Зайцева, Г. В. Организация исследовательской деятельности студентов на базе научной лаборатории / Г. В. Зайцева // Инновации в системе высшего образования : материалы VII Всероссийской научно-методической конференции, Челябинск, 09 февраля 2016 года / отв. ред. Синецкий С. Б.. – Челябинск: Частное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина", 2016. – С. 20-28. – EDN VJWBDD.

  • pdf
  • 24.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИнновацииЛаборатория студентов.pdf

ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»

Общественная палата Челябинской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(материалы VII Всероссийской научно-методической конференции)

 

 

 

 

 

 

 

Издается с 2010 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2016

 

УДК 378

ББК 74.5

И66

 

 

 

       Инновации в системе высшего образования [Текст] : материалы VII Всерос. науч.метод. конф. / ЧОУ ВО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина» ; [отв. ред. : С. Б. Синецкий ; редкол. : Е. А. Захарова, А. Л. Худобородов, Л. В. Львов]. — Челябинск, 2016. — 129 с.

 

ISBN 978-5-903270-37-8

 

 

 

 

       Материалы VII Всероссийской научно-методической конференции «Инновации в системе высшего образования», проведенной 9 февраля 2016 года в ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», отражают опыт внедрения инновационных моделей и методов обучения в вузах многих регионов России.

       Содержание материалов посвящено исследованию различных аспектов инновационного процесса и предназначено для использования педагогами вузов, специалистами управленческих структур в сфере образования, докторантами, аспирантами и магистрантами, работающими над проблемами повышения качества и эффективности высшего образования.

 

 

 

 

 

Ответственный редактор:

 

Синецкий С. Б.,             доктор культурологии, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

Редакционная коллегия:

 

Захарова Е. А.,

доктор экономических наук, доцент

Худобородов А. Л.,

доктор исторических наук, профессор

Львов Л. В.,

кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

ISBN 978-5-903270-37-8

 

 

© ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права

им. М. В. Ладошина», 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...................................................................................... 6

Астахова Т. В., тьютор ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ИННОВАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА .......................... 8

Баскаков В. А., преподаватель ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН

МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ...................................................................................................... 11 Востротина А. С., ст. преподаватель ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ............................................. 14 Ежова И. В., декан факультета экономики и управления ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ ........................................................................................................................................... 17

Жданова Н. В., канд. экон. наук, ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), г. Челябинск

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

НА БАЗЕ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ........................................................................................... 20

Зайцева Г. В., ст. преподаватель, руководитель Лаборатории предпринимательства и малого бизнеса, ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИХ КУРСОВ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ................................ 29

Зеликин Н. В., научный сотрудник, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва

 

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ .......................... 31

Львов Л. В., канд. пед. наук, доцент, ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

СТУДЕНТАМ-ЭКОНОМИСТАМ И ЛИНГВИСТАМ .................................................................... 40

Полякова О. А., преподаватель ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

СОЦИОПРОЕКТНОГО ЦИКЛА В РАМКАХ ПРОФИЛЯ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ» ...... 42

Синецкий С. Б., д-р культурологии, канд. пед. наук, доцент, ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ............................................................................................................. 47

Стебеняева Т. В., канд. экон. наук, АНО ДПО Институт международных стандартов учета и управления, г. Москва

Худолей Г. С., канд. экон. наук, АНО ДПО Институт международных стандартов учета и управления, г. Москва Юдинова В. В., начальник управления, АНО ДПО Институт международных стандартов учета и управления, г. Москва

 

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ ..................... 49

Суслова О. В., преподаватель ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ

РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ............................................................................ 52

Сыркина Е. Г., директор Центра культурно-информационной деятельности управления культуры администрации г. Челябинска, г. Челябинск

 

    

3


 

Зайцева Г. В.,

ст. преподаватель, руководитель

Лаборатории предпринимательства и малого бизнеса,

ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

НА БАЗЕ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ

 

В современном развивающемся обществе востребованы специалисты, обладающие не только профессиональной компетентностью, но и высоким профессиональным потенциалом для дальнейшего роста. Именно по этой причине появляется уровневое высшее профессиональное образование, которое направлено не только на формирование компетенций в процессе обучения, но и на мотивирование современного специалиста к постоянному профессиональному росту, что предоставляет возможности скорректировать направление полученного образования. Создается система непрерывного образования в течение всей жизни путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки, что является ценным направлением формирования кадрового состава в востребованных отраслях экономики. Возможность непрерывного образования, повышения квалификации работников, самосовершенствования и стремления работать в отрасли, наиболее популярной и востребованной временем, достигается применением следующих принципов в организации образовательного процесса:

1.                  Поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности специалиста.

