ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 30 апреля 2003 года № 92
Об образовании
(В редакции Законов КР от 28 декабря 2006 года №
225, 31 июля 2007 года № 111, 31 июля 2007 года № 115,
20 января 2009 года №
10, 17 июня 2009 года № 185, 15 января 2010 года № 2,
13 июня 2011 года № 42, 8 августа 2011 года №
150, 29 декабря 2011 года №
255,
29 декабря 2012 года №
206, 4 июля 2013 года № 110, 30 июля 2013 года № 176,
5 ноября 2013 года №
199, 16 декабря 2013 года №
221, 30 мая 2014 года № 82,
18 июля 2014 года № 144, 16 января 2015 года №
15, 15 апреля 2015 года №
82,
17 апреля 2015 года №
84, 3 августа 2015 года №
213, 29 июня 2016 года № 92,
22 февраля 2017 года №
32, 23 мая 2017 года № 84, 8 июня 2017 года № 100)
Настоящий Закон устанавливает принципы государственной политики в области образования, осуществления образовательного процесса, деятельности образовательных организаций, получения образования в Кыргызской Республике, а также служит правовой базой их реализации.
Глава I Общие положения
Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе основные понятия используются в следующем значении:
адъюнктура - форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных уч. заведениях;
академическая свобода - право на разработку программ обучения в пределах требований государственных образовательных стандартов, самостоятельное изложение учебной дисциплины, выбор темы для научных исследований и методов их проведения, а также право обучающихся на получение знаний согласно своим наклонностям;
аккредитационное агентство - негосударственная, некоммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, основной целью деятельности которой является осуществление аккредитации образовательных организаций и образовательных программ;
аккредитация - процедура оценки уровня качества ОО в целом или ее отдельных образовательных программ с целью признания соответствия образовательной организации или образовательной программы требованиям и критериям, установленным не ниже требований и критериев, определенных Правительством Кыргызской Республики;
аккредитация институциональная - процедура оценки уровня качества ОО в целом с целью признания ее соответствия требованиям и критериям, установленным не ниже требований и критериев, определенных Правительством Кыргызской Республики;
аккредитация программная - процедура оценки уровня качества образовательных программ с целью признания их соответствия требованиям и критериям, установленным не ниже требований соответствующих ГОС;
бакалавр - академическая степень базового высшего профессионального образования, дающая право для поступления в магистратуру и заниматься профессиональной деятельностью;
высшее профессиональное образование - обучение, подготовка, переподготовка специалистов соответствующего уровня образовательных программ и стандартов;
внебюджетная образовательная деятельность - образовательные услуги, предоставляемые в государственных образовательных организациях на платной основе;
государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации, союзы и т.д.);
дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;
дополнительное образование взрослых - более полное удовлетворение запросов личности в целях непрерывного повышения квалификации рабочих, служащих, специалистов в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов;
дополнительное образование детей - специфическая часть системы дошкольного, школьного и профессионального образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении детей, подростков и молодежи посредством освоения ими дополнительных программ сверх базового образования во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других образовательных организациях;
дошкольное образование - система воспитания и обучения, основной целью которой является первоначальная подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей;
квота приема - предельный объем государственного образовательного заказа, в том числе образовательных грантов, выделяемых для приема в образовательные организации начального, среднего и высшего профессионального образования граждан из числа инвалидов I и II групп, лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и к инвалидам войны, инвалидов с детства, детей с ограниченными возможностями здоровья, сельской молодежи и лиц кыргызской национальности, не являющихся гражданами Кыргызской Республики, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
колледж - среднее профессиональное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня;
коллектив государственного высшего уч. заведения - педагогические и научные работники (профессорско-преподавательский состав) и административно-управленческий персонал;
компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;
компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);
лицензирование - выдача образовательным организациям разрешения на образовательную деятельность, целью которого является обеспечение гарантированного на уровне требований государственных стандартов качества образования;
магистр - академическая степень полного высшего профессионального образования, дающая право для поступления в аспирантуру и заниматься профессиональной деятельностью;
начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по осн. направлениям общ.-полезной деятельности на базе основного или среднего общего образования;
неполная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;
образование - непрерывный, системный процесс воспитания и обучения в целях гармоничного развития личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, удостоверенного соответствующим документом;
образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;
образовательный процесс - организованный процесс воспитания и обучения в форме различных видов занятий с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий обучающихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации обучающихся и выпускников. Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ;
образовательный стандарт - совокупность норм и правил, определяющая образовательный минимум содержания основных образовательных программ, базовые требования к качеству подготовки выпускников, предельно допустимую учебную нагрузку обучающихся;
образовательная стратегия (стратегия развития образования) - определение основных направлений и принципов развития системы образования как целостного социального института;
общеобразовательная школа - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного общего и среднего общего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;
попечительский совет государственной образовательной организации КР (далее - попечительский совет) - выборный орган соуправления государственной ОО без статуса юридического лица, осуществляющий функции по оказанию содействия для достижения уставных целей государственной образовательной организацией, а также по привлечению дополнительных (внебюджетных) средств и контролю их целевого использования;
послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее гражданам возможность повышения уровня образования, научной, пед. квалификации на базе высшего профессионального образования;
профессиональная подготовка - приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением установленного государством образовательного уровня обучающихся;
система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и гос. обр. стандартов различного уровня и направленности, реализующих их образовательных организаций и лиц, а также органов управления образованием и подведомственными им учреждениями, организациями и предприятиями;
специалист - профессиональная квалиф. степень полного высшего проф. образования по соответствующей специальности с правом повышения квалификации в соответствующих формах послевузовского образования;
специальное образование - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в специальных или общеобразовательных организациях;
среднее общее образование - целенаправленный непрерывный процесс воспитания и обучения гармонично развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию;
среднее профессиональное образование - подготовка, обеспечивающая приобретение обучающимися профессиональных знаний, умений, навыков по определенной специальности (направлению) на базе основного, среднего общего или начального профессионального образования;
уполномоченный государственный орган в области образования - министерство и ведомства Кыргызской Республики и их территориальные структуры, в компетенцию которых входят вопросы в области образования;
участники образовательного процесса - обучающиеся (воспитанники), пед. работники, учебно-вспомогательный и управленческий персонал образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся;
школьное (общее) образование - система воспитания и обучения, обеспечивающая соответствующие ее ступеням знания, умения, практические навыки, достаточные для ее активной деятельности в обществе;
учебно-воспитательный комплекс/авторский учебно-воспитательный комплекс/школа-комплекс - многопрофильное учебное заведение, объединяющее в себе общеобразовательную школу с другими заинтересованными образовательными организациями и учреждениями (дошкольными образовательными организациями, высшими учебными заведениями, музыкальными, спортивными и другими организациями и учреждениями) для реализации инновационных/авторских программ обучения, всестороннего культурно-эстет. и физического воспитания учащихся;
училище - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего, среднего общего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования в области культуры и искусства;
школа-гимназия - учебное заведение, реализующее общеоб. учебные программы нач. общего и по гуманитарным профилям основного общего и средн.общего образования в соответствии со склонностями и способностями учащихся;
школа-лицей - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального общего и по естественнонаучным и физико-математическим профилям основного общего и среднего общего образования в соответствии со склонностями и способностями учащихся;
экспериментальная площадка - образовательная организация, реализующая образовательные учебные программы в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и образовательных учебных программ;
экстернат - самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основным образовательным программам с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в соответствующей образовательной организации.
Все другие специальные понятия, используемые в формировании нормативной базы в области образования, не должны противоречить основным понятиям, изложенным в настоящей статье.
(В редакции Законов КР от 15 января 2010 года № 2, 29 декабря 2011 года № 255, 29 декабря 2012 года № 206, 4 июля 2013 года № 110, 30 июля 2013 года № 176, 5 ноября 2013 года № 199, 3 августа 2015 года № 213, 23 мая 2017 года № 84, 8 июня 2017 года № 100)
Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об образовании Отношения в области образования регулируются Конституцией КР, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами КР, вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами и соглашениями, участником которых является КР, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, являющимися составной частью законодательства КР.
