Конкурс профессионального мастерства
среди классных руководителей «Классный руководитель года»
Методическая разработка классного часа
Тема: «Загляните в семейный альбом»
Выполнил (а):
классный руководитель
ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)»
Ретюнская Наталья Александровна
г. Самара, 2024
Актуальность. Огромная роль нравственности, патриотизма в развитии полноценной личности признавалась во все времена. В воспитательном процессе этому направлению уделяю особое значение. Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, является опорой и поддержкой для человека. Нет ничего лучше доверительных отношений в семье, чтобы всегда, в любой ситуации можно было получить полезный совет, поддержку и помощь. Из поколения в поколение в семье любого народа считалось необходимым знать историю своего рода. Богатой считалась не та семья, у которой было много материальных ценностей, но и та, которая была духовно богата, где каждый знал, уважал, гордился именем отца, деда, прадеда. Практическая значимость классного часа определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Актуальность классного часа «Загляните в семейный альбом» очень высока по нескольким причинам:
1.Кризис исторической памяти: В эпоху информационного бума и быстро меняющихся трендов наблюдается тенденция к утрате связи с прошлым, к поверхностному восприятию истории. Семейные фотографии как первоисточник, помогают историю «изнутри», глазами простых людей, семей.
2.Формирование личности и нравственных ценностей: Через знакомство с историей своей семьи через фотографии, судьбами предков, подростки учатся ценить семейные узы, традиции, формируют уважение к старшему поколению, понимание своих корней.
3.Воспитание патриотизма: Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей малой Родине. Семейные фотографии, рассказы о судьбах предков способствуют воспитанию патриотизма, укреплению национальной идентичности.
План-конспект классного часа
Цель: формирование и воспитание чувства гордости за свою семью, уважения к родителям и своим корням; укрепление связи и взаимопонимания поколений; формирование интереса к традиции хранения семейных фотографий.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к нравственным ценностям своей семьи.
- Воспитывать интерес и потребность быть причастным к истории своей семьи и страны в фотографиях семейного архива.
- Способствовать проявлению эмпатии, положительных эмоций, способности воспринимать неравнодушно историю своей семьи и страны.
- Воспитывать гордость и уважительное отношение к людям различных поколений.
Форма проведения классного часа - «семейная гостиная», поскольку такой формат наиболее соответствует достижению поставленных задач.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
«Перевернутый класс», коллективно-творческое дело, метод обратной связи.
Материалы и оборудование:
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):
- кадровые ресурсы: классный руководитель;
- методические ресурсы: методическая разработка классного часа;
- материально-технические: ноутбук, проектор, мультимедийная доска;
- информационные: презентация, видеоролик.
Содержательный компонент классного часа
1. Вступительная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике
работы классных руководителей: данную разработку можно использовать
для проведения классных часов с классами и курсами училища.
Ход классного часа.
Звучит музыка. («Загляните в семейный альбом» Э.Пьеха)
1. Вступительная часть
Классный руководитель:
Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались одной дружной семьёй. Вы все знаете, что 2024 год объявлен годом семьи.
На «Разговорах о важном» мы с вами делали вот такой цветок, помните? (Ромашка «Семья»). И говорили о том, что такое семья. Давайте вспомним, что такое семья? (Ответы обучающихся).
Семья…. Семья – высшая ценность нашего общества.
В 1993 году организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви и верности.
Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких людей и просто общение. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. В семье начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку, учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. В семье создаются и моральные ценности: доброта, трудолюбие, профессионализм.
Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, тёть и других), с ними мы связаны незримыми нитями. Ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы – часть, причём верхняя часть, чудесного родословного дерева. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы. В жизни, как в природе, всё взаимосвязано. Если погибнут корни – засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов – мы истощимся духовно. Тот род силён, который предков помнит и чтит. И если человек даже не совершил никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки.
2. Основная часть
История появления фотографии
О каждой семье можно написать интересную книгу. Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нём – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое. Ещё с того времени, как только появились фотографии и фотоаппараты, возникла эта замечательная традиция – собирать фотографии в альбомы.
Давайте совершим экскурс в прошлое и посмотрим об истории создания фотографии. (Просмотр презентации).
