УДК 37.04
Внедрение поэтапного наставничества с целью формирования гибких компетенций,
имиджа обучающихся технологического лицея
Adopt phased mentoring in order to build flexible competencies and the image of the schoolchildren of the technological lyceum
Галина Владимировна Зайцева
Мария Евгеньевна Ильина Россия, г. Челябинск malkova74@mail.ru galinazay.g@yandex.ru
Galina Vladimirovna Zaitseva
Maria Evgenyevna Ilyina
Russia, Chelyabinsk
Аннотация. Статья раскрывает организацию наставнической деятельности в технологическом лицее в направлении организации деятельности воспитательной работы. Выявлены пути охвата большего количества обучающихся за счет внедрения поэтапного наставничества от модели «учитель – ученик» к модели «ученик – ученик». Для внедрения второго этапа привлекаются ученики, прошедшие с высокими показателями первый этап программы наставничества и получившие свой опыт, которым готовы делиться во взаимоотношениях «равный – равному».
Abstract. The article reveals the organization of mentoring activities in the technological lyceum in the direction of organizing the activities of educational work. Ways of reaching more students through the introduction of phased mentoring from the model of “teacherschoolchild” to the model of “schoolchild-schoolchild”. During the second phase schoolchildren who have passed the first phase of the mentoring program with high performance and have received their experience, which they are ready to share in the peer-to-peer relationship.
Ключевые слова: технологический лицей, наставническая деятельность, soft skills – гибкие навыки, модели наставничества, учитель – ученик, ученик – ученик, равный – равному.
Keywords: technological lyceum, mentoring, soft skills, mentoring models, teacher-schoolchild, schoolchild – schoolchild, peer-to-peer.
Современное образование в школе направлено на формирование полноценного члена общества, способного найти себя в жизненном пространстве, определить собственный путь развития и построения карьеры. Обучающийся является полноправным участником образовательного процесса. Признание обучающегося полноправным участником образовательного процесса отражено в таких понятиях, как компетенции будущего (soft skills – «гибкие навыки», hard skills – «жесткие навыки» и др.), функциональная грамотность (финансовая, правовая, цифровая, предпринимательская) [1, с. 12].
В технологическом образовании немаловажную роль в формировании профессиональных, знаниевых, предметных компетенций играет система наставничества, целью которой является формирование «жестких навыков» (hard skills) и функциональной грамотности, что рассматривается как основной компонент в образовании технологического лицея. Однако в процессе сотрудничества с учениками выявляются некоторые дефициты, необходимые для формирования личности:
– низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора направлений (векторов) творческого развития, карьерных и иных возможностей продвижения;
– недостаточно условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций, компетенций Soft Skills;
– проблемы адаптации в учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
В целях устранения дефицитов возникает новое направление в наставнической деятельности, которое связано с воспитанием и одновременным формированием личности, наделенной необходимыми качествами для развития карьеры, включая soft skills – гибкие навыки.
Современные исследования подтверждают постулат «В организации всей воспитательной работы целесообразно использовать ресурс наставничества, идея которого является сквозной в нескольких федеральных проектах национального проекта «Образование» [2, с. 20].
Воспитание в условиях сотрудничества детей и педагогов в школьном образовательном пространстве сегодня рассматривается как одно из направлений наставнической деятельности современной школы. Наставничество в воспитательном процессе может быть представлено поэтапным внедрением и продвижением моделей наставничества от модели «учитель – ученик» к модели «ученик – ученик», что позволит охватить большее количество наставляемых: «Наставничество выступает все в большей мере эффективной формой дополнительного образования» [3, с. 56].
Воспитательный процесс объединяется с такой формой образования, позволяет ученикам выбрать собственное направление дополнительного образования, а в дальнейшем, по окончании работы в программе наставничества по модели «учитель – ученик» делится собственным наработанным опытом с другими учениками в условиях «равный – равному».
