Закон прямолинейного распространения света

  • docx
  • 21.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала физика_8класс_Закон прямолинейного распространения света_план урока №1.docx

ТЕМА  Закон прямолинейного распространения света

Школа:

Дата:

Имя учителя:

КЛАСС:

Количество учащихся:

Количество отсутствующих:

Цели урока

Сформировать понятия: свет, искусственные и естественные источники света, закон прямолинейного распространения света, лунные и солнечные затмения, отражение света, законы отражения и преломления света, угол падения, отражения и преломления

- рационально использовать знание и уменение в устных и письменных сложных разноуровневых (базовый, достаточный, сложный)  работах;

- применять знания при решении качественных, количественных и нестандартных сложных задач

ЦО

8.5.1.1 - графически изображать солнечное и лунное затмения

Критерии успеха

описывает и объясняет   физические явления, основанные на прямолинейности распространения света (образование тени, полутени), физические явления, основанные на прямолинейности распространения света,

Языковые цели

Специальная предметная лексика и терминология:  понятия – свет, тень, полутень, луч света, световой пучок, фотон, отражение, преломление, скорость распространения света

Глоссарий:

свет

жарық

light

отражение

шағылу

reflection

преломление

сыну

refraction

Тень

көленке

shadow

полутень

Жартылай көленке

penumbra

Распространение света

Жарықтын таралуы

Propagation of light

Луч света

Жарық сәулесі

light ray

Световой пучок

Жарық шоғыры

The light beam

Источники света

Жарық көзі

light Sources

естественные

табиғи

natural

искусственные

жасанды

artificial

Лунное затмение

Ай тұтылуы

lunar eclipse

Солнечное затмение

Күн тұтылуы

solar eclipse

Перпендикуляр,  в точке падения

Түсу нүктесіндегі перпендикуляр

Perpendicular, delivered at the point of incidence

Угол падения

Түсу бұрышы

angle of incidence

Угол отражения

Шағылу бұрышы

angle of reflection

Угол преломления

Сыну бұрышы

angleofrefraction

Показатель преломления

Сыну көрсеткіші

indexofrefraction

План

 

Запланированные мероприятия

Источники

 

1(5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ( 30мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.(10 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.( 15мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.( 5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. (8 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.( 10 мин)

 

 

 

 

 

 

9. (10мин)

Организационный момент

1.Постановка цели урока. Проверка готовности к уроку.

 

Проблемные вопросы урока:

-        Узнать что такое свет и каковы его источники;

-        объяснить и доказать закон прямолинейного распространения света;

-        расширить свой кругозор .

СВЕТ - важнейшее средство познания природы. Свет – это электромагнитные волны, вызывающие у человека зрительные ощущения. Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает электромагнитные волны всевозможных частот. Большая их часть никаких зрительных ощущений не вызывает, это невидимые излучения (радио-, инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское и γ-излучения). Зрительные ощущения у человека вызывают электромагнитные волны частотой от 400 до 800 ТГц. При этом излучения разных частот вызывают ощущения разных цветов – от красного до фиолетового. В отличие человека некоторые насекомые различают ультрафиолетовое излучение, а некоторые виды ящериц – инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличаются от нашего (демонстрация рисунков).Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением

Природа очень долго хранила секрет света.

Древние Греки считали: свет – нечто такое, что истекает из глаза, ощупывает предмет и доставляет наблюдателю информацию.

Пифагор считал: тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам.

В конце XVII  в. почти одновременно возникли три теории:

- В 1672 г. англ. уч. И.Ньютон предложил корпускулярную теорию света, согласно которой свет представляет собой поток “лучистых частиц” - корпускул.

- В 1678 г. гол.уч. Гюйгенс разработал волновую теорию, которая рассматривала свет как упругую волну, распространяющуюся в среде.

- В 1864 г. англ. уч. Максвелл создал электромагнитную теорию света, которая рассматривала свет как электромагнитную волну.

ВЫВОД: свет-поток частиц обладающих волновыми свойствами. Двойственность свойств света называется корпускулярно-волновым дуализмом.

Это проявление взаимосвязи основных форм материи вещества и поля.

Раздел физики, рассматривающий явления связанные со светом, а также взаимодействие света с веществом называется ОПТИКА. (от греческого слова “зрительный”)

Солнце – не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел,излучающих электромагнитные волны видимого диапазона.

Среди них есть искусственные и естественные.Что такое источник света?