Слайд 1: История создания фотографии
* Изображение: Фотография камеры-обскуры (или старинной камеры)
* Текст на слайде: Путешествие от камеры-обскуры до цифровых снимков.
Слайд 2: Откуда все началось
* Текст на слайде:
* Человечество всегда стремилось запечатлеть мир вокруг.
* Первые попытки – пещерные рисунки и иероглифы.
* Появление камеры-обскуры в XVI веке.
* Изображение проецировалось на стену, но его нельзя было сохранить.
* Изображение: Рисунок камеры-обскуры, иллюстрация с проецируемым изображением.
Пояснение: С давних времен люди стремились запечатлеть мир вокруг себя. До изобретения фотографии точного и надежного способа – это сделать не существовало.
Первые попытки были связаны с использованием камеры-обскура. Это устройство, которое позволяло проецировать изображение на плоскость с помощью отверстия и линзы. Оно использовалось для наблюдения за окружающим миром и создания реалистичных рисунков.
Художники применяли камеры-обскура для создания набросков и эскизов. Они проецировали и передавали изображение на холст, чтобы получить более точное представление о форме и пропорциях объектов.
Основой для изобретения фотографии стали также химические эксперименты с фиксацией изображения на светочувствительных материалах.
Слайд 3: Первый шаг к фотографии
* Текст на слайде:
* В начале XIX века появились первые попытки фиксации изображения.
* Иоганн Генрих Шульце в 1727 году заметил, что нитрат серебра темнеет на свету.
* Однако, он не смог зафиксировать изображение.
* Изображение: Портрет Шульце, изображение нитрата серебра на свету.
Слайд 4: Рождение фотографии
* Текст на слайде:
* 1826 год – Жозеф Нисефор Ньепс делает первый постоянный снимок.
* Фотография «Вид из окна в Ле Гра» получена после 8-часовой выдержки.
* Процесс несовершенен и требует длительной экспозиции.
* Изображение: Фотография Ньепса «Вид из окна в Ле Гра», портрет Ньепса.
Пояснение: Одним из ключевых моментов в истории возникновения фотографии был эксперимент Жозефа Нисефора Ньепса, французского изобретателя, который в 1826 году сделал первый сохранившийся снимок.
Слайд 5: Луи Дагер и дагерротипия
* Текст на слайде:
* Луи Дагер усовершенствовал метод Ньепса, создав «дагерротипию».
* 1839 год – Дагер представил свой метод широкой публике.
* Дагерротипия позволяла получать более четкие изображения с меньшей выдержкой.
* Изображение: Фотография Дагера, фотография, сделанная с помощью дагерротипии.
Пояснение: Значительный вклад в становление фотографии внес также Луи Дагер — французский художник и изобретатель. В 1839 году он представил миру новый метод изготовления изображений, который получил название «дагеротипия».
Процесс дагеротипии основывался на химической реакции с чувствительными к свету пластинами, покрытыми слоем серебра. Эти пластины затем обрабатывались растворами, придающими изображению видимость. После этого фиксировались и становились невоспроизводимыми. Дагеротипы отличались удивительной детализацией и четкостью.
Внедрение дагеротипии вызвало настоящий фотографический бум.
Слайд 6: Уильям Тальбот и калькатипия
* Текст на слайде:
* В 1839 году Уильям Тальбот представил метод калькатипии.
* Он изготовил первый фотонегатив, с помощью которого можно было получать множество отпечатков.
* Калькатипия оказалась более доступным и практичным методом.
* Изображение: Портрет Тальбота, фотография, сделанная с помощью калькатипии.
Слайд 7: Первое цветное изображение
* Текст на слайде:
* В 1861 году английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение.
* Оно явилось результатом трёх снимков одного и того же предмета, с разными фильтрами.
* Изображение: «Ленточка из шотландки» - первое цветное фото.
* Пояснение: «Ленточка из шотландки» - это фото считается первой в мире цветной фотографией. Её показал известный английский физик Джеймс Максвелл во время лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте 17 мая 1861 года.
Слайд 8: Развитие фотографии: XIX век
* Текст на слайде:
* В XIX веке фотосъемка усовершенствовалась, появились новые методы и фотоматериалы.
* Разработаны «влажные коллодионные пластинки», которые позволяли делать более четкие и детализированные снимки.
* Появилась возможность делать фотографии в цветном формате.
