Заглянем в кладовые Земли 2 класс
Оценка 4.9

Заглянем в кладовые Земли 2 класс

Оценка 4.9
docx
20.12.2021
Заглянем в кладовые Земли 2 класс
Открытый урок ОМ Заглянем в кладовые земли основной.docx

                                           Открытый урок  окружающего мира во 2-В классе

Урок №

Дата проведения: 02.12.2021

ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: познакомить учеников с полезными ископаемыми.

 

Задачи:формировать представление о важной части неживой природы горных породах и минералах на основе практической работы. Сообщить сведения о роли горных пород и минералов в жизни человека.

 

Формирмируемые УУД:

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные:

Регулятивные: овладеть способностью принимать и сохранять цель учебной деятельности, находить средства её осуществления, умение определять степень успешности выполнения своей работы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать других, излогать своё мнение

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, добвать новые знания, извлекать информацию из текста, иллюстраций и перерабатывать её, умение делать выводы на основе обобщения знаний.

Предметные: развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

Оборудование:

Проектор, презентация «Кладовые Земли», интерактивный кроссворд «Звёздное небо», карточки самопроверки, карты юных геологов, пазлы-карта,коллекция камней, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради.

                                                                     Ход урока

I.Орг. момент. (слайд 1)

-Ребята, сегодня нам на уроке понадобится хорошее настроение. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. Настраиваемся  на урок. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, с которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе!

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

        - Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?

        Ответы детей (о звёздном небе).

        - Ребята, сейчас мы с вами отгадаем  кроссворд  «Звёздное     небо» . За каждый правильный ответ вы получите алмаз.

  Кроссворд “Звёздное небо”.

1. Небесное тело, которое само светится. (звезда)

2. Звезда, вокруг которой вращается Земля. (солнце)

3. Как называются восемь космических шаров Солнечной системы одним    словом? (Планеты)

4. Снежный шар с хвостом, что летит в небе. (Комета)

 5.Пространство, окружающее Землю, звёзды и планеты. (космос)

 

III. Мотивация учебной деятельности.

 - А теперь с неба  спустимся на землю. Мы с вами отправимся к хранителям земных сокровищ – гномам. Эти сказочные человечки лучше других знают толк в камнях, и, я думаю, поделятся с нами своими знаниями.

-Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. В дорогу!

- Какие инструменты взяли с собой гномы? Для чего?

Ответы детей (молоток,лопата,кирка).

-Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке? Что узнаем?(Ответы детей)

- Давайте проверим правильны ли ваши предположения.Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте задачу нашего  урока. (Узнаем, что такое горные породы и минералы.. Научимся различать составные части гранита).

 

IV. Работа по теме.

1.Работа с коллекцией камней. Начальные представления о горных породах.

номик собрал большую коллекцию камней, которая лежит у вас на партах.

-Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства.

Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.

 -Почему ископаемые?(Ответы детей)

-Потому что многие из них находятся под землёй,  их надо извлечь из-под земли («ископать, как говорили в старину)»

- А знаете ли вы,что некоторые полезные ископаемые можно использовать в том  виде, как их добывают. Уголь можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Или мел – бери кусочек и пиши. Находим в коллекции уголь и мел

- Чтобы найти полезные ископаемые, надо знать, где и как они образуются.

-Вода горных рек несёт  с собой камни, песок,частички глины.(слайд №2)Реки впадают в море, и вместе с  водой в него попадают камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря. Так год за годом,сотни тысяч  лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы-песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

-В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки(слайд №3).

За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода-известняк. Мел,которым вы пишете,-это и есть известняк.(слайд №4)

- Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес.

(слайд №5)Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпет песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь.(слайд №6)

А смола хвойных деревьев превратилась в янтарь.(слайд №7)

Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают  красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги (демонстирую бусы из янтаря).

- В самых глубинах Земли очень высокая температура. Камни там плавятся и превращаются в магму-огенную жидкость.(слайд №8) По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается и вырывается наружу.

В  таких случаях происходят вулканические извержения.Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает,затвердевает,и из неё образуется базальт - очень прочная горная порода.(слайд №9)

                                   

-До сих пор мы говорили о твёрдых породах.  Показываю уголь на треугольнике.

Но есть горные породы жидкие, например нефть  показываю нефть на треугольнике. и газообразные -природный газ. Показываю газ на треугольнике.

 Показываю состояния  полезных  ископаемых на треугольнике.

-  Итак,полезные ископаемые  бывают  в трёх состояниях: твёрдые, жидкие и газообразные.

-Мы с вами выяснили, что такое горные породы и как они образуются.

Нам встречалось слово минералы.