Процесс передачи опыта, организация горизонтальных связей, с одной стороны, создают условия для профессионального роста и саморазвития, с другой – позволяют организовать управленческо-педагогическое консультирование, обучение и сопровождение процессов развития образовательных учреждений [4, с. 11].
В целях организации сотрудничества между учениками, наибольшего охвата в наставничестве, была создана программа наставничества «Молодежка» по реализации модели «ученик – ученик». Программа направлена на развитие наставников и наставляемых.
По мере реализации сотрудничества в программе наставляемый формирует качества, необходимые для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Задача наставника заключается в формировании эффективной системы поддержки, самоопределения для профессиональной ориентации обучающихся и построения карьеры.
Современный экономический рынок развивается стремительно. Современному участнику экономического рынка, выступающему в том числе в качестве работника развиваемых, востребованных рабочих профессий, необходимо обладать некоторыми качествами. Перечень востребованных качеств успешного члена современного общества включает такие качества, как:
1) высокий профессионализм в любой области с одновременным умением менять вид деятельности, адаптироваться к новой, наиболее востребованной профессии;
2) критичное мышление, формируемое на основе непрерывной рефлексии и постоянного анализа ситуации;
3) решение востребованных задач на основе креативности и творческого подхода;
4) умение проявить себя в представлении решения востребованной задачи, самопрезентовать свои возможности;
5) умение объединять людей на основе общих целей и работы в команде и управлять персоналом на основе общих целей;
6) способность управления некоторыми людьми в коллективе на основе изучения их эмоционального состояния, проявление способности управления конфликтами в коллективе;
7) наличие способности формировать логически обоснованные суждения и принимать обдуманные, взвешенные решения;
8) умение выявления и определения наиболее необходимой во времени задачи, способность ее решения в поставленные сроки;
9) переключаемость на наиболее востребованные дела, одновременное решение нескольких задач одновременно.
Участие в программе наставничества нацелено на формирование необходимых качеств на основе организованной деятельности от модели «учитель – ученик (группа учеников)» к модели «ученик – ученик» за счет формирования навыков, определяющих не только владение знанием, умением, компетентностью, но и способностью достижения успеха за счет умения показать себя с помощью самопрезентациии для передачи собственного опыта.
Для раскрытия собственного потенциала, современный выпускник школы должен обладать, в том числе, современными компетенциями, определяемыми как 4K, так называемые Soft Skills (изменяемая «прокачка» сотрудников, «надмозговые» способности), – то, что сделало бы современных людей понастоящему успешными. 4К – креативность, критика, коммуникация и координация.
Человек, наделенный вышеперечисленными качествами, по мере участия в программе готовится к переходу от наставничества к ученическому самоуправлению. По окончании участия в программе он готов к новому этапу наставничества – участию в программе «равный – равному», с использованием модели «ученик – ученик».
Реализация взаимодействия «равный – равному» в программе наставничества по модели «ученик – ученик», в которой экснаставляемый учителем ученик готов делиться с другими учениками накопленным небольшим, но опытом, направляя его на развитие не только личности другого обучающегося, но и поддержку собственных социально значимых навыков (компетенций). Наставник и наставляемый работают в едином направлении развития. Наставник, обучая наставляемого, совершенствует необходимые личностные качества.
Целью программы наставничества является раскрытие творческого, профессионального потенциала обучающихся для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся – участников программы.
Программа наставничества помогает преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью, дополняя знания, полученные обучающимися в ходе формального обучения, практическим опытом сотрудничества с опытным наставником.
Определены задачи программы:
1) раскрыть потенциал каждого наставляемого (ученика) в формировании общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
2) организовать деятельность наставляемого, нацеленную на развитие гибких навыков, метакомпетенций, лидерских качеств с помощью участия в различных мероприятиях, применения современных педагогических технологий;
3) сформировать базовые компетенции, определяемые готовностью учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда.