2.                  Вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса в период трудовой деятельности.

3.                  Интеграция учебной и практической деятельности [5, с. 32].

Непрерывность профессионального кадрового образования, в частности и за счет уровневого образования, и за счет дополнительного, позволит своевременно решать возникающие проблемы в подготовке квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Образовательная система, включающая такие направления, как корректировка квалификации профессионалов в процессе обучения по программам бакалавриата и магистратуры, система повышения квалификации в процессе трудовой деятельности, профессиональная переподготовка в течение всей жизни, дает возможность работающим гражданам, составляющим кадровый потенциал государства, не только повышать квалификацию в целях карьерного роста, но и создавать собственный бизнес на базе сформированной в условиях непрерывного профессионального совершенствования квалификации и профессионального мастерства.

В системе современного образования немаловажное значение отводится организации учебного процесса с целью формирования профессиональных компетенций на базе основных профессиональных образовательных программ, к которым относятся:

-                     образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки;

-                     основные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих [2].

Кроме основных общеобразовательных программ существуют и дополнительные программы:

-                     дополнительные общеобразовательные программы: дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

-                     дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Стремление профессионала к освоению новых вершин приведет к осознанию необходимости организации внутри образовательного процесса систем самообразования на основе дополнительного образования, суть которого — творение смысловой характеристики профессиональной деятельности. Поэтому понимание сотворчества в качестве сущностной характеристики нового педагогического мышления нацеливает педагога на подготовку условий для инициирования стремления, обучающегося к смыслу, его выявления и осуществления. В этом случае условия для творения обучающимся для себя смысла — результат сотворчества педагога и обучающегося, отражающий сложное диалогическое взаимодействие своего и чужого опыта, слов и действий, мыслей и чувств [9, с. 32].

Образовательную программу любого уровня необходимо сформировать таким образом, чтобы выпускник получил уровень компетентности, который соответствует требованиям, предъявляемым работодателем. Востребованный уровень квалификации работника, в свою очередь, определяется на основании профессионального стандарта, который законодатель определяет, как «...характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [1]. Законодательством закреплен и порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, устанавливается Правительством РФ [3]. Практика формирования профессиональных стандартов находится в самом начале формирования, однако система разработки профессиональных стандартов уже запущена и действует [3]. В частности, подготовлен стандарт профессии «бухгалтер» [4].

В условиях формирования профессиональной компетентности обучение студента в системе высшего образования происходит в рамках партнерского, субъект-субъектного обучения с разделением равной ответственности и обучающего, и обучаемого. Поэтому студенты должны осознать необходимость самостоятельной работы над формированием общих и профессиональных компетенций с целью их дальнейшей трансформации в систему собственной компетентности для организации успешной профессиональной деятельности. Сформированная компетентность даст возможность планирования профессионального роста в условиях формирования профессионала высокого уровня, способного к самореализации не только в качестве работника, работающего на работодателя, но и в качестве владельца, создателя и организатора собственного бизнеса во временном развитии.

Несмотря на то, что в постоянном обороте находятся слова «компетенция» и «компетентность», к настоящему времени следует отметить, что до сих пор нет однозначной трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Применительно к общему образованию А. В. Хуторской рассматривает компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личностей, отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников, а компетентность — как обладание человеком соответствующей компетенцией [8, с. 24]. Вероятно, компетентность, на основании опыта работы автора в системе формирования компетенций и подготовки профессионалов, может быть определена как система владения набором компетенций, необходимых для решения профессиональных задач.

Сформированный компетентностный уровень подготовки профессионалов для рынка труда, их активное участие в бизнесе со временем сформирует самую высокую ценность — объединение граждан в человеческий капитал — накопленный профессиональный опыт граждан государства, немаловажный для развития любой страны. Доля человеческого капитала в структуре национального богатства экономически развитых государств исторически возрастает, вытесняя доли сырьевых и технологических ресурсов. Например, в США в начале 1990-х годов (по оценкам Всемирного банка) человеческий капитал в качестве накопленного профессионального опыта оценивался в 76 %, 19 % составлял физический (материальный) капитал и только лишь 5 % — природные факторы; в среднем, в Западной Европе это соотношение составляло 74 % — 23 % — 2 % соответственно. В России в структуре национального богатства доля человеческого капитала составляла 50 %, доля сырьевых ресурсов — 10 % и технологических — 40 %. За минувшие 15 лет эти составляющие в структуре национального богатства существенно не изменились [12, с. 310].

