21.12.19г Русский язык 10 класс
Тема урока: Заимствованные слова
Цели урока:
I. Познавательные:
1). познакомить с основными путями развития лексической системы;
2). познакомить с типами заимствований в русском языке
II. Развивающие:
1). развитие умения работать со словарями ;
2). формирование умения выявлять в тексте заимствованные слова;
III. Воспитательные:
1). воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока:
Мы с вами продолжаем изучать лексику. Давайте вспомним прошлую тему. Послушайте стихотворение В. Перкина «Старинные слова»
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
«Долонь, десница, выя, рамена»,
Как некогда, в иные времена.
Назовите устаревшие слова, что они обозначают?
Долонь-ладонь, десница-правая рука, выя-шея, рамена-плечи.
«Все народы меняются словами» В.Г.Белинский.
Как вы понимаете данный эпиграф?
В нем говорится о том, что у каждого народа свой язык.
Учитель: Правильно, у каждого народа свой язык, языки взаимодействуют друг с другом, происходит заимствование слов. Тема нашего урока Заимствованные слова и их употребление. Запишите число и тему урока.
Учитель: Послушайте, что пишет в своей книге «Слово в словах» Л.Успенский. Утром, за завтраком, вы можете сами того не замечая, говорить на множестве самых разных языков. Вы произнесли слово кофе – и произнесли слово арабского корня. Попросили сахар и перешли на древнеиндийский язык. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски. Какой можно сделать вывод о заимствованных словах?
Ученик: Заимствованные слова мы употребляем часто в своей речи.
1. Закрепление нового материала
Учитель: Что нового вы узнали о заимствованных словах?
Ученик: Мы узнали, что историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы: 1) возникновение слов исконных, т.е. существующих издавна, постоянно, искони и 2) заимствование слов из других языков.
В зависимости от того, из какого языка пришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований: 1) заимствования родственные (из славянской семьи языков) и 2) заимствования иноязычные.
А теперь давайте поиграем, разделимся на 3 команды, запишем слова, кто быстрее определит происхождение слов – поднимет руку.
Слова: театр, автограф , фантазия, талант.
театр – франц., место для зрелищ, автограф-греч., собственноручная надпись, фантазия – нем., воображение, талант – греч., выдающиеся способности.
А теперь с помощью этих слов составьте небольшой рассказ ( опрос 2-3- учеников)
5.Обобщение по теме
Обобщим сказанное. Какую тему мы проходили? Что нового мы узнали?
Мы проходили тему: заимствованные слова и их употребление; могут быть выделены два типа заимствований: 1) заимствования родственные (из славянской семьи языков) и 2) заимствования иноязычные.
Подготовка к ЕГЭ.
6.Итоги урока
Запишите домашнее задание упр.№67. Прочитаем задание (ученик читает задание). Что мы должны сделать?
Мы должны вставить пропущенные буквы и объяснить значения слов.
Хорошо, за работу на уроке можно поставить следующие оценки (выставление оценок).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.