Статья 3. Право на образование Граждане КР имеют право на образование независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, ограничений возможностей здоровья, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, места жительства и иных обстоятельств. Граждане других государств и лица без гражданства на территории КР получают образование в соответствии с законодательством КР.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 2011 года № 255)
Статья 4. Принципы государственной политики в области образования Образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики КР.
Образование в КР основывается на принципах, провозглашенных в международных договорах и пактах, во всеобщей Декларации прав человека, на принципах демократии и гуманистических ценностях народа, мировой культуры. Основными принципами организации образования являются: - равенство прав всех граждан КР на получение качественного образования;
- обязательность и бесплатность получения каждым гражданином начального и основного общего образования, а также бесплатность получения среднего общего образования в государственных и муниципальных учебных заведениях; - возможность получения бесплатного начального, среднего и высшего профессионального образования в государственных учебных заведениях в пределах требований ГОС; - возможность получения образования на платной основе, в том числе в государственных образовательных организациях;
- гуманистический характер образования, приоритет общечел. ценностей в сочетании с национальным культурным богатством, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине и окружающей среде, патриотизма и уважения к правам и свободам человека;
- ориентация на достижения отечественной, мировой науки и международный опыт;
- системность и непрерывность образовательного процесса; - независимость образования от политических и религиозных институтов; - многообразие образовательных организаций по типам и формам обучения, воспитания, направлениям деятельности, формам собственности;
- светский характер обучения в гос. и муниципальных образовательных организациях;
- общедоступность среднего общего образования, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; - создание условий для непрерывного творческого роста особо одаренных обучающихся; - возможность функционирования негосударственных структур образования; - академ. свобода образов. организаций, академ. честность. (В ред.Закона КР от 29 дек. 2012 года № 206)
Статья 5. Государственные образовательные стандарты В КР устанавливаются ГОС на все уровни образования: дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование. ГОС определяют принципы, структуру, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников на разных уровнях обучения и приобретаемые ими компетентности. Государственный стандарт является основой для проведения оценки качества предоставляемого обучающимся образования. ГОС являются обязательными для выполнения всеми образовательными организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. ГОС на уровне дошкольного и школьного образования, а также макеты государственных образовательных стандартов для всех уровней профессионального образования, предметные стандарты для общеобразовательных школ и стандарты по направлениям подготовки и по специальностям для всех уровней профессионального образования разрабатываются уполномоченным гос. органом в области образования КР и утверждаются Правительством КР.
ГОС по послевузовскому профессиональному медицинскому образованию разрабатываются уполномоченным государственным органом в области здравоохранения Кыргызской Республики и утверждаются Правительством Кыргызской Республики. Пересмотр и обновл. ГОС производятся не реже 1 раза в 5 лет. (В ред. Закона КР от 23 мая 2017 года № 84)
См.: постановление Правительства КР от 21 июля 2014 года № 403 "Об утверждении ГОС среднего общего образования Кыргызской Республики"
Статья 6. Язык обучения Языковая политика в образовательных организациях осуществляется в соответствии с Конституцией КР и законодательством КР. Государство создает условия для обучения каждого гражданина государственному, официальному и одному международному языкам, начиная с учреждения дошкольного образования до основного общего образования. Обучение может проводиться также и на любом другом языке при наличии соотв. условий. В соответствии с междунар. договорами государство содействует получению образования на государственном языке КР представителям кыргызского народа, проживающим вне КР. (В редакции Законов КР от 31 июля 2007 года № 111, 29 декабря 2012 года № 206)
Статья 7. Государственные гарантии прав граждан КР на образование
Государство в лице Правительства КР обеспечивает право граждан на образование путем:
- создания системы образования, соответствующей интересам личности, общества и государства; - создания необходимых социально-экономических и правовых условий для получения бесплатного обязательного основного общего, общедоступного бесплатного среднего общего, бесплатного начального профессионального и, на конкурсной основе, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных организациях в пределах государственного заказа и образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Бесплатность образования для обучающихся реализуется через бюджетное финансирование содержания государственных образовательных организаций, оплату бюджетными средствами покупки образовательных услуг образовательных организаций либо предоставлением государственных образовательных грантов;
- осуществления социальной и правовой защиты обучающихся и воспитанников независимо от форм их обучения, воспитания, типа образовательной организации и форм собственности;
- издания учебников, в том числе учебников, выпущенных рельефно-точечным шрифтом Брайля учебных и методических пособий и обеспечения ими государственных и муниципальных учебных заведений; - предоставления лицам с ограниченными возможностями здоровья бесплатного начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах квот, ежегодно утверждаемых Правительством К.Р
(В редакции Законов КР от 29 декабря 2011 года № 255, 22 февраля 2017 года № 32)
Статья 8. Государственное стимулирование развития образования
Государство проводит приоритетную политику в вопросах финансирования образования, оплаты труда работников системы образования государственных ОО, поддерживает в обществе престижность педагогической, научной и попечительской деятельности. В КР учреждаются гос. награды, почетные звания и спец.е знаки за особые заслуги в области образования.
Статья 9. Правовой статус образовательной организации ОО является юридическим лицом. Правовой статус межгосударственных образовательных организаций определяется в соответствии с межправительственными договорами. Права юридического лица, а также гражданские права образовательных организаций в части ведения всех видов уставной деятельности возникают с момента их регистрации и получения лицензии на образовательную деятельность. Статус образовательной организации (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) устанавливается (подтверждается) при ее аккредитации. Отдельным государственным ОО , вносящим значительный вклад в воспитание, обучение, профессиональное становление личности, может быть присвоен статус "Национальный" в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Права и полномочия образовательной организации определяются настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами КР, положениями о соответствующих типах образовательных организаций, утверждаемыми Правительством КР и разрабатываемыми на их основе уставами. (В ред.акона КР от 29 декабря 2012 года № 206, 4 июля 2013 года № 110)
Статья 10. Устав образовательной организации
Устав ОО утверждается его учредителем (учредителями), а образовательная организация регистрируется в порядке, установленном Гражданским кодексом КР и Законом КР "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)".
В уставе образовательной организации указываются:
- наименование, местонахождение (юридический адрес) и учредитель (учредители);
- предмет и цели деятельности; - перечень образовательных и других услуг, порядок их предоставления; - порядок приема в образовательную организацию;
- порядок отчисления обучающихся; - организация учебного процесса, в том числе язык (языки) обучения, и воспитания, режим занятий обучающихся, форма одежды учащихся;
- порядок комплектования штата работников образовательной организации, условия и порядок оплаты труда, их права и обязанности; - структура и порядок финансовой и хозяйственной деятельности, источники финансирования, материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации;
- органы образовательной организации, их компетенция и порядок управления;
- порядок изменения устава; - порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации. Устав государственных ОО помимо сведений, указанных в части второй настоящей статьи, должен содержать информацию о порядке и сроках проведения общественных слушаний по вопросу расходования внебюджетных средств, полученных из источников, не противоречащих законодательству КР. Устав ОО подлежит регистрации в органах юстиции после согласования с уполномоченным государственным органом в области образования.
(В ред. Законов КР от 29 дек. 2011 года № 255, 29 декабря 2012 года № 206, 30 июля 2013 года № 176)
Глава II Система образования
Статья 11. Образовательные программы В КР реализуются общие (основные и дополнительные) и проф. (основные и дополнительные) образовательные программы.
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры и адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы: - дошкольного образования;
- начального общего образования; - основного общего образования;
- среднего общего образования; - дополнительного образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы: - начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования; - высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования; - дополнительного проф.образования.
Обязательный минимум содержания и нормативные сроки освоения каждой основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартом.