Повышение доли человеческого капитала в экономике государства, безусловно, даст результат в развитии не сырьевого, но интеллектуального общества, что может быть достигнуто в условиях соответствующего образовательного процесса в течение всей жизни, организованного с целью формирования профессионала, постоянно повышающего уровень собственной компетентности.

Создание образовательных программ, учитывающих требования профессиональных стандартов, продолжается в процессе обучения в разработке рабочих программ, включающих фонды оценочных средств, которые объединяют деятельность педагогов в целях подготовки профессионалов. Фонды оценочных средств объединяют перечень способов воздействия на обучаемых с целью достижения результата образования — формирования компетенций, необходимых для определения уровня квалификации профессионала. Педагогическая наука изучает систему педагогических воздействий, кооперированную деятельность преподавания-учения, методы обучения и воспитания, содержание образования и способы его включения в деятельность обучения [10, с. 52].

Педагогическое воздействие на первичном этапе в процессе обучения в рамках конкретных дисциплин начинается с передачи обучаемому информации, изучение которой необходимо выстроить с целью формирования планируемых компетенций для формирования в дальнейшем компетентности будущего работника.

Информация относится к классу первичного восприятия понятий, по которым нельзя дать точного определения изучаемым явлениям — это некоторые сведения, которые в современном мире информации находятся повсюду. Характерным признаком людей стала возможность восприятия ими информации об окружающей их среде, переработка этой информации и способность делать на основании полученной информации выводы, важные для дальнейшего их поведения [6, с. 9].

Современные требования к будущему профессионалу требуют от него не только получения информации от преподавателя, но и формирования собственной системы накопления и обработки информации. Информация, не обработанная разумом, не охваченная мыслительным процессом, бесполезна, но по мере работы с полученной информацией, проникновения в ее сущность формируются понятия о тех или иных явлениях. Понятие — основообразующая форма мышления. Любая мысль выражается в понятии. Из понятий формируются остальные формы мышления (суждения и умозаключения), которые складываются с тем, «чтобы слиться в понятии, раскрывая его отдельные стороны, характеризуя его» [9, с. 10]. По мере накопления информации, трансформированной в понятия о каких-то объектах или явлениях, на основе применения мышления, суждения, обобщения, умозаключения формируются знания. Знания — это закономерности, принципы и связи, позволяющие квалифицированным профессионалам ставить и решать задачи в своей предметной области [6, с. 12]. Знания являются первоосновой формирования умений. На основе полученных знаний формируются умения людей: если человек знает, как сделать, он сделает. Возможно, на первых этапах начинающий специалист будет выполнять профессиональные задачи с низкой скоростью, но неоднократное повторение приведет к тому, что человек научится делать то, что знает, быстро, точно, соответствующим образом — приобретет умения. Объединение знаний и умений и рождает овладение компетенцией.

Процесс формирования знаний, умений, компетенций формируется на базе педагогических воздействий наставника, который на начальном этапе необходим каждому обучаемому: наставник предоставит информацию и поможет трансформировать ее в знания, определит понятие, направит мыслительный процесс обучаемого в русло суждений, умозаключений. И обучающий и обучаемый могут и должны проявить сотворчество в процессе познания нового и неизведанного, приобретения определяющих знаний и опыта для формирования необходимых умений.

Творчество — есть та сила, которая дает возможность непрерывного роста. Проблемы творческой деятельности издавна волновали человека. Основоположником творческого подхода считают Сократа, который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке проблемы или решению задачи, в результате чего учителю и ученику открывалась истина. Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. Ян Амос Коменский писал: «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки…». Эти же идеи находят отражение в творчестве Ф. Рамбле, Дж. Локка, М. Монтеня, И. Песталоцци и других великих мыслителей того времени [11, с. 53].

