы надо писать на одинаковом расстоянии

 

 

Звуко-слоговой анализ слов

 

- Прочитайте слова.

Выполните слого-звуковой анализ слов сухой, тихий

- Напишите эти слова

 

Слова с противоположным значением

- Прочитайте пару слов на 4 строке. Что вы можете о них сказать?

 

- Прочитайте следующие два слова и подберите к ним противоположные по значению слова.

 

 

Слова, противоположные по значению

 

Плохой, громкий

Работа с предложением

_ прочитайте предложение. Какой шрифт здесь используется?

Спишите с печатного текста письменными буквами.

 

У страха глаза велики.

 

Объяснить смысл этого предложения

 

Страх кажется страшным, он пугает и поэтому говорят, что его глаза велики (велики, значит, очень большие), это потому, что страх пугает так.

 

Анаграмма

- Прочитайте слово на нижней строке.

Что оно означает?

- Какой шрифт использован?

 Разгадайте анаграмму

- Выполните слого- звуковой анализ слова.

Вместо точек напишите слово хор письменными буквами

- С какой буквы вы будете писать имя?

 

Имя

 

Хор

 

 

С заглавной

Подведение итога урока предложением, в котором учащиеся досказывают слова:

 

 

- Пора подводить итоги. Итог урока мы подведем предложениями, в которые вы доскажите слова:

 « Я сегодня на уроке научился (лась)

 

 

Рефлексия

Вначале урока у нас были буквенные снежинки, а сейчас я вам предлагаю взять снежинки настроений и выбрать ту, которая соответствует вашему настроению к концу урока.