и выполнение работы может быть более успешным. Так же при отвлечении от основного дела может прийти новое решение или «свежий» взгляд на проблему.
Выводы. Прокрастинация это не диагноз, ведь практически каждый человек пытается отложить выполнение неприятного для него дела. Это не плохо и не хорошо. Однако не стоит забывать, чтобы человек способен преодолеть многое, было бы желание и необходимые инструменты.
Резюме. В статье рассматривается отличительные признаки прокрастинации. В чем причина прокрастинации и эффективные способы избавления от данного синдрома. Ключевые слова: прокрастинация, планирование, тайм-менеджмент.
Summary. The article discusses the distinguishing features of procrastination.
What is the cause of procrastination and effective ways to get rid of this syndrome. Key words: procrastination, planning, time management.
1. Людвиг П. Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра / П. Людвиг. – М.: Альпина Паблишер, 2018.
2. Мычко В.Н. Прокрастинация как феномен и образ жизни современного человека / В. Н. Мычко // Молодой ученый. – 2016- № 25 (129).
3. Мульшина Ж.И. Как бороться с прокрастинацией / Ж. И. Мульшина. –
URL: https://tutknow.ru/psihologia/7148-kak-borotsya-s-prokrastinaciey.html
УДК 37.032
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В
ПРОГРАММЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ
Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»;
Айчувакова Елена Рфаилолна, заместитель директора по НМР
МБОУ «Лицей № 120
Постановка проблемы. Современное российское общество, является весьма сложным, но тем не менее, именно оно принимает после школы выпускников, которые должны не затеряться в сложных условиях взрослой жизни. Именно по этой причине Президент России определяет целью прорывное развития России с возможностью создания условий для самореализации и развития талантов, достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства [1].
Уже современный выпускник школы должен обладать функциональной грамотностью, включающей грамотность финансовую, и креативностью для успешного продвижения в жизни, а также иметь сформированные профессиональные, надпрофессиональные и предпринимательские компетенции.
Анализ исследований и публикаций. Современная общеобразовательная школа в связи с заказом общества нацелена на развитие инженернотехнологического направления в формировании компетенций ученика, но и на формирование компетенции предпринимательской деятельности, что как раз и отражает запрос общества, отраженный в Указе Президента [1].
Цель статьи – представление методики формирования профессиональных компетенций, применяемых обучающимися в предпринимательской деятельности, как залог их успеха в течение всей жизни с помощью внедрения системы наставничества для постоянной поддержки ученика.
Изложение основного материала. Наставничество – новая плодотворная методологическая среда для раскрытия потенциала каждого участвующего в программе субъекта: как ученика-наставляемого, так и учителя-наставника. Технология наставничества позволяет обучающимся получить опыт, знания, сформировать умения, навыки, компетенции и ценности.
В технологическом лицее основное внимание в развитии школьников уделяется приобретению компетенций рабочих профессий в условиях дуального образования (совмещающего накопление знаний и реализации их в практической деятельности) для подготовки потенциального работника согласно востребованности региона. Однако, наряду с профессиональными возможностями, современный обучающийся осознает и необходимость, и возможности применения приобретенных, сформирований знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций в том числе и в бизнесе.
Программа наставничества «Мои достижения – мой проект, мой рост» (далее – Программа наставничества) разработана в рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Модели наставничества в условиях дуального образования, обеспечивающие раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области».
Мир профессий, в который входят обучающиеся технологического лицея, предполагает формирование, как личных качеств и способностей, так и иные составляющие для успешного продвижения:
во-первых, умение представлять собственные открытия, изобретения; во-вторых, каждому обучающемуся необходимо приобрести, как профессиональные умения и компетенции, так и способности представления своих идей и изобретений; в-третьих, обучающимся необходимо осознать понятие организации инновационной деятельности в организации деятельности в условиях современных технологий, изобретений, новаторства, организации бизнесдеятельности.
Профессионалам будущего необходимо не только уметь аккумулировать профессиональные идеи, нужно научиться исследовать идею, рассчитывать возможности продвижения идеи, выявлять способы ее финансирования, разрабатывать бизнес-план предприятия «под идею».
Современный поиск и определение собственной идеи необходимо направить на поиск инновационных направлений, разработки новейших технологий в профессиональной деятельности. Одновременно немаловажным фактором является и представление инновационной идеи на суд широкой общественности с целью привлечения единомышленников.