Разработанная Дж. Дьюи концепция «полного акта мышления» является его основным вкладом в теорию обучения. Как педагог, он пытался найти оптимальное соотношение теоретического и практического блоков в подготовке хорошего педагога [16, с. 44]. Современные идеи Дж. Дьюи вполне возможно перенести на подготовку современного квалифицированного профессионала в любой отрасли деятельности. Система проектного обучения, созданная Дж. Дьюи, дает возможность последовательных действий: выявления проблемы, постановки и решения задач современными студентами, которые готовятся к дальнейшей профессиональной деятельности, основанной на интеллектуально-практическом подходе к системе обучения современных студентов.

Выражение «интеллектуальная технология» было введено в употребление американским социологом Д. Беллом, получившим широкую известность благодаря предложенной им концепции постиндустриального общества. Он утверждал, что одной их важнейших черт эпохи, приходящей на смену индустриальной, является создание «новой интеллектуальной технологии» [17, с. 181].

Интеллектуальная технология реализуется в системе высшего образования в том числе. Интеллектуальный подход к освоению программ высшего профессионального образования не может существовать одновременно с практическим подходом, определяющим реальность предстоящей деятельности профессионала, но в основе все же находится интеллектуальное видение и разрешение проблем профессиональной деятельности.

Современная подготовка бухгалтера основана на требованиях профессионального стандарта [4], который уже вступил в действие, что означает необходимость корректировки рабочих программ по дисциплинам в соответствии с положениями профессионального стандарта. В стандарте несколько раз повторяются требования, определяющие необходимость разработки внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок проведения работ по бухгалтерскому и налоговому учету, по контролю, по финансовому анализу, в состав которых входит и такой распорядительный документ, определяющий ведение учета, как учетная политика предприятия. Для создания такого рода документов необходимы знания, сформированные обобщением информации, в том числе информации методической и нормативно-правовой. Обобщение информации — это процесс исследования, обобщения, формирования выводов и их трансформация в новом, внутреннем документе. Возникает проблема, связанная с умением формировать распорядительные документы, и становится очевидной необходимость сотворчества преподавателя и студента, объединенных обменом информацией, знаниями, умениями и опытом, что даст возможность приобрести и необходимые для профессии умения создавать распорядительные документы предприятия.

Проблемное, интеллектуальное обучение требует совместной работы в проектной деятельности, направленной на решение проблемы формирования знаний и умений деятельности в будущей профессии.

Методика проблемного обучения включает несколько аспектов:

1.                  Проблемное изложение в момент постановки преподавателем проблемы и формулировки проблемной задачи с демонстрацией вариантов ответов.

2.                  Частично-поисковый (эвристический) метод предполагает активное вовлечение субъектов в процесс обсуждения и решения проблемы, разбитой на подпроблемы, задачи и вопросы.

3.                  Исследовательский метод, который предполагает включение субъектов в процесс формулирования научной проблемы, отбора предмета и объекта, методов исследования, составления программы исследования, отбора базы и участников эксперимента, участие в проекте, обработку и анализ полученных результатов исследования [14, c. 74].

На первом этапе работы в проекте необходимо организовать подбор информационных источников, изучение которых формирует необходимые профессиональные знания, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплин профессионального цикла. Далее работа объединяет научную и практическую деятельность, организованную для решения определенной проблемы.

Современные средства обучения дают возможность организации исследовательской, научно-практической деятельности. Педагогическая технология, предполагающая внедрение системы исследования в процесс обучения, носит название Дальтон-технологии, которая была разработана еще в начале ХХ века. Дальтон — это город в США, где впервые была открыта исследовательская школа, на базе деятельности которой и создана технология Хелен Паркерхерст, объединенная в «Лабораторном плане». Предложенный автором «Лабораторный план» развивал идею объединения деятельности обучающего и обучаемых по достижению индивидуализированных целей обучения. Основные цели обучения с применением Дальтон-технологии:

             

-          обеспечение индивидуального развития обучаемых;

-          обеспечение развития социального опыта за счет овладения компетенциями, определяющими ответственность, самостоятельностью в учебно-практической деятельности [13, c. 249].

Дальтон-технология основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество, объединяемых ведущим принципом гуманизма, получившим развитие в идеях гуманитарного образования. Основная идея Дальтон-технологии состоит в том, что обучающий направляет деятельность обучаемых, и каждый участник процесса обучения свободен в выборе, имеет право работать с кем хочет, задавать вопросы кому хочет или искать ответы на вопросы самостоятельно, но ответственность за выполнение задания, а значит, и за полученную оценку обучаемый несет только сам.

