Заимствованные слова
Оценка 4.6

Заимствованные слова

Оценка 4.6
doc
07.05.2020
Заимствованные слова
заимств слова.doc

21.12.19г         Русский язык 10 класс

Тема урока: Заимствованные слова

Цели урока:

I.       Познавательные:

1).  познакомить с основными путями развития лексической системы;

2).  познакомить с типами заимствований в русском языке

II.    Развивающие:

1).  развитие умения работать со словарями ;

2).  формирование умения выявлять в тексте заимствованные слова;

III. Воспитательные:

1).  воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Опрос по теме

Мы с вами продолжаем изучать лексику. Давайте вспомним прошлую тему. Послушайте стихотворение В. Перкина «Старинные слова»

Они во мне звучат едва-едва,

Старинные, забытые слова.

«Долонь, десница, выя, рамена»,

Как некогда, в иные времена.

Назовите устаревшие слова, что они обозначают?

Долонь-ладонь, десница-правая рука, выя-шея, рамена-плечи.

«Все народы меняются словами» В.Г.Белинский.

Как вы понимаете данный эпиграф?

В нем говорится о том, что у каждого народа свой язык.

Учитель: Правильно, у каждого народа свой язык, языки взаимодействуют друг с другом, происходит заимствование слов. Тема нашего урока Заимствованные слова и их употребление. Запишите число и тему урока.

  1. Объяснение нового материала

Учитель:     Послушайте, что пишет в своей книге «Слово в словах» Л.Успенский. Утром, за завтраком, вы можете сами того не замечая, говорить на множестве самых разных языков. Вы произнесли слово кофе – и произнесли слово арабского корня. Попросили сахар и перешли на древнеиндийский язык. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски. Какой можно сделать вывод о заимствованных словах?

Ученик:      Заимствованные слова мы употребляем часто в своей речи.

1.     Закрепление нового материала

Учитель: Что нового вы узнали о заимствованных словах?

Ученик: Мы узнали, что историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы: 1) возникновение слов исконных, т.е. существующих издавна, постоянно, искони и 2) заимствование слов из других языков.

В зависимости от того, из какого языка пришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований: 1) заимствования родственные (из славянской семьи языков) и 2) заимствования иноязычные.

А теперь давайте поиграем, разделимся на 3 команды, запишем слова, кто быстрее определит происхождение слов – поднимет руку.

Слова: театр, автограф , фантазия, талант.

театр – франц., место для зрелищ, автограф-греч., собственноручная надпись, фантазия – нем., воображение, талант – греч., выдающиеся способности.

А теперь с помощью этих слов составьте небольшой рассказ ( опрос 2-3- учеников)

5.Обобщение по теме

Обобщим сказанное. Какую тему мы проходили? Что нового мы узнали?

Мы проходили тему: заимствованные слова и их употребление; могут быть выделены два типа заимствований: 1) заимствования родственные (из славянской семьи языков) и 2) заимствования иноязычные.

Подготовка к ЕГЭ.

6.Итоги урока

                   Запишите домашнее задание упр.№67. Прочитаем задание (ученик читает задание). Что мы должны сделать?

                   Мы должны вставить пропущенные буквы и объяснить значения слов.

Хорошо, за работу на уроке можно поставить следующие оценки (выставление оценок).


Русский язык 10 класс Тема урока:

Русский язык 10 класс Тема урока:

Ученик: Мы узнали, что историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы: 1) возникновение слов исконных, т

Ученик: Мы узнали, что историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы: 1) возникновение слов исконных, т
Скачать файл