Развитие бизнеса можно разделить на три этапа.
Первым этапом, первой, определяющей ступенью проекта является самоопределение обучающегося в рабочей профессии в условиях деятельности технологического лицея.
Второй этап включает генерирование, аккумулирование идей на базе профессиональных умений, навыков, компетенций, способы, возможности разработки идеи будущего бизнеса.
Третий этап – это трансформация идеи в бизнес-проект – разработка и представление бизнес-плана, который станет отражением пути продвижения потенциального предпринимателя по собственной траектории профессионально-предпринимательского развития.
На раннем этапе развития и формирования профессионала будущего, достойного члена общества, способного развивать собственную карьеру, необходимо так организовать деятельность обучающихся технологического лицея, чтобы он смог сформировать, как жесткие профессиональные компетенции и навыки, так и мягкие компетенции профессиональной деятельности потенциального профессионала и предпринимателя, включая самоопределение в профессии будущего и в бизнес-деятельности.
Введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности, структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации в регионе проживания, стандартов Ворлдскиллс) [3] сегодня одно из общих направлений Концепций преподавания предметных областей, реализующих основные общеобразовательные программы. Ориентация школьника на технологические виды профессий с одновременной ориентацией на возможность применения профессиональных навыков и компетенций в предпринимательской деятельности, содействие обучающимся в становлении внутренней позиции будущего профессионала и предпринимателя одновременно, закладывает успех развития российской экономики.
Федеральный проект предопределяет необходимость формирования предпринимательских качеств, навыков, компетенций на этапе раннего становления личности в условиях школьного обучения [2].
Ранняя профессиональная ориентация школьника на рабочие профессии, содействие обучающимся в становлении внутренней позиции будущего предпринимателя сегодня одна из задач современного общества, которую может взять на себя школьное образование при условии в том числе поддержки ученика, как в области формирования знаний и умений, так и в постоянной психологической поддержке, что достигается системой наставничества, введенной в школьном образовательном пространстве.
Программы наставничества имеют сроки реализации от 6 месяцев до 1 года. Высокая скорость реализации программы обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача опыта от человека к человеку,
2) доверительные отношения между наставником и наставляемым,
3) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества [4].
В рамках Программы наставничества реализуется модель наставничества
«Учитель-ученик (группа учеников)», но одновременно предусмотрен переход успешных участников программы модели «учитель-ученик» в программу «модели ученик-ученик», в которой достигший успеха ученик готов сам наставлять сверстника в условиях деятельности «равный-равному».
Формирование нового способа взаимодействия между учителем и учеником в качестве наставника и наставляемого определяет взаимодействие ученика с опытным, наделенным ресурсами, обладающим необходимыми навыками педагогом, который способен оказать ученику поддержку разных направлений деятельности: от психологической помощи до доступных рекомендаций по освоению профессиональных навыков, которую ставит Министерство просвещения Российской Федерации на 2021-2024 годы.
Подготовка будущих предпринимателей, способных мыслить самостоятельно, правильно себя вести в обществе, соответствующим образом заявить о себе, своих инновационных планах, быть готовыми к самообразованию через всю жизнь участие в движении Woridskills в раннем возрасте помогают выявить у обучающихся способности к предпринимательской деятельности, развить интерес к творчеству, раскрыть потенциал личности ученика, помочь ему в формировании собственного имиджа креативного профессионала высокого уровня и делового человека. Способствовать процессу становления профессионала призван опытный педагог-наставник, задача которого – грамотное сопровождение наставляемого и направление его по верной траектории обучения.
Программа наставничества направлена на устранение некоторых «дефицитов» обучающегося:
– низкая информированность о перспективах самостоятельной организации профессиональной деятельности в предпринимательстве с учетом выбора направлений творческого развития, карьерных и иных возможностей во взаимодействии с построением бизнес-карьеры;
– недостаточные возможности формирования метакомпетенций: навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества в бизнес-деятельности;
– отсутствие осознанной позиции, необходимой для определения образовательной траектории, практической подготовки к бизнес-деятельности, наравне с деятельностью профессиональной в целях будущей профессиональной реализации.
Предпринимательская деятельность, включающая профессиональную, востребована обществом и достойна уважения, но сложна, особенно для юных. Однако, запланированная бизнес-карьера решает вопросы самореализации и самофинансирования, поэтому стоит при выборе предпринимательства делом своей жизни, необходимо разобраться в плюсах и минусах, специфике бизнесдеятельности.