Дальтон-технология предполагает самостоятельную работу за счет сформированных заданий, зафиксированных в «Дальтон-плане» или «Лабораторном плане». Безусловно, образовательный процесс предполагает, что ответственность за полученный результат лежит на обучаемом и обучающем одновременно. Это значит, что обучающий, реализуя свою долю ответственности, должен так выстроить задания, чтобы обучаемый мог работать по плану, искать информацию, объединять информацию в знаниях, на основе знаний формировать умения с достижением соответствующей цели.

Процесс применения технологии заключается в том, что обучаемый шаг за шагом проходит путь формирования профессиональной компетентности за счет освоения в процессе обучения общекультурных и профессиональных компетенций. В целях организации процесса обучения разрабатываемые обучающим задания должны быть подчинены следующим требованиям:

1.                   Задания носят уровневый характер.

2.                   Задания охватывают достаточный объем учебного материала в части его изучения.

3.                   Четко формулируется цель задания.

4.                   Задание рассчитано на самостоятельность его выполнения, а значит, должно сопровождаться достаточным количеством пояснений, рекомендаций, указаний.

5.                   Задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества в процессе выполнения задания с другими обучаемыми.

6.                   В заданиях предусматривается возможность самоконтроля и контроля.

7.                   При выполнении задания обучаемый должен знать, на каком этапе он может обратиться за помощью, к кому.

8.                   Содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

Задание выполняется в условиях разделения учебного времени: на время «Лаборатория» и время «Дом».

Время «Лаборатория» — это процесс организации аудиторных занятий по расписанию вуза в определенных условиях, оснащении лабораторной аудитории всем необходимым оборудованием, включая программное обеспечение.

Время «Дом» зависимо от возможностей обучаемого — доступности работы в библиотеке, применения Интернета, собеседования с людьми, занимающимися практической деятельность по изучаемым вопросам.

В условиях «Лаборатории» выделяются четыре формы занятий для реализации Дальтон-плана, сформированного совместно с обучаемыми:

1.  Коллективное аудиторное учебное занятие.

2.  Лабораторное занятие.

3.  Самостоятельные занятия.

4.  Конференция.

Коллективное занятие решает вопросы несколькими этапами:

1                     этап: выявление проблем, определение тем научного исследования, наиболее интересных для каждого обучаемого.

2                     этап: определение гипотезы исследования.

3                     этап: защита направления исследования.

4                     этап: периодическое представление исследования.

На первом этапе проводится коллективно-индивидуальное собеседование с обучаемыми, где выявляются интересы каждого, за счет чего на основе поставленной проблемы и определяется тема проекта, исследования, над раскрытием которой будет работать обучаемый.

Если говорить об отдельно взятой дисциплине, то может быть предложен какой-либо проект, выполнение которого способствует накоплению определенных знаний, умений и компетенций.

Если же речь идет об одной из профессиональных дисциплин, то лучший путь определения темы исследования и поэтапной подготовки проекта — это объединение межпредметных связей с целью формирования профессиональной компетентности. Выбирая одну тему, обучаемый постепенно набирает материалы, касающиеся собственной профессии, а с каждым заданием в изучении профессиональных дисциплин проходит путь постепенного формирования профессиональной компетентности. Таким образом может быть сформирована система курсового проектирования из дисциплины в дисциплину, автор раскрывает одну и ту же тему, рассматривая ее с позиций разных направлений профессиональной деятельности. Каждая последующая работа раскрывает потенциал исследовательской, научно-практической деятельности обучаемого, а в конце пути — в момент дипломного проектирования — обучаемый подготовлен к самостоятельной исследовательской деятельности и способен действительно самостоятельно организовать исследование.

Для организации исследования обучаемому необходимо сформировать гипотезу исследования или определить основную проблему, которая будет для него основой в проведении исследования. Гипотеза исследования не должна быть очевидной, а требовать некоторого доказательства. При формулировке гипотезы следует в ее отдельных позициях раскрыть «изюминку» содержания подготовки, особенности технологий и т. п., а именно то, что и составит новизну конкретного исследования [5, с. 89].