Особенность развития формы «ученик – ученик» состоит в том, что она является частью воспитательной работы, в рамках которой активно развиваются вожатские связи [5, с. 61].
Система организации и проведения мероприятий по направлениям внутри программы со временем даст возможность формирования корпуса вожатых, объединяющего разные направления деятельности в программе.
Надпрофессиональные навыки формируются участием наставников и наставляемых в мероприятиях по направлениям:
1. Спортивное направление: организация и проведение мероприятий, турниров (настольный теннис), семейные праздники («Мама, папа я – спортивная семья»), соревнования (волейбол, футбол).
2. Культурно-массовое направление: разработка сценариев, организация и участие в мероприятиях (концерты, конкурсы, акции, коллективно-творческие дела).
3. Журналистика: выпуск школьной газеты, школьные тематические радиопередачи, программы школьного телевидения (репортажи, интервью).
Таким образом, поэтапное внедрение программ наставничества в дополнительном образовании и деятельности актива лицея позволит сформировать современную личность, наделенную востребованными навыками и компетенциями для успешной самореализации в жизни.
Библиографический список
1. Нагель, О. П. Векторы обновления содержания российского образования (на примере научно-педагогического дискурса веснылета 2020 года) / О. П. Нагель // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7, № 4 (18). – С. 6–16. 2. Никодимова, Е. А. О модернизации воспитательной работы образовательных организаций / Е. А. Никодимова // Источник. – 2020. – № 3. – С. 20–21.
3. Осипов, П. Н. Наставничество как форма дополнительного профессионального образования / П. Н. Осипов, И. И. Ирисметова // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 4 (141). – С. 52–58.
4. Смирнов, И. А. Вариативные модели наставничества в образовательной организации / И. А. Смирнов, А. А. Воробьева // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2022. – № 2. – С. 11–16.
5. Хлудова, С. В. Выявление лучших практик наставничества посредством мониторинговых исследований / С. В. Хлудова // Образование. Карьера. Общество. – 2022. – № 3 (74). – С. 58–63.
References
1. Nagel', O. P. Vektory obnovleniya soderzhaniya rossijskogo obrazovaniya (na primere nauchno-pedagogicheskogo diskursa vesnyleta 2020 goda). Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya, 2020, Vol. 7, No. 4 (18), pp. 6–16.
2. Nikodimova, E. A. O modernizacii vospitatel'noj raboty obrazovatel'nyh organizacij. Istochnik, 2020, No. 3, pp. 20–21.
3. Osipov, P. N., Irismetova, I. I. Nastavnichestvo kak forma dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2020, No. 4 (141), pp. 52–58.
4. Smirnov, I. A., Vorob'eva, A. A. Variativnye modeli nastavnichestva v obrazovatel'noj organizacii. Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovacii, 2022, No. 2, pp. 11–16.
5. Hludova, S. V. Vyyavlenie luchshih praktik nastavnichestva posredstvom monitoringovyh issledovanij. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo, 2022, No. 3(74), pp. 58–63.
Образец для цитирования статьи:
Зайцева, Г. В. Внедрение поэтапного наставничества с целью формирования гибких компетенций, имиджа обучающихся технологического лицея / Г. В. Зайцева, М. Е. Ильина// Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы XXI Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования ; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Москва ; Челябинск : ЧИППКРО, 2022. – С. 333–339.
УДК 391
«Лучше нет отрады, чем русские наряды».
Создание сценических костюмов для народных танцев с сохранением традиционных особенностей и колорита этнографического комплекса
«There is no better delight than Russian outfits».
Creation of stage costumes for folk dances with preservation of traditional features and ethnic flavor of the ethnographic complex
Наталья Сергеевна Пантелеева
Россия, г. Челябинск agyaga@yandex.ru
Natalya Sergeevna Panteleeva
Russia, Chelyabinsk
Аннотация. В современном мире, мы как никогда, должны заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.