Современный предприниматель – это одновременно и специалист в профессии, и бизнесмен, который способен выявлять, определять востребованные идеи бизнеса, и продвигать собственные идеи бизнеса. Потенциальный предприниматель должен обладать креативным мышлением, постоянно генерировать востребованные обществом идеи бизнеса.
Предпринимательство – это профессиональное направление, требующее формирования, жестких умений и навыков, определяющих профессиональную компетентность в бизнес-деятельности. Одновременно, особенность профессиональной деятельности предпринимателя состоит в том, что он должен постоянно продвигать свои идеи, самопрезентовать себя в процессе представления уникальных идей, в том числе с помощью представления проектов, а это значит, жить и работать в условиях постоянного напряжения. Задача наставника – состоит в постоянной поддержке наставляемого, обучения его способам владения собой, умения переключаться с решения задач и проблемы на психологический отдых.
Решение основной задачи предпринимательства – достижения максимально-возможной прибыли невозможно без освоения таких видов функциональной грамотности, как финансовая грамотность и креативность, но нельзя забывать и о способности общаться с людьми, презентовать себя и свои идеи.
Педагог, обучающий первичным навыкам предпринимательской деятельности, должен обладать качествами, совмещающими личностные и профессиональные качествами, в том числе способность организовать наставническую деятельность для поддержки обучающегося в профессионально-технологическом, экономическом, правовом, предпринимательском направлении обучения деятельности, объединяемом в проектной деятельности. Организация обширной, всеохватывающей деятельности формирования предпринимательских компетенций учениканаставляемого, требует от учителя-наставника, организации и психологической помощи обучающемуся-наставляемому.
Ценность педагога, обладающего разносторонними знаниями сложно переоценить – он закладывает фундамент будущего предпринимателя, формирует его мировоззрение, социальную адаптацию в обществе будущего, в мире профессий и в мире бизнеса. Особенно ценной может стать организация деятельности на условиях сотрудничества, формирование и предоставление грамотных и стратегически правильных ответов на возникающие вопросы, поскольку полученные на первоначальном этапе формирования предпринимательских компетенций знания используются человеком на протяжении всей его сознательной жизни.
Более того, учитель принимает активное участие в формировании самопрезентации и имиджа потенциального предпринимателя с одновременным умением привлекать единомышленников, работать в команде, формировать психологический климат коллектива.
Поэтому поставлена цель Программы наставничества – раскрытие личностного, творческого, профессионально-компетентностного потенциала обучающегося, ориентированного на технологическую профессию с одновременным проявлением профессиональных навыков и умений, а также личностных качеств навыков в организации бизнеса, поддержка (в том числе психологическая помощь) формирования и реализация индивидуальной образовательной траектории в самореализации в проектной деятельности.
Программа помогает объединить теорию и практику в подготовке совмещения технологической профессии и предпринимательской деятельности, обогащая полученные знания обучающихся, практической деятельностью, совмещающей знания, умения и практический опыт.
Задачи Программы наставничества:
– сформировать позитивное мнение обучающихся в системе базовых ценностей общества, включающих уважительное отношение к человеку, его знаниям, его результативному труду или бизнес-деятельности в условиях социальной реальности;
– развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в
современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни);
– создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры:
– формирование владения психологическим и эмоциональным состоянием наставляемого;
– подготовка обучающихся к участию в конкурсном движении Woridskills Russia Juniors.
Технология наставничества способствует формированию личности, ее активной жизненной позиции, потребности заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации. Для участия в Программе наставничества следует учитывать, обладает ли обучающийся такими качествами, как:
– наличие личного желания стать предпринимателем;
– авторитетность в среде обучающихся;
– высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других, способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Целевая аудитория проекта – обучающиеся 7-11 классов, планирующие заниматься бизнесом, ориентированные на освоение компетенций профессионального блока «человек-человек».
Важно при наборе обучающихся соблюдать принцип добровольности, обоюдного желания наставника и наставляемого работать совместно. Наставники и наставляемые будут работать в условиях сотрудничества – определяемого, как общение, равенство во всем, взаимопонимание; принятие общих целей и путей, способов, средств их достижения; продуктивное взаимодействие в процессе продвижения в профессии и личностном развитии в условиях школьного профессионально образовательного пространства
В рамках Программы наставничества предлагаются различные формы, и техники взаимодействия.