На коллективных занятиях необходимо представить защиту выбранной темы, сформированной гипотезы или проблемы исследования для своих сокурсников, которые могут принять участие в обсуждении, своими вопросами, высказываниями помогут наиболее точно определить направление, исправить ошибки на начальном этапе исследования. Коллективное занятие в форме обсуждения может быть построено на технологии «мозгового штурма», с которой гармонично объединяется Дальтон-технология, применяемая в процессе обучения.

Мозговой штурм (от англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать любые варианты решения, в том числе самые неожиданные, а затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот изобретенный в первой трети XX века американским ученым-

предпринимателем Алексом Осборном метод активно используется и в западной педагогике. И на сегодня «мозговой штурм» — это один из самых популярных интерактивных методов обучения и групповой работы [15, с. 24].

Лабораторное занятие в рамках Дальтон-технологии проводится в аудитории, которая имеет специализированное оборудование для организации деятельности по демонстрации работ обучаемых в форме промежуточного индивидуального консультирования каждого студента на практическом занятии. Студент демонстрирует преподавателю выполненное задание в той форме, в которой это наиболее удобно: индивидуально или в форме подготовленного выступления у доски с докладом. Преподаватель формирует замечания или вопросы, что помогает студенту в дальнейшем исследовании. В публичном докладе студент может принять и рекомендации сокурсников, которые, наблюдая выступление, могут одновременно получить и ответы на собственные вопросы. На лабораторном занятии публичные выступления наиболее обоснованы, они проводятся в форме и индивидуальных, и коллективных консультаций. Консультации уже не являются «мозговым штурмом», но общность принятия решений, высказывание мнений помогает студентам.

Самостоятельные занятия проводятся также в специализированной аудитории, но каждый участник занятия обязательно имеет свое рабочее место, доступ в Интернет, к электронным библиотекам, к прочим информационным ресурсам. Обучаемый применяет все доступные для проведения самостоятельного исследования средства, одновременно может получить индивидуальную консультацию обучающего. В процессе коллективного аудиторного занятия обучаемый учится самостоятельно проводить исследование и организовывать исследовательский процесс.

Такой вид занятия, как конференция, предполагается как конечный этап коллективного занятия, однако современные возможности лаборатории позволяют проводить и промежуточные конференции, на которых можно осуществить отбор достойных работ для публикации или участия в конкурсах.

Дальтон-технология в режиме «Дом» предполагает самостоятельную работу, организованную между коллективными аудиторными занятиями. Технология организации самостоятельной домашней работы уже отработана на коллективном аудиторном самостоятельном занятии, может быть реализована в условиях оборудованного рабочего места дома либо в условиях современной библиотеки, где студенты могут работать не по одному, а в группах, которые формируются ими самостоятельно.

Задание для работы в системе Дальтон-технологии должно быть распределено так, чтобы в течение периода изучения дисциплины студенты могли равномерно, на каждой неделе семестра, проводить некоторую часть исследования. Но в любом случае работа по проекту, исследованию заканчивается проведением общей конференции, которая может быть проведена внутри кафедры, факультета, учебного заведения.

Накопление материалов, сформированных в процессе исследования, организованного с помощью Дальтон-технологии, должно быть объединено для дальнейшего применения, в том числе в грядущей профессиональной деятельности. Наилучшим способом объединения является технология накопления и объединения профессиональных материалов в портфолио. Цель применения технологии информационного портфолио — научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, направлению исследования [14, c. 157].

Кроме функции накопления, портфолио служит накопителем достижений обучаемого, для чего можно создать специальный раздел «Портфолио достижений», в котором отразится перечень достижений студента.

Технология портфолио в разных проявлениях является весьма полезной для применения ее в Дальтон-технологии. Если в задании студенту представлен перечень критериев для оценивания, то студент может самостоятельно оценить свою работу. Кроме того, имея формируемый перечень знаний, умений, компетенций, обучаемый может понять, какие компетенции он смог сформировать в процессе проведения научного исследования. Для этого преподаватель может предложить студенту рефлексивное портфолио, заполняя которое обучаемый сможет понять, правильно ли им организован исследовательский процесс, позволяет ли организация процесса сформировать те компетенции, которые предусмотрены образовательной программой.

Однако список перечисленных применяемых технологий совместно с Дальтонтехнологией не является закрытым. Дальтон-технология хороша тем, что, взяв ее за основу, обучающий может привлечь для применения в образовательном процессе различные интерактивные технологии, служащие основой для организации современного субъект-субъектного процесса обучения, столь востребованного в современном образовании.