* Изображение: Фотографии XIX века, иллюстрация влажной коллодионной пластинки.
Слайд 9: Фотография XX века
* Текст на слайде:
* В XX веке фотосъемка стала более доступной и популярной.
* Появились более простые и удобные фотоаппараты
* Развитие фотопленки и фотобумаги.
* Фотография стала важной частью жизни людей и использовалась во всех сферах деятельности.
* Изображение: Фотоаппараты XX века, фотографии XX века.
Слайд 10: Цифровая фотография
* Текст на слайде:
* В конце XX века появилась цифровая фотосъемка.
* Цифровые камеры заменили пленочные и упростили процесс фотосъемки.
* Фотографии стали доступны и легко тиражируемы.
* Фотография стала инструментом информации, творчества и коммуникации.
* Изображение: Цифровая камера, цифровые фотографии.
Слайд 11: Заключение
* Текст на слайде:
* Фотография прошла длительный путь от несовершенных первых снимков до современных цифровых изображений.
* Она стала неотъемлемой частью нашей жизни, позволяя запечатлеть важные моменты, сохранять память и рассказывать истории.
* С развитием технологий фотосъемка будет продолжать изменяться и преобразовываться.
* Изображение: Фотография с семьей, фотограф с камерой.
Фотография – гениальное изобретение позапрошлого века. Это возможность остановить и запечатлеть навечно какое-то неповторимое, а потому драгоценное мгновенье нашей быстротекущей жизни. Ведь каждая фотография – это отпечаток, образ и исторический документ эпохи, который может рассказать очень многое.
Когда-то фотография была чудом, а фотосъёмка всей семьи праздником. Не в каждом доме был фотоаппарат, люди ходили фотографироваться в фотоателье. Такой поход был праздником, надевались красивые наряды, делались прически.
Фотография — это не просто фотка на память, это настроение, чувства, атмосфера, бережно сохраненные для себя и детей. Фотоальбом — это история рода, которую обязательно нужно сохранить, это прекрасная традиция, способствующая укреплению семьи. Рассматривая блеклые от времени фотографии бабушек и дедушек, мы с удивлением находим в себе общие с ними черты, угадываем по взгляду тяжелый характер прадеда, а по фасону платья замечаем, что прабабушка-то была модницей. Семейная фотография — это наша родословная, которую можно изучать не только по генеалогическому древу.
Через много лет наши потомки смогут увидеть, как менялся мир и жизнь, какая одежда и прически были в моде, на кого они похожи и т.д. Это также позволяет помнить о семейных традициях, соблюдать их и передавать следующим поколениям. Именно это и является тонкой связующей ниточкой между прошлым и будущим.
Собирать семейные альбомы – традиция эта очень важная, традиция с многолетней историей. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
С какой тематикой бывают фотоальбомы? (Ответы обучающихся).
1.Семейные.
2.Свадебные.
3.Детские.
4.Армейские или дембельские.
5.Школьные годы.
6.Какому-то значимому событию.
Семейный альбом – это сокровище каждой семьи. Это история семьи. Это то, что помогает нам сохранить семейную память. Его надо бережно хранить и передавать своим детям. В каждом семейном альбоме можно найти фотографии, которые связаны с памятью поколений.
Слово Дарье А., Дарье Л.
Семейный фотоальбом можно считать своеобразной машиной времени, которая способна вернуть нас в прошлое.
Каждая фотография в альбоме – это кусочек жизни. Это возможность вернуться назад, в прошлое.
С самого вашего рождения ваши родители фотографировали вас. Старались запечатлеть ваши первые шаги, ваши первые дела, интересные моменты. И, конечно, смешные моменты. А зачем нужны нам наши детские фотографии?
В первую очередь детская фотография нужна не зачем и для чего, а для кого! Она нужна для самих детей, и это очевидно. Кто-то из вас помнит себя в 3 года, в 8 лет, в 12? Вот именно себя? Я, например, нет. Я помню, как относилась к себе в каком-то возрасте, но как выглядела — очень смутно... Себя и родителей я помню только по кадрам, сделанным ими, и как же мне жаль, что этих снимков крайне мало! Но тогда вся фотография была на совершенно другом уровне. Сейчас все изменилось, она стала доступной как никогда. И нельзя упускать эту возможность дать своим детям посмотреть на себя со стороны. Сегодня или через десятки лет фотография себя ребенка вызовет шквал эмоций и воспоминаний о времени, месте, событии. И тогда я-взрослый не будет сожалеть, что фотопамяти о детстве осталось крайне мало.