-Что это такое и чем минералы отличаются от горных пород? (ответы детей)

-Тогда послушайте гномика - аудозапись. ( Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые.С минералами мы сталкиваемся ежедневно.)

-Возьмите в руки простой карандаш.Рассмотрите его стержень. Этот минерал  называется графит.

- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.

- Есть среди минералов и редкие вещества:  серебро, золото, алмазы.(слайд №10)

-  Но есть среди минералов  и «простые труженики»(слайд №11) , которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

Физминутка (слайд №12)

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)

По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу) 

Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону) Побежали.

V. Продолжение работы по теме.

- Ребята,мы познакомились с вами с полезными ископаемыми и минералами, узнали значение  слова ископать. Давайте узнаем как  их добывают.

-Мы с вами узнали способы добычи, а зачем их добывают?Отгадайте загадки и скажите,где используют этот минерал. За каждый правильный ответ вы получите алмаз.

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (МЕЛ)

-  Мел применяется в медецине,строительстве,косметологии.

                                    

                                                 Он очень нужен детворе,

                                                 Он на дорожках во дворе,

                                                 Он и на стройке, и на пляже,

                                                 Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

-Песок является главным  в строительстве, незаменим в стекольном производстве.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

-Глина пригодна для  изготовления фаянсовых изделий, плитки, канализационных труб; глина второго сорта используется для производства  кирпича и черепицы.(слайд №13)

                                                 Он очень прочен и упруг,

                                                 Строителям – надёжный друг.

                                                 Дома, ступени, постаменты

                                                 Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

 

 - Название “гранит”происходит от слова “гранум”,что значит “зерно”. Цвет гранита может быть различным.Чаще всего он серый   или розоватый. Гранит- один из самых прочных строительных материалов. Он идёт на возведение больших зданий, фасадов,монументов.(слайд №14)

ние «гранит» происходит от слова «гранум», что значит «зерно».

VI. Практическая работа.

 Групповая работас коллекцией камней.

- Перед вами на столах лежат кусочки гранита.

- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

 

- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит. (одновременно показываю образцы этих минералов).

- Гномы хотят проверить насколько внимательны вы были на уроке.

Задание 1 (индивидуальная работа с взаимопроверкой)

Работа по карточке №1

- У каждого есть карточка №1.

- Подчеркните составляющие части гранита.

- Ребята,поменяйтесь  карточками и проверьте  правильность выполнения работы своего соседа по парте.Оценка выполненной работы (выполнившие правильно получают алмаз).

-  Теперь вы научились различать составные части гранита.

Задание 2 (индивидуальная работа с фронтальной проверкой )

 

-Мы с вами разобрали наиболее известные полезные ископаемые, их свойства, состояния.

- А теперь  покажите гномам,что вы умеете определять состояния различных полезных ископаемых.

Работа по карточке №2;

Правильно соединить название-свойство ( нефть, песок, природный газ) (проверка

Работа с картой.

 - Обратите внимание на карту России(карта на доске).Эти непонятные пока для вас обозначения указывают на наличие полезных ископаемых. Посмотрите на таблицу обозначений этих ископаемых.Благодаря этим условным обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых)..

VII. Итог урока

-Итак, что же  называют полезными ископаемыми? Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.

- В каких трёх состояниях могут прибывать полезные ископаемые?

- Без какого полезного ископаемого невозможно приготовить пищу?

VIII. Оценивание.

-Молодцы! Вы сегодня отлично поработали!Вы все были дружными, активными, проявили смекалку, ум.

-На протяжении урока вы собирали алмазы. У кого пять  и более алмазов пролучает оценку -5, три или четыре алмаза получает оценку- 4, а у кого алмазов меньше, оставьте их на следующий урок .Они послужат бонусом для оценки.

X.Рефлексия

-Если  вы все поняли и вам понравилось,-улыбнитесь,

если что -то осталось непонятно -поднимите руку.

XI. Домашнее задание. 
1. Работа с учебником стр. 44-47(читать, пересказывать)
2.Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом.
- Наш урок окончен.Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 



один из самых прочных строитеНазвание «гранит» происходит от слова «гранум», что значит «зеIрно».

Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраски. Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идёт на возведение фасадов больших зданий, монументов…льных материалов. Он идёт на возведение фасадов больших зданий, монументов…



 

        


 

Открытый урок окружающего мира во 2-В классе

Открытый урок окружающего мира во 2-В классе

Какие инструменты взяли с собой гномы?

Какие инструменты взяли с собой гномы?

Возьмите в руки простой карандаш

Возьмите в руки простой карандаш

Найдите чёрные блестящие зёрна

Найдите чёрные блестящие зёрна

Название «гранит» происходит от слова «гранум», что значит «зеIрно»

Название «гранит» происходит от слова «гранум», что значит «зеIрно»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2021