На протяжении исследования, а особенно на начальном его этапе применяется технология поиска информации, которая включает работу с источниками информации, поиск, сбор, анализ новой информации, представление новой информации и трансформацию информации в знания, которые уже и демонстрируются в процессе представления результатов исследования.

Невозможно при применении Дальтон-технологии не применять технологию организации самостоятельной работы, которая включает распределение на пять уровней:

1  уровень: дословное и преобразующее воспроизведение информации;

2  уровень: выполнение самостоятельной работы по образцу;

3  уровень: реконструктивно-самостоятельные работы;

4  уровень: эвристические самостоятельные работы

5  уровень: творческие исследовательские самостоятельные работы [14, с. 187].

Дальтон-технология предполагает применение технологии организации самостоятельной работы с использованием всех уровней. На начальном этапе подготовки работы студент занят поиском информации, которая воспроизводится им в подборе цитат при изучении источников. Соответствие организуемой студентом деятельности определяется на коллективном занятии в условиях взаимодействия преподавателя-студента и студента-студента.

В процессе деятельности лаборатории, в процессе коллективных занятий формируется образец организации научного исследования, по которому организуется исследование в дальнейшем. Студент учится и у преподавателя, и у других студентов. Он выполняет по образцу введение работы, формирует список источников исследования. Применяя образец написания введения, обучаемый составляет собственный план исследования и постепенно организует работу по образцу.

На основании сформированного образца работы, при участии преподавателя, при наличии доступного и понятного задания, обучаемый излагает собственные мысли на основе обработки информации и сформированных знаний в условиях лабораторного занятия. Таким образом, он начинает выполнять реконструктивно-самостоятельные работы в пределах проводимого исследования.

Организация самостоятельных занятий в условиях минимального участия преподавателя, который консультирует каждого студента индивидуально, дает возможность применения эвристических методов исследования. Начинающий исследователь на базе обобщения сформированных знаний, в мыслительном процессе отыскивает, открывает для себя нечто новое, что ведет его дальше, к концу пути, когда он должен представить работу на конференции.

Завершающий этап Дальтон-технологии — конференция — это непосредственно демонстрация результатов исследования, которая основана на творческой исследовательской самостоятельно проделанной работе обучаемого во взаимодействии с наставником-обучающим.

Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности может применяться в вузе с целью активации мотивации эффективного личностного развития студентов основного и завершающего этапов обучения. Технология, применяемая как завершающий этап проводимого исследования, организованного с применением Дальтон-технологии, может быть применена на практических занятиях, при проведении лабораторных практикумов, в процессе учебной и преддипломной практики в целях определения уверенности и личностной готовности выпускника к самореализации на рынке труда и занятости. Технология может быть применена на факультативных занятиях в форме тренингов, направленных на применение накопленных знаний и умений в реальной деятельности [14, с. 245].

Применение Дальтон-технологии имеет своей целью самопрезентацию обучаемого в процессе представления результатов исследования на конференции. Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы с помощью специальных средств донести до сознания слушателей значимую и необходимую информацию, аргументированно изложить собственную позицию, мнение, точку зрения. В процессе проведения конференции с представлением презентации будущий специалист демонстрирует готовность к публичному выступлению, привлечению внимания и формированию мнения окружающих о себе на этапе прохождения конкурсного отбора, в том числе в процессе трудоустройства. Завершающий этап применения Дальтонтехнологии, совместно с технологиями самопрезентации и портфолио достижений, позволяет:

1.                   Изучить общие и специфические принципы построения презентации.

2.                   Освоить алгоритм подготовки материалов для выступления.

3.                   Ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения устной и наглядной информации.

4.                   Выявить преимущества, нюансы, сложности публичного выступления.

5.                   Провести анализ качества подготовленных для презентации материалов [14, с. 227].

Таким образом, организация научной деятельности студентов становится возможной в условиях деятельности современной научной лаборатории вуза, оснащенной необходимым оборудованием, доступом к современным электронным библиотекам, к интернет-ресурсам.