Источник света – тело, способное излучать свет.

  Ребята, а это что? …(Книга) Это источник? (Нет) Почему Мы её видим?

    Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и

попадает в глаз.Естественные источники света – это источники, созданные самой

природой. (Солнце, звёзды, полярные сияния, молния, светящиеся насекомые и

растения). Искусственные источники света созданы человеком. (лампы, свечи, экран

включенного телевизора).

Тепловыми источниками света являются звёзды. В телескоп хорошо видно, что они различаются по цвету: красноватые, жёлтые, белые, голубоватые. Красноватые – «холодные» звёзды, голубоватые – самые горячие.

Запись в тетрадь:                   Холодные источники света – это тела, которые светятся при температуре, близкой к комнатной.

Примеры: экран телевизора, монитор, дисплей мобильного телефона, лампы дневного света

Приёмниками света называют тела и устройства, в которых под действием падающего на них света происходят заметные изменения.

-        глаз;

-        зелёный лист растения;

-        светочувствительные плёнка и бумага, которые долгое время использовались в фотографии;

-        фотоэлементы – приборы, в которых свет преобразуется в электрический сигнал (телевидение, считывание изображения или видео с компакт-диска).

Задание:

Разделить естественные и искусственные источники света: Солнце, свеча, экран телевизора, звёзды, гнилушки, лампы дневного света, молния, газовая горелка, полярные сияния, экран дисплея.

Естественные:           Солнце, звёзды, гнилушки, молния, полярные сияния.

Искусственные:        свеча, экран телевизора, лампы дневного света, газовая горелка, экран дисплея.

Так как свет – поток частиц и волна, то у него должна быть скорость. Аристотель считал, что свет от точки к точке распространяется мгновенно. Кеплер и Декарт считали скорость света бесконечной. Ньютон и Гук – конечной, но очень большой.

И только в 1676 году датский ученый Ремер определил астрономическим методом, наблюдая за спутником Юпитера – Ио что С=215000 км/с.

В дальнейшем скорость света лабораторным способом, определил французский физик в 1849 году Физо: С=299792458 м/с.

Современные расчеты дают приблизительно такой же результат, поэтому при решении задач мы будем принимать: С=300000 км/с или с=3*108 м/с.

Свет распространяется так быстро, что за 1 секунду может обежать вокруг Земли 8 раз. (Майкельсон – с применением вращения зеркал)

А в 1850 году французский физик Фуко измерил скорость света в воде, она оказалась в 1,33 раза меньше чем в вакууме.

-        свет даёт возможность людям и животным видеть предметы и ориентироваться в пространстве;

-        солнечный свет создаёт на Земле температурные условия, необходимые для жизни;

-        в растениях, благодаря свету, усваивается углекислый газ из воздуха с выделением кислорода, а также аккумулируется энергия излучения солнца в виде химической энергии.

Действия света:

-        освещение;

-        тепловое;

-        химическое (вызывает превращения веществ – химические реакции. Самые важные для жизни на Земле химические реакции – протекающие в листьях растений под действием солнечного света. Их называют фотосинтезом)

-        электрическое (при освещении из вещества могут вылетать электроны, в результате чего возникает электрический ток)

Итак, свет освещает и нагревает, а также может вызывать химические реакции и электрический ток.

2. Заполнение опорного конспекта  «Свет»

Составляем кластер  на тему «СВЕТ»

 Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта

В этом заключается закон независимости распространения света: световые пучки,пересекаясь, не влияют друг на друга. (Однако этот закон выполняется лишь для св. пучков малой интенсивности)Искажается ли изображение? (Нет)

  Закройте свет от лампы книгой. Источник света мы невидим. Почему?

 А  как распространяется свет? Положите губку перед собой. Воткните две булавки на расст. несколько см. Между этими булавками еще 2 булавки так, чтобы глядя на одну из крайних, вы увидели только её, а остальные булавки были бы закрыты от нашего взгляда. Соедините линией. Направьте световой луч. Совпадает ли он с ваше прямой? Какой вывод?

Свет в прозрачной среде  распространяется прямолинейно.

1) Возьмите стакан с водой, пробирку, опустите в пробирку карандаш. Вы видите карандаш? (Да) Опустите пробирку в стакан. Что вы наблюдаете? (Та часть пробирки, которая опущена в воду посеребрена, карандаша в ней не видно). Почему?