Детство и юность – прекрасная пора в человеческой жизни. Что мы помним об этом? Но, взглянув на фото, мы увидим рассказ в фотографиях об этом счастливом времени. Для одних этот обзор станет этаким ностальгическим путешествием в прошлое, а для других – познавательным времяпровождением.
Слово Ульяне К., Алине У.
Проведем небольшую разминку, мини-викторину.
Вопросы:
1.О каком продукте чаще всего вспоминают, когда фотографируются? (Сыр)
2.Что, по словам фотографа, вылетит из объектива при съёмке? (Птичка)
3.Что прислали Шарику в Простоквашино для фотоохоты? (Фоторужьё)
4.Как фотографируются на паспорт? (Анфас)
5.На что ставят фотоаппарат во время съёмки? (На штатив)
6.Как называются фотоаппараты последнего поколения? (Цифровые)
7.Куда складывают фотографии? (В альбом)
Слово Валерии И., Ангелине Б.
В эпоху цифровой фотографии традиционные фотоальбомы можно увидеть всё реже, в большинстве своем заносятся в компьютер или хранятся на многочисленных дисках. С появлением цифровой фотографии у нас есть возможность делать большее количество снимков, создавать фотоальбомы на интернет-ресурсах. Мы можем изменить качество снимков при помощи специальных фоторедакторов, сделать их лучше, чтобы показать друзьям. Это прогресс – жизнь движется… Тем не менее, именно напечатанные и красиво оформленные фотографии обладают тем самым удивительным настроением, которое может перенести нас в прошлое, помочь вспомнить счастливые дни беспечного детства, важные события в жизни…
Удивительно, но сегодня фотографирование как будто обесценилось. В эпоху социальных сетей фотография стала настолько доступной, что мы перестали её ценить. Мы снимаем еду, одежду, животных, виды из окна и многое другое. В наше время постепенно стирается традиция собирать в альбом любительские фотографии. На смену семейным пришли виртуальные альбомы. И возникает вопрос: оставим ли мы нашим потомкам любительские фотографии в семейных альбомах, как оставили их нам наши предки?
Сюрприз от классного руководителя.
В начале классного часа я сказала, что мы собрались одной дружной семьей. Да, действительно, все вы стали для меня семьёй. И я принесла сегодня альбомы, в которых собираю фотографии с вами.
Звучит музыка. («Загляните в семейный альбом» Э.Пьеха)
Заключение.
Фотоальбом непременно должен быть в любом доме. Каждое событие неповторимо, важные моменты нужно хранить не только в памяти и социальных сетях, но и в красивых фотоальбомах. Сохраните самое ценное – историю вашей семьи!
А сейчас, в завершении, я хочу попросить, чтобы все присутствующие составили синквейн к слову семья, фотоальбом (семейный), в котором выразили бы свои чувства, впечатления и эмоции от нашей встречи.
Фото с любимым учеником. (Показ каждому студенту по отдельности общей фотографии).
Звучит музыка. («Загляните в семейный альбом» Э.Пьеха)
«Семейные альбомы» - это уникальное собрание дорогих для каждого фотографий, вещь, одна из самых ценных в семье.
Безусловно, фотоальбом – это большая ценность. Это великая память. Эмоции, которые испытываешь при просмотре настоящих снимков, напечатанных на бумаге, несравнимы с другими способами просмотра изображений. Фотографии материализуются и кажутся настоящими, живыми. И вокруг царит какая-то особая атмосфера, когда происходит просмотр снимков в альбомах, ведь зачастую это происходит в семейном кругу.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Последуем совету известной песни: «Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом».
Значение семейного альбома:
Семейный альбом - это больше, чем просто коллекция фотографий. Это хранилище воспоминаний, истории семьи, связь поколений и нечто ценное, что передается из руки в руку.
Независимо от формата, семейный альбом остается ценным источником памяти и связи поколений. Он помогает нам помнить, кто мы, откуда мы произошли, и куда мы идем.
Предлагаю сделать общую фотографию для нашего семейного альбома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.