Применяются следующие техники:
1. «Сопровождение в профессию» – наставник берет на себя обязательства предоставления помощи обучающемуся, участвует в развитии профессиональных навыков во время обучения.
2. «Введение в профессию» – у обучаемого формируются первичные навыки либо знания, которые пока еще не актуальны, но приобретут ценность в дальнейшем, когда ситуация этого потребует.
3. «Проба профессии» – наставник на своем личном примере показывает определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая учебные ситуации понятнее.
4. «Погружение в профессию» – обучаемый погружается в среду изменений, наставник провоцирует наставляемого на расширение кругозора с изменением порядка ценностей и восприятия, практических навыков.
Формы взаимодействия с обучающимися:
1. Форсайт (англ. Foresight – взгляд в будущее) – это интеллектуальная технология по созданию желаемого образа будущего и определению стратегий его достижения.
2. Митап (англ. Meetup – встреча «на ногах») встреча специалистов единомышленников для обсуждения тех или иных вопросов, обмена опытом в неформальной обстановке.
3. Воркшоп – буквально «workshop» переводится как «мастерская». Демонстрация рабочего процесса опытного мастера для широкой аудитории с целью поделиться практическими навыками в каком-либо ремесле.
4. Профессиональная проба – профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее вид завершенного технологического процесса (или его отдельного этапа) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
5. Профориентационные игры – сфера активного обогащения личности, важнейший вид самостоятельной деятельности, средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыков.
6. Тренинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
7. Групповая дискуссия – совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
8. «Мозговой штурм»
9. Поэтапная проектная деятельность по этапам:
9.1. разработка и представление проекта «идея бизнеса»;
9.2. представление идеи бизнеса в научно-популярной статье с участием в конференции студентов;
9.3. представление идеи бизнеса в TED-выступлении;
9.4. разработка и представление бизнес-плана по представленной идее.
Для раскрытия собственного потенциала, современный выпускник школы должен обладать в том числе современными компетенциями определяемыми, как 4K, так называемые Soft Skills (изменяемая «прокачка» сотрудников, «надмозговые» способности) – то, что сделало бы современных людей понастоящему успешными. 4К – креативность, критика, коммуникация и координация.
Человек, наделенный вышеперечисленными качествами по мере участия в программе готовится к переходу от наставничества к участию в ученическом самоуправлении. По окончании участия в программе он готов к новому этапу наставничества – участию в программе равный-равному, с использованием модели ученик-ученик. Реализация модели наставничества равный-равному в наставнической программе ученик-ученик, в которой экс-наставляемый готов делится с другими учениками накопленным небольшим, но опытом, направляя его на развитие не только личности другого обучающегося, но и поддержку собственных социально значимых навыков (компетенций). Наставник и наставляемый работают в едином направлении развития, наставник, обучая наставляемого, совершенствует необходимые качества.
Наставником на новом уровне программы наставничества, может быть ученик, который прошел наставническую программу модели «Учитель-ученик», показал высочайший результат, получивший опыт в достижении жизненных, личностных и надпрофессиональных (Soft Skills) результатов приобрел опыт и навыки, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, а так же надпрофессиональными (Soft Skills) качествами 4К.
Наставник должен иметь навыки, как проявления, так и оказания комплексной поддержки на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, как наставников, так и наставляемыми, в раскрытии их потенциала и возможностей саморазвития.
Наставник должен обладать следующими личностными качествами:
– высоким уровнем коммуникативной компетентности;
– способностью мотивировать, вдохновлять других людей на позитивное отношение к работе и содействовать в достижении поставленных целей и задач;
– сформированными навыками анализа, оценки, структурирования и трансляции имеющегося опыта деятельности;
– готовностью и умением создавать условия и рефлексивную среду для освоения равными, наставляемыми технологий и методик, которыми владеет сам;
– заинтересованностью в успехах наставляемого, готовностью принимать личную ответственность за неудачи и промахи, желание исправлять допущенные ошибки;
– потребностью в саморазвитии, самообучении, самосовершенствовании, самопрезентации.
Немаловажной для наставника является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного. Это в значительной мере повышает мотивацию наставляемого и эффективность процесса взаимного роста.