2) Возьмите пустой стакан в руку. Вы видите пальцы? (Да). Налейте в стакан воды. Вы видите пальцы? (Нет). Почему?

3) Возьмите стакан с монетой, налейте воды. Вы видите монету? (да). Накройте пробиркой монету. Вы видите монету? (нет). Почему?

4) Из стакана налейте воды высотой 2см в пробирку и вновь опустите её в стакан с водой. Что вы наблюдаете? (Там где вода в пробирке – карандаш виден и нет посеребрения; там где воздух в пробирке – посеребрение есть). Почему?

Почему исчезают тела? Ведь среда прозрачная.  (среда неоднородная)

Закон прямолинейного распространения света:  Свет в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно.

Этот факт установил еще Евклид (300 лет до н.э.)

Оптически однородной считается такая среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью.

Физкультминутка: Закройте глаза. Представьте лист белой бумаги и мысленно напишите на нем тушью свое имя. В конце поставьте точку. Забудьте о буквах, точка раскачивается из стороны в сторону и медленно растворяется.

Прямолинейность распространения света подтверждается образованием …

-На что нельзя наступить?

-Попутчица за мною ходит вслед
Мне от нее ни зла, ни пользы нет.
(Тень)

тени и полутени.

 Вспомните детскую сказку: «Ты за ней – она за тобой. Ты от нее – она за тобой.

Учитель: Впервые з-н прямолинейного распространения света был сформулирован в 3 веке до нашей эры древнегреческим ученым Евклидом. Под прямолинейностью света он имел ввидупрямолинейность световых лучей. Сам Евклид отождествлял   лучи света со «зрительными лучами», которые  якобы выходили из глаз человека и в результате «ощупывания» предметов позволяли видеть последние. Такая точка зрения была достаточно широко (

Однако уже Аристотель спрашивал: «Если бы видение зависело от света, исходящего из глаз, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте?» Теперь мы знаем, что никаких «зрительных лучей» не существует, и видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а наоборот, потому что свет от  различных предметов попадает нам в глаза.

Под световым лучом в современной физике понимают достаточно узкий пучок света, который в той области, в которой изучается его распространение, можно считать не расходящимся. Это физический световой луч. Различают еще и математический (геометрический). Луч – это линия, вдоль которой распространяется свет. (Записывается в опорный конспект). Раздел физики, который изучает законы распространения света на основе представлений о световых лучах, называется геометрической оптикой.

Учитель: Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени.

У каждого на парте: свеча, экран (альбомный лист).

Учитель: Возьмите свечу, экран и между ними поместите непрозрачный предмет.

 

Тень - область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Полутень - область пространства, в которую свет от источника попадает частично.

Образование теней и полутеней объясняет солнечные и лунные затмения.

 

При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение.

В некоторых африканских племенах избегают переход через открытую местность в полдень, потому что боятся потерять свою тень. Считают, что наступить на тень человека – нанести ему серьезное оскорбление.

Затмение Солнца загадочное в прошлом явление, по преданиям предвещавшее горести, болезни и всяческие несчастия.

На картине Рериха “Поход князя Игоря” 1910 г. изображено затмение Солнца. В основе картины лежит историческое событие – сражение русского князя с половцами. Яркие, “звучные краски, скупо очерченные, но выразительные силуэты воинов в их неудержимом движении вперёд” - всё это прочитывается как зачин сказочной былины. Красные, “червленые”, щиты, по которым в XII веке узнавали русичей, озарены солнечным сиянием. И в это время на войско с небес падает тревожная тень, цвета ультрамарина. – это сама природа через солнечное затмение предвещает войску неудачу.

“… Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,
Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых,
И рёк Игорь дружине своей:
Братия и дружина!
Лучше нам быть порубленными, чем даться в полон.
Сядем же, други, на борзых коней
Да посмотрим синего Дона! 
Вступил князь Игорь в златое стремя, 
и поехал по чистому полю, 
Солнце дорогу ему тьмой заступило…”

-От чего зависит размер тени? (показ: от размера объекта и от удаленности от источника света)

-Будет ли образовываться тень от стекла? (показ: нет, не будет)

-Максим Горький в своих воспоминаниях рассказывал: “Я видел, как Антон Павлович Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался, совершенно безуспешно, надеть его на голову вместе со шляпой”

-Почему Чехову не удалось это сделать? (свет распространяется прямолинейно, шляпой невозможно изменить его направление)

-А как вы думаете, можно ли вообще изменить направление светового луча? (можно, если на его пути поставить зеркало)

 

Работа в малых группах

 1 карточка

Почему в ясную погоду мы видим не только яркий свет Луны, но и ту ее часть, на которую не попадают прямые солнечные лучи?