Статья 12. Образовательные организации К ОО относятся дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации (общеобразовательная школа, учебно-воспитательный комплекс, авторский учебно-воспитательный комплекс, школа-гимназия, школа-лицей, школа-комплекс, специальная школа (интернат), общеобразовательная санаторная школа, вспомогательная школа, вечерняя школа (вечерняя и сменная), заочная общеобразовательная школа, школа с экспериментальной площадкой, неполная школа), внешкольные ОО, специальные ОО, организации дополнительного образования детей, подростков и молодежи, организации начального (профессиональный лицей, профессиональное училище и др.), среднего (училище, колледж, техникум и др.), высшего (институт, академия, университет, консерватория и др.) и послевузовского профессионального образования, организации дополнительного профессионального образования.(В ред. Закона КР от 30 июля 2013 года № 176)
Статья 13. Учредители образовательных организаций Учредителями ОО могут быть органы государственной власти и МСУ, юридические и физические лица при условии соблюдения ГОС, иностранные государства, междун. организации в соответствии с междун. договорами.
ОО, реализующие профессиональные образовательные программы для Вооруженных Сил КР, министерств и иных органов исп.. власти, в которых законодательством КР предусмотрена военная служба, создаются в порядке, установленном законодательством КР.
При создании ОО, кроме исключительных случаев, получает следующий начальный статус: в школьном образовании общеобразовательная школа, в среднем профессиональном образовании среднее профессиональное учебное заведение, в высшем профессиональном образовании - институт.
Учредителями государственных ОО высшего профессионального образования являются Правительство Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган в области образования Кыргызской Республики, министерства и государственные комитеты.
В случае реорганизации органов гос. власти, органов гос. управления образованием и (или) органов
МСУ права учредителей переходят к соответствующим правопреемникам.
Присвоение имен выдающихся личностей образовательным организациям производится по согласованию с уполномоченным государственным органом в области образования КР.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 2012 года № 206)
Статья 14. Формы образования Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей обучающихся в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней и сменной), заочной, экстерната, а также семейного и индивидуального образования, включая обучение на дому, на дошкольном, школьном и внешкольном уровнях.
Перечень профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната не допускается, определяется Правительством КР.
По профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната не допускается, могут быть введены ограничения на их освоение посредством дистанционных образов. технологий в порядке, установленном Правительством КР.
Образовательная организация может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы частично или в полном объеме в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
(В ред. Законов КР от 30 июля 2013 года № 176, 5 ноября 2013 года № 199, 8 июня 2017 года № 100)
Статья 15. Дошкольное образование Дошкольное образование осуществляется в семье и в дошкольных образовательных организациях и закладывает основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей дошкольного возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольных образовательных организаций для всех слоев населения.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных организаций.
Отношения между дошкольными образовательными организациями и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Дошкольные образовательные организации предназначены для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется в государственных, муниципальных, частных дошкольных организациях и дошкольных организациях альтернативных образовательных структур.
Педагоги дошкольных организаций по статусу и заработной плате приравниваются к учителям начального образования. (В редакции Закона КР от 15 января 2010 года № 2)
Статья 15-1. Программа предшкольной подготовки
Для обеспечения равных стартовых возможностей детей, не охваченных дошкольным образованием, при общеобразов.организациях реализуются программы по предшкольной подгот. детей 5-7 лет, финансируемые из респ.бюджета. (В ред.Закона КР от 30 июля 2013 года № 176)
Статья 16. Школьное образование Школьное образование является основным звеном системы образования и включает 3 ступени: - начальное общее - 1-4 классы;
- основное общее - 5-9 классы; - среднее общее - 10-11 классы.
Обучение в начальной общей и основной общей школах является обязательным для всех граждан Кыргызской Республики, а в государственных и муниципальных учебных заведениях - бесплатным. Государство обеспечивает реализацию права граждан на получение в государственных и муниципальных учебных заведениях бесплатного среднего общего образования на уровне государственных образовательных стандартов.
Школьное образование обеспечивает соответствующие его ступеням знания, умения, практические навыки и развитие, достаточные для активной деятельности личности в обществе, и служит базой для овладения профессией и квалификацией.
Как правило, возраст поступления в школу - 6-7 лет, продолжительность обучения в каждом классе - не менее одного учебного года.
Начальное общее образование имеет целью формирование личности ребенка, развитие его интеллектуальных способностей, создание прочных навыков счета, чтения и письма на изучаемом языке, а также навыков общения на государственном и официальном языках.
Начальное общее и основное общее образование осуществляется по дневной форме обучения. На обучение по программам основного общего образования принимаются без конкурса все учащиеся, окончившие начальную школу. Выпускники начальных специальных школ принимаются с условием проверки уровня их подготовленности для освоения программ основного общего образования.
Лица, имеющие основное общее образование, имеют право продолжить обучение по программам начального профессионального и среднего профессионального образования.
Среднее общее образование обеспечивает фундаментальную теоретическую подготовку, формирование общей культуры личности и профильную углубленную подготовку по интересам и способностям обучающихся, необходимые для продолжения обучения по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования.
В гос. СШ принимаются бесплатно все желающие выпускники основной общей школы.
Статья 17. Дополнительное образование
Дополнительное образование обучающихся и воспитанников осуществляется в образовательных организациях, а также организациях дополнительного образования на бесплатной или платной (добровольной) основе.
Государство обеспечивает финансирование государственных образовательных организаций дополнительного образования в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Порядок и условия предоставления дополнительных образовательных услуг на платной основе определяются Правительством Кыргызской Республики.
Требования к оказанию дополнительных образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются сторонами при заключении договоров между родителями (законными представителями) и образовательной организацией.
Средства, поступившие от оказания дополнительных образовательных услуг, расходуются образовательной организацией по согласованию с попечительским советом данной государственной образовательной организации.
Создание классов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях на платной основе не допускается. (В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года № 176)
Статья 18. Внешкольное образование
Внешкольное образование осуществляется сетью внешкольных образовательных организаций культурно-эстетического, естественно-научного, эколого-натуралистического, технического, спортивного и других направлений в целях более полного удовлетворения разносторонних интересов и потребностей детей и подростков, организации свободного времени и отдыха, укрепления здоровья, профессиональной ориентации, нравственного и интеллектуального развития личности.
Государство обеспечивает финансирование государственных внешкольных образовательных организаций.
Статья 19. Профессиональная подготовка
Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных организациях начального профессионального образования, других образовательных организациях и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, имеющих соответствующие лицензии.
Статья 20. Начальное профессиональное образование
Начальное профессиональное образование включает подготовку, повышение квалификации и переподготовку работников квалифицированного труда.
На обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица с основным общим или средним общим образованием. Подготовка работников квалифицированного труда проводится по единой интегрированной программе общего и профессионального образования.
В необходимых случаях создаются условия для получения профессии лицам, не имеющим основного общего образования.
Программы начального профессионального образования реализуются в образовательных организациях начального профессионального образования.
Лицам, завершившим обучение по программе начального профессионального образования, присваивается квалификация по профессии.
Статья 21. Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование предполагает подготовку и переподготовку специалистов среднего звена на базе основного общего или среднего общего образования.
Лицам, успешно завершившим обучение по программам среднего профессионального образования, присваивается квалификация по соответствующей специальности.
Программы среднего профессионального образования реализуются в образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Статья 22. Высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование включает подготовку и переподготовку бакалавров, специалистов и магистров в целях удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Программы высшего профессионального образования реализуются в образовательных организациях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по ускоренным программам.
Лица, имеющие высшее профессиональное образование, могут получить второе и третье высшее профессиональное образование по ускоренным программам.
Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования, нормативные сроки освоения программ, порядок их реализации определяются государственными образовательными стандартами.
Доступ к высшему профессиональному образованию возможен при наличии аттестата о среднем общем образовании, диплома о среднем профессиональном образовании или диплома о высшем профессиональном образовании (при получении второго, третьего и так далее высшего образования).