Представленные возможности применения интерактивной Дальтон-технологии во взаимодействии с другими интерактивными технологиями не могут стать безоговорочными к применению для организации исследовательской работы современных студентов. Это лишь одно из возможных направлений педагогического современного педагогического воздействия. Преподавателю во главу угла необходимо поставить систему взаимодействия преподавателя и студента в режиме любой интерактивной педагогической технологии. Интерактивная технология применяется в совокупности с другими технологиями взаимодействии, которые способствуют формированию компетенций и могут быть выбраны для организации процесса освоения основной образовательной программы. Применение комплекса технологий, уже сформированных и представленных, в условиях творческой деятельности преподавателя будет лишь основой для создания авторской методики организации обучения квалифицированного профессионала, наделенного компетенциями для успешной профессиональной деятельности.

             

Список литературы:

 

1.                  Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 21.12.2001 (по состоянию на 25 июня 2015 г.) // СПС «Гарант», 2015.

2.                  Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (по состоянию на 25 июня 2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

3.                  О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов : Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23  (по состоянию на 25 июня 2015 г.) // СПС «Гарант», 2015.

4.                  Бухгалтер : Профессиональный стандарт, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 № 1061н [Электронный ресурс] // ИПБ России, 2000–2015. —

Режим доступа : http://www.ipbr.org/accounting/standard/

5.                  Громцев, С. А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации [Электронный ресурс] : монография / С. А. Громцев, А. Н. Пальчиков, В. Б. Коновалов. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 65 c. — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/23078. — ЭБС «IPRbooks», по паролю. 6. Дьяконов, В. П. Новые информационные технологии : учеб. пособие / под ред. проф. В. П. Дьяконова. — М. : СОЛОН-Пресс, 2008. — 640 с.

7.                  Землянская, Е. Н. Исследовательская и педагогическая практика магистрантов : учеб.метод. пособие / Е. Н. Землянская, Л. П. Ковригина, М. Я. Ситниченко. — М. : МПГУ, 2011. — 120 с.

8.                  Кагакина, Е. А. Формирование профессиональной компетентности студентов в системе вузовского образования : монография / Е. А. Кагакина, Н. М. Слаутина, Е. В. Утин. — Кемерово : КемГУКИ, 2006. — 76 с.

9.                  Компетенции и образование. Модели, методы, технологии [Электронный ресурс] :

монография / В. Ф. Вишнякова и др. — Часть 1. — М. : Перо ; Центр научной мысли, 2012. — 187 c. — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/8984. — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

10.               Кочетков, М. В. Коммуникативно-ориентированные технологии профессионального обучения [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Кочетков. — Красноярск : Сибирский государственный технологический университет, 2014. — 161 c. — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/29279. — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

11.               Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Электронный ресурс] / под ред. д.  т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. — 2-е изд., испр. и доп. (эл.). — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 319 с.

12.               Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. — М. : Институт психологии РАН, 2014. — 352 с.

13.               Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов пед. специальностей / ред. В. С. Кукушин. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010. — 333 с. 14. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред.

Н. В. Бордовской. — 2-е изд., сер. — М. : Кнорус, 2011. — 432 с.

15.               Половченко, К. А. Интерактивная юридическая лекция : научно-методическое пособие / К. А. Половченко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. — М. : МГИМО — Университет, 2012. — 62 с.

16.               Томина, Е. Ф. Дж. Дьюи — выдающийся педагог ХХ столетия : учебное пособие /

Е. Ф. Томина. — Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 118 с.

17.               Традиционная и современная технология (философско-методологический анализ) [Электронный ресурс] / отв. ред. В. М. Розин. — М. : Институт философии РАН, 1999 // Библиотека «Библиороссика». — Режим доступа : http://www.bibliorossica.com/ book.html?currBookId=3020

 


 

Научное издание

 

 

 

 

 

 

Инновации в системе высшего образования

 

 

 

 

 

Материалы VII Всероссийской научно-методической конференции

 

 

 

Ответственный за выпуск Синецкий С. Б.

Корректура, верстка Худякова Н. Э. Дизайн обложки Вьюшкова А. А.

 

 

Тираж 100 экз. Подписано в печать 10.02.2016

Бумага офсетная. Формат 60×84 1/8. Усл. печ. л. 10,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина» 454135, г. Челябинск, ул. Энергетиков, 63. Тел. 8 (351) 253-54-12

 

 

 

 

 

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета на ризографе ИП Катасонова И. Е. 454010, г. Челябинск, ул. Енисейская, 6.

 

 

 

 

 

129