Ответ: видимая нами темная часть Луны освещается солнечными лучами, отраженными от Земли.

 

2 карточка

Из древнегреческой легенды о Персее: «Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море и с яростью ринулось чудовище  на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч»

? Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?

Практическая работа в парах

-        Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50-60 см от экрана. Посредине между экраном и свечами вертикально поместите линейку. Зажгите свечи. Что получилось на экране? Зарисуйте в тетради, что у вас получилось в результате эксперимента. Укажите на рисунке область тени и полутени.

-        Произвольно перемещайте экран и линейку. Зафиксируйте изменения очертаний теней и полутеней. Запишите результат наблюдений.

-        Погасите одну свечу. Изменилось ли при этом изображение на экране? Если изменилось, то как?

-        Запишите выводы в тетрадь.

 

ВЫВОД: падающий луч, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости; угол отражения равен углу падения.

 http://festival.1september.ru/articles/614775/img1.gif

 

 -Важнейшее свойство световых лучей, которое вытекает из закона отражения света: обратимость световых лучей (на оптическом круге).

-Отражение от зеркала называется зеркальным отражением. Параллельные лучи света отражаются от зеркала параллельными лучами.

-Скажите, где в природе можно наблюдать зеркальное отражение? (на воде)

-Посмотрите в зеркало. Скажите, где находится изображение: перед зеркалом или как бы за ним?

-Посмотрим, как строится изображение в зеркале:

http://festival.1september.ru/articles/614775/img2.gif 

 -Изображение построено, на продолжении лучей, а не на самих лучах. Изображения в зеркалах мнимые.

-У вас есть на партах карточки, возьмите зеркала и поставьте их вдоль линий. Прочитайте, что у вас получилось.

-Как вы думаете, как будут направлены отраженные лучи от параллельных падающих, если поверхности шероховатая. (Они будут направлены в разные стороны)

Такое отражение называется диффузным.

Почему нам виден луч проектора в кинотеатре? (Свет отражается от пыли находящейся в воздухе)

-Почему мы видим лучи Солнца? (Свет отражается от частичек пыли, капелек воды, находящихся в воздухе)

-Почему космическое пространство темное? (Там нет ничего: ни пыли, ни капелек воды, которые отражали бы свет)

-Луна сама не излучает свет. Так почему мы ее видим? (Она отражает солнечный свет)

ВЫВОД: весь свет, который мы видим отраженный (Диффузное отражение)

III. Решение задачв группах:

№1   Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство? (Установить несколько ламп)

№2   Солнце сияет, а месяц светит. (объясните смысл этой пословицы сияет – издает свет)

№3   Изображение молодой Луны очень похоже на лунное затмение.  Распознайте фотографии (см. в конспекте)

№4  Определить высоту дерева, если длина отбрасываемой им тени равна 28м, а длина тени человека, стоящего параллельно дереву 21м. Рост человека 1,5м. (рис в конспекте)

№5 Сколько времени понадобиться световому излучению, чтобы дойти от Солнца до Земли, если расстояние между ними 150 ∙106 км, а скорость света 3∙108 м/с?

 

ФР « Волны и колебания»

Рефлексия.

Домашнее задание

 

 

Дополнительный материал: изучить материал сайтов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf (источники света)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_2.swf (распространение света)

 

http://physics.ru/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph21/theory.html

презентация

 

Ребята отмечают черточки

 

 

 

 

 

http://phys.reshuege.ru/

 

 

Взаимопроверка ответов, меняются парами листами. Затем сверяют с доской

 

 

 

 

 

 

Класс делится на группы по счету от 1-2. Учащиеся придумывают название

Время обдумывания 1 мин.учитываются скорость и качество ответа. Максимальное количество баллов- 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обдумывают в группах. Потом дают устный ответ. Другие команды слушают и могут дать свой ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель дает небольшую информацию. Чтобы дети вспомнили для следующих заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут в тетрадях ответы на вопросы кроссворда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое закрепление темы

Решают у доски с объяснением

Конец урока

3 мин

ЧТО МЫ УЗНАЛИ

 

 

Дополнительная информация

Рефлексия.Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация , проводимая мной? Уложился ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.  

 

 

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?