Статья 23. Послевузовское профессиональное образование
Послевузовское профессиональное образование предполагает реализацию программ подготовки научных и научно-педагогических кадров с учеными степенями кандидата и доктора наук.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров, как правило, осуществляется через соискательство, аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру, создаваемые в образовательных организациях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Ученые степени кандидата наук и доктора наук присуждаются государственным органом аттестации на основе ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем.
Ученые звания старшего научного сотрудника, доцента, профессора присваиваются государственным органом аттестации на основе решения ученого (научно-технического) совета высшего учебного заведения (научно-исследовательского института) о представлении к присвоению ученого звания.
Порядок организации послевузовского профессионального образования определяется законодательством Кыргызской Республики.
Статья 24. Дополнительное образование взрослых
Дополнительное образование взрослых (в том числе переподготовка и повышение квалификации кадров) осуществляется через систему разных видов и типов образовательных организаций.
Основной задачей дополнительного образования взрослых является более полное удовлетворение запросов личности в самосовершенствовании, самореализации и потребности смены квалификации.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в образовательных организациях общего и профессионального образования за пределами основных образовательных программ;
- в образовательных организациях дополнительного образования (на курсах повышения квалификации, в музыкальных и художественных школах, школах искусств и в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии);
- посредством индивидуальной педагогической деятельности.
Статья 25. Документы об образовании Образовательные организации, кроме дошкольных и дополнительного образования, прошедшие лицензирование и последующую аккредитацию, выдают выпускникам, полностью освоившим основные общеобразовательные и (или) основные профессиональные образовательные программы и выдержавшим итоговую государственную аттестацию, соответствующий документ об образовании (не более одного на каждую образовательную организацию) и (или) квалификации государственного образца.
При окончании обучающимися филиала или другого самостоятельного структурного подразделения (юридического лица) высшего учебного заведения в документе об образовании указываются данный филиал или структурное подразделение с указанием их местонахождения.
Документ гос. образца о соотв.уровне образования и квалификации является необходимым условием для продолжения обучения по программам последующего уровня образования.
Указанные в документах государственного образца о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании и (или) квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени и звания дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с полученной подготовкой, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному уровню.
Образовательная организация осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также архивное хранение данных об этих результатах в бумажном и (или) электронном виде в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области образования Кыргызской Республики.
Документы об образовании государственного образца являются документами строгой отчетности, изготовление, хранение и выдача которых являются прерогативой государственного органа, ответственного за ведение и обслуживание Государственного реестра персонифицированных документов КР. (В ред. Закона КР от 4 июля 2013 года № 110)
Глава III
Права и обязанности обучающихся, педагогов и родителей в системе образования
Статья 26. Права и обязанности обучающихся Права и обязанности обучающихся в ОО различных типов и видов определяются настоящим Законом и положениями об ОО.
Обучающиеся в ОО любых типов и видов имеют право на выбор ОО на любом этапе обучения (в высшем профессиональном образовании после первого года обучения), формы получения образования, получение образования в соответствии с определенным ГОС, выбор в рамках этого стандарта индивидуальных образовательных услуг, уважение их человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Обучающиеся в ОО, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы в полном объеме, обладают всеми правами и обязанностями обучающихся, а при их окончании - правом на получение документов об образовании данных образовательных организаций.
Граждане, получившие образование в неаккредитованных ОО в форме индивид.образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната, за исключением случаев, определяемых Правительством КР.
План приема студентов высших учебных заведений Кыргызской Республики за счет государственного бюджета сохраняется на уровне не ниже плана приема 2000 года.
Студенты высших учебных заведений, имеющих лицензию или государственную аккредитацию, имеют право на отсрочку от призыва на действительную воинскую службу.
Обучающиеся обязаны освоить образовательные программы на уровне требований ГОС, соблюдать правила внутреннего распорядка ОО, уважать нац. традиции, нести юридическую ответственность за нанесенный ущерб ОО в порядке, установленном законодательством КР.
Порядок распределения и использования молодых специалистов определяется Правительством КР. (В редакции Законов КР от 4 июля 2013 года № 110, 16 января 2015 года № 15)
Статья 27. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют право:
- выбирать формы обучения, типы и виды ОО, а также давать ребенку образование в семье (в особых, исключительных случаях);
- направлять ребенка в ОО на любом этапе обучения для продолжения его учебы;
- требовать соблюдения прав обучающегося на получение образования в рамках ГОС.
Родители (законные представители) имеют право в исключительных случаях дать ребенку начальное общее, основное общее и среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в ОО,
Родители (законные представители) обязаны: - создать детям надлежащие условия для жизни, учебы, развития их способностей, для получения ими основного образования, постоянно заботиться о их физическом и психическом здоровье;
- уважать достоинство ребенка, воспитывать трудолюбие, чувство доброты, милосердие, почтительное отношение к семье, старшим по возрасту, государственному и родному языкам, народным традициям и обычаям; - воспитывать уважение к национальным, историческим, культурным ценностям народа, бережное отношение к историко-культурному наследию и окружающей среде, любовь к Отчизне; - поддерживать постоянное сотрудничество с ОО (посещать родит. собрания, выполнять рекоменд. педагогов по обучению и воспитанию ребенка);
- родители (законные представители) несут полную ответственность за здоровье и жизнь детей, находящихся вне территории образовательной организации, во внеучебное время.
Родители (законные представители) за неисполнение обязанностей по получению ребенком основного общего образования несут административную ответственность в соответствии с законодательством КР. (В ред. Закона КР от 30 июля 2013 года № 176)
Статья 28. Право на занятие педагогической деятельностью
Правом на занятие пед. деятельностью обладают лица, получившие необх. образование и соотв. пед. квалификацию за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Лица, не имеющие пед. образования и квалификации, имеют право на пед.(преподавательскую) деятельность в случаях: - прохождения переподготовки;
- обучения навыкам деятельности, определяемым Правительством КР; - проведения занятий в порядке репетиторства и тренингов. К педагогической деятельности в организациях высшего профессионального образования допускаются лица с образованием, как правило, не ниже магистра. К пед. деятельности не допускаются лица, имеющие судимость или медицинские противопоказания, перечень которых определяется законодательством КР. Лишение права на занятие педагогической деятельностью производится в соответствии с законодательством КР.
Статья 29. Права и обязанности педагогов Педагоги имеют право:
- на свободный выбор методов и форм организации педагогической деятельности;
- на внедрение ППО в практику; - на защиту своего достоинства и проф. чести; - на требование соответствующих условий для проф. деятельности; - на повышение своего проф.уровня и квалификации за счет государства в порядке, определяемом Правительством КР,
Педагоги обязаны: - соблюдать нормы педагогической этики;
- обеспечивать усвоение учащимися образов. программ на уровне не ниже требований ГОС; - развивать самостоятельность, творческое отношение к учебе, формировать высокие нравственные нормы поведения обучающихся; - постоянно совершенствовать свой проф. уровень и повышать квалификацию не реже одного раза в 5 лет; - не допускать применение эмоц., психического, физического насилия в отношении детей. (В ред.Законов КР от 29. 12 2012 года № 206, 30 июля 2013 года № 176)
Глава IV
Социальная защита обучающихся и работников системы образования
Статья 30. Социальная защита обучающихся Государство создает условия для обучения, предоставляя обучающимся в установленном Правительством КР порядке учебные помещения, оборудование, общежития, пособия, материальную помощь, льготы на питание и проезд на транспорте, медицинское обслуживание и оздоровление, учебники (студентам, обучающимся за счет средств республиканского и местного бюджетов, выплачиваются стипендии в порядке и размерах, определяемых Правительством КР).
Для социальной поддержки студентов, обучающихся в ОО начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут быть предоставлены социальные образовательные кредиты.
Положение о социальном обр. кредите разрабатывается и утверждается Правительством КР.
Обучающиеся в ОО, использующих заочную форму обучения, дистанционные образовательные технологии в рамках высшего профессионального образования, имеют право на дополнительные льготы, предоставляемые в порядке, установленном законодательством КР о труде.
Чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и чемпионы Азиатских игр приним. без вступ. испытаний (экзаменов, тестирования и собеседований) в гос. и муниц. ОО среднего профес. и высшего проф. образования для обучения по направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура) и специальностям в области физической культуры и спорта.
Спортсмены, имеющие спортивные звания "Мастер спорта КР", "Мастер спорта КР международного класса", пользуются преимущественным правом при поступлении в гос. и муниципальные обр. организации высшего проф. образования. Спортсмены, имеющие спортивный разряд "Кандидат в мастера спорта", спортивные звания "Мастер спорта КР", "Мастер спорта КР межд. класса", пользуются преимущ. правом при поступлении в государственные и муниципальные образовательные организации среднего профессионального образования.
Образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляется на основе гос. обеспечения вплоть до их совершеннолетия.
Отвлечение обучающихся от учебных занятий и учебного процесса допускается с разрешения уполномоченного государственного органа в области образования КР. Лица, виновные (прямо или косвенно) в нарушении учебного процесса, возмещают обучающимся моральный и матер. ущерб.
(В редакции Законов КР от 17 июня 2009 года № 185, 13 июня 2011 года № 42, 5 ноября 2013 года № 199)
Статья 31. Охрана здоровья детей и учащейся молодежи ОО и органы МСУ создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи.
Учебно-трудовая нагрузка, режим занятий учащихся, в том числе физической культурой, определяются образовательной организацией на основе рекомендаций органов гос. управления образованием КР по согласованию с государственными органами КР в области здравоохранения.
Для детей, нуждающихся в длительном лечении, Правительство КР и органы МСУ оздают условия для обучения в оздоровительных учреждениях. Уч. занятия могут проводиться также на дому и в лечебных учреждениях.
Статья 32. Социальная защита работников системы образования Заработная плата и должностной оклад работнику ОО выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, исходя из объемов работ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством КР. Условия оплаты труда работников гос. и муниц. обр.организаций определяются Правительством КР
ОО в пределах имеющихся в их распоряжении средств на оплату труда могут самостоятельно устанавливать лицам, ведущим научные исследования и готовящим научно-педагогические кадры, дифференцированные надбавки к заработной плате.
Работникам образования устанавливается доплата: - за ученую степень доктора или кандидата наук - в соответствии с законодательством КР ; - за 5 лет стажа пед. работы - в размере не менее 10 %, 10 лет - не менее20 %, 15 и более лет - не менее 30 процентов от заработной платы.
Пед. работникам за работу в ОО, расп. в сельской местности, устан. доплата в порядке, определенном Правительством КР
ОО в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда может устанавливать работникам премии, другие виды материального стимулирования и компенсации, а также выделять средства для приобретения учебной, методической и научной литературы.
(Часть 7 утратила силу в соотв. с Законом КР от 18 июля 2014 года № 144)
Молодым специалистам, прибывающим на работу в сельские школы, за счет средств местного бюджета предоставляется единовременное пособие в размере десятикратного должностного оклада на хозяйственное обзаведение.(Часть 9 утратила силу в соотв. с Законом КР от 8 августа 2011 года № 150)
Работникам ОО в обязательном порядке ежегодно проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование в государственных лечебно-профилактических учреждениях. (В ред. Законов КР от 28 дек.2006 года № 225, 8 августа 2011 года № 150)
Статья 33. Социальная защита особого контингента учащихся Государство проводит политику социальной защиты детей по вовлечению их в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, учебных достижений, социально-экономического статуса и берет на государственное обеспечение детей-сирот, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после получения основного общего (среднего общего) образования имеют право на получение бесплатного начального профессионального образования.
Для детей, имеющих нарушения в физическом или умственном развитии, организуются специальные группы, классы или организации, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Открытие и ликвидация организаций для детей, имеющих нарушения в физическом или умственном развитии, осуществляются уполномоченным государственным органом в сфере образования или органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным государственным органом в порядке, определяемом Правительством КР. Направление детей в эти организации проводится по заключению психолого-медико-педагогических консультаций системы образования и с согласия родителей (законных представителей) в установленном порядке. Порядок работы психолого-медико-педагогических консультаций определяется Правительством КР. Категории детей, направляемых в эти организации, а также содержащихся на полном гос. обеспечении, определяются уполномоченными гос. органами в сфере образования и здравоохранения. При наличии мед. показаний обучение детей с нарушениями в физическом или умственном развитии, с согласия родителей, проводится в индивидуальной форме, включая обучение на дому, в порядке, определяемом Правительством КР. Перечень заболеваний определяется уполномоченными гос. органами в сфере образования и здравоохранения.
Для детей, представляющих социальную опасность и нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, создаются спец. учебно-вспомогательные организации, обеспечивающие их образование, профессиональную подготовку и медико-социальную реабилитацию.
Направление учащихся в организации для детей, представляющих социальную опасность и нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, осуществляется только по реш. суда.
Для детей, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и уполномоченным государственным органом в области образования КРсоздаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, а также для самообразования. (В ред.Законов КР от 30 июля 2013 года № 176, 8 июня 2017 года № 100)
Глава V
Управление системой образования
Статья 34. Органы государственного управления системой образования
Управление системой образования осуществляется Правительством Кыргызской Республики, центральным и региональными органами государственного управления образованием Кыргызской Республики, органами местного самоуправления. Структура государственного управления системой образования разрабатывается и утверждается Правительством КР в пределах полномочий, отведенных ему законом. (В редакции Закона КР от 29 декабря 2012 года № 206)
Статья 35. Компетенция государства в управлении образованием К компетенции государства в области образования относятся: - формирование и осуществление государственной образовательной политики, стратегии развития образования, определение приоритетов в этой сфере; - правовое регулирование отношений в области образования на общегосударственном уровне; - формирование государственного бюджета на нормативной основе в части расходов на образование, определение порядка финансирования системы образования;
- общее учебно-научно-методическое руководство всеми организациями образования независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности; - определение перечня государственных высших учебных заведений национального и регионального значения для государственного финансирования; - информационное обеспечение системы образования, организация издания и выпуска учебной литературы, учебных пособий; - установление нормативных сроков обучения по уровням образования; - определение перечня профессий и специальностей для образовательных организаций; - установление государственных образовательных стандартов; - разработка и реализация государственных и международных программ развития образования; - контроль исполнения законод. КР в области образования;
- гарантия качества образования через институты лицензир., тестирования, аккредитации;
- поддержка и развитие попечительского и образовательного движений;
- осуществление кадровой политики в пределах полномочий, отведенных ему законом.
(В редакции Закона КР от 4 июля 2013 года № 110)
Статья 36. Компетенция органов местного самоуправления К компетенции органов МСУ в области образования относятся: - развитие сети образовательных организаций и обеспечение прав граждан на получение образования; - осуществление хозяйственного обслуживания и финансирования подведомственных образовательных организаций; - опека и попечительство несовершеннолетних сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, защита их прав, помещение в детские дома, школы-интернаты, в семьи для воспитания или усыновления;
- бесплатное обеспечение учебниками учащихся сельских школ - детей из малообеспеченных семей; - координация вопросов профессиональной подготовки молодежи;
- осуществление систематического учета детей предшкольного и школьного возраста;
- организация подвоза детей в ОО и в места их фактического проживания.
Органы МСУ в установленном порядке за счет средств местного бюджета могут создавать ОО, обеспечив их соответствующими пед. (научно-педагогическими) кадрами, материально-технической базой. Органы МСУ в обязательном порядке осуществляют выделение сельским школам земельных наделов из Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий. (В ред. Закона КР от 30.06. 2013 года № 176)
Статья 37. Компетенция образовательных организаций ОО обладают самостоятельностью в осуществлении кадровой политики в пределах полномочий, отведенных им законом, в выборе методов обучения, воспитания, в определении направлений научных исследований, решении организационных, профессиональных, финансово-хозяйственных и иных вопросов в пределах устава, учредительного договора, законодательных и иных нормативных правовых актов КР.