В процессе взаимодействия наставника и наставляемого проводятся тематические встречи, включающие лекционные сообщения на тему: «Движение WorldSkills что это? Зачем мне?», интервью с наставником; HARD SKILLS разбираемся. Лекция-беседа «Введение в предпринимательскую деятельность».
Практические занятия проходят в форме пробы предпринимательской деятельности и погружения в предпринимательство в условиях создания учителем-наставником соответствующей бизнес-среды.
Проведение мозгового штурма «Идея бизнеса» - какая востребована?» дает возможность запуска поиска интересной наставляемому идеи бизнеса, по которой он готовит первый проект.
Чтобы сформировать гибкие навыки, необходимо прослушать лекцию и высказать свое мнение по теме: «Гибкие навыки? Что это? Как организуем работу по их формированию?», а дальше в процессе деловой игры «Самопрезентация» постараемся закрепить выявленные гибкие навыки.
«Лидерские качества, метакомпетенции. Способы их развития» наставляемые должны понять, что это, зачем и как применять лидерские качества и метакомпетенции на жизненном пути.
Игра «Привлекаю единомышленников» формирует бесконфликтность, желание сотрудничать.
«А я уже могу? Насколько я могу?» Деловая игра, включающая развитие компетенций 4К: Речь. Взаимодействие. Критическое мышление. Разработка идеи бизнеса, оформление проекта, подготовка статьи, TED-выступления» для самопрезентации сформированного имиджа в презентации идеи бизнеса.
Знакомство и разбор компетенции WorldSkills в предпринимательстве дает возможность сопровождения в конкурсном движении, с разработкой бизнеспроекта, научно-исследовательского проекта «Мой бизнес».
По результатам участия в конкурсе наставник и наставляемый проводят итоговую встречу с целью анализ реализации Программы наставничества и выявления достигнутых успехов и определения степени готовности участия в программе наставничества модели «ученик-ученик.
Программа завершается участием в открытом публичном мероприятии Подведение итогов Программы наставничества.
Выводы. Современные запросы общества, связанные с формированием востребованных компетенций выпускников, достигаются путем взаимодействия в программах наставничества от учителя к ученику, от ученика к ученику в условиях непрерывной поддержки наставляемых, в формировании профессиональных, предпринимательских и надпрофессиональных навыков.
Резюме. В статье раскрываются современные способы организации наставничества в современной школе (технологическом лицее) с целью формирования профессиональных, предпринимательских и надпрофессиональных навыков для подготовки профессионала-бизнесмена будущего, успешно выстраивающего собственную карьеру в соответствии с запросами общества
Ключевые слова: технологический лицей, профессиональные, предпринимательские и надпрофессиональные навыки, наставничество, наставническая деятельность.
Summary. The article reveals modern ways of organizing mentoring in a modern school (technological lyceum) in order to form professional, entrepreneurial and supra-professional skills for training a professional businessman of the future, successfully building his own career in accordance with the demands of society
Key words: technological lyceum, professional, entrepreneurial and supraprofessional skills, mentoring, mentoring activity
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 www.garant.ru URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/
2. Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса федеральный проект (утв. Минэкономразвития России) www.consultant.ru URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380885/ дата обращения
13.11.2022 г.
3. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих общеобразовательные программы docs.edu.gov.ru URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa дата обращения 13.11.2022 гг.
4. О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 sudact.ru URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23012020n-mr-4202/ дата обращения 13.11.2022 г.
УДК 37.035
ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННО-
Зайцев Александр Ярославович, ассистент кафедры российской политики факультета политологии, ФГБОУ ВО
«Московский государственный университет имени
Постановка проблемы. В современном мире изменения общественной жизни происходят благодаря влиянию различных мировых тенденций, а также трансформации различных моральных и культурных норм общества. Общественно-политические процессы указывают на необходимость мировоззренческого самоопределения личности, что связано в том числе с постоянной необходимостью поиска методов воздействия на конкретные политические события [3].
Важным на сегодняшний день представляется формирование у учащихся подросткового возраста политического сознания, становление личности как субъекта и объекта политических отношений, получение знаний в сфере политики, которая представляет собой перспективное направление как в научном, так и в практическом понимании.
Цель статьи – анализ особенностей воспитания сознательного отношения к общественно-политической сфере (на примере Школы юного политолога и конфликтолога).
Изложение основного материала. Одним из проектов, направленных на реализацию указанных задач, является «Школа юного политолога и
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.