ОО самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
ОО может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы частично или в полном объеме (за исключением некоторых занятий) в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области образования КР.
ОО могут создавать структ. подразделения со статусом юрид. лица или филиала, наделяя их обос.имуществом. Структ. подразделения не вправе создавать филиалы и другие подразделения.
В рамках одной ОО высшего профессионального и среднего профессионального образования создание дублирующих структурных подразделений (институтов, центров, факультетов и т.д.) для обучения студентов, подготовки и переподготовки кадров по одной спец. не допускается.
Тип и статус ОО устанавливается в процессе институциональной аккредитации.
Статья 38. Управление образовательными организациями Управление ОО строится на принципах демократизации, децентрализации, самостоятельности и самоуправления.
Формами соуправления ОО являются общее собрание, попечительский, ученый, педагогический и другие советы или комитеты. Порядок выбора органов соуправления и их компетенция, разграничения полномочий между советом и руководителем образовательной организации определяются законодательством КРи уставом образовательной организации. Непосредственное руководство образовательной организацией осуществляет ректор, директор, заведующий или иной руководитель (администратор).
Руководители государственных дошкольных ОО, школ, организаций внешкольного, специального и дополнительного образования детей, подростков и молодежи, учебных заведений начального профессионального и среднего профессионального образования, финансируемых из респ. бюджета, назначаются уполномоченным государственным органом в области образования КР, а организаций, финанс. из местного бюджета, - региональным органом гос. упр. образованием.
Руководитель государственного высшего учебного заведения (ректор), за исключением руководителей специализированных государственных высших учебных заведений Министерства внутренних дел Кыргызской Республики и Министерства обороны Кыргызской Республики, избирается на общем собрании коллектива государственного высшего учебного заведения на альтернативной основе, из числа специалистов, имеющих ученую степень и звание, а также соответствующую квалификацию, тайным голосованием простым большинством голосов.
Выдвижение кандидатур на должность руководителя государственного высшего учебного заведения производится его учебными и другими структурными подразделениями либо в порядке самовыдвижения.
Выборы руководителя государственного высшего учебного заведения проводятся и считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины от общего состава коллектива государственного высшего учебного заведения.
Три кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, представляются Премьер-министру Кыргызской Республики для утверждения одного из них на должность руководителя государственного высшего учебного заведения. Каждый из трех представленных кандидатов имеет равное право быть назначенным на должность.
Руководитель государственного высшего учебного заведения избирается и утверждается на должность сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть избрано и утверждено на должность руководителя государственного высшего учебного заведения более двух сроков подряд.
Очередные выборы нового руководителя государственного высшего учебного заведения проводятся не позднее тридцати календарных дней со дня прекращения полномочий действующего руководителя. Руководитель государственного высшего учебного заведения осуществляет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного руководителя данного высшего учебного заведения.
Состав и порядок формирования орг. комитета по проведению выборов определяется ученым советом высшего учебного заведения и утверждается уполномоченным государственным органом в области КР.
Полномочия руководителя государственного высшего учебного заведения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях: - добровольная отставка; - отзыв, инициированный в порядке, предусмотренном настоящим Законом; - невозможность исполнения служебных обязанностей по причине болезни или в случае смерти;
- привлечение к уголовной ответственности; - другие основания, предусмотренные законодательством КР.
Отзыв руководителя государственного ВУЗа может быть инициирован не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов ученого совета государственного высшего учебного заведения. Решение об отзыве руководителя государственного высшего учебного заведения принимается на общем собрании коллектива государственного высшего учебного заведения простым большинством голосов и утверждается Премьер-министром КР. Утверждение решения о досрочном прекращении полномочий влечет освобождение руководителя государственного ВУЗа от должности.
В случае досрочного прекращения полномочий руководителя государственного ВУЗа уполномоченный государственный орган в области образования Кыргызской Республики назначает исполняющего обязанности руководителя государственного высшего учебного заведения до проведения выборов руководителя государственного высшего учебного заведения. Исполняющий обязанности руководителя государственного высшего учебного заведения не вправе принимать в коллектив государственного высшего учебного заведения новых сотрудников.
Выборы нового руководителя государственного высшего учебного заведения должны быть проведены не позднее шестидесяти дней с момента досрочного прекращения полномочий прежнего руководителя.
(В редакции Закона КР от 29 декабря 2012 года № 206)
Статья 39. Взаимоотношения образовательных организаций с общественными, политическими, религиозными организациями, ассоциациями и союзами
В системе образования могут создаваться общественные организации и объединения (союзы, академии, профессиональные ассоциации, учебно-методические объединения, научно-методические, научно-технические и другие советы и организации).
В ОО запрещается создание политических и религиозных партий и организаций.
Работники, студенты, учащиеся ОО имеют право быть членами политических партий и организаций, зарегистрированных в установленном законодательством КР порядке.
Взаимоотношения ОО с общественными организациями, деятельность которых соответствует основным направлениям деятельности ОО , регулируются на основе договора. Попечительский совет государственной ОО осуществляет свою деятельность для достижения уставных целей государственной ОО. (В ред.Законов КР от 29 декабря 2011 года № 255, 30 мая 2014 года № 82)
Статья 40. Лицензирование образовательной деятельности, аккредитация образовательных организаций и программ, тестирование обучающихся
ОО, кроме государственных и муниципальных ОО, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и внешкольного образования, начинают реализацию образовательных программ только после получения соответствующих лицензий.
Лицензирование ОО осущ. уполномоченным гос. органом в области образования КР.
Прием в высшие учебные заведения осуществляется на основе результатов ОРТ. Государственная аттестация выпускников средних школ может быть совмещена с ОРТ.
См.: постановление Правительства КР от 2 июня 2006 года № 404 "Об утверждении положений, регулирующих проведение общереспубликанского тестирования абитуриентов и конкурсное распределение государственных образовательных грантов"
Готовность ОО реализовывать образов. программы, в том числе с помощью дистанц. образов. технологий, устанавливается при выдаче лицензии на право ведения образов. деятельности.
Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным религиозным организациям (объединениям) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии и с согласия уполномоченного государственного органа по делам религий.
В целях подтверждения качества предоставляемых образовательных услуг ОО проходят институциональную и (или) программную аккредитацию в аккредитационных агентствах.
При этом ОО, реализующие образовательные программы основного и среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования могут проходить институциональную и (или) программную аккредитацию в уполномоченном государственном органе в области образования в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
Аккредитация ОО независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляется на основании их письменного заявления сроком на 5 лет аккредитационными агентствами, деятельность которых была признана в порядке, установленном законодательством в области образования КР или уполномоченным государственным органом в области образования.
ОО, прошедшие аккредитацию, имеют право выдавать выпускникам документы гос. образца или документы собственного образца по решению самих ОО.
Аккредитационные агентства, осуществляющие аккредитацию ОО, создаются в форме негосударственных, некоммерческих организаций. Финансирование деятельности аккредитационных агентств осуществляется преимущественно за счет аккредитационных сборов, взимаемых с ОО и других источников, не запрещенных законодательством КР
При уполномоченном государственном органе в области образования КР и под председательством его руководителя создается Национальный аккредитационный совет, функционирующий на общественных началах, являющийся консультативно-совещательным органом, созданным для коллегиального и гласного рассмотрения вопроса о признании деятельности аккредитационных агентств.
Национальный аккредитационный совет состоит из 15 человек, в число которых входят 3 депутата ЖК КР - представители профильного комитета ЖК КР, руководители гос. органов, имеющих в своем ведении организации образования, представители общественных и профессиональных объединений, организаций образования, общественных советов органов государственного управления. Депутаты ЖК КР - представители профильного комитета ЖК КР входят в состав Национального аккредитационного совета с правом совещательного голоса. Порядок формирования и деятельности Нац. Аккредит.о совета определяется Правительством КР.
См.: постановление Правительства КР от 4 августа 2014 года № 438 "О Национальном аккредитационном совете при уполномоченном государственном органе в области образования"
Признание аккредитационных агентств осуществляется Национальным аккредит. советом. Основания и порядок признания либо отказа в признании определяется Правительством Кыргызской Республики.
Аккредитация ОО проводится аккредитационными агентствами за счет собственных средств аккредитуемой образовательной организации, если иное не предусмотрено законодательством КР.
В случае несоответствия обр. услуг, предоставляемых аккредитуемой организацией, установленным требованиям аккредитационное агентство или уполномоченный государственный орган в области образования, проводившие аккредитацию, отказывают ОО в аккредитации.
Порядок проведения процедуры аккредитации, минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемой организации, а также основания для аккред. или отказа в аккред.и устанавливаются Правительством КР. (В ред. Законов КР от 4.07.2013 года № 110, 15 апр.2015 года № 82, 23 мая 2017 года № 84)
Статья 41. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием
Физические и юридические лица КР в случае некачественной подготовки выпускников ОО среднего профессионального или высшего профессионального образования вправе предъявить ей иск по возмещению доп. затрат на переподготовку этих выпускников в других ОО.
Статья 42. Реорганизация и ликвидация образовательных организаций ОО быть реорганизована, ликвидирована в порядке, установленном законодательством КР.
ОО может быть реорганизована в ОО другого типа, если учредитель принимает на себя обязанность довести показатели ОО до требуемых норм, обеспечивает их исполнение, равно как и выполнение прав обучающихся. Реорганизация или ликвидация ОО осуществляется, как правило, в конце учебного года. В этом случае учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие ОО по согласованию с их родителями (законными представителями).
При ликвидации денежные средства и иное имущество ОО, за вычетом платежей по покрытию обязательств, используются в соответствии с законодательством КР и уставом ОО.
Глава VI
Финансирование и экономическая основа развития образования
Статья 43. Источники финансирования образования Источниками финансирования образования являются: - республиканский и местные бюджеты - для государственных образовательных организаций; - средства физических и юридических лиц, иностранных государств и граждан, выступающих в качестве учредителей; - собственные средства образовательных организаций, в том числе валютные, от консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственной и другой, приносящей доход деятельности, не запрещенной законодательством КР, а также от внебюджетной образовательной деятельности по всем видам основных и дополнительных образовательных программ, в том числе в пределах требований государственных образовательных стандартов; - доходы от депозитных вкладов; - добровольно внесенные средства физических и юридических лиц, добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе иностранных; - кредиты; - государственное финансирование государственных зданий, сооружений, земельных участков, оборудования, в виде возмещения затрат образовательных организаций, именных и других форм стипендий, образовательных грантов, кредитов, предоставления льгот; - государственные гранты, выдаваемые обучающимся; - другие источники, не противореч.е законодательству КР.
Статья 431. Привлечение финансовых и иных материальных средств попечительскими советами государственных или муниципальных образовательных организаций Только попечительские советы государственных или муниципальных ОО могут на добровольной основе привлекать финансовые и иные материальные средства, формируемые из добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц, других поступлений, не противоречащие законодательству КР. Для обеспечения деятельности, развития и МТБ ОО попечительский совет осуществляет поиск и привлечение доноров (инвесторов, меценатов), финансовых и иных материальных средств и вправе объявить об этом через средства массовой информации, интернет-сайты и иными способами с последующим обязательным отчетом о поступивших финансовых и иных материальных средствах и их расходовании.
Информация для родителей учащихся ОО с обращением об оказании финансовой и иной матер. помощи для ОО, отчеты о доходах и расходах должны быть размещены на видном и общедоступном месте ОО.
Запрещается собирать финансовые средства с лиц с ОВЗ, в том числе и с родителей (законных представителей), являющихся лицами с ОВЗ или имеющих детей с ОВЗ, а также с детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Финансовые средства, привлеченные попечительским советом для ОО, зачисляются на спец. счет казначейства и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.
Председатель попечительского совета несет ответственность за непредставление отчета о поступивших финансовых и материальных средствах и их расходовании.
Работники ОО (руководитель, пед. работники и другие) не вправе требовать с учащихся и их родителей (законных представителей) оказания финансовой и иной материальной помощи для их учреждения. (В редакции Закона КР от 17 апреля 2015 года № 84)
Статья 432. Расчеты за услуги образования
Оплата образовательных услуг, оказываемых государственными, муниципальными и частными ОО на территории КР для граждан КР, производится в национальной валюте путем зачисления денежных средств на банковский счет ОО или специальный счет в казначействе.
Требования ОО об оплате образовательных и иных услуг в иностранной валюте являются незаконными и могут повлечь ответственность, предусмотренную законодательством. (В редакции Закона КР от 22 февраля 2017 года № 32)
Статья 44. Порядок финансирования образовательных организаций
Финансирование государственных ОО осуществляется на основе типовых нормативов в расчете на каждого обучающегося, класс-комплект и группу по всем видам и типам ОО, исходя из принципа последовательного увеличения фактических расходов на одного учащегося.
Объемы финансирования на нужды ОО с учетом типовых нормативов на каждого обучающегося, класс-комплект, группу предусматриваются ежегодно в республиканском бюджете, утверждаемом Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
Государство гарантирует выделение средств на нужды образования в размере, обеспечивающем его приоритетность, а также защищенность соответствующих расходных статей в условиях инфляции.
постановление Правительства КР от 6 июля 2007 года № 263 "Об утверждении Перечня специальностей и объема приема обучающихся на основе государственных образовательных грантов на 2007-2008 учебный год";
постановление Правительства КР от 27 июня 2008 года № 340 "Об утверждении Перечня специальностей и объема приема обучающихся на основе государственных образовательных грантов на 2008-2009 учебный год";
постановление Правительства КР от 4 июня 2009 года № 351 "Об утверждении Перечня специальностей и объема приема обучающихся на основе государственных образовательных грантов на 2009-2010 учебный год";
постановление Временного Правительства КР от 10 июня 2010 года ВП № 76 "Об утверждении Перечня специальностей и объема приема обучающихся на основе государственных образовательных грантов на 2010-2011 учебный год";
постановление Правительства КР от 17 июня 2011 года № 329 "Об утверждении Перечня направлений, специальностей и объема приема обучающихся на основе государственных образовательных грантов на 2011-2012 учебный год";
постановление Правительства КР от 4 июля 2012 года № 469 "Об утверждении Перечня направлений, специальностей и объема приема обучающихся на основе государственных образовательных грантов на 2012-2013 учебный год"
Привлечение дополнительных источников не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования из государственного бюджета.
Финансовые средства ОО изъятию не подлежат.
Типовые нормативы в расчете на одного обучающегося, класс-комплект и группу устанавливаются Правительством КР, исходя из условий для устойчивого функционирования и развития государственных образовательных организаций.
Использование ОО при реализации образовательных программ различных методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, не влечет за собой увеличения нормативов их финансирования.
Для малокомплектных сельских школ норматив их финансирования составляется с учетом затрат, не зависящих от количества обучающихся.
Нормативы финансирования негосударственных ОО не могут быть ниже нормативов финансирования государственных ОО.
Государственные ОО среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет учредителя, в пределах лицензионных нормативов, подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юрид. лицами с оплатой ими стоимости.
Средства, выделенные ОО из гос. бюджета, контролируются казначейством. Все остальные средства, заработанные ОО, контролируются попеч. советом и общественными институтами.
Объем приема обучающихся за счет государства определяется отдельной строкой республиканского бюджета. Перечень специальностей определяется Правительством КР.
В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств ОО самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке обучающихся и педагогов.
Государственные ОО среднего профессионального и высшего профессионального образования самостоятельно определяют направления и порядок использования своих средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных организаций, с согласия попечительских советов.
Статья 44-1. Общественное слушание отчета о расходовании денежных средств государственными образовательными организациями
Государственные ОО ежегодно до 1 августа года, следующего за отчетным, обязаны проводить общественное слушание о расходовании внебюджетных средств, полученных из источников, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
Участники образовательного процесса ОО, представители гражданского сектора и все заинтересованные лица могут принять участие в общественных слушаниях. (В редакции Закона КР от 29 декабря 2011 года № 255)
Статья 44-2. Попечительский совет государственной образовательной организации
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 30 мая 2014 года № 82)
Статья 44-3. Организация деятельности попечительского совета государственной образовательной организации (Утратила силу в соотв. с Законом КР от 30 мая 2014 года № 82)
Статья 45. Производственная деятельность образовательных организаций
ОО вправе получать доходы от производственной, в том числе внебюджетной обр. деятельности, которые направляются для выполнения деятельности, предусмотренной уставом.
Аренда учебников в ОО осуществляется в установленном законодательством КР порядке.
(В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года № 176)
Статья 46. Материально-техническая база образовательных организаций
Материально-техническая база ОО включает строения, коммуникации, машины и оборудование, транспортные, а также другие материальные и технические средства, используемые в образовательной, научно-исслед.й деятельности и решении других задач в сфере образования.
ОО обязана обеспечить содержание закрепленных за ней и (или) принадлежащих ей на праве собственности зданий, сооружений, оборудования, а также другого имущества социального, культ. и иного назначения на уровне, не ниже определяемого нормативами, действующими в КР.
Материально-техническая база негосударственной ОО развивается самой образовательной организацией за счет средств учредителя и собственных средств и является собственностью ОО.
Развитие материально-технической базы государственной ОО осуществляется самой ОО в пределах закрепленных за ней бюджетных и собственных средств. Размеры расходов на приобретение оборудования, капитальный ремонт определяются ОО самостоятельно, без установления лимитов, исходя из имеющейся потребности и наличия финансовых средств в пределах утвержденных в установленном порядке смет доходов и расходов ОО.
Хозрасчетные структурные образовательные подразделения при головной организации имеют право производить финансовые затраты, связанные с текущим ремонтом и развитием закрепленной за ними материально-технической базы, не состоящей на их балансе. Данные финансовые затраты производятся в пределах утвержденных смет доходов и расходов этих подразделений и не подлежат изъятию в бюджет.
Центральный и региональные органы государственного управления образованием КР обязаны оказывать помощь подведомственным ОО в решении вопросов содержания и развития их материально-технической базы.
Материально-техническая база государственных и муниципальных ОО, используемая в образовательной, научно-исследовательской, производственной деятельности и для решения других задач в сфере образования, в безвозмездное владение и пользование частным лицам и организациям не передается. Доход, полученный от передачи материально-технической базы государственных и муниципальных ОО в аренду, распределяется в соответствии с законодательством КР(В редакции Закона КР от 29 июня 2016 года № 92)
Статья 47. Отношения собственности в системе образования
За государственными ОО в целях обеспечения их деятельности, предусмотренной уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.
Негосударственным ОО в целях обеспечения их деятельности, предусмотренной уставом, учредитель (учредители) передает в собственность или закрепляет на праве оперативного управления здания, сооружения, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.
ОО принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, на продукты интеллект.и творч. труда, являющиеся результатом деятельности образовательной организации, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенное на эти доходы имущество. Вопросы их отчуждения решаются самостоятельно.
Имущество, приобретенное за счет внебюджетных средств, поступает в самостоятельное распоряжение ОО и учитывается на отдельном балансе.
Государственным ОО передаются на праве оперативного управления выделенные им в установленном порядке земельные участки. Право пользования этими участками регулируется Земельным кодексомКыргызской Республики.
Здания и сооружения государственных ОО могут передаваться только госо и муниципальным ОО. Здания и сооружения государственных и муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций не подлежат приватизации и продаже.
Имущество гос. ОО не подлежит изъятию для использ. в иных, кроме образования, целях.
Государственные высшие учебные заведения, не вошедшие в перечень государственных высших учебных заведений национального и регионального значения, реорганизуются в государственные некоммерческие образовательные организации, действующие на принципах самофинансирования, с сохранением образовательной деятельности в качестве основной. Перечень высших учебных заведений национального и регионального значения определяется Правительством Кыргызской Республики по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Финансовые ресурсы, высвободившиеся от финансирования образовательных организаций, не вошедших в перечень высших учебных заведений национального и регионального значения, направляются на развитие образовательных организаций. ОО несет ответственность за сохранность и эффективное использование имущества. Контроль за деятельностью образовательной организации в этой части осуществляется в установленном законодательством КР порядке. Негосуд. ОО пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ней или арендуемой ею отчуждаемой гос. собственности. (В редакции Закона КР от 4 июля 2013 года № 110, 16 декабря 2013 года № 221)
Глава VII
Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность
в области образования
Статья 49. Международное сотрудничество Международное сотрудничество в области образования, осуществляемое в рамках внешнеполитической деятельности КР , основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии и строится на основе вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является КР, а также общепризнанных принципов и норм международного права, являющихся составной частью законодательства Кыргызской Республики.
Центральный и региональные органы государственного управления образованием КР, ОО, предприятия и организации системы образования имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными и международными учреждениями, предприятиями и организациями, осуществлять межгосударственные и международные образовательные научные и научно-исследовательские программы, входить в межгосударственные и международные общественные образовательные объединения в установленном законодательством КР порядке.
Обучение, переподготовка и повышение квалификации граждан других государств в ОО КР, равно как и граждан КР в иностранных ОО, осуществляются по межгосударственным соглашениям, заключенным Правительством КР, а также по договорам между ОО или с отдельными гражданами. (В редакции Закона КР от 29 декабря 2012 года № 206)
Статья 50. Внешнеэкономическая деятельность
Центральный и региональные органы государственного управления образованием КР, ОО, предприятия и организации системы образования самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность в установленном законод. КР порядке.
Они имеют право открывать валютные счета в банковских и других кредитных организациях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Государственным ОО, предприятиям и организациям системы образования остаются валютные средства, полученные от внешнеэкономической деятельности, принадлежащие им на праве собственности. Они направляются на развитие системы образования и укрепление их материально-технической базы.
Статья 51. Оказание образовательных услуг этническим кыргызам, проживающим за пределами Кыргызской Республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства
КР оказывает образовательные услуги этническим кыргызам, проживающим в других государствах, иным иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе в форме создания специальных образовательных организаций. Порядок оказания услуг регламентируется межгосударственными договорами, а также договорами с частными лицами.
Этническим кыргызам, являющимся гражданами других государств, предоставляются квоты для обучения в государственных образовательных организациях за счет гос. бюджета.
Оплата за обучение этнических кыргызов по контрактной форме взимается в тех же размерах, что и с граждан КР.
Положение о приеме на бюджетные места в средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения КР этнических кыргызов, проживающих за рубежом (утверждено приказом Минобразования КР от 30 июня 2004 года № 483/1)
Статья 52. Международные договоры
В случае несоответствия ратифицированного ЖК КР международного договора и законодательства КР об образовании применяются правила международного договора, заключенного между КР и другими государствами.
Межгосударственные ОО создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством КР в соответствии с договорами между ним и правительствами других стран.
Статья 52-1. Ответственность за нарушение настоящего Закона Лица, нарушившие настоящий Закон или препятствующие его исполнению, несут ответственность в соответствии с законодательством КР. (В редакции Закона КР от 29 декабря 2011 года № 255)
Глава VIII Заключительные положения
Статья 53. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением частей шестой-пятнадцатой статьи 40, которые вступают в силу с 1 сентября 2016 года.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон РК "Об образовании" (Ведомости Верховного Совета РК, 1993 г., № 2, ст.53);
Закон КР "О внесении изменений и дополнений в Закон КР "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1997 г., № 12, ст.575);
статью 3 Закона КР "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 25 июля 2002 года № 130.
(В редакции Закона КР от 15 апреля 2015 года № 82)
Статья 54. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Кыргызской Республики |
А. Акаев |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.